http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2021

УДК 316: 344.24

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10371 

Стратегии трудоустройства и перспективы территориальной мобильности выпускников-экологов аграрного университета 

Employment strategies and prospects for territorial mobility of graduates-ecologists of the agrarian university

Хохлова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент, проректор по качеству образования ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева

Khokhlova E.V., Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, vice rector on the quality of education FSBEI HE RSAU — Moscow gricultural Academy named after K.A. Timiryazeva 

Ивашова В.А., кандидат социологических наук, доцент, Ставропольский государственный аграрный университет

Ivashova V.A., Candidate of Sociological Sciences, associate professor, of Stavropol state agrarian university

Федиско О.Н., кандидат педагогических наук, начальник отдела независимой оценки качества образования, Ставропольский государственный аграрный университет

Fedisko O.N., Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Head of the Department for the Independent Assessment of the Quality of Education, Stavropol State Agrarian University

Аннотация. В статье показаны стратегии трудоустройства молодежи, получившей высшее образование в области экологии в аграрном вузе. На основе обзора российских и зарубежных публикаций подтверждается актуальность данной проблематики. Статистический анализ мнений и суждений студентов-экологов последнего года обучения на бакалаврской программе аграрного университета показывает на эмпирическом уровне перспективы территориальной мобильности выпускников-экологов. Для выпускников-экологов на будущем рабочем месте наиболее важными являются такие характеристики как высокооплачиваемая и интересная работа с реальными возможностями карьерного роста за пределами Ставропольского края и юга России.

Summary. The article shows the strategies of employment of young people who have received higher education in the field of ecology at an agricultural university. Based on the review of Russian and foreign publications, the relevance of this issue is confirmed. A statistical analysis of the opinions and judgments of environmental students of the last year of study at the bachelor’s program at an agricultural university shows, at an empirical level, the prospects for the territorial mobility of environmental graduates. For environmental graduates in the future workplace, the most important characteristics are such characteristics as a highly paid and interesting job with real career opportunities outside the Stavropol Territory and southern Russia.

Ключевые слова: выпускники-экологи; территориальная мобильность молодежи; стратегии трудоустройства выпускников вуза; экологическое образование.

Key words: environmental graduates; territorial mobility of youth; employment strategies for university graduates; environmental education. 

Молодежь в обществе является социальной группой, у которой есть потребности и движущие мотиваторы к перемене территории проживания. Именно молодежь готова к поиску места проживания и работы с наиболее благоприятными характеристиками, обеспечивающими достижение жизненных и профессиональных целей. Безусловным преимуществом территорий: регионов и муниципалитетов можно считать высокую долю молодых людей в структуре населения. Молодежь проявляет высокую профессиональную, производственную, предпринимательскую и потребительскую активность [13], способна генерировать изменения [5], оказывая положительное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие территории [11]. Как показывают многочисленные исследования, молодежь максимально открыта разного рода инновациям, в том числе техническим, технологическим и экономическим [12], привержена принципам устойчивого развития через экономическое и экологическое благополучие территорий и субъектов хозяйственной деятельности [15].

В связи с актуализацией повестки устойчивого развития регионов и муниципалитетов, важной составляющей, которой является экологическое благополучие территорий, положительным фактом станет наличие высококвалифицированных специалистов  в области экологии и природопользования. Важный исследовательский вопрос в этой связи – понимание стратегий и перспектив территориальной мобильности выпускников отдельных образовательных программ высшего образования, в частности экологов.

Актуальность вопроса социально-экологической компетентности выпускников вуза раскрывают в своем исследовании Chekanushkina E.N., Timoshchuk N.A., Kolyvanova L.A., Fakhrutdinova E.V. [4]. Авторами была разработана и апробирована модель социально-экологической компетентности выпускника вуза, основанная на междисциплинарном подходе к процессу ее формирования. Для нашего исследования важный вывод заключается в том, что наблюдается положительная корреляция между социально-экологической компетентностью и успешностью профессиональной карьеры выпускников вуза. Позиция актуальности формирования различных аспектов социально-экологической компетентности выпускников высшего образования прослеживается в ряде исследований [7, 14, 2].

Тенденция к сокращению студентов на программах сельскохозяйственного профиля, с которой столкнулось российское аграрное образование, характерна не только для нашей страны, но и в целом для данного направления подготовки в высшей школе в мире. Исследователи InegbedionG., IslamM.M. на основе опроса студентов четырех университетов на юго-западе Нигерии провели анализ мотивации с учетом теории самоопределения [10]. Ключевыми мотивами в профессиональном самоопределении были определены: возможность узнать об инновациях и перспективы самостоятельной занятости. Результаты исследований подчеркивают влияние социально-экологического контекста на поведение молодежи и потребность компетенций в сфере  агроинноваций и агропредпринимательства для реализации стратегий и перспектив будущей  территориальной мобильности молодежи с аграрным образованием.

