Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10364

Кадровая безопасность как важнейшее направление обеспечения безопасности Камчатского края

Personnel security as the most important direction of ensuring the security of the Kamchatka Territory

Кудряшова Мария Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет,  683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail: kudryashmg@yandex.ru

Мищенко Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет, 683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail: ng_michenko68@mail.ru

Никитина Ирина Юрьевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет, 683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail: lapirina@yandex.ru

Сапаркина Альбина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет, 683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail:

Сибирцева Елизавета Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет, 683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail:elisa@rambler.ru

Этингоф Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и сервиса КамГУ им. В. Беринга, социально-экономический факультет, 683032 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4, Тел. 8(4152)42-00-28 E-mail:130851@mail.ru

Kudriashova Mariia Gennadevna

Mishchenko Natalia Gennadevna

Nikitina Irina IUrevna

Saparkina Albina Vladimirovna

Sibirtseva Elizaveta Igorevna

Etingof Elena Vladimirovna

Аннотация. Цель исследования – анализ проблем в области кадровой безопасности Камчатского края. В статье дано авторское определение понятия «кадровая безопасность региона», проводится анализ кадрового потенциала региона, состояния сферы образования, здравоохранения, туристической отрасли, рынка труда. Выделены основные тенденции демографического и социально-экономического развития региона.

Применяемые методы исследования – анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстрагирование, системный анализ, классификация, формализация, сводка и группировка данных.

В результате исследования определены угрозы кадровой безопасности Камчатского края и пути решения рассматриваемых в статье проблем социально-экономического развития Камчатского края применительно к обеспечению кадровой безопасности региона.

Summary. The purpose of the study is to analyze the problems in the field of personnel security of the Kamchatka Territory. The article gives the author’s definition of the concept of «personnel security of the region», analyzes the personnel potential of the region, the state of the education, health, tourism industry, labor market. The main trends of demographic and socio-economic development of the region are highlighted.

The applied research methods are analysis, synthesis, induction, deduction, comparison, generalization, abstraction, system analysis, classification, formalization, summary and grouping of data.

As a result of the study, the threats to the personnel security of the Kamchatka Territory and the ways to solve the problems of socio-economic development of the Kamchatka Territory considered in the article in relation to ensuring the personnel security of the region are identified.

Ключевые слова: регион; кадровая безопасность региона; угрозы кадровой безопасности региона; население; территория; миграция; качество здоровья населения; Камчатский край.

Keywords: region; personnel security of the region; threats to personnel security of the region; population; territory; migration; quality of public health; Kamchatka Territory. 

Введение

В начале XXI в. резко обострилась проблема удовлетворения кадровых потребностей экономики северных, арктических и дальневосточных регионов РФ, в частности, Камчатского края. Для анализа кадровой безопасности региона необходимо рассмотреть содержание ряда понятий [1].

Национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности — реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

Система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [2].

В контексте рассматриваемой нами темы к основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся: усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; недостаточность трудовых ресурсов; неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.

В этом же документе отмечено: «Обеспечение экономической безопасности обеспечивается в том числе за счёт «…преодоления оттока … квалифицированных специалистов…», отсюда актуальным является определение такого понятия как кадровая безопасность [2].

Кадровая безопасность региона является составляющей экономической безопасности, т.к. обеспечивает снижение числа рисков и угроз, связанных с состоянием человеческих ресурсов, интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями, складывающимися в субъекте РФ.

Под кадровой безопасностью региона мы понимаем состояние рынка труда региона, при котором минимизируются угрозы в области кадрового обеспечения экономики региона, необходимого для его устойчивого социально-экономического развития. Кадровое обеспечение является одним из самых значимых факторов, влияющих на стабильность и успешность социально-экономического развития любого региона.

Под регионом в указанном выше определении мы понимаем политико-административную единицу, субъект РФ.

Обеспечение кадровой безопасности региона – совокупность реализуемых субъектами обеспечения кадровой безопасности региона мер и используемых средств, а также создаваемых условий, направленных на минимизацию угроз в кадровой сфере.

Субъекты обеспечения кадровой безопасности региона – это органы государственного и муниципального управления, организации и предприятия, заинтересованные в развитии конкретного региона.

Система обеспечения безопасности региона – совокупность субъектов обеспечения кадровой безопасности региона, средства и способы реализации их деятельности. В первую очередь это органы государственной власти и местного самоуправления, т.к. в Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 г. они определены в качестве ключевого звена, обеспечивающего социально-экономическое развитие, создающего условия для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Камчатского края.

