Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10373

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

INNOVATION POLICY OF CHINESE TRANSNATIONAL CORPORATIONS 

Кукулинская Анна Евгеньевна, факультет международных экономических отношений, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва, Email: anna.skaya.ya@gmail.com

Kukulinskaya Anna Evgenievna, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Email: anna.skaya.ya@gmail.com 

Юрзинова Ирина Леонидовна, д.э.н, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: IYurzinova@fa.ru 

Yurzinova Irina Leonidovna, Doctor of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, E-mail: IYurzinova@fa.ru

Аннотация. Научная новизна статей заключается в изучении инновационных стратегий китайских ТНК и того, как они осуществили переход от простой имитации к созданию и распространению продуктов, используемых практически повсеместно. Развитие ТНК и их многосторонняя деятельность — одна из наиболее исследуемых и разрабатываемых тем в российской и зарубежной научной литературе. Однако только местные исследования, проведенные в Пекинском университете, Университете Цинхуа и других, посвящены проблеме инновационной политики китайских ТНК.

Summary. The scientific novelty of the articles lies in the study of innovative strategies of Chinese TNCs and how they performed a transition from simple imitation to creating and distributing products used almost everywhere. The development of TNCs and their multilateral activities is one of the most researched and developed topics in Russian and foreign scientific literature. However, only local research performed in Beijing University, Tsinghua University and others address the issue of the innovation policy of the Chinese TNC’s.

Ключевые слова: Китай, инновационная политика, транснациональные корпорации.

Key words: China, innovation policy, transnational corporations.

Национальная система инноваций в области науки и технологий в основном состоит из субъектов инноваций, инновационной инфраструктуры, инновационных ресурсов, инновационной среды и внешнего взаимодействия. В «Национальном среднесрочном и долгосрочном плане развития науки и технологий (2006-2020гг.)» Указывается, что национальная система инноваций в области науки и технологий является социальной системой, возглавляемой правительством, которая полностью раскрывает фундаментальную роль рынка в мире. Распределяя ресурсы, тесные связи и эффективное взаимодействие различных субъектов научно-технических инноваций, в настоящее время Китай в основном сформировал систему вспомогательных услуг для правительства, предприятий, научно-исследовательских институтов и университетов, а также технологических инноваций. Четыре угла инновационной системы, реформа научно-технической системы Китая сосредоточена на содействии интеграции технологий и экономики с целью укрепления научных и технологических инноваций, содействия трансформации и индустриализации достижений науки и техники, с упором на структурную перестройку и механизмы трансформации, и достигнут важные прорывы и существенный прогресс.

Национальная инновационная система является двигателем и основой социальной экономики и устойчивого развития. Это колыбель развития качественных талантов, реализации всестороннего развития людей и социального прогресса. Это душа и цель всестороннего национального соревнования за власть. Его основная функция — знания, инновации и технологии. Инновации, распространение знаний и применение знаний.

Скорость развития науки и технологий в стране в первую очередь определяется степенью политической гарантии и влиянием духовного мировоззрения страны на групповое инновационное сознание. Современная наука и технологии превратились из прямого фактора в систему производительности труда в доминирующий, а ограничение и взаимодействие между ресурсами, экологической средой, наукой и технологиями в основном проявляются в том, что наука и технологии могут не только способствовать эффективному использованию ресурсов. управление экосистемой, но также сильно изменить ресурсы. Использовать методы и повышать эффективность использования ресурсов, тем самым способствуя здоровому развитию экономики и обеспечивая повышение общей национальной силы устойчивого развития.

С начала 21 века технологические инновации стали ведущим фактором успеха или провала международной конкуренции. Конкурентоспособность науки и технологий определит судьбу и будущее страны или региона в будущей модели мировой конкуренции и станет ключом к обеспечению национальной безопасности и укреплению национального единства. Создание национальной инновационной системы и продвижение научных и технологических инноваций стали важными проблемами, вызывающими озабоченность всех стран мира.

