http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2021

  УДК 338.28 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10335

Оценка реализуемости проектов создания авиационной техники в условиях повышенного финансового риска 

The appraisal of project feasibility for the creation of aviation products in the conditions of increased financial risk

Зуева Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва 

Zueva Т.I., t-zueva@list.ru 

Аннотация. Своевременная адаптация инструментов и методов управления и принятия решений к условиям современного функционирования предприятий является одной из главных задач достижения стабильного инновационного развития отечественной промышленности. В этих условиях поступательное совершенствование методологии экономической оценки проектов с целью достижения их реализуемости является актуальной задачей. Однако, условия реализации проектов на разных проектно-ориентированных предприятиях различны, что зависит, во-первых, от уровня государственной поддержки, и, во-вторых, уровня инновационного, в том числе, финансового потенциала предприятий-участников. Для длинноцикловых высокотехнологичных изделий в настоящее время именно эти два фактора оказывают решающее влияние на реализуемость проектов. Для совершенствования проектного управления предлагается использование системы управления по контрольным точкам для проверки проекта на реализуемость. При этом предполагается, что будут снижаться риски проекта за счет своевременного принятия управленческих решений. Состояние и динамику финансового потенциала предприятия предлагается оценивать в сравнении ситуаций «с проектом» и «без проекта». Оценку предлагается проводить с использованием мнений экспертов, на каждой контрольной точке, путем сопоставления фактических значений показателей и условий реализуемости проекта с заданными показателями. Предложенные методические подходы к оценке актуальных аспектов реализуемости проекта на этапах контрольных точек являются развитием ранее разработанных решений, учитывают изменения среды функционирования предприятий и наличие системных проблем в реализации проектов длинноцикловых изделий на проектно-ориентированных предприятиях. 

Summary. The opportune adaptation of the instruments and methods of both management and decision-making to the conditions of the modern functioning of enterprises is one of the main goals to achieve the stable innovative development of indigenous industry. The progressive improvement of the methodology for the economic evaluation of projects in order to achieve its feasibility is an actual problem under such conditions. However, the conditions for the project realization are different for various project-focused enterprises. It depends on both the level of state support and the scale of innovative potential of involved enterprises, including financial potential. The last two factors have a decisive influence on the feasibility of projects for long-cycle high-technological fabrications. The present study suggests the improvement of project management by using of project milestones-based management system for feasibility test of the project. The decrease of project risks due to the timely managerial decision-making is hypothesized. The appraisal of condition and dynamics of financial potential of enterprise is proffered to be evaluated in the pair of situations: with and without a current project. In this methodology, the appraisal is given based on the comparison of actual values of indicators and conditions of project feasibility with specified indicators, while expert opinions are taken into account at every project milestone. Despite of suggested methodological approaches to the appraisal of actual aspects of project feasibility at the project milestones are the development of previously suggested decisions, they also take into account the change of enterprise functioning environment and the presence of systemic issues in the realization of projects for long-cycle fabrications on project-focused enterprises. 

Ключевые слова: проектно-ориентированное предприятие, среда функционирования, длинноцикловое изделие, инновационный проект, финансовый риск, управление, развитие. 

Key words: project-focused enterprises, enterprise functioning environment, long-cycle fabrications, innovative project, financial risk, management, development. 

Управление проектами как инструмент реализации стратегических и тактических планов развития и основа для принятия решений внедряется в России стремительными темпами. Проектные группы генерируют информационные и технологические прорывные решения, создают новые поколения высокотехнологичной техники, доводят до реализации инновационные решения в разных областях знаний. Вместе с тем, современные условия реализации проектов характеризуются непредсказуемостью, постоянными изменениями, хаотичным характером.

При этом проектное управление на российских промышленных предприятиях в настоящее время еще внедряется, эта область является относительно новой организационной и профессиональной рыночной культурой для российских менеджеров и управленцев. Своевременная адаптация инструментов и методов управления и принятия решений к условиям современного функционирования предприятий является одной из главных задач достижения стабильного инновационного развития отечественной промышленности. В этих условиях поступательное совершенствование методологии экономической оценки проектов с целью достижения их реализуемости является актуальной задачей.   

Проекты играют огромную роль в организациях, они позволяют увеличить прибыль, получить конкурентное преимущество. Например, чистая прибыль ОАО «РЖД» в 2019 году выросла в 3 раза, до 53 млрд рублей [1]. Этому способствовала реализация новых проектов таких как: Московское центральное кольцо (МЦК), Московские центральные диаметры (МЦД) и др. Или, например, в 2019 году чистая прибыль «Аэрофлота» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) выросла на 89,1% и составила 5,28 млрд руб. [2]. Выручка увеличилась благодаря реализации проекта по увеличению рейсов и расширения маршрутной сети.