Угроза кадровой безопасности региона – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно-важным интересам субъектов социально-трудовых отношений и препятствующих развитию человеческих ресурсов.

Говоря об угрозах кадровой безопасности Камчатского края, необходимо выделить ряд проблем, определяющих характер этих региональных угроз:

  • проблема отсутствия на рынке труда Камчатского края специалистов необходимой квалификации [5, с. 6];
  • проблема несоответствия интересов бизнеса, государства и образовательных учреждений [9];
  • проблема слабой заинтересованности руководства предприятий и организаций в проведении практик и приглашении молодых специалистов на работу;
  • проблема трудоустройства выпускников по профилю подготовки;
  • проблема оттока молодежи из региона;
  • проблема старения экономически активной части населения;
  • проблема, связанная с особенностями отраслевой структуры регионального социально-экономического комплекса.

Угрозы кадровой безопасности Камчатского края.

  1. Продолжающееся сокращение численности населения, в первую очередь, за счёт миграционного оттока.
  2. Снижение уровня жизни населения региона.
  3. Приток неквалифицированных кадров, в том числе рост доли неквалифицированной иностранной рабочей силы.
  4. Сохранение теневых социально-трудовых отношений.
  5. Повышение уровня социальной напряженности и др.

Далее рассмотрим проблемы обеспечения кадровой безопасности Камчатского края на основе анализа миграционной ситуации в регионе, состояния рынка труда, сфер образования, здравоохранения и туризма.

Миграционная ситуация в Камчатском крае

На протяжении длительного времени в Камчатском крае формируется следующая ситуация: с одной стороны, в трудоспособный возраст начинает входить новое поколение, которое появилось в 90-е годы прошлого столетия, когда наблюдалась очень низкая рождаемость; с другой стороны, происходит быстрое сокращение трудоспособного населения и ухудшение его качественных характеристик, что обусловлено старением экономически активного населения. При этом часть трудоспособного населения переходит в категорию «старше трудоспособного возраста», и возрастает миграционный отток населения с Камчатского края, что отрицательно отражается на региональном рынке труда.

За период 1992-2019  гг. доля трудоспособного населения Камчатского края сократилась с 273000 чел. до 191001 чел. — на 81999 чел. или 30,03%.

Формирующаяся ситуация будет все более усугубляться и ощутимо влиять на социально-экономическое развитие Камчатского края, так как в настоящее время в крае происходит реализация крупных инвестиционных проектов в рамках ТОР (территория опережающего развития). По прогнозной оценке, данной в «Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 г.», планируется создать около 17000 новых рабочих мест в стратегически важных отраслях для развития региона. Отметим, что уже возникла потребность в специалистах тех специальностей и профессий, которые не готовят учебные заведения Камчатского края, поэтому нужно вводить в образовательных учреждениях региона новые направления и специальности, востребованные на рынке труда. В ситуации прогрессирующего дефицита кадров происходит изменение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, и иммиграция позволяет частично решить вопросы о привлечении дополнительной квалифицированной рабочей силы в регион.

Существует целый ряд ключевых моментов, от которых зависит обеспечение приезжими кадрами: обеспеченность жильем; размер заработной платы; достойные условия труда; развитая инфраструктура региона, комфортная для проживания.

В настоящее время Камчатский край не располагает в достаточной мере благоприятными возможностями для закрепления вновь прибывающего населения, следствием этого является невысокая эффективность миграции, которая характеризуется ежегодной миграционной убылью, за исключением 2017 года (см. таблицу 1) [12,13,14]. Безусловно, большинство регионов за пределами Крайнего Севера являются привлекательными для мигрантов, покидающих Камчатский край.

Правительство Камчатского края ежегодно определяет потребность в привлечении иностранной рабочей силы, в том числе по наиболее важным профессионально-квалификационным группам. Одной из составляющей миграционных процессов в регионе является международная миграция, на ее долю в 2019 году пришлось более четверти (27,1%) всего миграционного потока.

Впервые за последние 14 лет в 2019 году сальдо международной миграции изменилось, и показатель стал отрицательным. Преобладание иммигрантов над эмигрантами составило 704 человека. Уезжает трудоспособное население, т.е. те люди, которые не смогли выполнить требования миграционного законодательства, и не нашли работу в Камчатском крае. Тем не менее, по показателю «общая численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность» имеется прирост 19,29% с 2015 года по 2019 год (см. таблицу 2).

