http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10499

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В УПРАВЛЕНИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

PROBLEMS OF APPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET METHOD IN THE MANAGEMENT OF DEMOGRAPHIC PROCESSES

Ноженко
Дарья Витальевна,
НИУ «Высшая школа
экономики» (НИУ ВШЭ 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20)

Nozhenko
Daria Vitalevna,
kapralnozhenkod@gmail.com

Аннотация.
В статье организация системы социальной защиты населения в РФ рассматривается как одно из главных факторов,
влияющих на устройство
общества. Проанализирована практика использования программно-целевого управления демографическими процессами. Дана характеристика демографического развития региона.
Выявлены проблемы применения программно-целевого метода в управлении демографическими процессами на региональном уровне. Как руководство, так и рядовые
граждане должны иметь представление о том, что именно
понятие качества жизни наиболее ярко характеризует то, как живет рядовой
член общества. Именно на состояние
— как материальное, так и моральное — каждого
члена общества стоит обращать
внимание при исследовании уровня его жизни, и именно такие изыскания
дают наиболее справедливую оценку. Во многих
развитых странах пришли к пониманию, что развитие государства должно быть направлено не только
на экономическую, военную
и политическую мощь, влиятельность государства, но и на уровень
жизни рядовых граждан.

Summary. In the article, the organization of the system of
social protection of the population in the Russian Federation is considered as
one of the main factors affecting the structure of society. The practice of
using program-targeted management of demographic processes is analyzed. The
characteristic of the demographic development of the region is given. The
problems of the application of the program-target method in the management of
demographic processes at the regional level are identified. Both management and
ordinary citizens should have an idea that it is the concept of quality of life
that most vividly characterizes how an ordinary member of society lives. It is
the state — both material and moral — of each member of society that should be
paid attention to when studying the standard of living, and it is precisely
such research that gives the most fair assessment. Many developed countries
have come to understand that the development of the state should be directed
not only at economic, military and political power, the influence of the state,
but also at the standard of living of ordinary citizens.

Ключевые
слова:
Демография, социальное
развитие, управление, программно-целевой комплекс, государственная политика.

Keywords: Demography, social development, management,
program-target complex, public policy.

Основным механизмом социально-ориентированного государства является его социальная политика, которая должна быть направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального благосостояния, повышение качества жизни населения
и достижение общественно-политической стабильности.[1].

Социальная защита-это система принимаемых мер государством для обеспечения
 и
 улучшения  жизни   населения   и 
 общества   в 
 целом. Защита населения является первоочередной задачей для многих стран мира. В мировой
практике насчитывается большое количество моделей социальной защиты,
которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами и способами
применения.

Основными целями социальной
защиты населения являются:

1.Избавление  от абсолютной  нищеты (что на данном этапе развития
общества невозможно);

2.Оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

3.Содействие  адаптации   социально  уязвимых  групп  населения к условиям рыночной экономики.

Вследствие реализации социальной защиты населения
были выявлены следующие
проблемы:

  1. Противоречие между необходимостью совершенствования системы социальной защиты населения в регионах
    и недостаточной разработанностью практических  рекомендаций по достижении целей.
  2. Реформирования пенсионной системы.

Жизненный уровень значительного числа российских граждан настолько низок (почти 30 % их имеет доходы ниже прожиточного минимума), что всё большая часть населения России нуждается в социальной поддержке и защите. Представляется схема целевых групп воздействия, согласно социально-демографическим изменениям (рис.1).

В связи с этим совершенствование форм и методов предоставления услуг по социальной защите малообеспеченных слоев населения, повышение их качества.
Преодоление негативных демографических тенденций, является одной из ключевых
задач для современной России, без решения
которой потенциал экономического развития страны может быть сильно
ограничен. Особую актуальность имеет решение демографических проблем
на региональном уровне,
поскольку демографическое состояние в отдельных
регионах страны очень сильно различается, а потребности в демографических ресурсах принципиально различны.
Так, например, регионы Северного Кавказа,
характеризуются избыточностью трудовых и демографических ресурсов,
а на Дальнем Востоке и в Сибири для социально-экономического развития,
необходим прирост
населения.

