DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10405
Оценка состояния Event-индустрии в России в современных экономических условиях
Assessment of the state of the Event industry in Russia in modern economic conditions
Каннер Даниил Дмитриевич, аспирант 3 года обучения факультета управления, Южный Федеральный университет, kannerdan@yandex.ru
Лысоченко А.А., научный руководитель, д.э.н., профессор, Южный Федеральный университет
Kanner Daniil Dmitrievich, Postgraduate student of 3 years of study at the Faculty of Management, Southern Federal University, kannerdan@yandex.ru
Lysochenko A.A., Scientific supervisor, Doctor of Economics, Professor, Southern Federal University
Аннотация. Статья посвящена оценки состояния Event-индустрии в России в условиях пандемии. В статье рассматриваются факторы, которые повлияли на состояние Event-индустрии и их последствия. В статье предлагаются различные методы и инструменты, позволяющие стабилизировать ситуацию на рынке Event-услуг.
Summary. The article is devoted to assessing the state of the Event industry in Russia in the context of a pandemic. The article discusses the factors that influenced the state of the Event industry and their consequences. The article offers various methods and tools to stabilize the situation in the Event-services market.
Ключевые слова: event-менеджмент, event-сфера, пандемия, кризис, онлайн-события, оффлайн-события, пакетные предложения.
Keywords: event management, event sphere, pandemic, crisis, online events, offline events, package offers.
На протяжении всего периода своего существования, человечество нуждалось в мероприятиях, на которых люди могли бы встречаться ради общения и проведения досуга. Постепенно, подобного рода мероприятия начали обрастать дополнительными задачами и смыслом, привнося экономическую пользу для общества, компаний, регионов и даже страны в целом. Общество пришло к выводу, что подобного рода деятельность должна быть выделена в отдельную экономическую сферу жизнедеятельности, которая в свою очередь является составляющей сферы услуг – Event-сфера.
В современных экономических исследованиях не существует единого, общепризнанного определения термина «event» и «event-менеджмент». В таблице 1 приведем несколько различных определений понятия «event».
В широком смысле, согласно переводу с английского, еvent – событие, мероприятие. Для полного понимания стоит отметить, что Event-мероприятие – это один из эффективных методов осуществления PR (связи с общественностью), направленный на достижение не только единоразового эффекта и результата, но и на формирование долговременной перспективы и процесса, который включает в себя формирование бренда и имиджа компании, а также включает в себя изучение того, как бренд и имидж организации влияет на общественные интересы и потребности. Event занимает немалую долю в сфере маркетинговых коммуникаций, которые реализуются с помощью организации и проведении различных event-мероприятий. Event – мероприятия несут в себе огромный функционал и позволяют удовлетворять широкий спектр потребностей заказчика: передача сотрудникам, клиентам и посредникам простой, но в то же время важной информации, эффективная презентации бренда компании и ее продукции и т.д. Охват Event-мероприятий также достаточно вариативен: в рамках отдельно взятой фирмы, нескольких компаний, либо когда распространение event переносится на огромное, доходящее до круглых цифр, общественные массы.
Из определения понятие eventa, перейдем к самому понятию event-менеджмента. Так примем за основу следующее определение: «Event-менеджмент — это все действия и меры, которые предусматриваются при планировании, организации, контроле и управлении специальным событием с целью привлечения целевой аудитории к своим товарам и услугам посредством позиционирования компании на рынке в качестве эксперта» [1].
Event-мероприятия за рубежом давно уже укоренились в обществе и являются обыденными, привычными вещами. Такие вещи, как «Team-bulding», клиентские мероприятия и прочее являются достаточно популярными в организациях, в том числе и на предприятиях сферы услуг. Последние исследования показывают, что 76% руководителей зарубежных компаний уверены в необходимости проведения корпоративных мероприятий для мотивации персонала и успешного развития бизнеса [2].
Что касается российского рынка eventa, то можно говорит о том, что он постепенно вливается в эту мировую тенденцию и пытается соответствовать мировым стандартам. У российского event-рынка есть определенные проблемы, которые после анализа мнений специалистов, комментариев на профессиональных форумах, были сформулированы следующим образом:
- недостаточное доверие заказчиков, связанное с негативным опытом работы с непрофессиональными event’орами, сильно затрудняет взаимоотношения с организатором;
- отсутствие прогрессивной конкуренции в связи с недостаточным количеством добросовестных event-менеджеров;
- нет организованного, систематизированного event-рынка, работа основана на рекомендациях и связях;
- некорректное поведение заказчиков (неумение сформулировать желаемое, нежелание платить за идеи и т.п.);
- отсутствие должного сервиса на рынке. Его предоставляют лишь некоторые агентства.
