http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2021

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10346

РАЗВИТИЕ МИКРОФИНАНСОВОГО РЫНКА В РОССИИ: НОВЫЕ УГРОЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

DEVELOPMENT OF THE MICROFINANCE MARKET IN RUSSIA: NEW THREATS AND OPPORTUNITIES 

Ломакин Андрей Леонидович, доктор экономических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Бадамшина Алина Рустамовна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Lomakin Andrey Leonidovich, Doctor of Economics, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Badamshina Alina Rustamovna, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Аннотация. Статья посвящена развитию микрофинансового рынка в России с начала его зарождения и по сегодняшний день. Сделан краткий анализ истории, как Российского рынка, так и зарубежного. В статье рассмотрены основные меры государственного регулирования данного сегмента финансового рынка, а также отмечены перспективы его дальнейшего развития. Актуальность темы обусловлена стремительным появлением новых участников финансового рынка, в частности, микрофинансовых организаций (МФО). Также особое внимание уделяется новым инструментам финансирования, таким, как краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Приводятся статистические и прогнозные данные относительно объемов данного рынка. Также на основе проведенного анализа сделаны выводы и выявлены перспективы развития не только классической формы микрофинансовых организаций, но и новых форм финансирования, краудфандинговых площадок. В данной работе впервые проведена комплексная систематизация этапов развития микрофинансового рынка и анализ эволюции нормативно правового регулирования. Также были выявлены угрозы и новые возможности, в условиях ужесточения регуляторных норм и пандемии коронавируса. 

Summary. The article is devoted to the development of the microfinance market in Russia from the beginning of its inception to the present day. A brief analysis of the history of both the Russian and foreign markets is made. The article discusses the main measures of state regulation of this segment of the financial market, as well as the prospects for its further development. The relevance of the topic is due to the rapid emergence of new participants in the financial market, in particular, microfinance organizations (MFOs). Also, special attention is paid to new financing instruments such as crowdfunding, crowdfunding and crowdinvesting. Provides statistical and forecast data on the volume of this market. Also, on the basis of the analysis, conclusions were drawn and prospects for the development of not only the classical form of microfinance organizations, but also new forms of financing, crowdfunding sites were identified. In this paper, for the first time, a comprehensive systematization of the stages of development of the microfinance market and an analysis of the evolution of legal regulation are carried out. Threats and new opportunities were also identified in the conditions of tightening regulatory norms and the coronavirus pandemic.

Ключевые слова: микрофинансирование, микрофинансовый рынок, микрофинансовые организации, краудфандинг, краудлендиндинг, краудинвестинг, краудфандинговые платформы, угрозы микрофинансированию, кризис, финансовая безопасность, экономическая безопасность.

Keywords: microfinance, microfinance market, microfinance organizations, crowdfunding, crowdlanding, crowdinvesting, crowdfunding platforms, microfinance threats, crisis, financial security, economic security.

Введение

На сегодняшний день, для любого государства, необходимым условием экономического развития является успешное функционирование финансового рынка страны, а также эффективно осуществляемая кредитно-денежная политика. И за последние годы, одним из инновационных инструментов и важной составляющей развития финансово-кредитной системы, является микрофинансирование.  

Данный сегмент финансового рынка достаточно перспективный еще и потому, что после экономического кризиса в 2018 году Центральный Банк (ЦБ) начал серьезно контролировать деятельность банков. Теперь они не могут выдавать большое количество кредитов, в первую очередь, из-за отсутствия возможности иметь повышенные объемы своих ресурсов. В связи с этим, процесс получения кредита в банке стал еще более сложным, а для финансово неустойчивых и слабоустойчивых слоев населения, практически невозможным.  Поэтому стоит отметить необходимость существования МФО для населения, особенно для людей с отрицательной кредитной историей, незащищённых слоев населения, а также малого и среднего бизнеса.

Также стоит сказать и том, что за последние несколько лет, рынок микрофинансирования находится не в самых благоприятных условиях. Это связано, в первую очередь, с ужесточением нормативного правового регулирования, что серьезно повлияло на положение МФО и их количество заметно сократилось. Вторым фактором, повлиявшим на положение микрофинансового сектора является кризис, связанный с пандемией коронавируса, но тут нужно отметить, что не на всех участников рынка это повлияло отрицательно. 

