http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2021

УДК 331

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10377 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО МАРКЕТИНГА

THE FUNCTIONAL ROLE OF SOCIALLY RESPONSIBLE MARKETING

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина  (Мининский университет), г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Частнов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, Первый заместитель директора ГБУ ДПО «Нижегородский  научно-информационный центр», г. Нижний Новгород

Аникиец Александр Алексеевич, исполняющий обязанности директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж», г. Нижний Новгород

Lazutina А.L., lal74@bk.ru

Chastnov  K.S., 18122012anna@mail.ru

Anikiets A.А., dir@nnic.nnov.ru

Аннотация. Современный рыночный механизм не мыслим без маркетинга, как его неотъемлемого органического, действенного  инструмента. Признавая его действенность, результативность и эффективность, тем не менее, уже на сущностном уровне важно определить, признать и принять социально значимым ту или иную определенную его концептуальную модель. Исходя из этой гипотезы, в статье раскрывается сущность и функциональная роль социально ответственного маркетинга, квази-маркетинга, и демаркетинга. 

Summary. The modern market mechanism is not conceivable without marketing, as its integral organic, effective tool. While recognizing its effectiveness, efficiency and effectiveness, it is important, at the substantive level, to identify, recognize and adopt a particular conceptual model. Based on this hypothesis, the article reveals the essence and functional role of socially responsible marketing, quasi-marketing, and demarketing. 

Ключевые слова: рынок; маркетинг; социально-этичный маркетинг; демаркетинг; квази-маркетинг; рыночная компонента маркетинга.

Keywords: market; marketing; social and ethical marketing; demarketing; quasi-marketing; network component for marketing.

Гуманизация социальных отношений в современном мире, активное / продуктивное использование рынка, как способа общественного воспроизводства в большинстве стран мира объективно / субъективно не могли не затронуть концептуальных основ практической реализации маркетинга. [3]

Первая компонента (гуманизация) в немалой степени способствовала и способствует тому, чтобы маркетинг (в том числе международный) был социально-этичным, приводил к созданию рынка покупателя, формировал рациональный спрос, подавал правильные рыночные сигналы производству, обеспечивая тем самым необходимые, хотя и недостаточные, предпосылки для эффективного распределения и использования относительно ограниченных ресурсов в определенных конкретных исторических условиях, – как внутренних, так и внешних.[1]

Последнее обстоятельство особенно важно тем, что в нынешних международных отношениях, в сложившейся системе мирохозяйственных связей трудно, если не возможно, найти абсолютно автономную, независимую открытую национальную экономику, которая не испытала бы на себе обратное влияние (и позитивное, и негативное, и смешанное / микс; и сплошное, и селективное; и постоянное, и спорадическое) в мировой экономике, – в этой связи достаточно напомнить хотя о санкциях / контр / санкциях, которые применяют власти различных стран в системе международного разделения и кооперации труда. [5]

Рыночная компонента маркетинга же, когда рынок исповедует лишь исключительно частные интересы, вектор которых направлен на получение максимума прибыли, порой формально законными, но по существу аморальными способами ее получения, манипулируя объемами производства и продаж, ценами / тарифами, вводя в заблуждение, причем массово, покупателей, особенно их социально-незащищённую доверчивую компоненту, – в силу возраста, недостаточность образования, отсутствия или несовершенства тех ли иных социальных практик, – например, люди никогда не были заграницей, им не с чем сравнивать предлагаемые альтернативы выбора покупок. [2]

Отсюда, если следовать логике, концептуально можно вывести, вычленить и определить следующие виды маркетинга:

  • социально-этичный (научно-обоснованный, эффективный, продуктивный, справедливый, институционально правильный);
  • квази –маркетинг (социально-опасный / вредный, несправедливый, формально и институционально правильный, контрпродуктивный, – хотя, и это надо подчеркнуть, он по своей действенности / результативности, изощренной актуализации может быть и гораздо прибыльнее / рентабельнее в контенте получения прибыли). [10]

В последнем случае сегодня речь уже идет, не просто, скажем, о нейро-лингвистическом программировании личности покупателя, не о манипулировании с помощью различных социально-психологических техник, но о формирование личности потребителя / покупателя на базе использования искусственного интеллекта, установления нейроно-компьютерных связей между человеком и компьютерно-коммуникационной техникой, моделирующих, по своей сущности ненормальное, неправильное потребительское поведение личности, осуществляя его искусственное стимулирование / «подогрев», что, при определенных условиях, может привести к разрушению личности / субъекта, его морально-нравственной деградации, дегуманизации, обнуления его свободы выбора, подавлению его воли.[4]

Важно подчеркнуть, что подобный процесс уже не только начал осуществляться, выйдя за пределы академических лабораторий различного профиля – психофизилогических, социально-психологических, социологических и иных, но и принимает глобальный, общемировой сетевой характер, оставляя далеко позади себя использование маркетингового инструментария на уровне исключительно коммерческих организаций, прерогативой которого он и был. [7]

В этой связи следует признать, что справедливая, разгромная критика теории и практики использования манипуляторных технологий в современном маркетинге – уже далеко на сегодняшний день, в своей подобной атрибутивной отрицательной практике, интегративной увязке спроса и предложения, они, хотя и довольно часто с успехом используются, тем не менее, шаг за шагом уступают место использованию более совершенных практик управления уже не только потребительским поведением личности, но и  всей суммой ее поведения.[6]

