http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

УДК 334

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17047

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АРТ-ПРОСТРАНСТВА

THE
PROBLEM OF IDENTIFYING THE AUDIENCE OF CONTEMPORARY RUSSIAN ART SPACES
ABSTRACT

Калязина Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Kalyazina
E.G.,
Cand.Sc.(economics), St.-Petersburg State
University of Economics

Аннотация: Предложены основы системного подхода изучения современного арт-пространства. Выявлены субъекты арт-менеджмента; разработаны ключевые цели современного российского арт-пространства; проведена идентификация аудитории арт-менеджмента.

Summary:
The proposed framework of the
system approach for the study of contemporary art spaces. The subjects of art
management are identified; the key goals of the modern Russian art space are
developed; the audience of art management is identified.

Ключевые слова: арт-пространство; арт-менеджмент; субъекты
арт-менеджмента; цели арт-менеджмента; системный подход.

Keywords: art space; art management; subjects of art management;
objectives of the art of management; systems approach

Российское искусство во все времена было ценно и популярно,
имело вес в международном арт-сообществе. На весь мир гремели имена не только
известных художников, скульпторов, но и общественных деятелей культуры – С.И.
Мамонтов, С.П. Дягилев, П.М. Третьяков.

Сегодня нельзя похвастаться российским авторитетом в сфере
современного искусства, сейчас на передовой: Великобритания, Китай, США. Стоит
отметить, Китай в этом списке оказался совсем недавно. Бурный рост экономики
взрастил целое поколение обеспеченных людей, готовых приобретать предметы
искусства и поддерживать этот рынок.

Ситуация с арт-рынком в России неоднозначна. Некоторые
эксперты говорят о повторении ситуации с Китаем, поэтому необходимо уже сейчас инвестировать
в данную отрасль. Другая половина апеллирует фактом закрытия трех крупнейших
галерей Москвы и уповает только на финансовые силы государства.

В первую очередь, стоит определить, что входит в понятие
арт-рынка, какие цели он преследует: увеличить продажи отечественных картин или
увеличить их авторитет?

В статье рассмотрены основы системного подхода изучения современного арт-пространства «Цель

Аудитория» с помощью определения субъектов арт-менеджмента. Арт-менеджмент является связующим звеном между современным искусством и публикой, благодаря различным средствам продвижения, общество может наслаждаться предметами искусства. 

Цели арт-менеджмента напрямую зависят от аудитории, на
которую направлены, поэтому для эффективного их достижения требуется точная
формулировка и идентификация категории аудитории – объекта арт-менеджмента.

Для исследования предложены три вида идентификации аудитории:
население России в целом; потенциальный покупатель; мировое сообщество
ценителей искусства.

Рассматривая аудиторию, на которую нацелено современное
российское искусство, как население России, продвигающей и связующей силой
обозначено государство. В современных реалиях приоритетными сферами государственной
поддержки являются кинематограф, телевидение. Изобразительное искусство пока остается
в стороне.

Основными видами содействия остаются финансирование
государственных музеев, в том числе и музеев современного искусства. В
большинстве из них проводятся временные выставки и экспозиции молодых
художников. Многих талантов, не сумевших пробиться в столичные залы,
поддерживает малая Родина в лице региональных музеев в отдаленных уголках нашей
страны. 

Директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» Дмитрий
Гражевич говорит об успешном диалоге с представителями власти [4]. Помощь
оказывается в виде активного финансового участия в выпуске журналов об
искусстве, возрождения журнала «Декоративное искусство», в организации фестиваля молодых художников-выпускников российских художественных
вузов.

К слову, самые авторитетные и престижные высшие образовательные учреждения в сфере искусства являются государственными. Количество бюджетных мест, финансируемых государством, позволяет талантливым молодым людям из глубинки реализовать свой потенциал, открывает новые возможности для развития.

С 2012 года Администрацией Санкт-Петербурга взят курс на актуальные во всем мире уличные экспозиции. Правда, пока в Китае отводят целые улицы под огромные художественные мастерские, у нас проводят небольшие выставки длительностью в 3-4 дня.

Так, в июне 2012 года прошла уличная экспозиция «Звезда по имени Цой» на Малой Садовой улице, приуроченная к 50-летию основателя и лидера группы «Кино». В сентябре 2012 года Русский музей открыл на набережной канала Грибоедова экспозицию, посвященную Отечественной войне 1812 года. 25 января 2014 года была открыта экспозиция на Итальянской улице в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в виде реконструкции – воссоздания «Улицы Жизни». Такая практика поддерживается и по сей день, площадками для работ художников и фотографов становятся многие сады и парки города, включая Летний сад, где каждый сезон активно поддерживают идею уличных экспозиций.

Такая
тенденция весьма положительна. Именно такими способами нужно прививать любовь и
интерес к искусству людям; привлекать для уличных экспозиций работы молодых
художников, выпускников художественных вузов, начинающих фотографов. Ведь для
посещения музея необходимо время и деньги, например, касса Русского музея
закрывается в 17.30, а средняя цена входного билета – 350 руб.

Государство должно стремиться к тому, чтобы каждым русским человеком руководило патриотическое чувство, желание поддержать национальную современную русскую культуру.

Наиболее интересна для изучения с экономической точки зрения
цель арт-менеджмента – приобретение произведения искусства. Здесь возникают абсолютно
рыночные отношения, отсюда и термин «арт-рынок» – исключительно экономическая
категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения
того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество
заключению сделок по купле – продаже произведений искусства [1].

Правила рынка диктуют поиск и внедрение новых управленческих
и экономических механизмов для привлечения потенциального покупателя.