Та часть мигрантов, которая смогла закрепиться в регионе, привозит членов своих семей, что и объясняет рост числа доли мигрантов в возрасте моложе и старше трудоспособного возраста. Увеличение количества иностранных трудовых мигрантов не дает возможности заполнить имеющиеся трудовые ниши, так как уровень их квалификации не отвечает предъявляемым требованиям работодателей [16]. В соответствии с классификацией ООН население территории считается старым, если удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более. Для Камчатского края этот показатель составлял 7,78% на 01.01.2011, в течение последних 10 лет тенденция старения населения продолжается и этот показатель на 01.01.2020 г. уже достиг 11,9%. При этом наблюдается устойчивая динамика сокращения с 2011 по 2020 гг. общего количества молодых людей в возрасте 20-29 лет на 36,35%.

Развитие образования в Камчатском крае

Проанализируем ситуацию в сфере профессионального образования, ведь именно здесь находится кузница подготовки качественного кадрового потенциала региона.

Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена достаточно стабильно, и их количество постепенно увеличивается на 6,66%, в течение последних 9 лет.  С 2011 г. по 2019 г.  доля выпуска квалифицированных рабочих, служащих от численности обучающихся студентов сократилась на 18,66% (с 45,46% в 2011 году до 26,8% в 2019 году). При этом общий выпуск квалифицированных рабочих, служащих за последние девять лет сократился в 3,21 раза.

У специалистов среднего звена не столь ярко выражена динамика: доля выпуска специалистов среднего звена от численности обучающихся студентов сократилась на 3,6% (с 26,03% в 2011 году до 22,43% в 2019 году). А общее количество выпущенных специалистов среднего звена увеличилось на 19,16%. Одной из наиболее важных причин выявленных тенденций является изменение отраслевой структуры региона.

 Одновременно с этим количество ВУЗов сократилось почти вдвое, что обусловлено реформой высшего образования и борьбой с «ВУЗами-однодневками». В настоящее время необходимо отметить стабильное снижение финансирования сферы образования в Камчатском крае, так расходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на образование в процентах к ВРП с 2013 по 2018 гг. сократились на 1,5%.

Также в качестве негативного фактора можно отметить ситуацию с ценообразованием в области оказания платных образовательных услуг. В письме Министерства образования и науки РФ от 06.02.2019 N МН-94/СК «Об установлении стоимости платных образовательных услуг» указывается: «что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год, определенных в том числе с учетом формы обучения, а также коэффициентов выравнивания, применяемых Министерством…в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 640… Вместе с тем Организации в соответствии с частью 5 статьи 54 Закона об образовании и пунктом 9 Порядка определения платы вправе снизить стоимость платных услуг по договору об оказании платных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных услуг за счет собственных средств». И проблема ВУЗов в Камчатском крае состоит в том, что на сегодняшний день отсутствуют необходимые собственные средства в нужном объеме, которые бы позволили это требование выполнять.

Рассмотрим еще один фактор: качественный состав абитуриентов, поступающих в ВУЗы Камчатского края. 

По данным Краевого министерства образования и молодёжной политики уезжают учиться на материк около 60-65 % выпускников школ Камчатского края [6]. Как правило, это абитуриенты с достаточно высокими баллами по ЕГЭ, которые ищут возможность получить достойное образование, у них есть финансовая возможность платить за съемную квартиру и проживание в другом регионе. Главная цель заключается в том, чтобы зарекомендовать себя на новом месте, получить специальность и закрепиться на постоянное место жительства в регионе обучения.

В то же время в Камчатском крае остаются абитуриенты с более низкими баллами по ЕГЭ, которым тяжелее выдержать конкурс в столичных ВУЗах, и таких выпускников школ на Камчатке около 30-35%. Эти выпускники поступают в классические ВУЗы, качество образования в которых проверено и временем, и не одним поколением населения Камчатки. Отметим, что численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании с 2010/2011 учебного года по 2019/2020 учебный год сократилась на 21,69% (с 2061 человека в 2010/2011 г. до 1614 человек в 2019/2020 г.).  Таким образом, можно отследить, как стремительно сокращается контингент абитуриентов, остающихся обучаться в ВУЗах Камчатского края.

Произошло переформатирование структуры студенческой среды и в частных ВУЗах Камчатского края за последние десять лет. Если в 2011/2012 учебном году обучалось на очной форме 1,46% от общего числа студентов, а на заочной форме – 98,54%, то   в 2019/2020 учебном году имеем следующее соотношение по очной, очно-заочной и заочной формам обучения: 27,84%, 15,48%, 56,68% студентов соответственно.  Одной из причин, повлиявших на формирование такой динамики, является изменение законодательной базы. Например, с 2021 года вступили в силу новые федеральные государственные стандарты высшего образования, в соответствии с которыми обучение по ряду программам бакалавриата в заочной форме возможно только при получении второго или последующего высшего образования – это укрупненные группы направлений «Экономика и управление», в том числе по таким направлениям, как «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Отменяется заочная форма обучения по направлению «Психология». По направлению «Юриспруденция» ограничение на первое высшее образование в заочной форме обучения действует уже с 2017 г.

