Московский экономический журнал 6/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 004.77

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_6_294

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DIGITALIZATION IN THE FIELD OF CULTURAL HERITAGE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Шишова Алена Павловна, аспирант, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал РАНХиГС, г. Саратов, Aleon.show@yandex.ru

Shishova Alena Pavlovna, post graduate student, Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin — branch of the RANEPA, Saratov, Aleon.show@yandex.ru

Аннотация. настоящая статья посвящена роли цифровизации в области культурного наследия Российской Федерации. Автор статьи рассмотрит основные положения, на которых базируется государственная политика в области перехода культурного наследия в цифровую область, определит основные направления при осуществлении этой политики. Автор статьи также обоснует необходимость перехода культурного наследия в цифровую среду и обозначит основные функции культурной составляющей для государства и общества в целом. В настоящей работе автор также затронет особо важные вопросы санкционного давления и импортной зависимости, который, в настоящий момент препятствует развитию Российской Федерации в цифровой области, поскольку на сегодняшний день вопрос зависимости от импорта в санкционных условиях требует комплексного подхода к реализации государственной стратегии по цифровизации. А также автор предложит некоторые методики борьбы с выявленной проблемой.

Abstract. The present article is devoted to the role of digitization in the sphere of cultural heritage of the Russian Federation. The author of the article will consider the main provisions on which the state policy in the field of transition of cultural heritage to the digital domain is based, and will define the main directions in the implementation of this policy. The author of the article will also justify the necessity of the transition of cultural heritage to the digital environment and outline the main functions of the cultural component for the state and society as a whole. In this paper, the author will also touch upon the particularly important issues of sanctions pressure and import dependence, which, at the moment, hinders the development of the Russian Federation in the digital sphere, as the issue of import dependence in the sanctions environment today requires a comprehensive approach to the implementation of the state strategy on digitalization. And the author will also offer some methods to combat the identified problem.

Ключевые слова: цифровизация, культура, наследие, культурные объекты, цифровая трансформация, самоидентификация

Keywords: digitalization, culture, heritage, cultural objects, digital transformation, self-identification

На сегодняшний день практически все сферы жизни общества претерпевают изменения в связи с переходом модели жизнеустройства в цифровую среду. Появление различного рода новейших технологий и цифровых процессов неразрывно связаны с политическими, экономическими, социально-культурными и иными вопросами жизнеустройства человека. Цифровые трансформации стали доступны после проведения четвертой промышленной революции – Индустрии 4.0, и после этого события интеграция цифровых технологий стала проходить более активно. Цифровизационные процессы сегодня внедрены практически везде – от использования искусственного интеллекта при принятии каких бы то ни было решений и оснащения производственных процессов роботизированной техникой, до электронных кошельков в банковском приложении мобильного телефона.

В рамках осуществления перехода модели политического развития Правительством Российской Федерации была разработана национальная программа по реализации стратегии «Цифровизация Российской Федерации», которая охватила в себе большую часть из наиболее актуальных вопросов, а также определила сферы жизни, где обеспечение цифрового перехода необходимо проводить в первую очередь.[4]

Сфера жизни общества, которая отвечает за сохранение культурного наследия и его непосредственной презентации занимает одно из ключевых мест в трансформации в цифровую среду, поскольку важность неименного сохранения культурных ценностей в новейшем инновационном виде позволит не только обеспечить надлежащий уровень сохранности исторических данных в их неизменном виде, но и потенциально позволит расширить целевую аудиторию получателей такого рода информации, а также потенциально популяризирует сферу культурного наследия, поскольку в условиях цифровизации информационный обмен осуществляется посредством передачи электронных данных, предусматривающий широкий доступ к такой информации, в рамках которого неограниченное число лиц может обратиться за ее получением в самые короткие сроки.