Но несмотря на все нововведения и перемены в экономике страны, по мнению многих экспертов рынок микрокредитования по-прежнему остается востребованным и является одним из самых инновационных и быстрорастущих в российском финансовом секторе.

Литературный обзор

Микрофинансирование — это относительно новое явление в кредитно-денежной системе многих государств. «Началом микрофинансовых организаций и микрофинансирования в мире принято считать 1976 год, когда профессор М. Юнус основал банк Grameen, который стал выдавать небольшие кредиты под низкий процент без залога и поручительства беднейшим слоям населения для развития малого бизнеса» [6]. «В 2006 году за вклад в борьбу с бедностью через создание системы микрокредитования М. Юнус получил Нобелевскую премию мира» [6].

Если же говорить о зарождении МФО в России, то аналоги сегодняшних микрофинансовых институтов появились еще в 19 веке. «Тогда они назывались кредитными союзами и товариществами. Как правило, члены таких союзов хорошо знали друг друга, а также знали, какой уровень дохода у каждого товарища [4]».

Со временем такие товарищества и союзы прекратили свою деятельность, а функции по кредитованию населения перешли к Государственному банку.

Возрождение МФО пришлось на девяностые годы двадцатого столетия. Но тогда еще подобные организации не пользовались широкой популярностью из-за недоверия со стороны рядовых граждан. Причиной этому являлись многочисленные финансовые мошенничества, такие как финансовые пирамиды МММ и тд.

На сегодняшний момент микрофинансирование является одним из самых быстроразвивающихся секторов финансового рынка в России. Данный сегмент пользуется популярностью не только у заемщиков, но и у инвесторов. Центральный Банк с каждым годом уделяет все больше внимания и сил на его регулирование для обеспечения финансовой безопасности страны. Но несмотря на это, проблемы все так же существуют, и связано это в первую очередь с тем, что микрофинансовый рынок по-прежнему остается для многих новым и малоизученным явлением в экономике, поэтому работ посвященных данной теме мало и остается множество вопросов, по которым недостаточно теоретических исследований. 

Содержание исследования

Но, несмотря на это, микрофинансирование продолжало существовать и в силу вступил закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [5].

Данный закон упорядочил регулирование и надзор за МФО и установил правовые основы, при которых должна осуществляться микрофинансовая деятельность.

Также в законе прописано определение, по нему «микрофинансовая организация — юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании» [5].

Так произошло разделение МФО и микрофинансовые (МФК) и микрокредитные (МКК) компании, которые обязаны входить в саморегулируемые организации (СРО) такие как «Едиство», «МиР» и тд. «Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида» [5].

Так, поправки, вступившие в силу в марте 2016 года, устранили все законодательные лазейки, которые были выявлены в ходе правоприменительной практики.

Несмотря на все ужесточения, микрофинансовый рынок продолжал показывать устойчивый рост.

Весь первый квартал 2018 года Банк России продолжал работу по исключению МФО из государственного реестра. На начало года список исключенных составлял 146 организаций, при этом вошло в реестр только 92 организации. Регулятор объяснил, что данная политика является очищением рынка от недобросовестных участников. Следует отметить, что на тот момент микрофинансовые компании сохраняли свой статус, а из реестра исключались только микрокредитные организации. На тот период времени, по данным ЦБ, сегмент микрофинансирования показывал стабильный рост. И уже за третий квартал 2017 года прирост составлял 7,4%, в результате чего совокупный портфель всех выданных микрозаймов достигал почти 112 млрд рублей. Количество потребителей микрофинансовых услуг значительно выросло вместе с портфелем. Услугами МФО воспользовалось 6,3 млн. заемщиков, что на 50% больше, чем в предыдущий период. Объем портфеля стабильно оставался высоким. Почти 52% портфеля выданных микрозаймов и 58% заемщиков приходилось на долю микрофинансовых компаний, которая составляла менее 3% от общего количества зарегистрированных МФО в России. (Рис. 1) [8].

Также, одна из ключевых социально-экономических функций МФО –это помощь в формировании и исправлении кредитных историй населения (Рис.2) [8].