Также набирает популярность обучение на различных курсах в режиме онлайн. При наличии первого профессионального образования, оконченные курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки позволяют сменить профиль трудовой деятельности, не затрачивая на обучение долгие годы.

Количество ВУЗов в Камчатском крае за последние десять лет сократилось практически вдвое, и профессорско-преподавательский состав уменьшился в 3 раза. Новая политика в сфере высшего образования – подушевое финансирование, увеличение нормативного количества студентов, приходящихся на одного преподавателя, привело к резкому увеличению аудиторной нагрузки и быстрому «профессиональному перегоранию» преподавателей, вследствие чего педагоги ищут себе применение в новых профессиональных направлениях. Количество преподавателей в государственных образовательных учреждениях, имеющих ученую степень доктора наук, сократилось на 64%, а кандидатов наук – на 48,31%. Также наблюдается тенденция снижения количества преподавателей, имеющих ученое звание профессора и доцента, которая составила 50% и 52% соответственно.

Состояние рынка труда в Камчатском крае

Для активного развития территории необходим кадровый потенциал, который бы был востребован в организациях и предприятиях региона. Для определения баланса трудовых ресурсов необходим качественный мониторинг и прогноз потребности в кадрах, который обусловлен динамикой развития предприятий (см. таблицу 3).

Можно отметить, что в Камчатском крае идет сокращение количества предприятий и организаций, в том числе и по градообразующим отраслям региона, что приводит к изменению потребности в работниках, в том числе рабочих и служащих.  Рассмотрим, как изменилось количество предприятий по градообразующим отраслям.

На протяжении последнего десятилетия наблюдается следующая динамика: с 2011 по 2016 гг. общее количество предприятий и организаций увеличилось на 3,83%, и затем началось постепенное сокращение предприятий и организаций с 11628 в 2016 году до 10166 в 2020 году на 12,57%, но более иллюстративным показателем является количество предприятий, относящихся к «рыболовству и рыбоводству», которые исторически давали основную работу населению Камчатского края. С 2011 по 2018 гг. произошло их общее снижение на 26,75% (проводить сравнение статистических данных за 2019-2020 гг. некорректно, так как в новой редакции ОКВЭД2 по сравнению с его старой версией ОКВЭД-2007 во многих разделах произошли существенные изменения их содержательного наполнения для более точного классифицирования отдельных видов деятельности. В связи с этим в разделах ОКВЭД2 была произведена перегруппировка, в результате чего строки «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» и «Рыболовство, рыбоводство» были объединены в одну «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, и рыболовство, рыбоводство»).

На сокращение количества предприятий в этой отрасли повлияли такие факторы как сильный износ основных фондов, высокий уровень затрат на добычу и производство рыбной продукции, низкие показатели производительности труда, высокие удельные затраты на ГСМ — в 3-6 раз выше, чем у ведущих конкурентов, низкая рентабельность и доходность инвестиций, низкая степень переработки рыбы-сырца, колебания добычи рыбы и доходов от продаж по годам. Все вышеперечисленные факторы, в сочетании с демографическим спадом и сокращением притока молодежи в 3-5 раз приведут к росту дефицита квалифицированных и высококвалифицированных кадров рыбопромышленного комплекса [3].

Обрабатывающих производств (в том числе «переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов») в Камчатском крае стало меньше на 38,69%, что обусловлено низкой конкурентоспособностью производимой продукции, и вызвана эта тенденция высокой стоимостью используемых ресурсов и особенностями ценообразования в регионах Крайнего Севера.

Более оптимистичная ситуация наблюдается в строительной отрасли, где прирост за последние 10 лет составил 7,84%. Однако традиционно в этих отраслях большинство рабочих – приезжие эмигранты, которые оказывают отрицательное влияние на трудоустройство населения, постоянно проживающего в данном регионе. 

На 32,01% увеличилось количество предприятий, работающих в области добычи полезных ископаемых с 2011 по 2018 год, и затем произошло некоторое сокращение на 14,29% в 2020 году. В последнее время в регионе активно ведётся добыча полезных ископаемых. Здесь добывают золото, серебро, платина, чёрные и цветные металлы, горючий газ, бурый и каменный уголь.  Данная отрасль осуществляет деятельность вахтовым методом работы, поэтому большинство рабочих – приезжие из других регионов.

