Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10468

ЧЕЛОВЕК И ОРГАНИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА И ТРАНСФОРМАЦИИ ЗНАНИЯ

MAN AND ORGANIZATION IN THE KNOWLEDGE ECONOMY. THE ESSENCE AND THE MAIN STAGES OF THE PRODUCTION PROCESS AND TRANSFORMATION OF KNOWLEDGE

Чернянская Ирина Владимировна, аспирант ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (воронежский филиал), Россия, г. Санкт-Петербург, irinache90@gmail.com

Chernyanskiy Irina Vladimirovna, post-graduate student of the Plekhanov Russian University of Economics, Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov (Voronezh branch), Russia, Saint Petersburg, irinache90@gmail.com

Аннотация. Объектом исследования выступает знание и способы его применения научной и прикладной деятельности человека. Произведена попытка выявить основные задачи человека, организации и государства, как субъектов экономической деятельности, участвующих в процессе приобретения, трансформации и практического применения знаний. Также рассмотрена природа знания, а также пути его приложения в практической деятельности человека. Проанализирована литература ряда авторов, сформулированы этапы процесса преобразования знаний. Также сформулирована роль и особенности деятельности человека и организации в условиях экономики знаний, рассмотрены предпосылки формирования современной социально-экономической системы, сформулирован ряд условий развития социально-экономических систем, которые могут способствовать устойчивому и динамичному развитию экономики знаний, как новой социально-экономической системы.

Summary. The object of research is knowledge and its application in scientific and applied human activities. Author has tried to identify the most important tasks of a person, organization and state, looking at them as at subjects of economic activity, which are involved in the process of acquiring, transforming and applying knowledge. The nature of knowledge, as well as ways of its application in human practice, was considered while the text of current material as well. The literature, written by a number of authors  was analyzed in the article and were formulated the main stages of the process of knowledge transformation. There was also formulated the role and characteristics of human activity and organization in the knowledge economy, considered prerequisites for the formation of modern socio-economic system, formulated a number of conditions of development of socio-economic systems that can contribute to the sustainable and dynamic development of the knowledge economy, as a new socio-economic system.

Ключевые слова: экономика знания, человек в организации, роль человека и государства в экономике государства, сущность понятия «знание», общество третьей волны, информационная экономика, информационное общество.

Keywords: knowledge economy, a person in an organization, the role of a person and the state in the state economy, the essence of the concept of «knowledge», third-wave society, information economy, information society.

В информационном обществе информация о новейших разработках, новых технологических решениях, продуктах, да и просто о событиях в мире распространяется моментально. Во многом благодаря повсеместному распространению сети интернет и наличию девайсов, обеспечивающих доступ в Сеть в любой момент практически из любой точки мира.

Новые товары и услуги появляются постоянно, рынки, созданные новыми технологиями, имеют взрывной характер развития, период запуска нового продукта сегодня сокращен до минимума. Общество столкнулось с задачей разработки новых способов реагирования на изменяющиеся условия окружающей среды. Характерные черты экономической и социальной модели, которая формируется сегодня:

  1. Самые высокие в истории темпы распространения информации
  2. Доступ в Сеть обеспечен всем категориям граждан, стоимость доступа и девайсов невысока
  3. Производство становится конкурентоспособным только в том случае, если предприятие ведет свою научно-исследовательскую работу для разработки нового продукта. Инновации выходят на первый план и играют решающую роль в конкурентной борьбе – впереди тот, в чьем распоряжении имеются инновации
  4. Маркетинговые исследования в том виде, в котором они были представлены прежде, отходят на второй план – за счет повсеместного распространения CRM для бизнеса любого уровня – как мелких предпринимателей, так и крупных предприятий, а также рекламы, которая практически полностью перекочевала в интернет и социальные сети, получить статистические данные относительно интересов и предпочтений покупателей становится все проще – зачастую достаточно всего нескольких кликов мышью
  5. Кроме изменения в подходе к маркетинговой деятельности необходимо изменение требований к компетенциям сотрудников – сегодня в числе необходимых навыков выделяют обязательное владение компьютером, а также группу гибких навыков или навыков soft skills – семь компетенций, необходимых для осуществления деятельности в современной экономической среде