Формируемый потребительский «профиль» личности, как активного / пассивного субъекта рынка начал ныне дополняться политическим, социальным профилем уже и со стороны государства, его институтов, его структур. [8]

Яркий, доказательный пример тому – США, Великобритания, Китай. Наряду с выше указанными концептуальными моделями маркетинга необходимо, как представляется, выделить и такую его разновидность как демаркетинг. Последний по своей сущности, структуре, функциональной направленности направлен на сдерживание спроса, рост которого может нанести значимый ущерб, урон интересам общества / государства, коммерческим / некоммерческим организациям, личностям, семьям. [9] Причем, он может быть и институционально правильным, социально, экономически, экологически оправданным, открытым, прозрачным, и скрытым по форме, и латентным по целям, корыстным по своему движению, извращенным по способам своей реализации. Убедительными примером последнего, очевидно, может быть факт применения запретов рядом развитых стран на полет авиации, на движении поездов, использование автотранспорта и во время пандемии (Ковид-19).

Учитывая вышеизложенное, как представляется, государству / обществу предстоит еще не мало потрудиться, чтобы маркетинг еще на деле отвечал своей глубинной сущностью, своим истинным, а не ложным целям, эффективно / рационально играл свою функциональную роль не только в сбалансировании спроса и предложения, достижении между  ними оптимального равновесия, но и в убедительном формировании и реализации своей социальной составляющей – не только наиболее полного, своевременного удовлетворения растущих, диверсифицирующихся потребностей, но всестороннего, глубокого, полного развития личности каждого члена общества, создания нормальных условий для ее реализации / самореализации, разумеется с учетом реального потенциала различных ее возможностей.

Литература

  1. Герасимова. В.А. Психология маркетинга. Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 1017-1021.
  2. Казначеева С.Н., Лазутина А.Л., Моровова И.М. Преимущества интернет-маркетинга. International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 2-2. С. 93-98.
  3. Карпенко Р.А., Андреев С.Н. Совершенствование маркетингового управления постпроизводственными партнёрскими взаимоотношениями. Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 419-422.
  4. Кметь Е.Б. Основные тенденции развития инновационных технологий продвижения. Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-2 (80). С. 1084-1089.
  5. Лазутина А.Л., Павлова Ю.А. Инновационная составляющая развития предприятий как источник экономического роста России. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 36-39.
  6. Лебедева Т.Е., Егоров Е.Е. Интернет-маркетинг для торгового предприятия. Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 4-4. С. 154-158.
  7. Негуляева Т.Ю. Анализ мероприятий интернет-маркетинга. В сборнике: Современные проблемы экономического развития. Материалы Всероссийской научной студенческой конференции. Отв. редактор Е.А. Кипервар. 2020. С. 35-39.
  8. Осадчая С.М., Голикова А.С. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности территории в рамках формирования и реализации стратегии социально-экономического развития. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 6 (67). С. 278-289.
  9. Смирнова Ж. В.,  Кочнова К. А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий. Вестник Мининского университета. Том 7 № 1. 2019.
  10. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Мельникова У.А. Применение инструментов когнитивного маркетинга на промышленном предприятии. Экономика и предпринимательство. 2019. № 5 (106). С. 678-684.

REFERENCES

  1. Gerasimov. V.A. Marketing psychology. Economy and entrepreneurship. 2019. No. 2 (103). S. 1017-1021.
  2. Kaznacheeva S.N., Lazutina A.L., Morovova I.M. Benefits of Internet Marketing. International Journal of Advanced Studies. 2018.Vol. 8.No. 2-2. S. 93-98.
  3. Karpenko R.A., Andreev S.N. Improving the marketing management of post-production partnerships. Economy and entrepreneurship. 2016. No. 12-3 (77). S. 419-422.
  4. Kmet Ye.B. The main trends in the development of innovative promotion technologies. Economy and entrepreneurship. 2017. No. 3-2 (80). S. 1084-1089.
  5. Lazutina A.L., Pavlova Yu.A. An innovative component of enterprise development as a source of economic growth in Russia. In the collection: Tourism and service industry: state, problems, efficiency, innovation. collection of articles based on the materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 36-39.
  6. Lebedeva T.E., Egorov E.E. Internet marketing for a merchant. Science of Krasnoyarsk. 2020.Vol. 9.No. 4-4. S. 154-158.
  7. Negulyaeva T.Yu. Analysis of Internet marketing activities. In the collection: Modern problems of economic development. Materials of the All-Russian scientific student conference. Resp. editor E.A. Kipervar. 2020.S. 35-39.
  8. Osadchaya S.M., Golikova A.S. Benchmarking as a tool to increase the competitiveness of a territory within the framework of the formation and implementation of the strategy of socio-economic development. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2017. No. 6 (67). S. 278-289.
  9. Smirnova Zh. V., Kochnova KA Training of employees of service enterprises using information technologies. Bulletin of Minin University. Volume 7 No. 1. 2019.
  10. Yusufova O.M., Shiboldenkov V.A., Melnikova U.A. The use of cognitive marketing tools in an industrial enterprise. Economy and entrepreneurship. 2019. No. 5 (106). S. 678-684.