Московский экономический журнал 7/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10479

Исследование особенностей и разработка алгоритма SMM на производственных предприятиях

Study of the features and development of the SMM algorithm in manufacturing enterprises

Кондрат Валерия Сергеевна, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: kondratlera@mail.ru

Тихомирова Ольга Геннадьевна,  доцент (квалификационная категория «ординарный доцент»), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, факультет технологического менеджмента и инноваций, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: olgatikhomirov@yandex.ru

Kondrat Valeriia Sergeevna, ITMO University, Faculty of Technological Management and Innovations, St. Petersburg, Russia, e-mail: kondratlera@mail.ru

Tikhomirova Olga Gennadevna, Associate Professor (qualification category «ordinary associate professor»), ITMO University, Faculty of Technological Management and Innovations, St. Petersburg, Russia, e-mail: olgatikhomirov@yandex.ru

Аннотация. В XXI веке продвижение продукции или услуги невозможно представить без мира диджитал, одним из ответвлений которого является SMM продвижение. Успех данного метода обусловлен постоянным ростом числа пользователей сетью интернет во всём мире.

Автором была поставлена цель разработать алгоритм внедрения SMM на производственные предприятия. Для выполнения поставленной цели автор использовал статистические и сравнительные методы анализа данных из открытых источников.

В результате, автором был разработан алгоритм внедрения SMM на предприятие, учитывающий особенности производственного предприятия.

Summary. In the 21st century, the promotion of products or services cannot be imagined without the digital world, without SMM. The success of this method connected with the constant growth of internet users in the world. The author set a goal to assess how effective the implementation of SMM in manufacturing enterprises.

Algorithm was developed for introducing SMM into the enterprise, considering the characteristics of the manufacturing enterprise.

Ключевые слова: алгоритм, SMM, эффективность, производственное предприятие, менеджмент, инновации.

Keywords: algorithm, SMM, efficiency, production enterprise, management, innovation.

Актуальность исследуемой темы обусловлена постоянным ростом числа пользователей интернет ресурсами в период с 2010 по 2018 гг., а также каналами связи, находящимися в сети Интернет, благодаря которым потребитель получает информацию о товарах и услугах [6].

Цель исследования заключается в разработке алгоритма внедрения SMM на производственном предприятии с целью повышения его узнаваемости за счет особенностей производственного предприятия.

Для выполнения поставленной цели были выполнены следующие задачи: были изучены основные аспекты SMM, а также их функции и задачи для производственных предприятий и выявлены особенности производственных предприятий.

Маркетологи выделяют большое количество методов внедрения SMM на предприятие. Как правило они бывают 3-х видов – белые, серые и черные. К белым относят таргетированную рекламу, SEO-продвижение, взаимодействие с пользователями и ведение корпоративного блога. К серым методам относят массфолловинг, проведение конкурсов и рекламу в сообществах (например, у лидеров мнений). К черным методам относят накрутку подписчиков и массовые рассылки.

Однако, ни один из специалистов не вывел четкую градацию внедряемых методов в соответствии с видом деятельности предприятия.

Автором был проведен анализ известных рекламных кампаний, которые осуществлялись на производственных и на инновационных предприятиях, а именно:

  • Startup Skolkovo village, где основными методами для продвижения были таргетированная реклама и взаимодействие с пользователями [1];
  • Компания «ТНК», которая для привлечения покупателей к новому виду бензина привлекла для его продвижения несколько лидеров мнений;
  • Polaris, бренд, который запускал производство электротранспорта и для увеличения уровня продаж провёл на базе своих социальных сетей конкурс и осуществил взаимодействие с лидерами мнений.

Все эти компании ставили во главу своей SMM-стратегии особенности SMM для производственных предприятий, а именно:  

  1. Учитывался масштаб предприятия (малое, среднее или крупное). От этого зависело, какой бюджет будет выделен на реализацию SMM-кампании, и кто будет её осуществлять.
  2. Учитывался вид деятельности предприятия – от этого зависело, на базе какой социальной сети будет проводиться SMM продвижение. Это является одним из самых главных пунктов, так как каждая социальная сеть имеет свою целевую аудиторию и может быть успешно использована для определенного вида деятельности [3].
  3. На основе первых двух пунктов выбирались показатели KPI, нормативные показатели которых соответствовали и виду деятельности предприятия, и его масштабу.