Актуальность выделения понятия экономики знания в отдельную научную область обусловлена развитием постиндустриального общества и последствиями его формирования. Информационные революции и научно-технически прогресс последних столетий создали предпосылки и определили этапы развития общества от индустриального к постиндустриальному, однако в следствие этого исторического периода был сформирован принципиально новый образ человека. Согласно теории поколений, разработанной Н.Хоуфом и В.Штраусом в 1991 году , сегодня мы можем видеть, как ведут себя представители поколений Y и Z в условиях экономических и социальных взаимоотношений [8] если прежде экономическая система и подходы к управлению базировались на принципах повышения экономической эффективности без учета потребностей человека, как главного фактора производства общественных благ, что было обусловлено историческими предпосылками и особенностями предыдущих поколений. Применительно к настоящему историческому периоду определяющими являются особенности поведения так называемых поколений беби-бумеров и поколения X — эти два поколения формировались под влиянием посткризисного периода на базе сознания, требующего обеспечить возможность выживания. Поколения же современных людей, родившихся после 1985 года, кардинально отличаются от предыдущих поколений. Во многом благодаря развитию информационных технологий сегодня общество получило первое поколение людей, выросших на просторах киберпространства.  Представители поколения Y отличаются от представителей поколения Z по ряду факторов, ключевыми из которых являются следующие:

1. Представители поколения Y — люди, развитие которых происходило в условиях постоянно изменяющихся технологических процессов — в период с 1990 по 2015 годы технические средства, окружающие человека в повседневной жизни, претерпевали значительные изменения — за эти 25 лет человечество совершило скачок от ламповых телевизоров и настольных громоздких компьютеров к карманным смартфонам и доступу к огромному потоку информации.

2. Современный человек, представитель поколения Х, не склонен к тому, чтобы получать системное образование в классическом его понимании, он знает, что информация, содержащаяся в образовательном курсе его учебного заведения, устарела уже в тот момент, когда он поступил на обучение.

3. Все больше количество людей сегодня отказывается от получения системного образования в пользу самообразования. Таким образом, мы сталкиваемся с рядом крайне важных аспектов, касающимися сферы образованиям и науки:

  • институты и университеты сегодня вынуждены делать упор в первую очередь на развитие навыков и ценностные ориентации студентов — то есть, включать в образовательный продукт то свойство образовательного продукта, который не может обеспечить человек себе самостоятельно;
  • в виду того, что подавляющее число молодых людей сегодня относится к получению образования, как к вынужденной необходимости, тормозящей начало их профессиональной жизни, вопрос обучающей организации, корпоративных институтов и получения знаний непосредственно на месте реализации профессиональной деятельности становится все более и более актуальным;
  • научная деятельность в этих условиях выделяется в отдельную, обособленную и элитарную, сферу общественной деятельности.

Обобщая сказанное выше, можно сформулировать следующее определение экономики знаний на уровне государства:

Экономика знаний на уровне государства – это такая модель социально-экономического устройства, при которой все общественные механизмы и институты формируют у каждого индивидуума предрасположенность постоянному процессу приема, обработки и трансформации информации, а образовательные организации, работая в тандеме с государством и бизнесом, основной задачей ставят формирование умений и навыков, ориентируя слушателей на беспрерывный процесс профессионального и личного самосовершенствования. Главнейшим фактором конкурентной борьбы в такой модели выступает человек и его способности и предрасположенность к тому или иному виду деятельности, а способности, навыки сотрудников, а также научные исследования и опытно-конструкторские разработки, создающиеся человеком, выступают основным фактором конкурентной борьбы для организации.

