Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

УДК 331

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10379

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 

IMPROVING PRICING OF SERVICES IN MODERN CONDITIONS

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина  (Мининский университет), г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Частнов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, Первый заместитель директора ГБУ ДПО «Нижегородский  научно-информационный центр», г. Нижний Новгород

Климина Елена Васильевна, старший преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Аникиец Александр Алексеевич, исполняющий обязанности директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж», г. Нижний Новгород

Lazutina А.L., lal74@bk.ru

Chastnov  K.S., 18122012anna@mail.ru

Klimina E.V., kliminantk@yandex.ru

Anikiets A.А., dir@nnic.nnov.ru 

Аннотация. В рыночной экономике цена играет важнейшую инструментальную роль, связанную с измерением ценности экономических благ, с регулированием производства, распределения, обмена, потребления, реализации масштабных сложнейших функций как внутри страны, так и за рубежом в системе мирохозяйственных связей. Особую актуальность цена приобретает в современных условиях, когда резко взрастает значимость сферы услуг, развитие которой, несомненно, повышает эффективность сферы материального производства, улучшает положение национальной экономики в системе международного разделения и кооперации труда, все это и обусловливает актуальность  проблематики связанной с ней. 

Summary. In a market economy, price plays an important instrumental role in measuring the value of economic benefits, regulating production, distribution, exchange, consumption, and the realization of large-scale complex functions both at home and abroad in the system of world economic relations. The price becomes particularly relevant in the current conditions, when the importance of the service sector is growing sharply, the development of which undoubtedly increases the efficiency of the sphere of material production, improves the position of the national economy in the system of international division and cooperation of labor, all of which makes the issues related to it relevant.

Ключевые слова:  рыночная экономика; экономические блага; функции цены; международное разделение и кооперация труда; ценообразование; экономическая категория; интересы коммерческих и некоммерческих организаций.

Keywords: market economy; economic benefits; Price functions international division and cooperation of labour; pricing; economic category; interests of commercial and non-profit organizations.

Цена является экономической категорией, важность которой является неприходящей и для покупателей / потребителей – граждан, семей, для коммерческих и некоммерческих организаций, и для государства, и для международных институтов.

Цена является  в этом смысле не только экономической, воспроизводственной  категорией, но и социальной категорией, от уровня  которой зависит благосостояние людей, качество их жизни, а тем самым и ее продолжительность.

 Цена создает условия – нормальные / ненормальные для простого / расширенного воспроизводства, она играет стимулирующую  / дестимулирующую роль, в частности при покупке и потреблении социально-опасных, вредных экономических благ, таких как табак, алкоголь, более того, в этом смысле можно выделить и такую ее функцию, которая еще не нашла должного отражения в экономической науке, – антисоциальная функция, связанная со стимулированием производства, логистики наркотиков, при незаконном обороте оружия, ядов и т.п. Данная функция крайне актуальна для исследования, поскольку затрагивает интересы отдельных государств (Афганистан), где и производится, и распространяется практически по всему миру героин, опиум, гашиш и т.д.

Исходя из этого, цены, которые применяются в национальной экономике можно подразделить на легальные / легитимные, законные  и криминальные цены, а не только цены серого, черного рынка и так далее, которые устанавливаются и формируются с помощью непосредственно насилия – шантажа, принуждения, криминальных спроса и предложения.

В современных рыночных условиях глобального мира и, это следует специально подчеркнуть, исходя из теории трансакционных издержек, наряду с традиционными функциями, которые выполняет цена в экономике, в жизнедеятельности общества, в международных экономических и иных отношениях, таких как: измерительная, регулирующая, распределительная / нераспределительная,  учетная, контрольная, стимулирующая / дестимулирующая, социальная, балансирующая и так далее, резко возрастает роль информационной функции цены, поскольку производство многих экономических благ носит общемировой характер, точно также, как и общемировой характер носит распределение, обмен и потребление многих экономических благ производственного и потребительского назначения. Так, производитель и покупатель могут находиться в разных частях планеты, и, тем не менее, благодаря средствам массовых коммуникаций они могут взаимодействовать друг с другом, что несомненно повышает эффективность и национальной, и мировой экономики, поскольку растет загрузка производственных мощностей у производителя / производителей, с другой стороны, более полно и быстрее, а время имеет значение в экономике, поскольку в экономике действует закон экономии времени, а это означает, что своевременнее и полнее удовлетворяются конкретные запросы и нужды покупателя / потребителя. [2] В качестве примера можно привести «Большую Китайскую Фабрику» по производству компьютеров, сотовых телефонов, андроидов, гаджетов, игрушек и т.п.

Также существенную роль играет цена в бытии самого государства, поскольку это связано с налогообложением, налогами, таможенными пошлинами, сборами, а тем самым и с формированием доходной части бюджетов в Российской Федерации: федерального, регионального, местного. Также цена связана с эквивалентными отношениями с другими государствами во взаимовыгодном обмене, в обеспечении интересов коммерческих и некоммерческих организаций, прежде всего, конечно, в воспроизводственных интересах в частности, в том числе в недопущении банкротства, в создании условий для будущей стратегии развития.