На основе изученной информации автором было принято решение выделить методы SMM, которые наиболее эффективно применимы для производственных предприятий. С ними можно ознакомиться в таблице 1:

Результатом изучения особенностей SMM на производственном предприятии и методов его реализации стал разработанный автором алгоритм. Он включает в себя 8 последовательных к выполнению этапов. Алгоритм представлен на рисунке 1.

На первом этапе необходимо выявить к какому типу относится предприятие – малое, среднее или крупное. Также необходимо четко прописать цели предприятия, например по SMART, т. к. цели предприятия напрямую зависят от целей SMM.

На втором этапе, в зависимости от типа предприятия, определяется кто будет разрабатывать и реализовывать SMM на предприятии.

На третьем этапе необходимо провести анализ спроса на продукцию или услугу. Как правило, процесс автоматизирован и выполняется с помощью статистических данных сервисов Yandex и Google [4].На четвертом этапе необходимо провести аудит уже имеющегося продвижения. Важно обратить внимание на бизнес-процессы и их состояние, оценить текущие маркетинговые мероприятия и деятельность отдела продаж [5].

Реализация пятого этапа заключается в выборе социальной сети в зависимости от вида деятельности. Связь вида деятельности предприятия с социальной сетью и его целевой аудиторией представлена в таблице 2:

На шестом этапе происходит выбор методов на основе таблицы 1, с помощью которых будет внедряться SMM на предприятие. Они должны учитывать масштаб предприятия согласно рисунку 1.

На седьмом этапе важно выделить показатели оценки KPI, не только общепринятые (например, количество подписчиков, темпы роста и прироста, охваты и количество просмотров), но и те, которые применимы для производственных предприятий, а именно: CTR (коэффициент конверсии), CRR (удержание клиента), CAC (стоимость потенциального клиента), LTV (потенциальная прибыльность одного клиента), СPC (стоимость одного лида) и ROI (возвратность вложенных инвестиций) [2]. Также, на рисунке 2 можно ознакомиться с их нормативными показателями, которые применимы для предприятий разного масштаба.

После определения показателей KPI (и их нормативов для предприятия) и их внедрения на предприятие, наступает восьмой этап алгоритма — оценка показателей за отчетный период. Необходимо отметить важность отношения показателей CAC к LTA, если у предприятия довольно широкая целевая аудитория.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод об эффективности внедрения SMM на предприятие. Важно помнить о том, что все этапы, разработанного автором алгоритма, необходимо выполнять строго последовательно, для получения максимально эффективного результата.

Список литературы

  1. SMM для Startup Village и «Открытых инноваций». [Электронный ресурс] — 2019 — URL: https://tagline.ru/mst/cases/smm-dlya-startup-village-i—otkrytyh-innovaciy/
  2. Иваничев И. KPI в SMM: 30+ метрик эффективности маркетинга в социальных сетях. [Электронный ресурс] — 2018 — URL: https://texterra.ru/blog/kpi-v-smm-metriki-effektivnosti-marketinga-v-sotsialnykh-setyakh.html (дата обращения: 01.10.2019).
  3. Как выбрать социальную сеть для бизнеса — 2017 — URL: https://netology.ru/blog/vybor-smm (дата обращения: 04.04.2020).
  4. Как сделать анализ спроса на продукцию в интернете [Электронный ресурс] — 2019 — URL: https://postium.ru/analiz-sprosa-v-internete/ (дата обращения: 17.01.2020).
  5. Мы слушаем сеть [Электронный ресурс] – 2020 – URL: https://www.kribrum.ru/company/
  6. Сергеева Ю. — Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России. [Электронный ресурс] — 2020— URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/ (дата обращения 05.03.2020)