В переходный период сначала была создана социалистическая рыночная экономическая система, но она все еще несовершенна. Только продвигаясь в целом, Китай может построить инновационную систему с полными функциями и удовлетворить потребности национального экономического развития и международной конкуренции на основе существующей системы и фундамента. В процессе общего продвижения мы также должны обращать внимание на то, чтобы выделить ключевые моменты и понять ключ.

Китай всегда характеризовался как страна производства, однако некоторым ТНК все же удалось привнести финансовый аспект в внедрение своих инноваций, а именно Alibaba group и Tencent.

Ant Financial — ведущая компания в области финансовых технологий Китая. Он хорошо известен своими инновациями. Его звездный продукт Alipay стал одним из «четыре новых изобретения», которые иностранцы больше всего хотят привезти в Китай в связи с продвижением развития мобильных платежей в Китае. Ant Financial открыл прецедент для управления капиталом в Интернете; Модель малого и микрозайма «310» (3 минуты на подачу заявки, 1 секунда на выдачу кредита, 0 ручное рассмотрение) стала решением финансовых трудностей малых и микропредприятий.

Следует отметить, что Интернет, большие данные и вычислительные возможности являются краеугольными камнями финансовых инноваций Ant Financial, равно как и инновационная политика в целом, а также аналитика данных, интеллектуальный контроль рисков, блокчейн и биометрия — четыре основных направления: технические» возможности Ant Financial. Здесь важно отметить, что несмотря на то, что Ant Financial является финансовым учреждением, 30% сотрудников Ant Financial происходят из финансовых учреждений, а технический персонал составляет 60%. Сегодня Alipay и ее партнеры могут обслуживать более 1 миллиарда пользователей по всему миру, и умные возможности управления рисками имеют решающее значение.

Рассмотрим на примере финансовых инноваций Tencent. WeChat изначально был услугой мобильной связи, запущенной Tencent в 2010 году. В 2012 году он быстро превратился в ведущую социальную платформу. В 2013 году был запущен платежный сервис WeChat Pay. WeChat использует бесплатную модель с добавленной стоимостью, чтобы предоставить пользователям ряд услуг, включая оплату, денежные переводы, покупку продуктов и услуг. WeChat имеет огромное влияние в Китае, а также является успешной рекламной и маркетинговой платформой. Он использует полностью интегрированную концепцию, и пользователи могут беспрепятственно использовать широкий спектр функций и услуг в одном приложении. WeChat имеет более 1 миллиарда активных пользователей в месяц, и эти пользователи используют приложение не реже одного раза в месяц, включая 900 миллионов активных пользователей WeChat Pay в месяц. Оно стало пятым по популярности приложением в мире, отправляя 45 миллиардов сообщений каждый день и обрабатывая почти 100 миллиардов транзакций ежегодно.

Финансовые технологии должны следовать двум основным логическим принципам. Во-первых, управление рисками должно быть основным. Во-вторых, с инклюзивностью в качестве первоначального намерения, она дополняет всю текущую финансовую индустрию. Некоторые говорят, что логика 310 кредитов не проверена колебаниями бизнес-цикла. Тем не менее, десятилетний опыт и почти 20 миллионов операторов малого и микробизнеса на сегодняшний день и выданные в общей сложности 3,6 триллиона кредитов с показателем неработающих кредитов всего 1,5% говорят об обратном. За этим стоят возможности управления рисками онлайн-финансов.