Однако, условия реализации проектов на разных проектно-ориентированных предприятиях различны, что зависит, во-первых, от наличия государственной поддержки, и, во-вторых, наличия высокого инновационного, в том числе, финансового потенциалов предприятий-участников. Современная среда характеризуется непредсказуемостью и неустойчивостью. Для длинноцикловых высокотехнологичных изделий в настоящее время именно эти два вышеуказанных фактора будут оказывать решающее влияние на реализуемость проектов.

 Финансовый потенциал большинства высокотехнологичных предприятий на текущий момент не является стабильно высоким. В условиях политической нестабильности и снижения активности ряда предприятий из-за пандемии данный фактор свидетельствует о повышенных финансовых рисках, сопровождающих реализацию проектов.

Подтверждением являются результаты анализа финансового состояния ПАО «ОАК» в период 2017-2019 г.г. [3]. Основные показатели отражены в таблице 1. Расчеты проводились с использованием данных открытой печати и финансовой отчетности ПАО «ОАК». Критерии рейтинговой оценки финансового состояния предприятия представлены в таблице 2.

Уровень финансового потенциала ПАО «ОАК» можно характеризовать как средний, т.к. у предприятия имеются собственные средства, достаточные для реализации условий финансовой устойчивости и ликвидности, имеется возможность для привлечения дополнительного капитала, но рентабельность активов находится на низком уровне, что не дает гарантии стабильного инновационного развития предприятия в перспективе.

Для более детального анализа рассмотрим финансовые показатели предприятий, входящих в ПАО «ОАК». На рисунке 1 представлена диаграмма финансовых показателей ПАО «Туполев» [4]. В таблице 3 представлены данные по рентабельности предприятия в период с 2012 года по начало 2020 года.

На рисунке 2 представлен график изменения показателей рентабельности предприятия ПАО «Туполев» за период 2012-2019 гг.

На всем рассматриваемом периоде показатели ROE и ROA колеблются в отрицательных значениях, что свидетельствует о работе компании в убыток. На начало 2020 года рентабельность продаж отрицательная, что свидетельствует о сложном финансовом положении предприятия и необходимости поиска резервов снижения уровня расходов. Для инвесторов — это сигнал для вывода средств из проектов, что может отрицательно сказаться на их реализуемости.

На рисунке 3 представлена диаграмма финансовых показателей АО «ЛИИ им М.М. Громова» [5]. На начало 2020 года показатели чистой прибыли и EBIT имеют положительные значения.

Рассмотрим показатели рентабельности предприятия АО «ЛИИ им М.М. Громова» за период с 2012 по начало 2020 года (таблица 4).

На рисунке 5 представлен график показателей рентабельности АО «ЛИИ им М.М. Громова».

Можно сделать вывод, что на данный момент показатели чистой прибыли и рентабельности находятся на низких уровнях, как у корпорации в целом, так и у входящих в нее предприятиях. Эта ситуация выявляет картину повышенных финансовых рисков, затрудняет реализацию высокотехнологичных проектов, не позволяет с уверенностью говорить о стабильности работы предприятий в перспективе, о наращивании инновационного потенциала предприятий. ПАО «ОАК» необходимо расширение кооперации производственных площадок для более эффективной реализации самолетостроительных программ.

 Основными проектами и программами корпорации ПАО «ОАК» [3], являются:

  • программа МС-21 («Магистральный самолёт XXI века»);
  • программа модернизации и возобновления серийного производства регионального пассажирского самолета Ил-114-300 в классе пассажирских самолетов с количеством мест 52–64, с полезной нагрузкой до 7 т.;
  • проект CR929, ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт) — проект перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного самолёта на 250—300 пассажиров. Разрабатывается российской «Объединённой авиастроительной корпорацией» и китайской COMAC.

Проекты реализуются в условиях повышенного уровня финансовых рисков, с государственным участием. Это объясняется еще и тем, что в российской авиационной промышленности не преодолен до настоящего времени ряд проблем, затрудняющих развитие отрасли. В сфере исследований и разработок — это частичная утрата научных школ, недостаточная результативность ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе, обусловленная отсутствием действенных механизмов коммерциализации полученных результатов, недостаток современного оборудования для проведения исследований, недостаток квалифицированных и опытных кадров. В развитии отрасли отмечаются системные проблемы горизонтального характера, связанные с несовершенством нормативной правовой базы, касающейся создания, производства, сертификации и эксплуатации авиационной техники. В сложившихся макроэкономических условиях отсутствует возможность существенного увеличения бюджетных расходов на развитие отрасли, хотя для повышения ее конкурентоспособности необходим значительный объем финансовых ресурсов. На данный момент на российских авиастроительных предприятиях система управления проектами находится на этапе формирования, что приводит к сложностям в реализации инноваций.

В стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года [6] отмечается, что в число системных проблем входит проблема нехватки квалифицированных кадров ― инженерно-технических работников, от уровня компетентности которых непосредственно зависят характеристики авиационной техники, а также специалистов в области системного инжиниринга, проектного управления, маркетинга продукции.

 Все это приводит к выводу, что концепция управления, применяемая на предприятиях ПАО «ОАК», недостаточно эффективна и гибка, что тормозит принятие эффективных управленческих решений.