Динамично в регионе развивается и туристская отрасль. И косвенно это подтверждается общим ростом количества гостиниц и предприятий общественного питания на 23,33% за последние 10 лет.

Предпринимаемые меры на рынке труда оказывают существенное влияние на ситуацию с занятостью населения. В течение последних 10 лет уровень безработных граждан сократился на 3,2%. В структуре заявленной потребности в работниках, доля рабочих профессий составила на 2020 г. – 53,1% (2019 г. – 52,1%, 2018 г. – 56,8%), а доля должностей служащих – 46,9% (2019 г. –  47,9%, 2018 г. – 43,2%) [6].

В разрезе видов экономической деятельности количество заявленных вакансий в государственном управлении и обеспечении военной безопасности за 2020 год увеличилось на 4,9% от всех заявленных вакансий, в строительстве увеличение вакансий составило 6%,в сельском, лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве повышение составило 3,1%, на транспорте – 0,4%, в торговле – 2,6% (см. таблицу 4). Вместе с тем, произошло снижение количества вакансий в образовании – 3,7%, здравоохранении – 2,5%, в обрабатывающих производствах – 1,9%.

Среди вакансий, которые не заполняются в течение года и более (47,7%) – это вакансии, требующие высшего образования по специальностям, подготовка по которым не осуществляется в Камчатском крае. Например, это врачи различной специализации, инженерно-технические кадры, специалисты сельского хозяйства. И второй фактор, определяющий столь длительный период существования вакансии – низкий уровень заработной платы от 25 тыс. руб. до 45 тыс. руб. (для сравнения средний размер заработной платы в Камчатском крае в течение 2020 года составил от 75 тыс. руб.  до 100 тыс. руб.).

Агентство по занятости населения и миграционной политике Камчатского края отмечает, что в отчетном периоде 2020 года сформировался устойчивый спрос на рабочих строительных специальностей, таких как бетонщик, монтажник, плотник, штукатур-маляр, каменщик, машинист экскаватора, электрогазосварщик; в рыбной отрасли – обработчик рыбы, матрос, электрик судовой, моторист (машинист) и многие другие специальности по отраслям.

И значительную часть вакансий служащих занимают должности инженеров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров, технологов, мастеров по обработке рыбы, капитаны, механики, электрики участка, электромеханики судовые и другие.

Также рынок труда испытывает потребность в преподавателях, педагогах дополнительного образования, воспитателях, психологах, врачах.

В настоящее время на решение работодателя о приеме на работу сотрудников негативное влияние оказывают такие факторы как:

  • низкая квалификация безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. По состоянию на 31.12.2020 года потребность в руководителях и специалистах высшего уровня квалификации в 2,0 раза превысила предложение, при этом только 21,6% граждан, зарегистрированных в качестве безработных, имеют высшее образование;
  • отсутствие среди безработных граждан специалистов, востребованных работодателем в данный момент времени.

В условиях структурного несоответствия спроса и предложения рынка труда, а также недостаточного количества квалифицированных специалистов, необходимых для Камчатского края, работодатели используют такое мероприятие как помощь по содействию безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Подводя итоги, отметим, что наиболее важной задачей в настоящее время является достижение баланса спроса и предложения трудовых ресурсов и устранение профессионально-квалификационных диспропорций на рынке труда Камчатского края.  

Развитие здравоохранения в Камчатском крае

Кадровая безопасность региона определяется численностью населения и качеством его здоровья. Эти параметры обусловливаются уровнем развития системы здравоохранения, основными критериями оценки которой являются показатели здоровья и обеспеченности населения медицинской помощью. В качестве базы сравнения рассматриваются среднероссийские показатели, Москва, как наиболее развитый российский регион, и Магаданская область, территория с похожими условиями проживания.

Продолжительность жизни при рождении в регионах Дальнего Востока ниже среднероссийских показателей и существенно ниже московской продолжительности жизни. Даже отъезд жителей удаленных территорий в европейскую часть России при достижении пенсионного возраста незначительно снижает смертность в дальневосточных регионах.

Одним из главных индикаторов развития системы здравоохранения является уровень младенческой смертности.