Поэтому важно понимать, что, хотя Западу удалось внедрить инновации в виде отдельных субъектов, то есть частных предприятий, которые позже выросли в крупные ТНК, известные сегодня, Китай, как и другие азиатские страны, такие как Япония и Южная Корея, был более централизован в своем подходе к созданию инновационной политики из-за того, что он был командной экономикой. Однако наиболее важный вывод, сделанный здесь, — это второй фактор, способствующий развитию инноваций как таковых. Китай не только стремился осваивать новые технологии с помощью совместных предприятий, но также способствовал инновациям на государственном уровне с помощью исследовательских центров и постоянных инвестиций в НИОКР. Здесь необходимо проводить различие, чтобы не сбить с толку подход Запада к тому, как бизнес взаимодействует с государством. Хотя частные предприятия на Западе обычно не вмешиваются в дела государства, это означает, что Apple или Microsoft могут продавать свои продукты правительству США, но правительству США нужны только налоговые поступления от вышеупомянутые компании, крупные китайские корпорации, такие как Alibaba, Xiaomi, Huawei и другие, часто имеют очень прочные связи с правительством и вступают во взаимовыгодное партнерство, при котором государство будет оказывать помощь и поддержку в содействии как росту, так и инновациям, в то время как эти компании будут поддержать режим и улучшить положение китайской экономики.

Чтобы упростить восприятие читателем, китайские ТНК и инновационные компании можно разделить на:

  • компании-пионеры
  • скрытые чемпионы
  • производителей изменений.
  • аутсайдеры.

Инновации в китайском стиле повлияли на инновационную модель и стратегию западных ТНК. В прошлом транснациональные компании концентрировались на внутренних исследованиях и разработках. Теперь, помимо увеличения инвестиций в некоторые инновационные компании, расширение научно-исследовательских подходов постепенно стало нормой. Кроме того, «локализации», на которую ранее обращали внимание транснациональные компании, уже недостаточно для решения проблем, связанных с китайскими инновациями. Фактически, они должны заниматься не только китайскими инновациями, но и китайскими инновациями на зарубежных рынках.

Китаю понадобилось всего одно поколение, чтобы перейти от имитации к инновациям. Дело в том, что китайские компании должны внедрять инновации, модернизировать и участвовать в глобальной цепочке создания стоимости с технологическими преимуществами, чтобы лучше справляться с жесткой конкуренцией со стороны местного рынка Китая. У новаторских китайских ТНК и небольших предприятий есть два основных пути выхода на международный рынок: создание международной сети НИОКР или экспорт подрывных бизнес-моделей.

Подъем китайских инновационных компаний заставил транснациональные компании взглянуть им в глаза. Например, так называемые компании-первопроходцы — это крупные компании с глобальной репутацией, включая Alibaba, Baidu, Haier и Tencent. В Китае существует от 30 до 40 подобных компаний, и они приняли стратегию сотрудничества и инвестирования в периферийные компании для создания экосистемы. В последние годы они увеличили свои зарубежные инвестиции и укрепили строительство экосистемы. Чем плотнее сеть, сотканная экосистемой, тем больше новых возможностей можно использовать и улавливать вероятность потенциальных противников. Чем выше пол. Эта модель расширения повлияла на относительно медленный ритм НИОКР иностранных компаний.

Скрытые чемпионы Китая — это в основном компании среднего размера, ориентированные на высокие технологии. У них уже есть три ведущих рынка в Китае и даже в мире в своей отрасли. Этот подъем произошел всего за 10 лет. Угроза международных конкурентов огромна. Компании этой категории стремятся получить прибыль в долгосрочной, а не в краткосрочной перспективе, и им необходимо поддерживать свою конкурентоспособность за счет непрерывных инноваций и, в конечном итоге, выигрывать за счет эффективности.

Продуктовые инновации компаний скрытых чемпионов Китая призваны обеспечить расширение своей продукции, и у большинства из них есть планы выхода на мировой рынок через 5-10 лет. Многие транснациональные компании вовремя не осознали огромный потенциал китайских «скрытых чемпионов», а некоторые транснациональные компании даже потеряли лидирующие позиции на узком рынке в условиях конкуренции на китайском рынке.