Такая модель общественного устройства может иметь ряд особенностей, к которым можно отнести:

  1. Члены общества с самого юного возраста оказываются вовлечены в информационное пространство и приобретают способность трансформации информации в умения и полезные навыки.
  2. Для становления и развития экономики знаний требуется пересмотр в первую очередь системы школьного, профессионального и высшего образования. Профессиональные учебные заведения должны работать в тандеме с предприятиями для выявления потребностей предприятий и формирования навыков, необходимых для обеспечения победы в конкурентной борьбе.
  3. Необходимо четкое разделение между формированием навыков и проведением научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Распространенная модель НИИ, существовавших в тандеме с предприятиями на территории Советского союза и осуществлявших эффективную научно-исследовательскую деятельность, показала свою эффективность по сравнению с другими способами ведения научно-исследовательской работы. Сегодня большую популярность приобретает модель так называемых корпоративных институтов. Такие подразделения есть у ПАО «Сбербанк», ОАО «Газпром» и других крупных корпораций России. Корпоративный институт реализует обе указанных выше задачи в совокупности – с одной стороны, постоянно проводит исследовательскую деятельность, выявляя изменения в требованиях рынка и проводит научно-исследовательскую работу, генерируя новые технологии, продукцию и т.п.
  4. Для масштабного становления знаниевой экономики необходимо пересмотреть систему общественного устройства, так как экономика знаний подразумевает развитие потребностей высшего уровня, которые, как известно, могут быть развиты толкьо в том случае, если удовлетворены потребности низшего уровня. Так, согласно теории Маслоу, в основании пирамиды потребностей лежат такие потребности как: физиологические потребности, потребность в безопасности и потребность в любви. Таким образом, развитие знаниевой экономики возможно только таком обществе, где система государственного устройства подразумевает:
  5. а) экономическую и политическую стабильность (отсутствие внешних и внутренних потрясений, низкий уровень безработицы и т.п);
  6. б) крепкую государственную систему и исправное функционирование правовых и гражданских государственных институтов;
  7. в) наличие сильного и крепкого института семьи. В некоторых обществах выше института семьи стоит религиозный институт, однако, это не способствует гармоничному развитию личности. Семья является базой для развития здорового уверенного в себе человека. Знание – вещь, прямо связана со способностями, склонностями и предрасположенностью человека к тому или иному виду деятельности. Предрасположенности во многом зависят от психологического состояния индивидуума, многие из которых формируются под влиянием окружающих. Способности проявляются и развиваются в детском и подростковом возрасте, это период, когда дети не способны к самостоятельной жизни. Таким образом, крепкая семья становится залогом гармоничного и качественного развития личности и, как следствие качественного развития общества.

5.  Маркетинговое мышление персонала и социальная ответственность компаний. Эти пункты взаимосвязаны. Для того, чтобы сотрудники работали эффективно и заботились о том, чтобы повышать конкурентоспособность организации, необходимо развивать маркетинговое мышление всего персонала фирмы – от контактного персонала до подсобных рабочих. Результаты такого подхода, когда каждый сотрудник на месте думает о том, как повысить конкурентоспособность компании, демонстрирует пример японских предприятий. С другой стороны, ни один сотрудник не станет стремиться приумножить благосостояние компании в случае, если компания не обеспечивает его личную свободу и безопасность. Таким образом корпоративная культура, которая может обеспечить развитие экономики знаний должна базироваться на принципах социальной и финансовой защиты сотрудниках, повышения уровня маркетингового образования сотрудников, предоставления сотрудникам возможности проявить инициативу в деятельности компании, предоставления возможности постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.

Для оценки состояния экономики знаний на уровне государства был разработан комплексный показатель – Индекс экономики знаний. Впервые этот показатель был разработан и представлен Всемирным Банком как критерий оценки степени интеграции стран в международную экономическую систему. Сегодня этим показателем пользуется также другое крупное международное учреждение – Европейский банк реконструкции и развития. Для оценки общего уровня развития экономики знаний используют такие показатели, как:

  • Наличие экономических стимулов и институциональная среда государства;
  • Инновационный потенциал и технологическое развитие;
  • Система образования и подготовки кадров;
  • ИКТ-инфраструктура.