Развитие человеческого капитала и формирование условий его воспроизводства в настоящих условиях выступает одним из приоритетных направлений в региональной политике. Поэтому
с полным основанием можно
утверждать, что протекающие на региональном уровне демографические процессы служат
одним из индикаторов социального благополучия / неблагополучия территории. Они также позволяют говорить о том, смогли ли региональные органы власти переломить отрицательные тенденции в области воспроизводства населения, или им это не удалось.

Действия, предпринятые государственными органами для того, чтобы улучшить
демографическую ситуацию,
принесли  некоторые результаты. Так, показатель общей смертности населения остался практически на одном уровне: в 2017 г. он составляет 13,5 человек, по сравнению с прошлыми
годами – 2016 г. (13,9) и 2015
г. (13,9). Сократился показатель, характеризующий число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся живыми в регионе,
– в 2017 г. он составляет 5,0 
человек, тогда как  в 2015-2016  гг. данный коэффициент достигал 6,2. Сократился коэффициент материнской смертности на 100
тыс. родивших в области:
с 12,1 человек в 2010
г. до 10,47 в 2017 г. Увеличилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении населения, и в 2017 г. составляет 72,65 лет, в том числе
женщин – 74,89 лет и мужчин – 66,17 лет. Но в регионе до сих пор сохраняется тенденция значительного повышения естественной убыли сельского населения над естественной убылью городского населения области. Если в 2013 г. данный показатель составлял 2,2
человека на 1000 населения региона, то в 2016 г. и 2017
г. – 2,8 и 3,8 соответственно.

Коэффициент общей рождаемости в регионе (на примере Белгородской области) на протяжении семи лет сохранялся практически на одном уровне, однако в 2017 г. произошло резкое сокращение рождаемости (9,7 на 1000 населения) по сравнению с 2016  г.  и  2015
 г.  Самые
 высокие  показатели
 рождаемости  за  2017  г. наблюдаются в Краснояружском районе (12,8 на 1000 населения). В Белгородском, Алексеевском и Прохоровском районах коэффициент составил
12,6. Третье место занял Яковлевский район – 12,4. Аутсайдерами по рождаемости стали Красненский (7,9), Красногвардейский (8,0) и Грайворонский (9,1) районы. [2]

Произведенный анализ коэффициента общей смертности городского и сельского населения свидетельствует о том, что существует большая разница между данными показателями. Так, в 2017 г. число умерших
на 1000 городских жителей составляет 11,8
человек, тогда как среди сельских жителей – 16,9. Разница в значениях показателей смертности городского и сельского населения традиционно обуславливается наиболее низким уровнем
медицинского обслуживания,
наименее развитой инфраструктурой, a также преобладанием в возрастной структуре сельского населения в сравнении с городскими пожилыми людьми.

При этом следует отметить, что руководство региона предпринимает достаточно активные усилия по изменению сложившейся демографической ситуации.
В частности, разработаны и утверждены нормативные правовые акты, влияющие
на демографические процессы региона, такие как:

В рамках
вышеприведенной государственной программы ведется активная
работа по восстановлению социальной ценности семьи и брака, популяризации многодетности. Так, в регионе ведут свою деятельность комиссии   по   предупреждению
 распада  семьи,
 сформирована  система социального контракта, в муниципальных образованиях области
внедрен партийный проект «Единой России» – «Крепкая
семья», главная цель которого «помочь белгородским семьям реализовать своё право на получение государственной поддержки, инициированной Президентом В.В. Путиным». [3]

Но реализация программы
не решает ряд имеющихся демографических проблем. Это, в первую очередь,
связано с низким качеством
формирования государственных программ демографического развития
в области, обусловленным отсутствием разработки краткосрочных, среднесрочных и перспективных прогнозов развития
демографической ситуации
на стадии создания программы; отсутствием проведения демографической экспертизы как на стадии создания программ, так и при их внедрении в виде инструмента оценки их качества и результативности; недостаточной теоретической подготовкой и низким уровнем демографической грамотности их разработчиков.