Китайские «творцы перемен» — это те новые компании, движимые цифровыми инновациями, которые успешно заняли рынок. Они умеют внедрять межотраслевые инновации и реагировать на традиционные отрасли с помощью цифровых бизнес-моделей. Китайские «создатели перемен» стремительно наступают, и большая часть их оценок достигла более 1 миллиарда долларов США. Среди них около сотни компаний-представителей, в том числе Toutiao, ByteDance, Ele.me и Didi Travel. Компании такого типа обычно более бдительны, чем транснациональные компании, полагаясь на цифровые технологии для повышения своей конкурентоспособности, и уже получили значительный объем венчурного капитала. По сравнению со «скрытыми чемпионами» в узкой промышленной сфере, эти «переменщики» в Китае очень узнаваемы и оказывают наиболее разрушительное воздействие на отрасль. Этот тип компании обычно не ограничивается традиционной отраслевой структурой, а фокусируется только на потребностях пользователей.

В дополнение к скрытым чемпионам и инициаторам изменений в Китае есть бесчисленное количество «слабых предприятий», в основном более 150 000 малых и средних инновационных компаний, ориентированных на высокие технологии. Все силы предпринимательства — это «репатрианты» с образованием за границей и международным мышлением. Однако эти предприниматели нового поколения в Китае обычно находятся на границе определенной«узкой области »науки и технологий, и могут напрямую продвигать инновации в определенной науке и технике и ограничивать рынок своей коллективной властью. Например, компании, созданные после 2000 года, стремятся к самым передовым технологиям, от генетической технологии до искусственного интеллекта, новых материалов и сельского хозяйства. За последние два года в Китае появилось более 80 медицинских и медицинских компаний с концепциями искусственного интеллекта, охватывающих все, от диагностики и лечения до облачных данных. Эта мощная ситуация конвергенции значительно увеличивает вероятность одного или двух прорывов среди новаторов.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

  • рост количества и объема международных слияний и поглощений с участием китайских ТНК;
  • рост масштабов деятельности компаний с иностранным капиталом на национальных рынках;
  • усиление роли крупных китайских транснациональных корпораций в мировой экономике;
  • инновационная политика сыграла важную роль в развитии китайских ТНК и установлении присутствия на мировом рынке.

Литература

  1. Арсеньева В. А. и др. Инновационная политика Китая: направления развития и перспективы использования опыта в России //Инновации и инвестиции. – 2021. – №. 4. – С. 70-74.
  2. Шестакович А. Г. Институты государственного управления инновационной деятельностью в Китае //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – №. 4.
  3. Матризаев Б. Д. Макромуниципальная инновационная политика: политэкономический анализ опыта Китая //Муниципальная академия. – 2020. – №. 3. – С. 43-52.
  4. Абдураимов Э. Р., Аджимет Г. Х. Конкурентные преимущества ведущих зарубежных и российских ТНК //Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2019. – №. 1. – С. 24-30.
  5. Калашников Д. Б. Роль зарубежных малых и средних предприятий Китая в модернизации национальной экономики //Вестник МГИМО Университета. – 2021. – Т. 14. – №. 1. – С. 174-196.

References

  1. Arsenyeva VA et al. China’s innovation policy: directions of development and prospects for using experience in Russia // Innovations and investments. — 2021. — No. 4. — p. 70-74.
  2. Shestakovich A.G. Institutions of state management of innovative activity in China // Questions of state and municipal management. — 2019. — p. 4.
  3. Matrizaev B. D. Macromunicipal innovation policy: political and economic analysis of the experience of China // Municipal Academy. — 2020. — No. 3. — p. 43-52.
  4. Abduraimov E.R., Adzhimet G.Kh. Competitive advantages of the leading foreign and Russian TNCs // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. — 2019. — No. 1. — p. 24-30.
  5. Kalashnikov D. B. The role of foreign small and medium-sized enterprises in China in the modernization of the national economy // Bulletin of MGIMO University. — 2021. — T. 14. — No. 1. — p. 174-196.