Всего, микрофинансовыми институтами (МФИ) было выдано займов на 264,7 млрд рублей, это на 12,6 %  больше предыдущего периода, что существенно увеличило темпы роста.

Следующим этапом в регулировании МФО, стал Федеральный закон от 27.12.2018 № 554-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» [5] определил еще более серьёзные ограничения , касающиеся максимальных ставок и лимитов по просрочке, а также были введены ужесточения требований непосредственно к организации деятельности микрофинансистов и коллекторов.

Несмотря на то, что нововведения в законодательстве, касающиеся МФО были приняты в январе 2019 года, в силу данные поправки вступили тремя этапами. Сделано это было для того, чтобы новые правила постепенно коснулись рынка микрофинансирования, и он смог плавно перестроится под них.

Первыми стали поправки, вступившие в силу 01.07.2019:

  • выделен особым особняком тип микрозайма без обеспечения. Сумма не должна превышать 10 000 рублей, которая выдается не более чем на 15 суток без права продления. Если же говорить о переплате, то ее совокупный размер не должен превышать 30% от займа, а значит максимальная сумма процентов в день может быть не более 200 руб., а объем процентов — не более 3000 руб. Неустойка за просрочку — 0,1% в день от суммы непогашенного долга.
  • введено ограничение процентов по займу в размере 1,5% в сутки.
  • для займов на промежуток до 1 года установлен наибольший лимит: общая задолженность может увеличиться до 2,5 раза от суммы, которая получена в долг; кроме того, в данный лимит входят проценты, комиссии, дополнительные платежи и пени.
  • произошло ужесточение правил работы МФО, теперь кредитор обязан зарегистрироваться в профильном государственном реестре, который осуществляет ЦБ.

Если на момент подписания договора, все перечисленные условия не будут соблюдены, то у кредитора не будет права обратиться в суд и требовать возврата займа в судебном и любом другом порядке.

Правила деятельности коллекторских агентств были ужесточены: теперь покупателем задолженности выступать может только коллекторское агентство, включенное в государственный реестр, который ведет федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) и имеющее лицензию.

Но не смотря на это есть и исключение: физическое лицо точно так же может выкупить просроченный долг. Но при условии, что заемщик даст письменное согласие на это. Данна поправка направлена на прекращение деятельности «черных коллекторов».

Далее следуют поправки, вступившие в силу с 1 июля 2019 года:

  • предельную по займу суточную ставку до 1% (до этого было 1,5%);
  • максимальную сумму долговых обязательств — до удвоенного объема к первоначальному займу (было 2,5%).

И в одних из крайних поправок, которые вступили в силу с 1 января 2020 года, также был уменьшен коэффициент общей переплаты по итогу займа.

Теперь с заемщика микрофинансовая организация может требовать сумму, размер которой не более чем в 1,5 раза превышает изначальную сумму заемных средств, также в эту сумму включены проценты, дополнительные платежи, штрафы и пени.

Здесь следует отметить, что вышеперечисленные изменения были приняты с целью защитить заемщиков, что несомненно не может не радовать, ведь до недавнего времени их права практически никак не защищались законом тем самым, создавая угрозу экономической безопасности страны.

Изменения в законе, начавшие работать с 2021 года:

  • выделен отдельный тип микрозайма — до 10 000 рублей, харатерной чертой которого выделяют собственные ограничения по переплате.
  • ограничен процент по займу — 1% в день или максимальный процент по займу 365% в год. Это поможет помешать начислению «процентов на проценты».
  • ограничен процент предельных штрафов — начисления привязаны к займу и составляют не более 100% от него.

Но при этом заемщикам следует брать во внимание, что данные ограничения не имеют никакой обратной силы. Поэтому договора, которые были заключены с МФО предыдущие сроки уже не подходят под новые правила. Они должны руководствоваться теми законодательными нормами, которые действовали на момент их подписания. Тоже самое касается и ограничений.

Помимо вышеупомянутых законов, также деятельность МФО регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» который обязывает МФО предоставлять заемщикам полную и достоверную информацию об условиях предоставления займов [5].

Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», по которому МФО обязаны передавать информацию о заемщиках в бюро кредитных историй — БКИ [5].  

Права и обязанности МФО и заемщиков также перечислены в Федеральном законе от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» [5].