Взгляды на экономику знаний в России во многом формировались под влиянием работ зарубежных авторов и научных течений. Это далеко не удивительный факт —  ведь третья, индустриальная волна развития общества, согласно классификации Тоффлера [12] в развитые страны пришла значительно раньше — начиная с середины пятидесятых годов двадцатого столетия западное общество стало задаваться вопросами повышения уровня конкурентоспособности организаций, используя человеческий потенциал — один из самых ценных производственных ресурсов организации. Этот период в науке о менеджменте охарактеризовался развитием идей школы человеческих отношений и поведенческих наук, существенный вклад в который ввели Мари Фоллет и Элтон Мейо — они были основоположниками концепции управления, согласно которой человеческий потенциал и эффективное групповое взаимодействие, облегчая взаимодействие участникам производственного процесса, становятся главным фактором производства. В основу их теории также легли результаты Хоторнских экспериментов, согласно которым была выявлена зависимость уровня квалификации участников процесса производства на результат. В то время это открытие  стало сенсацией, так как прежде предполагалось, что на производительность труда влияют условия труда, а также подход к организации и администрированию. Однако, благодаря наблюдениям Хоторна, стало ясно — на производительность труда непосредственно влияет уровень квалификации сотрудников. Кроме того, эксперимент выявил закономерность группового взаимодействия, позднее названную синергией — когда в группу сотрудников с более низким уровнем квалификации помещают сотрудников с более высоким уровнем квалификации — это повышает КПД всей группы и каждого отдельно взятого сотрудника.

Таким образом, необходимость повышения уровня знаний сотрудников организаций в условиях рынка становится первостепенно важным аспектом управления, непосредственно влияющим на экономическое состояние регионов и страны в целом. Для того, чтобы более четко представить себе структуру экономики знаний, необходимо определиться с терминологией, касающейся сферы производства и потребления знаний. Рисунок 1 демонстрирует процесс возникновения и формирования знания в конечный продукт человеческой деятельности. При этом нужно сказать, что продуктом переработки информации, имеющий значение для повышения экономической эффективности деятельности, может выступать как развитие профессиональных компетенций сотрудников, что отражает первостепенную роль знаний и информации в процессе управления человеческим капиталом, так и создание продуктов научно-исследовательской деятельности, что находит отражение в развитии наукоемких производств и выпуске наукоемких продуктов.

В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[13] дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Знания – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаковых системах. Знание, с одной стороны, представляет собой отражение действительности в сознании человека в виде идеальных образов — представлений, понятий, теорий, а с другой – является основой для социальной практики. [7]

Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания: объект познания (что познается?); субъект познания (кто познает?); механизм, средства познания (как происходит процесс познания?); цель познания (зачем познаем?). Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса. В основе познавательной деятельности лежит взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект. Таким образом, человек, получая информацию извне, трансформирует ее в знание, которое фактически представляет собой структурированную и отсортированную информацию. Затем начинается процесс освоения деятельности, представляющий значительную ценность в разрезе экономической деятельности. Освоение деятельности начинается с освоения умений.

Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятеьности. Познавая в учении окружающую действительность, законы природы и общества, человек приобретает знания. Для того чтобы человек овладел умениями он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности — у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются. В результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают выполняться автоматизировано, без непосредственного контроля сознания. Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык — это частично автоматизированное действие. [3] Важную роль развитию конкретных навыков персонала отводят сторонники тейлоризма и разделения труда – на сегодняшний день обучению и развитию персонала с целью совершенствования навыков сотрудников уделяют много внимания в организациях – с этим связано развитие корпоративных институтов и отделов обучения, а так же возрастающий спрос на специалистов в области организации обучения персонала.