Исследование GraceK., EngS. посвящено пониманию подходов к достижению образовательных и карьерных целей женщин-выпускников средних школ. Основной вывод, к которому пришли авторы, заключается в том, что взаимодействие экологических, социальных и личных факторов является мощной силой в достижении целей профессионального самоопределения [9]. Данный подход подтверждается еще в ряде исследований, затрагивающих, в том числе, гендерный аспект экологической компетентности в стратегиях трудоустройства и политике властей на поддержание устойчивого развития территорий [8]. Для нашего исследования в статье прозвучал важный аспект успешности стратегий и перспектив территориальной мобильности выпускников – наличие экологического фактора как одного из ведущих, в достижении поставленных целей молодыми людьми и, вместе с тем, относящегося к показателям устойчивости и благополучия территорий.

Представления о перспективах территориальной мобильности молодежи, получающей  высшее образование в г. Екатеринбурге, были проанализированы в исследовании AbramovaS.B., AntonovaN.L., Pimenova, O.I. [1]. На основе результатов опроса студентов выпускных курсов нескольких вузов, было установлено, что молодые люди идеализируют город, как место для проживания. В качестве основных мотивов территориальной мобильности студенты выделяют стремление к независимости и благоприятные городские условия. Авторы подчеркивают, что молодежь с высшим образованием артикулирует высокие требования к городской среде, поэтому стремится уехать по завершении обучения в вузе в крупные промышленные центры и столичные регионы. Результаты данного исследования показывают, что тенденция к выстраиванию вектора территориальной мобильности молодежи направлена на крупные городские агломерации и столичные регионы. Эта ситуация характерна не только для юга России, Урала, но и отмечаются в ряде зарубежных исследований [3, 6].

Цель исследования – получить достоверные данные о стратегии и планах территориальной мобильности выпускников-экологов бакалаврских программ аграрного университета. Для достижения цели был разработан инструментарий анкетного опроса, решающий ряд задач. Первая задача – определить в каком регионе выпускники-экологи планируют реализовать свои жизненные планы; вторая задача – с чем преимущественно связаны планы переезда в другую территорию; третья задача – оценить информированность об опыте переезда людей из ближайшего окружения респондентов; четвертая задача – оценить уровень заработной платы, которая могла бы стимулировать переезд выпускников в другой регион. Сбор первичных эмпирических данных проводился методом индивидуального анкетного опроса в феврале 2020 года. Всего в анкетировании приняли участие 147 человек из числа студентов-экологов выпускных курсов Ставропольского государственного аграрного университета на завершающем этапе обучения бакалаврской программы. Статистический анализ данных опроса проведен с использованием статистического пакета SPSS Statistics (version 21).

Данные опроса студентов-экологов выпускных курсов показывают высокий потенциал территориальной мобильности данной категории молодых людей. В настоящее время уже сменили место жительства 17,1% и еще 56,1% собираются обязательно осуществить эту мечту. Есть еще 4,9% респондентов, которые хотели бы уехать, но у них есть сомнения. Только 19,5% участников опроса сказали, что их все устраивает. Данные представлены на следующем рисунке.

Вектор территориальной мобильности выпускников-экологов направлен на краевой центр (12,2%), Москву и Санкт-Петербург (соответственно 9,8% и 9,8% респондентов), за рубеж (22,0%). С одной стороны, можно говорить о положительных результатах обучения в Ставропольском ГАУ – высокое качество полученных компетенций позволяет уверенно планировать и трудоустраиваться в столичных регионах и за рубежом. С другой стороны, возникают вопросы к молодежной политике аграрного региона и привлекательности социально-экономических условий для молодежи с высшим аграрным и экологическим образованием.

Среди целевых установок территориальной мобильности выпускников-экологов на первом месте находится трудоустройство (отметили 65,9% участников опроса); на втором месте – развитие социальных сетей через новые знакомства, контакты (отметили 31,7% участников опроса); на третьем – создание семьи (отметили 26,8% участников опроса). Завершает перечень значимых целевых установок территориальной мобильности, основной вектор которой направлен на столичные регионы и за рубеж,  получение образования. Следует отметить, что эти факты еще раз косвенно подтверждают высокий уровень качества полученного высшего образования в области экологии в Ставропольском ГАУ, которое позволяет планировать трудоустройство и продолжение обучения в столичных регионах.

По мнению 26,9% выпускников Ставропольского ГАУ,  для того, чтобы найти хорошую и интересную  работу не нужно ехать в другой регион, можно устроиться на  работу и на малой родине.

В случае предложения трудоустройства согласны на переезд в другой регион на условиях высокой оплаты 39,0% выпускников, гарантии карьерного роста и если работа будет интересна (соответственно 24,4%, 17,1%). Таким образом, эффективно стимулировать трудовую миграцию молодых специалистов можно преимущественно на условиях высокой заработной платы.