За анализируемое десятилетие в России наблюдается устойчивое снижение этого показателя. До недавнего времени восточные регионы демонстрировали существенно более высокие показатели младенческой смертности по сравнению с общероссийскими показателями. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2016 N 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 — 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» установило одной из задач государственной демографической политики – снижение младенческой смертности до 5,8‰ к 2020 году. И Камчатка с Магаданом успешно докладывали о достижении целевых показателей в 2017-2018 года. Однако вызывает некоторое сомнение достоверность заявленных результатов. По оценке ВОЗ – одномоментное изменение демографических показателей более чем на 7% представляется подозрительным. Резкое снижение коэффициента младенческой смертности на 30-40% и такой же стремительный рост показателя (выше среднероссийского уровня) в 2019 году заставляет задуматься о наличии некоторых неточностей в медицинской статистике.

И если посмотреть на показатель перинатальной смертности по анализируемым субъектам Федерации, картина выглядит удручающе. Значительное превышение данного коэффициента в Камчатском крае и Магаданской области свидетельствуют о низком уровне здоровья населения и развитии медицинской помощи.

Показатели заболеваемости по основным классам болезней в анализируемых субъектах несколько ниже среднероссийского уровня. Однако, оценивая общий уровень здоровья, необходимо учитывать возрастную структуру населения.

Жители старших возрастных групп стараются уехать из дальневосточных регионов. Так, на начало 2019 года на Камчатке доля населения старше пенсионного возраста составляла 21%, а в Москве такая же группа – 28%, в Магаданской области – 22%. И даже при более низкой численности пенсионеров с высокой вероятностью развития какого-нибудь заболевания общий уровень заболеваемости на Дальнем Востоке превышает заболеваемость в социально развитой Москве, что свидетельствует о значительно более худшем состоянии здоровья населения в анализируемых регионах.

Показатели обеспечения населения медицинской помощью также свидетельствуют о недостаточном уровне развития системы здравоохранения в Камчатском крае и Магаданской области.

В анализируемых регионах Дальнего Востока наблюдается хроническая нехватка врачей, при условии, что для территорий с низкой плотностью населения нормативы численности необходимого медицинского персонала увеличены. Болезнь проще вылечить на начальном этапе. Однако ранняя диагностика заболеваемости в дальневосточных регионах находится на невысоком уровне, что приводит к необходимости функционирования большего количества медицинских стационаров.

Развитие туризма в Камчатском крае

Специального определения кадровой безопасности в сфере туризма нет. Суммируя представленное в литературе и интернет-источниках, можно сказать, что наиболее часто под кадровой безопасностью в сфере туризма понимается состояние защищенности от внешней угрозы персоналу предприятий сферы туризма и гостеприимства и от внутренней угро­зы, исходящей от персонала: его непрофессионализма, невоспитанности, неблагонадежности, невнимательности, нечестности и не­чистоплотности, нелояльности или враждебной настроенности и т. п.

Рассмотрим проблемы, которые существуют в обеспечении кадрами сферы туризма Камчатского края и как это влияет на кадровую безопасность региона.

Правительством Камчатского края в настоящее время делается ставка на развитие Камчатки как территории экологического туризма. Создаются различные туристские кластеры для привлечения инвесторов, чтобы в дальнейшем туризм стал одной из отраслей, приносящий доход полуострову.

В Стратегии развития туризма в Камчатском крае [4] организованный туризм рассматривается как фактор устойчивого развития экономики Камчатского края. Природный туризм и экотуризм признаются как особо обогащающие и ценные формы туризма в силу того, что они проявляют уважение к природному наследию и местному населению.

В интервью ведущим информагентствам губернатор Камчатского края заявил [10]:

«Туризм — это приоритетная отрасль для развития региона. Это одна из трех сфер, на которую мы будем делать стратегическую ставку по развитию Камчатского края: туризм, рыбохозяйственный комплекс и логистика». <…>

«Нам предстоит создать базовую инфраструктуру, запустить уже запланированные проекты, которые дальше потянут за собой всю экосистему туризма. Я ориентируюсь на создание к 2025 году 10 тысяч рабочих мест в сфере туризма и считаю это вполне реалистичными планами. А это значит, что по количеству рабочих мест туризм будет сопоставим с нашей базовой отраслью экономики — рыбохозяйственным сектором».

По словам губернатора, на Камчатке предполагается создание инфраструктуры для туризма: строительство средств размещения, аэропорта, изменение логистики пассажиропотока. Кроме того, в перспективе развитие новых видов туризма, например, гастрономического, всевозможных видов активного отдыха фрирайда, круглогодичной рыбалки.

Бывший министр туризма Камчатского края Наталия Максименко, представляя обновленную программу развития туризма на Камчатке, заявила, что нужна сильная команда управленцев в этом деле, и отметила важность кадровой оставляющей [11].