В 2022 году Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что культурное наследие является одним из основополагающих факторов в определении нациями своей идентичности, уникальности и самобытности, помогающий народам осознать собственную исключительность и в периоды кризисов объединяться ради сохранения собственных морально-нравственных ценностей, культуры, языка и прочее. В 2022 году Президентом был подписан соответствующий Указ (№ 745 от 30.12.2021), который провозгласил 2022 год Годом культурного наследия народов России. [5]

На основании этого автор статьи считает, что культурное наследие является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации.

В рамках настоящей работы автор статьи будет освящать вопрос перевода материально существующих объектов культурного наследия Российской Федерации в цифровую область, другими словами, непосредственный процесс трансформации культурных объектов в цифровую среду, посредством их фиксации, соответствующей обработки с использованием новейшего цифровизационного оборудования и оснащения, а также размещение цифровых объектов в открытом доступе с помощью использования различных электронных библиотек и иных ресурсов. Непосредственной целю цифровой трансформации культурного наследия Российской Федерации можно назвать полноценное сохранение материальных объектов, которые относятся к культурным объектам в своеобразный аналог с использованием цифровых технологий для дальнейшего использования.

Цифровая трансформация объекта культурного наследия происходит постепенно, проходя несколько ключевых этапов. Обобщая данный вопрос возможно говорить о том, что на существующий материальный объект с помощью систем цифровых трансформаций и фиксаций создаётся его цифровой образ в формате фото или видео фиксации, конструктивного цифрового моделирования, 3Д трансформации и так далее, затем все возможные зафиксированные цифровые образы объединяют в цифровую карточку объекта культурного наследия, и далее происходит цифровая реконструкция при необходимости, то есть обработка цифровых образов при помощи соответствующего программного обеспечения, заменяющего или изменяющего недостающие либо утраченные детали. Результатом перехода культурных объектов в цифровую среду является создание «цифрового наследия». Этот термин уже вошел в широкий круг научных исследований и цифровых направлений. Трактовки этого термина рознятся в зависимости от мнения каждого конкретного исследователя, однако, официально он был закреплён в хартии о сохранении цифрового наследия от 2003 года.[2] Вышеназванный документ закрепил, что «цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм их выражения. Оно охватывает ресурсы в области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и другого характера, созданную в цифровом виде или переведенную в цифровую форму из существующих аналоговых ресурсов» [2]. Цифровые материалы включают в себя текстовые документы, базы данных, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, программное обеспечение и веб-страницы, представленные в значительном и непрерывно увеличивающемся количестве форматов» [2]. Таким образом, можно соответственно говорить о том, что цифровым наследием можно считать фактически любую деятельность, посредством которой переходит переход культурного объекта в цифровую среду.

Невозможно не отметить, что сохранение культурного наследия в цифровой среде имеет значительную важность в современной жизни общества. Создание электронных копий документов, материалов и объектов и размещение их в свободном доступе с возможностью обращения к ним неограниченного круга лиц непосредственно оказывают свое влияние на практически все сферы общественной жизни. К этом можно отнести повышения уровня образования граждан Российской  Федерации посредством создания виртуальных музеев отдаленных регионов страны, возможность реализации дистанционного обучения в более объемном формате, повышение качественного интереса граждан Российской Федерации к своему культурному наследию в виду его общедоступности.[1]

Цифровизация культурного наследия обеспечит более инновационную реализацию социальных функций области культуры – это и упорядочивание культурной памяти, посредством соответствующей расстановки национальных приоритетов, и сохранение культурного наследия в его фактической форме без учета дополнительных рисков в виде повреждения или уничтожения, и осуществление коммуникативного взаимодействия посредством осуществления переводов архивных документов на любой язык и многие другие важные социальные функции, обеспечивающие популяризацию культурного наследия не только внутри Российской Федерации, но и за рубежом.

К сожалению, на сегодняшний день современная Российская Федерации сталкивается с достаточно серьезными проблемами в области оснащения цифровыми технологиями. В настоящее время в отношении России существенно обострилась риторика международного сообщества, в основном со стороны стран Европейского Союза и Соединённых Штатов Америки. Результатом этого недружественного отношения стало систематическое введение в отношении Российской Федерации широкого спектра санкционных пакетов, нацеленных на многие экономические, политические и технологические потенциалы Российской Федерации.