Для совершенствования проектного управления в ПАО «ОАК» предлагается использование системы управления по контрольным точкам для проверки проекта на реализуемость. Данный подход и система контрольных точек для проверки проекта на реализуемость описаны в работах Т.И. Зуевой, Б.А. Горелова [7]. На многих ключевых предприятиях, таких как ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «ИЛ» в настоящее время применяются методы управления проектами по контрольным точкам, но проверка реализуемости проекта на этапах контрольных точек не проводится. Данный подход должен способствовать решению проблемы успешной реализуемости проекта на головном предприятии и продукта проекта на рынке. При использовании контрольных точек для целей проверки проекта на реализуемость предполагается, что будут снижаться риски проекта за счет своевременного принятия управленческих решений. Оценку состояния и динамики финансового потенциала предприятия предлагается оценивать в сравнении ситуаций «с проектом» и «без проекта». Для оценки показателей и условий предлагается ввести балльную шкалу. Оценку предлагается проводить с использованием мнений экспертов, на каждой контрольной точке, путем сопоставления фактических значений показателей и условий реализуемости проекта с заданными, представленными в таблице 5.

По данным таблицы 5, реализуемость проекта может варьироваться от 0 до 14 баллов, эти баллы предлагается преобразовать в вероятность реализации проекта. Для этого может быть использована шкала преобразования баллов реализуемости проекта в вероятность его реализации. С учетом данных баллов предлагается рассчитывать ожидаемое значение доходности проекта и коэффициент ожидаемого выигрыша, по формулам, представленным в работе Грачевой М.В. [8]. Если значение ожидаемого значения доходности больше 0, то проект считается эффективным и чем больше коэффициент ожидаемого выигрыша, тем выгоднее проект.

В силу усложнившейся ситуации в мире из-за пандемии, возрастания политической напряженности, экономической неустойчивости, и, соответственно, повышенных финансовых рисков, наравне с реализуемостью проекта необходимо производить периодическую оценку финансового потенциала предприятия. Это позволит снизить риски реализации проекта и повысить обоснованность принятия решений в современных условиях, а значит, обеспечит стабильность развития предприятий-участников реализации проекта. Оценку финансового потенциала необходимо производить на уровне предприятий – участников процесса реализации проекта. Показатели, по которым предлагается производить оценку, представлены в таблице 6.

Уровень инновационного потенциала предприятия предлагается определять в соответствии с методическим подходом, представленным в работе Трифиловой [9]. Полученные данные предлагается применять на этапах проверки проекта на реализуемость или дополнительно в годы повышенного риска с целью принятия своевременных мер по улучшению показателей, при выявленных проблемах на предприятиях-участниках жизненного цикла проекта. Блок-схема принятия решений на уровне предприятия с учетом проверки проекта на реализуемость представлена на рисунке 6.

На различных стадиях разработки проекта оценка его реализуемости и эффективности производится заново, при этом, решения о продолжении работ над проектом принимаются на этапах контрольных точек. Во время планирования и исполнения проекта определяются интегральные показатели эффективности (NPV, IRR, PPD, PI и др.), могут использоваться также локальные показатели оценки, для принятия решений в годы повышенного риска.

Предложенные методические подходы к оценке актуальных аспектов реализуемости проекта на этапах контрольных точек являются развитием ранее разработанных решений, учитывают активные изменения среды функционирования предприятий и наличие системных проблем в реализации проектов длинноцикловых изделий на проектно-ориентированных предприятиях.

Список литературы

  1. Чистая прибыль ОАО «РЖД» в 2019 году выросла в 3 раза, до 53 млрд рублей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gudok.ru/news/?ID=1493381, свободный.
  2. Мария Кокорева. Чистая прибыль «Аэрофлота» по РСБУ в 2019 году выросла почти вдвое. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/03/02/2020/5e3842289a7947b08372e70b, свободный.
  3. ОАК: Годовые отчеты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uacrussia.ru/upload/iblock/05d/05dc305ec1760c1f6bb40b7b7720c51b.pdf , свободный.
  4. Бухгалтерский отчет ПАО «ТУПОЛЕВ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fek.ru/reestr/7705313252-tupolev-3056/accounting, свободный
  5. Финансовая отчетность, баланс АО «ЛИИ им. М.М.ГРОМОВА». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1125040002823_5040114973, свободный.
  6. Проект Минпромторг России. Стратегия развития авиационной промышленности РФ до 2030 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/docs , свободный.
  7. Зуева Т.И. Формирование системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиатехники гражданского назначения в современных экономических условиях /Т.И. Зуева, Б.А. Горелов// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Рубрика: Инновации. Инвестиции. – Кисловодск: 2015 | (73) УЭкС, 1/2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/ , свободный.
  8. Риск-менеджмент инвестиционного проекта ред.: М.В. Грачева, ред.: А.Б. Секерин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 .— 545 с.
  9. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А. А. Трифилова — М.: Финансы и статистика, 2005.— 304 с.