По прогнозу Министерства труда и развития кадрового потенциала Камчатского края с 2020 до 2026 гг. в сфере в потребности в кадрах туризма и гостеприимства составит:

  1. Специалисты с высшим образованием: 389 человек
  2. Специалисты со средним образованием: 311 человек
  3. Сотрудники с курсами: 385 человек [21].

На данный момент в Камчатском крае есть следующие образовательные учреждения, которые занимаются подготовкой кадров в сфере туризма и гостеприимства:

  1. Колледж технологии и сервиса. Реализуют программу, готовящую специалистов гостеприимства со средне-специальным образованием
    «43.02.14. – Гостиничное дело», а также программу «43.02.11 – Гостиничный сервис» с присвоением квалификации менеджер гостиничного сервиса.
  2. Камчатский филиал Российского университета кооперации. Предлагают программы бакалавриата «43.03.02 – Туризм, профиль «Экотуризм» и «43.03.01 – Сервис, профиль «Анимационный сервис», но на данный момент подготовка по этим профилям не осуществляется, студентов нет.
  3. Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга. Программа бакалавриата «43.03.01 – Сервис, профиль «Социально-культурный сервис», на данный момент обучается около 40 человек студентов.

В сфере дополнительного образования – курсы повышения квалификации и переподготовки (чтобы получить диплом о переподготовке, необходимо базовое высшее образование – специалитет или бакалавриат, курсы переподготовки обязательно должны включать программу не менее 250 часов) осуществляют:

  • КамГУ имени Витуса Беринга (гид-переводчик, экскурсовод)
  • Камчатский филиал РАНХиГС (гид-переводчик, гид-экскурсовод, инструктор-проводник).

Также курсы проводят Клуб туристов им. Глеба Травина и Камчатский центр детского и юношеского туризма.

Таким образом, в случае успешной реализации масштабных проектов, запланированных Правительством Камчатского края, при создании большого количества рабочих мест мы неминуемо столкнёмся с «кадровым голодом».

На первый взгляд кажется, что подобную нехватку кадров можно будет восполнить из числа мигрантов. Вероятно, с какими-то специальностями так и произойдёт. Однако сфера экологического, этнографического, активного, экстремального туризма достаточно специфична. И качественное оказание услуг во многом возможно только при условии высококвалифицированных специалистов своего направления.

Туристы приезжают на Камчатку ради восхождений на вулканы, сплавов по рекам, рыбалки в дикой природе, охоты, посещения заповедных мест; очень популярны маршруты на сапах в океане, морские прогулки, путешествия на каяках. Безусловно, все эти путешествия предполагают знания и специальную подготовку гидов-проводников, инструкторов.

Чтобы путешествие для туриста было запоминающимся, оно должно быть не только интересным, но и безопасным. Природа Камчатского края уникальна, но таит много опасностей, сотрудники, не имеющие специальной подготовки, не знающие местность, к сожалению, могут быть стать причиной получения туристами травм, угрожающих здоровью и жизни. Экологический туризм предполагает погружение в природу, бережное и ответственное отношение к ней, сохранение в первозданном виде. Несоблюдение правил экологичного отношения к природе становится угрозой региону, которому в результате массовые туристы, привезенные несведущими специалистами, принесут не процветание, а экологическое бедствие. Мировой опыт организации туризма свидетельствует о том, что для успешной работы в этом направлении нужно опираться на местные кадры, тех людей, которые знают землю, знают регион.

На сайте Ассоциации туроператоров Камчатского края [19] еще с 2019 года размещено обращение к властям в связи с нелегальным бизнесом китайских «туроператоров». В связи с отсутствием регламентирующих документов о том, кто имеет право вести турбизнес на территории региона, туристов на Камчатке обслуживает «китайский» бизнес. В результате таких действий регион не получает прибыли от туризма, более того часто такие туроператоры не соблюдают правила бережного отношение к нашей земле, а оказываемые услуги не отличаются качеством.

Недавно в крае прошел ХI съезда предпринимателей Камчатского края. Как результат работы съезда была принята резолюция [20], направленная Губернатору Камчатского края  Солодову В.В., Председателю Законодательного Собрания Камчатского края Раенко В.Ф. В резолюции есть обращение к Министерству образования Камчатского края:

«4.1. Рассмотреть возможность создания региональной площадки — Центра компетенций в области туризма для подготовки кадров и повышения квалификации линейного персонала, индивидуальных предпринимателей, самозанятых и незанятого населения, и создании на ней рубрики «Карьера в туризме», для размещения актуальной информации по обучению, трудоустройству, повышению квалификации, потребности в кадрах в индустрии гостеприимства».

Хотелось бы, чтобы Министерство образования привлекло к работе такого Центра и специалистов вузовской науки.

