Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10405

Оценка состояния Event-индустрии в России в современных экономических условиях

Assessment of the state of the Event industry in Russia in modern economic conditions 

Каннер Даниил Дмитриевич, аспирант 3 года обучения факультета управления, Южный Федеральный университет, kannerdan@yandex.ru

Лысоченко А.А., научный руководитель, д.э.н., профессор, Южный Федеральный университет

Kanner Daniil Dmitrievich, Postgraduate student of 3 years of study at the Faculty of Management, Southern Federal University, kannerdan@yandex.ru

Lysochenko A.A., Scientific supervisor, Doctor of Economics, Professor, Southern Federal University 

Аннотация. Статья посвящена оценки состояния Event-индустрии в России в условиях пандемии. В статье рассматриваются факторы, которые повлияли на состояние Event-индустрии и их последствия. В статье предлагаются различные методы и инструменты, позволяющие стабилизировать ситуацию на рынке Event-услуг.

Summary. The article is devoted to assessing the state of the Event industry in Russia in the context of a pandemic. The article discusses the factors that influenced the state of the Event industry and their consequences. The article offers various methods and tools to stabilize the situation in the Event-services market.

Ключевые слова: event-менеджмент, event-сфера, пандемия, кризис, онлайн-события, оффлайн-события, пакетные предложения.

Keywords: event management, event sphere, pandemic, crisis, online events, offline events, package offers.

На протяжении всего периода своего существования, человечество нуждалось в мероприятиях, на которых люди могли бы встречаться ради общения и проведения досуга. Постепенно, подобного рода мероприятия начали обрастать дополнительными задачами и смыслом, привнося экономическую пользу для общества, компаний, регионов и даже страны в целом. Общество пришло к выводу, что подобного рода деятельность должна быть выделена в отдельную экономическую сферу жизнедеятельности, которая в свою очередь является составляющей сферы услуг – Event-сфера.

В современных экономических исследованиях не существует единого, общепризнанного определения термина «event» и «event-менеджмент». В таблице 1 приведем несколько различных определений понятия «event».

В широком смысле, согласно переводу с английского, еvent – событие, мероприятие. Для полного понимания стоит отметить, что Event-мероприятие – это один из эффективных методов осуществления PR (связи с общественностью), направленный на достижение не только единоразового эффекта и результата, но и на формирование долговременной перспективы и процесса, который включает в себя формирование бренда и имиджа компании, а также включает в себя изучение того, как бренд и имидж организации влияет на общественные интересы и потребности. Event занимает немалую долю в сфере маркетинговых коммуникаций, которые реализуются с помощью организации и проведении различных event-мероприятий. Event – мероприятия несут в себе огромный функционал и позволяют удовлетворять широкий спектр потребностей заказчика: передача сотрудникам, клиентам и посредникам простой, но в то же время важной информации, эффективная презентации бренда компании и ее продукции и т.д. Охват Event-мероприятий также достаточно вариативен: в рамках отдельно взятой фирмы, нескольких компаний, либо когда распространение event переносится на огромное, доходящее до круглых цифр, общественные массы.

Из определения понятие eventa, перейдем к самому понятию event-менеджмента. Так примем за основу следующее определение: «Event-менеджмент — это все действия и меры, которые предусматриваются при планировании, организации, контроле и управлении специальным событием с целью привлечения целевой аудитории к своим товарам и услугам посредством позиционирования компании на рынке в качестве эксперта» [1].

Event-мероприятия за рубежом давно уже укоренились в обществе и являются обыденными, привычными вещами. Такие вещи, как «Team-bulding», клиентские мероприятия и прочее являются достаточно популярными в организациях, в том числе и на предприятиях сферы услуг. Последние исследования показывают, что 76% руководителей зарубежных компаний уверены в необходимости проведения корпоративных мероприятий для мотивации персонала и успешного развития бизнеса [2].

Что касается российского рынка eventa, то можно говорит о том, что он постепенно вливается в эту мировую тенденцию и пытается соответствовать мировым стандартам. У российского event-рынка есть определенные проблемы, которые после анализа мнений специалистов, комментариев на профессиональных форумах, были сформулированы следующим образом:

  • недостаточное доверие заказчиков, связанное с негативным опытом работы с непрофессиональными event’орами, сильно затрудняет взаимоотношения с организатором;
  • отсутствие прогрессивной конкуренции в связи с недостаточным количеством добросовестных event-менеджеров;
  • нет организованного, систематизированного event-рынка, работа основана на рекомендациях и связях;
  • некорректное поведение заказчиков (неумение сформулировать желаемое, нежелание платить за идеи и т.п.);
  • отсутствие должного сервиса на рынке. Его предоставляют лишь некоторые агентства.