Тенденции арт-рынка смещаются в сторону массового
потребления, от восприятия «элитарности», «недоступности» культуры галеристы
предлагают стремиться к досягаемости, лояльности, ориентации на средний класс.
Предложения по покупке картины молодого художника классического содержания
варьируются в среднем от 4 000 руб. до 20 000 руб. (масло, холст).

Благодаря креативному арт-менеджменту, многие галереи
становятся финансово успешными. Рентабельность повышают за счет рационального
режима функционирования: с 9.00 до 12.00 – детская художественная школа; с
12.00 до 19.00 – «магазин» картин; с 19.00 до 21.00 – корпоративные арт-курсы
для развития эстетического вкуса персонала, арт-вечеринки, лекции об искусстве
и т. д.

В дополнение к идее «основной покупатель – средний класс»
аргументом выступает активный рост приобретения нового жилья. Лучшего предмета
интерьера, чем уникальная картина с подписью автора, не найти.  

В связи с востребованностью профессий, помогающих приобрести
искусство, с 2017 года в Петербурге открылись две новые программы: «Кураторские
исследования» (магистратура факультета искусств и наук в СПбГУ) и
«Арт-менеджмент» в школе Masters.
«Потребность в этих профессиях есть уже давно, но раньше им в Петербурге не
обучали. В этом году целый блок курса будет посвящен бизнесу и экономике,
маркетингу и менеджменту в области культуры. Многое из тго, что изучают
слушатели, — это не искусство в чистом виде, а продажи и пиар. Арт-менеджер –
это не только потенциальный куратор, но и человек, который сможет возглавлять
креативные институции», — рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters. [5]

Мировая оценка любого
произведения искусства означает присутствие в каталогах аукционных домов Sotheby’s
и Christies. Любой художник ставит знак равенства между попаданием в Sotheby’s
и мировым признанием. А удачная продажа продукта творчества на такого рода
аукционах открывает двери любой галереи, будь она в Нью-Йорке, Лондоне или
Санкт-Петербурге.

Возрастающий интерес к
русскому искусству подтверждается статистикой мировых аукционных домов. С 2003
по 2007 годы оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby’s увеличился почти
вчетверо (с 50 до 180 миллионов долларов), а аукционного дома Christies почти в
7 раз (с 24 до 144 миллионов долларов). Общий оборот аукционного дома Sotheby’s
в 2008 году составил 4,86 миллиарда долларов, а Christies — 5,1 миллиарда
долларов. [2]

Участие отечественных
мастеров в международных выставках, фестивалях, называемых биеннале, повышает
имидж российского арт-пространства. Также в целях популяризации была проведена
1-ая Московская биеннале современного искусства в 2005 году, которая получила
широкий резонанс как в России, так и за ее пределами, сделала весомую заявку на
то, чтобы стать серьезным респектабельным интернациональным событием [3].
Московская биеннале не теряет своей актуальности, 7-ая по счету была успешно
проведена в сентябре – январе 2017-2018 года. «Очевидно, что организация такого
масштабного события способствует укреплению статуса Москвы как одной из
культурных столиц мира и чрезвычайно важна для формирования образа России как
цивилизованной, мощной державы».

Стоит отметить, биеннале существуют
только для демонстрации новых трендов, тенденций в искусстве, обозначения пути
развития и поиска и продвижения новых талантливых авторов. Продажа предметов
искусства на таких мероприятиях запрещена, для этого функционируют
специализированные ярмарки.

Наряду с фестивалями и
художественными форумами значительным влиянием отличаются именитые
коллекционеры. Каждое их приобретение – знак безупречного вкуса, поэтому
попасть в ряды таких покупок очень престижно. Ярким примером такого
коллекционера является великий артист балета Михаил Барышников. Выставка его
собраний под названием «Искусство, с которым я живу» покорила весь мир. Он
выступает и в роли мецената русских музеев.

Настоящим событием стала
распродажа коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской 28 ноября 2018
года в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне. Результаты продажи составили более
четырех миллионов фунтов стерлингов.

Целая плеяда меценатов выходит из банковского
сектора. Поддержка выражается не только финансовыми потоками, но и активной
рекламой: картины начинающих дарований часто украшают кабинеты руководителей,
стены коридоров, офисов, чем привлекают внимание публики.

Еще одна актуальная тенденция технологии
продвижения – проводить выставки в фойе театра. Пока русский театр по
посещаемости и популярности превосходит выставки современного искусства в разы.

Имидж современного
российского искусства на мировой арене постепенно укрепляется за счет активного
развития механизмов арт-менеджмента в данной сфере.

Каждая из представленных
целей: повышение уровня художественного образования населения РФ, приобретение
произведения искусства, повышение уровня отечественного искусства на мировой
арене, является обязательной для достижения и имеет государственную важность. Абсолютно
все субъекты арт-менеджмента должны стремиться к решению таких высоких задач.

Список литературы

1. Катерина Долганова, Арт-рынок: теория.http://artandyou.ru/category/art/post/art_ryinok_teoriya# / (дата обращения 15.05.2019)

2. Рокин Алексей, Рынок
произведений искусства http://www.reasonablefinance.ru/predmeti-iskusstva/rinok-proizvedeniy-isskustva.html / (дата обращения 15.05.2019);

4. Московская
международная биеннале современного искусства – [электронный ресурс] – режим доступа
– URL: https://moscowbiennale.art/ (адата обращения
15.05.2019)

5.
Дмитрий Гражевич, директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» http://artandyou.ru/category/practice/post/actualnye_koncepcyi_marketingovye_priemy_dlia_ prodvijenia_iskusstva / (дата обрещения 15.05.2019_).

6. Маргарита Фещенко «Курировать и
конвертировать: зарождающиеся профессии в области культуры», «Деловой
Петербург» от 22.05.2019.