Для обеспечения кадровой безопасности и подготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства готовить специалистов нужно именно в своем регионе, чтобы они доподлинно знали его природные, исторические культурные особенности. Развитие этнографического, этнокультурного, гастрономического камчатского туризма возможно только при опоре на коренное местное население.

Заключение

На основе материала, изложенного в данной статье, становится понятно, что без обеспечения кадровой безопасности Камчатского края, как приграничного региона, находящего в АТР, достигнуть стратегические национальные приоритеты не представляется возможным. Вопросы обеспечения кадровой безопасности Камчатского требуют дальнейшего изучения в связи со сложной демографической ситуацией и проблемами в развитии социальной сферы.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b/ (дата обращения: 14.04.2020 г.).
  2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 14.04.2020 г.).
  3. Распоряжение Правительство Камчатского края от 16 февраля 2011 года №72-РП «Об утверждении Стратегии развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446224059 (дата обращения: 27.09.2020 г.).
  4. Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446224058 (дата обращения 02.2021).
  5. Отчёт о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения в Камчатском крае в 2019 г. – П.-К., 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agzanyat.kamgov.ru/otcety-o-deatelnosti(дата обращения: 27.02.2021 г.).
  6. Отчет о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения в Камчатском крае в 2020 году. Агентство по занятости населения и миграционной политике Камчатского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agzanyat.kamgov.ru/otcety-o-deatelnosti(дата обращения: 27.02.2021 г.).
  7. Выпускники на чемоданах. Почему школьники уезжают с Камчатки?// Аргументы и Факты. — № 30. «АиФ-Камчатка» 25/07/2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://kamchatka.aif.ru/edu/vypuskniki_na_chemodanah_pochemu_shkolniki_uezzhayut_s_kamchatki (дата обращения: 27.09.2020 г.).
  8. Демография // [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 11.01.2021).
  9. Из выступления Каюмова В.В., министра транспорта и дорожного строительства // Материалы к заседанию Координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы в Камчатском крае. 26.09.2019 г.
  10. Интервью губернатора Камчатского края Солодова В.В. о перспективах развития Камчатки [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/far-east/exclusives/glava-kamchatskogo-kraya-vladimir-solodov-perspektivy-razvitiya-kamchatki-v-turizme-rybohozyaystvennom-komplekse-i-transportnoy-logistike (дата обращения: 02.2021).
  11. Интервью Министра туризма Камчатского края Максименко Н.Л. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kamchatka.aif.ru/bisness/na_kamchatke_za_pyat_let_hotyat_uvelichit_vremya_prebyvaniya_zdes_turistov (дата обращения:  02.2021).
  12. Камчатский статистический ежегодник 2017 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kamstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 21.09.2020).
  13. Камчатский статистический ежегодник 2018 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kamstat.gks.ru/ofstatistics(дата обращения: 21.09.2020).
  14. Камчатский статистический ежегодник 2019 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kamstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 18.10.2020).
  15. Камчатский статистический ежегодник 2020 // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kamstat.gks.ru/ofstatistics (дата обращения: 18.10.2020).
  16. Камчатстат рассказал о миграционной ситуации в регионе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://city-pages.info/news/novosti-kamchatki/kamchatstat-rasskazal-o-migratsionnoy-situatsii-v-regione/) (дата обращения: 05.10.2020).
  17. Кузнецова Н.В., Носырева И.Г. Виды и структура угроз кадровой безопасности региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 2. — С. 48–52.
  18. Основные демографические характеристики населения Камчатского края [Электронный ресурс] Режим доступа:https://kamstat.gks.ru/storage/mediabank/5Grro7zQ/Основные%20показатели%20деятельности%20лечебно-профилактических.pdf (дата обращения 01.2021).
  19. Официальный сайт Ассоциации туроператоров Камчатского края [Электронный ресурс] Режим доступа: http://atikru/ (дата обращения: 08.02.2021).
  20. Официальный сайт Правительства Камчатского края [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kamgov.ru/news/rezolucia-po-itogam-xi-sezda-predprinimatelej-kamcatki-stanet-orientirom-dla-sovmestnoj-raboty-biznesa-i-vlasti-na-blizajsij-god-3818(дата обращения: 08.02.2021).
  21. Прогноз потребности рынка труда Камчатского края в специалистах различных направлений до 2026 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://agzanyat.kamgov.ru/strategiceskoe-planirovanie/prognoz-potrebnosti-rynka-truda-kamcatskogo-kraa-v-kadrah(дата обращения: 08.02.2021).