Существенным недостатком, затрудняющий процесс развития event-менеджмента в России, является отсутствие должного уровня подготовки event-специалистов. Причем речь сейчас идет не о курсах, а о полноценном образовании в высшем учебном заведении, точнее, о его практическом отсутствии в нашей стране. За рубежом уже давно применяется такая практика – подготовка специалистов Event-сферы в ВУЗах – и сейчас различные представители за рубежом ищут новые, более эффективные формы создания качественных специалистов.

К примеру, в Германии есть целый ряд частных и несколько государственных вузов, где готовят кадры для индустрии встреч. Ко вторым относится Дуальная высшая школа Баден-Вюртемберга (DualeHochschuleBaden-Württemberg, DHBW). Более чем за 20 лет существования этот вуз приобрел большую популярность среди абитуриентов.

Тем не менее, Event-сфера является одной из самых перспективных и привлекательных сфер, особенного для молодого поколения. Сфера призвана решать задачи не только развлекательного характера, но вопросы бизнеса и сотрудничества.

Пандемия, начавшаяся в феврале-марте 2020 года, затронула каждую сферу жизнедеятельности общества. За неимением возможности граждан выходить из дому в течение долго времени (а в ряде стран до сих пор), многим предприятиям в этой связи пришлось перестраивать свой бизнес, чтобы сохранить его и не обанкротится.

Event-сфера одной из первых (если не самая первая) столкнулась с негативными факторами пандемии. Эти факторы не просто снизили денежные обороты и получение прибыли, они полностью парализовали сферу. Условно влияние последствий пандемии можно разделить на две категории:

  1. Влияние со стороны государства;
  2. Влияние со стороны общества.

Львиную долю влияния на состояние Event-индустрии оказали меры со стороны государства, предпринимаемые с целью приостановки распространения вируса. Основными мерами стали:

  1. Запрет на проведение массовых мероприятий.

Самый главный и существенный фактор, поскольку первоначальная и основная цель event – организация и проведение массовых событий. Причем если бы здесь было ограничение до какого-либо количества человек (условно, до 100 человек), тогда еще можно было говорить об организации событии небольшого масштаба. Здесь речь скорее о свадьбах, днях рождениях, небольших корпоративах, тимбилдингах и презентациях, возможно каких-либо клиентских событиях.

Даже если снизить ограничение до 50 человек – это все еще небольшая свадьба или день рождения, так или иначе. Т.е. стоит понимать, что этот запрет «парализовал» сначала корпоративный сегмент, а затем и частный.

  1. Запрет на работу заведений общественного питания.

Поскольку основными площадками для событий частного сегмента (да и некоторых событий корпоративного сегмента) являются заведения общепита, то этот фактор также напрямую повлиял на сферу. Можно было бы говорить о службах кейтеринга и выездных банкетах, но опять же – это возвращает нас к пункту 1, который влечет за собой штраф, как за организацию массового события, так и за нарушение режима самоизоляции.

Что касается факторов, которые исходили со стороны общества, таковыми являются:

  1. Страх. Люди боялись выходить на улицу дальше, чем в магазин или в аптеку, а также контактировать друг с другом. Даже маленькие частные события (допустим, на 10 человек) не проводились.
  2. Ухудшающаяся финансовая ситуация. Учитывая тот факт, что в начале пандемии большая часть населения столкнулась с жесткими финансовыми трудностями, все траты населения сводились к покупкам товаров первой необходимости. Как следствие, люди были не готовы тратить деньги на сферу развлечений, и в последующие месяцы наблюдалась такая же ситуация. Можно предположить, что после пандемии, которая по прогнозам продлиться до 2022 года, резкого скачка заинтересованности людей в event-индустрии не предвидеться.

Таким образом, можно говорить о «парализации» еvent-сферы и колоссальных потерях в условиях пандемии.

На рисунке представлены основные цифры, собранные на основе исследования Выставочного научно-исследовательского центра «R&C» и отражающие в процентном соотношении потери в сфере в целом по состоянию на конец 2020 года (по сравнению с показателями 2019 года):

Стоит отметить, что за 2019 год вся Event-индустрия заработала 121,2 млрд. рублей.

Для проведения оценки восстановления event-индустрии (хотя бы достижения показателей 2019 года) и принятия мер для перестройки сферы под новые реалии, рассмотрим кризис 2008 года.

Первое влияние кризиса 2008 года на Event-индустрию пришлось на октябрь. Заказы снизились в два раза, и заказчики либо начали отказываться от событий (даже по тем событиям, по которым была внесена предоплата), либо стремительно сокращать бюджеты мероприятий. Каждая пятая компания отменяла корпоратив, но из-за этого немалая доля сотрудников подала заявления об увольнении. Причиной тому мог послужить психологический принцип того, что «если компания не в состоянии организовать корпоратив, то дела у нее совсем плохи».