Исход из вышеперечисленного, нормативно-правовое регулирование микрофинансового рынка в России за последние несколько лет существенно изменилось и последние принятые ограничения должны в полной мере освободить рынок от серых кредиторов и черных коллекторов.

Необходимо отметить, что после вступления в силу новых законов и предшествующих ограничений с рынка стремительно стали уходить малые компании. В промежуток с 2015 по 2019 годы микрофинансовая сфера достаточно динамично сократилась, число корпораций снизилось практически вдвое — с 3662 до 1774 тысяч (рис. 3) , и продолжило снижаться в 2020 и 2021 году— но в дальнейшем уже по причине пандемии коронавируса. [8]

И активно уходить с рынка начали те компании, которые изначально работали через офисы, то есть офлайн, а не онлайн. А значит развитие альтернативных способов инвестирования, таких, как краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг по-прежнему являются актуальными и требуют отдельного внимания и изучения.

Так, по данным ЦБ РФ в 2016 году объем российского рынка краудфандинга составлял 2 млрд. рублей, в 2017 году показатели увеличились почти в 4 раза- 7,7 млрд. рублей, что свидетельствует о том, что рынок начал стремительно набирать обороты и свою популярность, рост продолжился и в 2018 — 8,9 млрд.рублей, хотя результат мог быть больше на 2,5 млрд. рублей, но с учетом «недобросовестного игрока, ушедшего с рынка по итогам года» (ЦБ не раскрывает название компании). Но в 2019 году объем рынка составил – 5,2 млрд. рублей сократившись почти на 42 %, по мнению многих экспертов, одной из главных причин такому снижению послужила возросшая конкуренция с банками, несмотря на резкий спад в 2019 году, уже в 2020 году рынок снова показал рост — более 7 млрд. рублей, это связано с тем, что крупные игроки, такие как Ozon и СберКредо, запустили свои краудфандинговые площадки (Рис. 4) [8].

«Краудфандинг (народное финансирование, от англ. crowdfunding, crowd — «толпа», funding -«финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов)» [3].

«Краудинвестинг — разновидность краудфандинга, при которой инвесторы в качестве вознаграждения получают долю в капитале проекта, в который они вложились» [7].

«Краудлендинг — разновидность краудфандинга, при которой вкладчики в качестве вознаграждения получают процент от вложенной суммы в течение определенного времени, а сам вклад возвращается к ним по истечении установленного срока» [7].

Что касается правового регулирования данных площадок, то следует сказать о Федеральном законе от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] , который регулирует инвестиционные отношения, использующие специальные платформы в интернете. Согласно этому закону движение безналичных денежных средств, представленных в виде инвестиций, осуществляется на специальных инвестиционных платформах в Интернет-сети, а основой являются соответствующие договора. Оператором такой платформы может выступать российское хозобщество, занимающееся привлечением инвестиций. Также такое общество обязано входить в соответствующий реестр Банка России. Заниматься привлечением инвестиций могут организации или ИП, которым организатор инвестиционной платформы оказывает соответствующие услуги. Что касается инвесторов, то ими могут быть физические или юридические лица. Инвестирование может производиться такими способами как: предоставлением займов, приобретением ценных бумаг или утилитарных цифровых прав.

Также в законе прописаны важные моменты, такие как:

  • детальное регулирование алгоритма функционирования инвестиционной платформы и деятельность ее операторов.
  • перечислены правила, связанные с инвестированием средств и требования к лицам, которые привлекают эти инвестиции. Другими словами, затронуты интересы инвесторов. Теперь они не только имеют право на получение подробной информации о проекте и его организаторах, но также если проект не привлечет минимальный объем денежных средств в течение срока действия инвестиционного предложения, то они получат дополнительную защиту. Так, введено ограничение на возможные вложения неквалифицированными инвесторами (600 тыс. за год)
  • также, одним из положительных моментов, является наличие в законе указания о том, какие права относятся к утилитарным цифровым правам, порядок их обращения и удостоверения, а также статус, права и обязанности участников краудфандинговых правоотношений.