Структурно цена важна еще в том смысле, что она играет существенную роль во всех фазах  общественного производства – производстве, распределении, обмене, потреблении, на всех стадиях кругооборота и оборота капитала – закупки, производства, сбыт / реализация. [3] Не случайно, каждое государство очень жестко подходит к ценообразованию, а тем самым к возмещению издержек производства и обращения (дополнительных и чистых, трансакционных издержек, организационно-экономических), к определению прибыли в цене, а тем самым и к идентификации рентабельности производства, логистики, торговли. [4] Поэтому, в частности российское государство разработало и реализует требовательно, тонко федеральный Закон  о бухгалтерском учете. [1]

Полнота и глубина реализации функций цены, которая носит целостный, комплексный характер, что не редко не замечается экономистами, бухгалтерами, менеджерами и т.д. Носит комплексный, взаимосвязанный характер, реализуется в совокупности цен: оптовых, розничных, сметных, биржевых цен; регулируемых, свободных; цен рынка свободной конкуренции, цен рынка несовершенной конкуренции – абсолютной монополии, дуаполии, олигополии, монопсонии, монополистической конкуренции с дифференциацией продукта; рыночных цен – цены спроса, цены предложения, равновесной цены; индивидуальной цены производства, общественной цены производства, тарифы на услуги; регулируемые цены – предельные цены, фиксированные цены; контрактные цены, договорные цены; твердые, подвижные, скользящие; прейскурантные и публикуемые цены; сезонные цены, постоянные цены, ступенчтые / каскадные цены, трансфертные цены; цена – нетто и цены брутто. [5]

Учитывая, что в любом обществе / государстве наряду со «светлой», «здоровой» экономикой, существует и теневая экономика, наряду с реальными ценами достаточно масштабно и активно используются и эффективные цены, которые используются в частности внутри национальной экономики в целях ухода от налогообложения, для перекачки бюджетных средств в доходы собственников, топ-менеджеров нарушающих закон, а в международных экономических отношениях для вывода доходов в оффшоры, а также для уклонения / ухода от налогообложения национальным государствам и т.д.

Только в совокупности цен  последние обеспечивают не только самодвижение национальной экономики, ее эффективное участие в международном разделении и кооперации труда, в создании нормальных условий для жизнедеятельности людей. [6]

Несмотря на различия теоретико-методологических подходов к ценообразованию – в рамках трудовой теории стоимости, маржинализма, экономикс, цена, это не только форма выражения ценности благ, которая проявляется в конечном счете в процессе  их обмена, но это мощный эффективный инструмент, который используется – умело / неумело, с умыслом / без умысла, для обеспечения самодвижения национальной экономики, беспрепятственного осуществления рыночных обменов, но и для реализации множества различных, противоречивых интересов, как субъектов экономики, так и субъектов гражданского  общества / государства, международных институтов, – в частности для оказания гуманитарной помощи слаборазвитой странам, странам, переживающим экстремальные / катастрофические события, странам восстанавливающим свою экономику и жизнь общества после гражданской войны и т.д.

Важное место в установлении цены в ее определении, идентификации ее функций играет модель цены. В общем плане она представляет собой структурно сумму издержек и прибыли. [7] Если издержки в их стоимостном выражении можно рассчитать на нормативной основе установленной государством, что называется по факту, сложнее обстоит дело с установлением прибыли в цене. Так прибыль может формироваться  относительно фондоемкости, в этом случае в выигрыше будут капиталоемкие отрасли при использовании цены; энергоемкие, тогда в выигрыше будут энергозатратные отрасли; зарплатоемкие – тогда в выигрыше, как правило, будут отрасли с большим количеством живого труда и т.д. [8] Естественно, что в этом случае необходимо найти баланс интересов и производителя, и покупателя, и государства. 

Литература

  1. Жужлев Б.М. Инвестирование денежных средств в современной экономике. Colloquium-journal. 2019. № 20-6 (44). С. 15-16.
  2. Королькова Е.М. Риск-менеджмент реальных инвестиций. Экономика и предпринимательство. 2016. № 7 (72). С. 536-546.
  3. Лазутина А.Л., Павлова Ю.А. Инновационная составляющая развития предприятий как источник экономического роста России. Лазутина А.Л., Павлова Ю.А. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 36-39.
  4. Ли П. Принципы и факторы ценообразования. Теория и практика современной науки. 2019. № 5 (47). С. 322-325.
  5. Прокудин Д.А. К вопросу исследования отечественного и зарубежного опыта внутрифирменного планирования. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 2. С. 125-128.
  6. Сидорова О.Е. Подходы к совершенствованию процесса ценообразования в условиях интернет-экономики. Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 1085-1088.
  7. Смирнова Ж. В.,  Кочнова К. А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий. Вестник Мининского университета. Том 7 № 1. 2019.
  8. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д. Методологические подходы к формированию отраслевой системы ценообразования. Вестник Московского финансово-юридического университета. 2018. № 2. С. 52-63.

REFERENCES

  1. Zhuzhlev B.M. Investing money in the modern economy. Colloquium-journal. 2019. № 20-6 (44). C. 15-16.
  2. Korolkova E.M. Risk management of real investments. Economics and entrepreneurship. 2016. № 7 (72). C. 536-546.
  3. Lazutina A.L., Pavlova Yu.A. Innovative component of enterprise development as a source of economic growth in Russia. Lazutina A.L., Pavlova Yu.A. In the collection: Tourism and service industry: condition, problems, efficiency, innovation. Collection of articles on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2015. S. 36-39.
  4. Li P. Pricing principles and factors. Theory and practice of modern science. 2019. № 5 (47). C. 322-325.
  5. Prokudin D.A. On the issue of research of domestic and foreign experience of intra-company planning. Bulletin of Moscow Financial and Law University. 2018. № 2. S. 125-128.
  6. Sidorova O.E. Approaches to improving the pricing process in the Internet economy. Economics and entrepreneurship. 2019. № 7 (108). C. 1085-1088.
  7. Smirnova Zh. V., Kochnova K.A. Training of employees of service enterprises using information technologies. Journal of Minin University. Volume 7 No. 1. 2019.
  8. Tyurin S.B., Burykin A.D. Methodological approaches to formation of industry pricing system. Bulletin of Moscow Financial and Law University. 2018. № 2. C. 52-63.