При этом, опираясь на данные Российской ассоциации маркетинговых услуг, рост Event-сферы был достаточно высок:

В тот год происходило массовое сокращение Event-агентств. Под закрытие попали даже те организации, у которых оборот средств в 2007 году составлял более 2 млн. долларов. В 2008 году максимальный порог бюджета события составил в среднем 100 тыс. долларов, а в 2007 году эта цифра была в два раза выше — 200 тыс. долларов.

Кризис 2008 года породил не только снижение объемов заказов и оборота денежных средств, но и рост сокращений рабочей силы, «грязную конкуренцию» и демпинг.

Стоит отметить, что такие элементы включает в себя и нынешняя пандемия, что свидетельствует о том, что структура кризиса в какой-то степени похожа с сегодняшней ситуацией. Разницей лишь служит наличие запрета на проведение массовых мероприятий.

Кризис 2008 года длился не долго. Постепенно ситуация стабилизировалась, а доходы начали постепенно увеличиваться с 2010 года. Но как в любом кризисе, для его преодоления были предприняты меры такие как:

  1. Реклама. Если в 2007 году лидогенерация строилась в основном благодаря «сарафану», то с приходом кризиса, игроки на рынке были вынуждены прибегать к различным рекламным методикам, будь то простые объявления или рассылка с выгодными предложениями.
  2. Генерирование идей. При ограниченном бюджете приходилось искать различные креативные решения, что служило в итоге только плюсом.
  3. Сплочение. В условиях существующего кризиса на какой-то момент многие забыли о конкуренции и сели за стол переговоров, тем самым разработав совместные решения для сохранения на плаву всей отрасли.

Если говорить о мерах, которые принимаются сейчас и которые необходимо поддерживать и дальше, то мы увидим, что меры по лидогенерации, креативу и объедение индустрии против общей проблемы – все эти критерии выполняются и сейчас и в целом, являются неким «базисом», минимальным пакетом, который работает в рамках кризисов.

Но при этом, стоит отметить, что нынешняя экономическая ситуация носит специфический характер, к которому, как следствие, необходимы особые меры, которые можно охарактеризовать по следующим категориям:

  1. Переход на «онлайн». Стоит сказать, что до пандемии онлайн мероприятия были крайне редки и выступали в большинстве своем только в роли составных частей большого офлайн события. Нынешние реалии диктуют новые правила, поэтому онлайн события логично обрели большую популярность. Более того, event-специалисты выявили различные, ранее не замечаемые возможности и преимущества данного вида событий, которые могут служить не только как неплохим аналогом привычных офлайн событий, но и эффективным инструментом в решении различных экономических задач.
  2. Пакетные предложения. В нынешней экономической ситуации, потребитель явно будет искать более выгодные и дешевые варианты. Здесь ключом к сохранению прибыли организаций могут послужить готовые кейсы, которые за счет объемов смогут предложить более низкую стоимость услуги, чем если бы он собирал ее по отдельным составляющим.
  3. Помощь государства. Наряду со сферой туризма, событийная индустрия оказалась одной из самых пострадавших. К сожалению, своих сил может оказаться недостаточно для преодоления кризиса, поэтому было бы логично здесь вмешательство государство и оказания помощи. Причем речь здесь может идти не о финансовом аспекте, скорее разработки определенной схемы работы подобных предприятий, и, как следствие, появление возможности вновь организовывать мероприятия офлайн, с соблюдением всех ограничительных мер по распространению заболевания.

Таким образом, можно провести аналогию структуры развития и предпринимаемых мер кризиса 2008 года и нынешней пандемии и говорить о том, что при четком соблюдении мер, при сплочении всей сферы и поиске новых решений, Event-бизнес сможет вздохнуть и вернуться на более-менее прежние обороты по истечению около двух лет, как это и произошло во времена кризиса 2008 года.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Саидмамедова С. С., Соловьева И. А. Событийный менеджмент в социально-культурной сфере// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс].
  2. Корпоратив как инструмент event-менеджмента: есть ли польза для бизнеса? // EventNN Ваш гид в мире бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eventnn.ru
  3. Рейтинг событийного потенциала регионов России 2020 // Выставочный научно-исследовательский центр R&C. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rnc-consult.ru/
  4. Как кризисы 2008 и 2014 отразились на Event-индустрии? // Портал Event.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://event.ru/
  5. World trade center Moscow. [Электронный ресурс] Режим доступа https://corp.wtcmoscow.ru/
  6. Национальная ассоциация организаторов мероприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://eventros.ru/.
  7. Абдурахманов А.С., Кочеткова Н.В. Особенности формирования корпоративных культур с использованием инструментов Event-менеджмента // Современные исследования. 2017. № 3 (03). С. 5-11.