Практически половина выпускников рассчитывают на заработную плату от 20 тысяч рублей до 35 тысяч рублей. При средней зарплате по региону примерно 32,0 тысячи рублей мы видим правомерные ожидания студентов-экологов выпускных курсов Ставропольского ГАУ. О более высоких ожиданиях в области денежного вознаграждения за труд указали в своих ответах 43,9% выпускников: на 35-40 тысяч рублей рассчитывают 7,3% участников опроса; на 45-50 тысяч рублей – 12,2% участников опроса; на зарплату свыше 50 тысяч рублей и выше ориентируются 24,4% участников опроса.

Выводы по результатам исследования

Вектор территориальной мобильности выпускников-экологов, направленный на столичные регионы России и за рубеж показывает представления молодежи о более высоких перспективах трудоустройства на лучших условиях (высокооплачиваемая и интересная работа с реальными возможностями карьерного роста) за пределами Ставропольского края и юга России.

С точки зрения региона, в котором выпускники-экологи получали высшее аграрное образование, проживали до настоящего времени, говорит о недостаточной привлекательности трудоустройства для молодежи, а возможно и не востребованности данной категории работников. В свою очередь, не востребованность экологов на юге России определяется как относительным экологическим благополучием территорий, так и недостаточным внимаем регионального эстеблишмента к экологической составляющей устойчивого развития территорий. Данные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения, что может быть изучено в рамках продолженного исследования.

При рассмотрении ситуации в масштабах страны в целом, возможный приток молодежи с высшим образованием в области экологии в столичные регионы даже при условии трудоустройства не по специальности положительно скажется на процессе обеспечения социально-экологического благополучия территории. Поскольку в период обучения в аграрном вузе социально-экологическая компетентность молодых специалистов была сформирована на высоком уровне. И профессиональная социализация состоялась в нормативном поле экологии, что может быть продолженным перспективным трендом в процессе горизонтальной профессиональной и территориальной мобильности.

Список использованной литературы

  1. Abramova, S.B., Antonova, N.L., Pimenova, O.I. Attractiveness of a city as a factor of territorial mobility in student estimates (on the example of Ekaterinburg) (2019) ObrazovanieiNauka, 21(1), с. 97-123
  2. Burry, J., White, M. From ‘T’ to ‘π’ (pi)-shaped people: Better Urban Practice through Dual Depth in Architecture and Planning Education (2020) Architectural Design, 90(3), с. 114-121
  3. Camarero, L., Oliva, J. Thinking in rural gap: mobility and social inequalities (2019) Palgrave Communications, 5(1), 95
  4. Chekanushkina, E.N., Timoshchuk, N.A., Kolyvanova, L.A., Fakhrutdinova, E.V. Social and environmental competence as a component of university graduate’s competitiveness (2021) Lecture Notes in Networks and Systems, 139, с. 676-681
  5. Choudry, A. Reflections on academia, activism, and the politics of knowledge and learning (2020) International Journal of Human Rights, 24(1), с. 28-45
  6. Delclòs-Alió, X., Miralles-Guasch, C. Youth Mobility and Territorial Disparities: An Analysis of Urban and Rural Barcelona (2019) Geographical Review, 109(3), с. 399-415
  7. Fernandez Rivas, D., Boffito, D.C., Faria-Albanese, J., (…), van de Ven, M., Weber, R.S. Process intensification education contributes to sustainable development goals. Part 1 (2020) Education for Chemical Engineers, 32, с. 1-14
  8. Friedman, E.J., Adkins, S., Guidotti, T.L. Foundational health content in environmental studies, sciences, and sustainability education: report of a workshop (2020) Journal of Environmental Studies and Sciences, 10(3), с. 327-333
  9. Grace, K., Eng, S. A capabilities approach to female graduates’ post-secondary academic and career-related goal pursuit in Siem Reap Cambodia (2020) Educational Research for Policy and Practice, 19(3), с. 281-299
  10. Inegbedion, G., Islam, M.M. Youth motivations to study agriculture in tertiary institutions (2020) Journal of Agricultural Education and Extension, 26(5), с. 497-512
  11. Mayor, M., Ramos, R. Regions and economic resilience: New perspectives (2020) Sustainability (Switzerland), 12(11), 4693
  12. Nguyen, H.D., Mai, L.T., Anh Do, D. Innovations in creative education for tertiary sector in Australia: present and future challenges (2020) Educational Philosophy and Theory, 52(11), с. 1149-1161
  13. Nguyen, T.T. The impact of access to finance and environmental factors on entrepreneurial intention: The mediator role of entrepreneurial behavioural control (2020) Entrepreneurial Business and Economics Review, 8(2), с. 127-140
  14. Obukhova, I., Popov, D., Tanova, A., Fokina, V. The evaluation of university’s impact on «human resource potential» of alumni (2020) E3S Web of Conferences, 164,12010
  15. Thomas, I., Holdsworth, S., Sandri, O. Graduate ability to show workplace sustainability leadership: demonstration of an assessment tool (2020) Sustainability Science, 15(4), с. 1211-1221