Существенным недостатком, затрудняющий процесс развития event-менеджмента в России, является отсутствие должного уровня подготовки event-специалистов. Причем речь сейчас идет не о курсах, а о полноценном образовании в высшем учебном заведении, точнее, о его практическом отсутствии в нашей стране. За рубежом уже давно применяется такая практика – подготовка специалистов Event-сферы в ВУЗах – и сейчас различные представители за рубежом ищут новые, более эффективные формы создания качественных специалистов.
К примеру, в Германии есть целый ряд частных и несколько государственных вузов, где готовят кадры для индустрии встреч. Ко вторым относится Дуальная высшая школа Баден-Вюртемберга (DualeHochschuleBaden-Württemberg, DHBW). Более чем за 20 лет существования этот вуз приобрел большую популярность среди абитуриентов.
Тем не менее, Event-сфера является одной из самых перспективных и привлекательных сфер, особенного для молодого поколения. Сфера призвана решать задачи не только развлекательного характера, но вопросы бизнеса и сотрудничества.
Пандемия, начавшаяся в феврале-марте 2020 года, затронула каждую сферу жизнедеятельности общества. За неимением возможности граждан выходить из дому в течение долго времени (а в ряде стран до сих пор), многим предприятиям в этой связи пришлось перестраивать свой бизнес, чтобы сохранить его и не обанкротится.
Event-сфера одной из первых (если не самая первая) столкнулась с негативными факторами пандемии. Эти факторы не просто снизили денежные обороты и получение прибыли, они полностью парализовали сферу. Условно влияние последствий пандемии можно разделить на две категории:
- Влияние со стороны государства;
- Влияние со стороны общества.
Львиную долю влияния на состояние Event-индустрии оказали меры со стороны государства, предпринимаемые с целью приостановки распространения вируса. Основными мерами стали:
- Запрет на проведение массовых мероприятий.
Самый главный и существенный фактор, поскольку первоначальная и основная цель event – организация и проведение массовых событий. Причем если бы здесь было ограничение до какого-либо количества человек (условно, до 100 человек), тогда еще можно было говорить об организации событии небольшого масштаба. Здесь речь скорее о свадьбах, днях рождениях, небольших корпоративах, тимбилдингах и презентациях, возможно каких-либо клиентских событиях.
Даже если снизить ограничение до 50 человек – это все еще небольшая свадьба или день рождения, так или иначе. Т.е. стоит понимать, что этот запрет «парализовал» сначала корпоративный сегмент, а затем и частный.
- Запрет на работу заведений общественного питания.
Поскольку основными площадками для событий частного сегмента (да и некоторых событий корпоративного сегмента) являются заведения общепита, то этот фактор также напрямую повлиял на сферу. Можно было бы говорить о службах кейтеринга и выездных банкетах, но опять же – это возвращает нас к пункту 1, который влечет за собой штраф, как за организацию массового события, так и за нарушение режима самоизоляции.
Что касается факторов, которые исходили со стороны общества, таковыми являются:
- Страх. Люди боялись выходить на улицу дальше, чем в магазин или в аптеку, а также контактировать друг с другом. Даже маленькие частные события (допустим, на 10 человек) не проводились.
- Ухудшающаяся финансовая ситуация. Учитывая тот факт, что в начале пандемии большая часть населения столкнулась с жесткими финансовыми трудностями, все траты населения сводились к покупкам товаров первой необходимости. Как следствие, люди были не готовы тратить деньги на сферу развлечений, и в последующие месяцы наблюдалась такая же ситуация. Можно предположить, что после пандемии, которая по прогнозам продлиться до 2022 года, резкого скачка заинтересованности людей в event-индустрии не предвидеться.
Таким образом, можно говорить о «парализации» еvent-сферы и колоссальных потерях в условиях пандемии.
На рисунке представлены основные цифры, собранные на основе исследования Выставочного научно-исследовательского центра «R&C» и отражающие в процентном соотношении потери в сфере в целом по состоянию на конец 2020 года (по сравнению с показателями 2019 года):
Стоит отметить, что за 2019 год вся Event-индустрия заработала 121,2 млрд. рублей.
Для проведения оценки восстановления event-индустрии (хотя бы достижения показателей 2019 года) и принятия мер для перестройки сферы под новые реалии, рассмотрим кризис 2008 года.
Первое влияние кризиса 2008 года на Event-индустрию пришлось на октябрь. Заказы снизились в два раза, и заказчики либо начали отказываться от событий (даже по тем событиям, по которым была внесена предоплата), либо стремительно сокращать бюджеты мероприятий. Каждая пятая компания отменяла корпоратив, но из-за этого немалая доля сотрудников подала заявления об увольнении. Причиной тому мог послужить психологический принцип того, что «если компания не в состоянии организовать корпоратив, то дела у нее совсем плохи».