Но реализация программы не решает ряд имеющихся
демографических проблем. Это связано с низким качеством
формирования государственных программ демографического развития в области, обусловленным отсутствием разработки краткосрочных, среднесрочных и перспективных прогнозов
развития демографической ситуации на стадии создания
программы; отсутствием проведения демографической экспертизы как на стадии создания программ,
так и при их внедрении в виде инструмента оценки их качества и результативности; недостаточной теоретической подготовкой и низким уровнем
демографической грамотности их разработчиков.

Для того, чтобы повысить
качество подготовки и совершенствования системы аудита успешности государственных программ
демографического развития
предлагается: регламентировать порядок проведения прогноза демографического развития региона;

  • создать эффективный механизм реализации демографической экспертизы с целью проверки соответствия региональных концептуальных и законодательных документов,  стратегий и программ  демографическим целям развития региона;
  • скорректировать систему оценки эффективности реализации государственных программ демографического развития;
  • организовать образовательный курс по повышению демографической грамотности чиновников.

Таким образом, совершенствование программно-целевого управления демографическими процессами в регионе возможно
с помощью развития
методологического подхода к созданию
государственных программ.
Этот подход позволит упростить процесс
разработки программ демографического развития и анализ
полученных результатов и сделает расходование бюджетных средств более прозрачным и эффективным.

Самая  важная  и  основная
 задача  государства
 —
 это  деятельность
 по социальной
защите населения общества. Система  социальной
 защиты населения  Российской  Федерации
 постоянно
находится в процессе трансформации, которая
 связана
с поисками  наиболее оптимальных
способов и методов защиты
населения от социальных рисков в  связи, с изменением системы общественно-экономических
 отношений. В основу модернизации системы
 социальной защиты  граждан
должны  быть положены
следующие принципы:

  1. Принцип государственной ответственности – постоянный не прерывный процесс государства по созданию условий для надежной социальной защиты
    населения в соответствии
    с происходящими в
    обществе изменениями;
  2. Принцип равенства граждан — государство одинаково обеспечивает всё нуждающееся население независимо от пола, расы, национальности и т.д.

Мы наблюдаем, что реформы
по обеспечению защиты населения в стране привели
к тому, что в плане социальной защищенности состояние нашего общества,
к сожалению, перешло
от высшего к более
низшему уровню. [4].

Таким образом, мы можем
сделать следующие выводы:

Во-первых, социальную защиту
населения можно рассматривать как систему, призванную обеспечивать
определенным уровнем
доступа к жизненно
необходимым  благам,  а  также
 определенным уровнем благосостояния
и личностного развития граждан, которые в силу текущих
обстоятельств не могут обеспечивать себя доходами путем участия
в достойно оплачиваемом труде.

Во-вторых, система социальной защиты — одно из основных институтов человеческой
 цивилизации.  В современном  обществе
он  выполняет       такие важные функции, как перераспределение средств
и ресурсов в пользу социально слабозащищенных граждан,
путем стабилизации различных слоев населения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Воропаева А.К. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения [Текст] / А.К. Воропаева
// Вопросы экономики. − 2017. − № 7.

2.Гахова А.В. Социальная безопасность — основа
социальной политики [Текст] / А.В. Гахова //
Социологические исследования. − 2015. − № 2.

3.Жеребин В. М., Ермакова М. А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения
//
Вопросы статистики. — 2018. —
№ 6.

4.Снатенков А.А., Тимофеева Т.В. Статистическое исследование факторов формирования просроченной задолженности по кредитам российского банковского сектора // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука,
технологии. — 2017. — № 7–1.

LITERATURE

1. Voropaeva A. K. Social problems of Russia and
alternative ways to solve them [Text] / A. K. Voropaeva // Economic issue. −
2017. − № 7.

2. gakhova A.V. Social security-the basis of social
policy [Text] / A.V. gakhova // Sociological research. − 2015. − № 2.

3. Zherebin V. M., Ermakova M. A. Intergroup
comparisons of the population’s standard of living // Statistics questions. —
2018. — № 6.

4. Snatenkov A. A., Timofeeva T. V. statistical
research of factors of formation of overdue debt on loans of the Russian
banking sector / / Competitiveness in the global world: economy, science,
technology. — 2017. — № 7–1.