Существенным фактором ограничения цифровизационных процессов в санкционных условиях является также значительное ограничение доступа российских производственных предприятий к покупке и ввозу в страну инновационных технологий, в силу невозможности заключить договоры на поставку различного рода технического оборудования с недружественными странами, равно как и закупку лицензионного программного обеспечения. В значительной степени негативно сказывается невозможность продления уже существующих контрактов на лицензионное обслуживание оборудование и ПО, которое уже введено в эксплуатацию и используется многими компаниями.

В этой связи вопрос обеспечения культурной безопасности Российской Федерации в области осуществления цифровизации культурного наследия является особенно актуальным, поскольку достаточное количество учреждений, занимающихся сопровождением цифровой трансформации культурных объектов Российской Федерации находится в процессе цифровизационных изменений, для которых требуется соответствующее техническое оснащение.[3]

На основании динамичного роста доли закупок информационно-коммуникационных технологий у зарубежных стран, автор видит существенную зависимость Российской Федерации от импорта товаров этой категории. Эта довольно значительная проблема в области реализации программы по цифровизации культурного наследия, ввиду значительного сужения импортного рынка. На сегодняшний день поставка комплектующих ИКТ сектора осуществляется преимущественно со стороны дружественных стран – Китай, Беларусь, Казахстан и другие, однако, они не могут в полной мере обеспечить насыщение рынка товарами данной категории в виду значительно увеличивающихся необходимых объемов поставок, неотлаженными схемами логистического сопровождения, отсутствия необходимого оснащения таможенными службами.

В заключении работы автор статьи предлагает рассмотреть вопрос о вложении государственного сектора в разработку собственного производства ИКТ технологий с привлечением иностранных инвесторов из дружественных стран. В этом вопросе автор предлагает создание государственной программы по предоставлению льготной арендной ставки на земельные участки под строительство промышленного сектора ИКТ-технологий, находящиеся в федеративном ведении. Государство также может предложить оказание финансовой помощи посредством предоставления государственных грантов, субсидий и субвенций при организации строительства промышленного сектора ИКТ-технологий, с привлечением инвестиций и кадрового состава дружественных государств. Таким образом Российская Федерация сможет реализовать собственное производство ИКТ-технологий на своей территории, чем значительно уменьшит импортную зависимость России в обеспечении цифровых технологий.

Список источников

  1. Краснов, Е.Л. Сохранение и трансляция культурного наследия в цифровую эпоху. К построению модели / Е.Л. Краснова // Музей. Памятник. Наследие. – 2022. – No 1(11). – С. 134 – 140.
  2. Хартия о сохранении цифрового наследия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml. – Дата доступа: 19.05.2023.
  3. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации (после 22 февраля 2022 г.) https://base.garant.ru/57750632/ (дата обращения 08.05.2023).
  4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Стратегии цифровой трансформации «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.» https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения 19.05.2023).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115 (дата обращения 19.05.2023).

References

  1. Krasnov, E.L. Preservation and translation of cultural heritage in the digital age. To build a model / E. L. Krasnov // Museum. Monument. Heritage. — 2022. — No 1(11). — С. 134 — 140.
  2. charter on preservation of digital heritage [Electronic resource]. — Access mode: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml. — Date of access: 19.05.2023.
  3. Guide to sanctions and restrictions against the Russian Federation (after February 22, 2022) https://base.garant.ru/57750632/ (access date: 08.05.2023).
  4. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation Digital Transformation Strategy «The National Program «Digital Economy of the Russian Federation» approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects of June 4, 2019 № 7.» https://digital.gov.ru/ru/ (accessed 19.05.2023)
  5. Decree of the President of the Russian Federation of 30.12.2021 No. 745 «On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115 (date of reference 19.05.2023)

Для цитирования: Шишова А.П. Цифровизация в области культурного наследия Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2023. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-39/

© Шишова А.П., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 6.