При этом, опираясь на данные Российской ассоциации маркетинговых услуг, рост Event-сферы был достаточно высок:
В тот год происходило массовое сокращение Event-агентств. Под закрытие попали даже те организации, у которых оборот средств в 2007 году составлял более 2 млн. долларов. В 2008 году максимальный порог бюджета события составил в среднем 100 тыс. долларов, а в 2007 году эта цифра была в два раза выше — 200 тыс. долларов.
Кризис 2008 года породил не только снижение объемов заказов и оборота денежных средств, но и рост сокращений рабочей силы, «грязную конкуренцию» и демпинг.
Стоит отметить, что такие элементы включает в себя и нынешняя пандемия, что свидетельствует о том, что структура кризиса в какой-то степени похожа с сегодняшней ситуацией. Разницей лишь служит наличие запрета на проведение массовых мероприятий.
Кризис 2008 года длился не долго. Постепенно ситуация стабилизировалась, а доходы начали постепенно увеличиваться с 2010 года. Но как в любом кризисе, для его преодоления были предприняты меры такие как:
- Реклама. Если в 2007 году лидогенерация строилась в основном благодаря «сарафану», то с приходом кризиса, игроки на рынке были вынуждены прибегать к различным рекламным методикам, будь то простые объявления или рассылка с выгодными предложениями.
- Генерирование идей. При ограниченном бюджете приходилось искать различные креативные решения, что служило в итоге только плюсом.
- Сплочение. В условиях существующего кризиса на какой-то момент многие забыли о конкуренции и сели за стол переговоров, тем самым разработав совместные решения для сохранения на плаву всей отрасли.
Если говорить о мерах, которые принимаются сейчас и которые необходимо поддерживать и дальше, то мы увидим, что меры по лидогенерации, креативу и объедение индустрии против общей проблемы – все эти критерии выполняются и сейчас и в целом, являются неким «базисом», минимальным пакетом, который работает в рамках кризисов.
Но при этом, стоит отметить, что нынешняя экономическая ситуация носит специфический характер, к которому, как следствие, необходимы особые меры, которые можно охарактеризовать по следующим категориям:
- Переход на «онлайн». Стоит сказать, что до пандемии онлайн мероприятия были крайне редки и выступали в большинстве своем только в роли составных частей большого офлайн события. Нынешние реалии диктуют новые правила, поэтому онлайн события логично обрели большую популярность. Более того, event-специалисты выявили различные, ранее не замечаемые возможности и преимущества данного вида событий, которые могут служить не только как неплохим аналогом привычных офлайн событий, но и эффективным инструментом в решении различных экономических задач.
- Пакетные предложения. В нынешней экономической ситуации, потребитель явно будет искать более выгодные и дешевые варианты. Здесь ключом к сохранению прибыли организаций могут послужить готовые кейсы, которые за счет объемов смогут предложить более низкую стоимость услуги, чем если бы он собирал ее по отдельным составляющим.
- Помощь государства. Наряду со сферой туризма, событийная индустрия оказалась одной из самых пострадавших. К сожалению, своих сил может оказаться недостаточно для преодоления кризиса, поэтому было бы логично здесь вмешательство государство и оказания помощи. Причем речь здесь может идти не о финансовом аспекте, скорее разработки определенной схемы работы подобных предприятий, и, как следствие, появление возможности вновь организовывать мероприятия офлайн, с соблюдением всех ограничительных мер по распространению заболевания.
Таким образом, можно провести аналогию структуры развития и предпринимаемых мер кризиса 2008 года и нынешней пандемии и говорить о том, что при четком соблюдении мер, при сплочении всей сферы и поиске новых решений, Event-бизнес сможет вздохнуть и вернуться на более-менее прежние обороты по истечению около двух лет, как это и произошло во времена кризиса 2008 года.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Саидмамедова С. С., Соловьева И. А. Событийный менеджмент в социально-культурной сфере// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс].
- Корпоратив как инструмент event-менеджмента: есть ли польза для бизнеса? // EventNN Ваш гид в мире бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eventnn.ru
- Рейтинг событийного потенциала регионов России 2020 // Выставочный научно-исследовательский центр R&C. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rnc-consult.ru/
- Как кризисы 2008 и 2014 отразились на Event-индустрии? // Портал Event.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://event.ru/
- World trade center Moscow. [Электронный ресурс] Режим доступа https://corp.wtcmoscow.ru/
- Национальная ассоциация организаторов мероприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://eventros.ru/.
- Абдурахманов А.С., Кочеткова Н.В. Особенности формирования корпоративных культур с использованием инструментов Event-менеджмента // Современные исследования. 2017. № 3 (03). С. 5-11.