Но в тоже время, в законе не отображены ключевые моменты, которым стоить уделить особое внимание, такие как: 

  • отсутствует упоминание о возможности покупки утилитарных цифровых прав с использованием криптовалюты.
  • Такое регулирование краудфандинговых отношений не предусматривает использование публичного блокчейна для распространения утилитарных цифровых прав. Закон предусматривает, что взаимодействие инвестора и создателя проекта, может осуществляться только через оператора платформы, а значит централизованно, что не соответствует принципу построения блокчейна. А привлекать средства другим способом запрещено законом.
  • также в законе не рассмотрен порядок работы с иностранными краудфандинговыми проектами.

Несмотря на это, закон воспринят участниками данного рынка положительно. «Сейчас в рамках закона о краудфандинге в реестре Центробанка уже 26 платформ» [2].  По мнению многих экпертов, такое кредитование удачно дополнит бюджетное и классические банковские инструменты в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», а также улучшит финансовое положение некоторых слоев населении. Преимуществом краудфандинга является возможность проведения всех операций, а также анализ финансового состояния заемщика с помощью интернет-сети, то есть, не выходя из дома.

Результаты:

Причиной такого ужесточения мер, регулирующих деятельность компаний микрофинансового рынка стали невыгодное, а иногда и бедственное положение потребителей микрозаймов и существенный спад в экономике. Что являлось причиной неоднократных попыток запретить деятельность МФО. «Законодатели считают, что к микрофинансированию больше всего прибегают наименее социально защищенные слои населения. И это приводит к быстрому росту долгов населения и резкому снижению уровня жизни, поскольку до последнего времени проценты по кредитам в МФО достигали трехзначных чисел» [1].

Поэтому, законодательные ограничения, вводимые на протяжении последних лет по инициативе Банка России, значительно снизили долговую нагрузку россиян и позволили уберечь их от недобросовестных кредиторов, тем самым защитив интересы заемщиков. Также новое в законодательстве полностью очистит рынок не только от черных коллекторов, но и от серых кредиторов, что подтверждает статистика реестра ЦБ. А значит, проблемы, касающиеся самого заимодавца, также отображаются в законе. 

Однако, законодательные нововведения затрагивают интересы не всех участников микрофинансового рынка, в частности, интересы инвесторов по-прежнему слабо защищены. Но инвестиции — это возможность развиваться и зарабатывать, и большая часть средств в микрофинансовых компаниях именно от частных инвесторов, то есть обычных граждан. И так как доходность, которую предлагают микрофинансовые организации значительно выше процентов по банковским депозитам, то вкладывать в МФО выгодно.  Именно поэтому, данный вопрос является одним из важных составляющих в успешном развитии микрофинансового рынка, как классической его формы, так и онлайн площадок.

Главными проблемами, затрагивающими интересы инвесторов, являются:

  • инвестиции в МФО не застрахованы. При заключении инвестиционного договора с юридическим лицом , инвестор принимает на себя все связанные с этим риски, и гарантии, что он получит деньги обратно, предоставляет ему заемщик на общих основаниях. Некоторые участники рынка осуществляют страхование инвестиций в сторонних компаниях, предоставляя таким образом инвестору дополнительную степень защиты. Но в большинстве случаев, это всего лишь маркетинговый ход, который не является гарантированной защитой интересов инвестора.
  • сложность процедуры диверсифицированного инвестирования.

«Диверсификация-то процесс распределения инвестиций по различным инструментам с целью минимизации и исключения убытков» [10].

Опытные инвесторы никогда не вкладывают средства в один проект, т.к. ситуация может измениться и в любой момент инвестиции могут быть потеряны. Как и в любом другом деле, в распределении портфеля есть и свои нюансы, поэтому, для человека, который первый раз пытается совершить подобного рода инвестирование, такая процедура является сложной и непонятной, что очень часто отпугивает частных инвесторов.

  • отсутствие защиты инвесторов с помощью таких опций, как «Гарантия платежей» и «Обратный выкуп», которые успешно используют зарубежные платформы.
  • также следует отметить, что упоминание о правах инвестора и об ограничении суммы его инвестиций в новом законе о краудфандинге, нельзя назвать достаточной мерой, которая бы полностью отображала интересы инвесторов на краудфандинговых площадках. А также учитывала бы особенности отдельных способов инвестирования, тем самым обеспечивая надежность вкладываемых инвесторами средств.

Как следствие, россияне, в целях обезопасить себя и свои финансы, все чаще прибегает к помощи зарубежных платформ, которые дают большую гарантию защиты их интересов. Что оказывает негативное влияние не только на развитие микрофинансового рынка, но и в целом на экономическую безопасность страны.

Заключение

Сегодня сектор микрофинансирования кардинально отличается от того, каким он был еще несколько лет назад. Правовые нововведения оказали значительное влияние на участников рынка. Из-за того, что объемы кредитования физических лиц увеличивались намного быстрее доходов населения, так как россияне не только активно брали необеспеченные кредиты и займы, но и все больше перекредитовывались, то ужесточение регулирования этой сферы стало необходимостью. В первую очередь для того, чтобы предотвратить кризис банковской системы в случае каких-либо экономических потрясений.

Помимо регуляторных ужесточений, добавилась еще и пандемия коронавируса. Ведь любой кризис несет за собой негативные последствия, которые отражаются на финансовом состоянии бизнеса, и, конечно, сегмент микрофинансирования не является исключением. Особенно все это затронуло некрупных игроков, которые столкнулись с проблемами, касающиеся нехваткой средств не только на выдачу займов, но и на операционные расходы.

Впрочем, с точки зрения рыночной конкуренции, для части игроков карантинные меры даже оказались полезными. Как уже говорилось ранее, во время ограничений, связных с пандемией, особой популярностью пользовались онлайн-займы, их доля в общем объеме выдач выросла с 36 до 39%, как отмечает Банк России. Следовательно, компании, которые на момент начала пандемии уже работали в онлайне или оперативно перевели все бизнес-процессы в сторону дистанционных выдач, пострадали меньше всего.

Благодаря стремительному развитию информационных технологий стали доступны новые привлекательные инструменты финансирования, одним из которых является краудфандинг. Несмотря на то, что данный вид финансирования в России недавно начал развиваться, он становится повседневным и повсеместным явлением, а количество участвующих в финансировании на таких онлайн площадках увеличивается. И главным доказательством этому служит то, что даже в эпоху кризиса и ужесточения правового регулирования, он не просто остается востребованным но и набирает популярность, в отличие от классической формы МФО.

«Так, по данным Всемирного банка, к 2025 году годовой объем инвестиций, привлеченных через краудфандинговые платформы в развивающихся странах (куда входит российский рынок), может достичь $95 млрд» [9].  

И несмотря на все это, многие нерешенные вопросы, затрагивающие интересы некоторых участников данного рынка, по-прежнему остаются отрытыми, требуют тщательного изучения и решения. Так как успешное развитие микрофинасового сектора в России, способствует обеспечению ее экономической безопасности.

Литература

  1. В Госдуме предложили запретить деятельность микрофинансовых организаций//rapsinews.ru/[Электронный ресурс].URL:http://rapsinews.ru/legislation_news/20201106/306474699.html (дата обращения: 12.04.2021)
  2. Госдума приняла законопроект о краудфандинге// rbc.ru//[Электронный ресурс].URL:https://www.rbc.ru/crypto/news/5d384cd89a794783f3da4e55 (дата обращения: 12.04.2021)
  3. ДжеффХау. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business.-М.:«АльпинаПаблишер», 2012.-288с.
  4. Информационный портал Микрофинансирование в России // http://rusmicrofinance.ru/ [Электронный ресурс]. URL: http://rusmicrofinance.ru/news/history/microfinance-russia/ (дата обращения: 12.04.2021)
  5. Консультант Плюс надежная правовая поддержка http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2021)
  6. Мухаммад Юнус Алан Жоли. Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма. НП «НАУМИР», 2010. 312 с.
  7. Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологический компаний: практика использования и перспективы развития в России // csr.ru/ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/d43/d43abe96c5e5a9cc5dea8c673f5028e1.pdf (дата обращения: 12.04.2021)
  8. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации cbr.ru.
  9. Перспективы развития краудфандинга в России // www.rvc.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://www.rvc.ru/pressservice/mediareview/venture/107540/ (дата обращения: 12.04.2021)
  10. Что такое диверсификация //magazine.neftegaz.ru/ [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/normativno-spravochnaya-informatsiya/146769-diversifikatsiya/ (дата обращения: 12.04.2021)