Совокупность знаний, умений и навыков формирует профессиональные компетенции сотрудников. В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Цель освоения знаний может быть представлена не только освоением профессиональных компетенций, но и производством научного продукта. Алгоритм формирования научных знаний отражен на рисунке 1. Так, информация, прежде чем стать трансформироваться в конкретный научно-практический результат, должна пройти ряд трансформаций: сначала информацию, поступающую из окружающей среды, трансформируют в фундаментальные, либо прикладные научные исследования. Тем самым, научное знание проходит первый этап – сбор и обработка первичных данных. За процессом сбора информации следует научно-техническая деятельность, которая ведет к формированию гипотез, которые, в свою очередь, должны быть подкреплены экспериментальными разработками, которые, в свою очередь, трансформируются в конкретный научно-технический результат.

Ниже приведу определения, предложенные В.П. Глуховым. [1]

Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

  • фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
  • прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научное исследование направлено на выявление свойств и особенностей изучаемого объекта, установление его существенных признаков, свойств и особенностей.

Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Научный и научно-технический результат — продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

На сегодняшний день нет конкретно разработанной методики оценки степени интеграции человека и организации в структуру знаниевой экономики. Повсеместно используется индекс экономики знаний для оценки степени интеграции страны в международное информационное экономическое пространство. Однако, по мере развития мировой экономики в целом, все больше и больше возрастает влияние отдельного человека и организации на состояние экономики государства. Причины, по которым это происходит, были рассмотрены выше. Рассмотрим материалы исследований Алексея Боговиза [1].  В своей работе автор приводит характеристику комплекса мер государственной поддержки, необходимых для становления и развития информационной экономики. Так, автор называет основной целью, стоящей перед организации в процессе формирования информационной экономики поддержку тенденций экономики знаний и активации тенденций социального развития экономических систем в условиях экономики знаний. В качестве основного результата деятельности государства автор указывает интенсивное развитие человеческого капитала, быстрое распространение знания и инноваций, развитие высокотехнологичных сфер экономики.

Автор также выделил три основных направления деятельности государства для содействия развитию экономики знаний: необходимость развития дистанционного обучения, необходимость обеспечения доступности информации для экономического инновационного развития, необходимость развития дистанционной науки. Автор дает комплексную характеристику роли и задач государства в становлении экономики знаний. На рисунке 2 приведена авторская попытка интегрировать в эти разработки роли и основные направления деятельности человека и организации в условиях экономики знаний.

На рисунке 2 изображена взаимосвязь ключевых характеристик человека, организации и государства в условиях экономики знаний, выявленных при рассмотрении материала данной работы. Рассмотрим их подробнее.

Человек в условиях экономики знаний, как неоднократно говорилось выше, приобретает основополагающую роль. В виду того, что экономика знания – это экономика, основанная в первую очередь на интеллектуальнй собственности, в числе ключевых характеристик деятельности человека в условиях экономики знаний можно назвать:

  • Уровень образования – чем выше полученный участником экономических процессов уровень образования, чем более оно качественное и многогранное, тем больший объем знаний и иных продуктов интеллектуальной собственности сможет произвести человек;
  • Умения и навыки человека – современные условия и стремительно меняющийся мир привели к тому, что человеку для того, чтобы успешно взаимодействовать с экономической системой и оперативно подстраиваться под изменяющиеся требования внешней среды, становится необходимым постоянно развивать свои навыки. Это требование времени обусловлено тем, что профессии в наше время появляются и исчезают гораздо более стремительно чем когда-либо до наших дней, навыки становятся основным конкурентным преимуществом сотрудника в организации. При этом, говоря о навыках, стоит отметить, что возможна и противоположная ситуация – когда специалист, получив специфические навыки, становится практически монополистом на рынке труда и получает большее количество заказов, а, следовательно, и прибыли;
  • Способы получения информации и формирования знаний – люди по-разному принимают информацию. На сегодняшний день основной признак конкурентоспособности специалиста – его умение работать с большим количеством источников информации, быстро принимать и обрабатывать информацию, а также оперативно принимать решения на основе полученных данных;
  • Профессиональные компетенции и квалификация сотрудника – профессиональные компетенции сотрудника выступают залогом стабильного функционирования основных процессов в организации, позволяя поддерживать выполнение бизнес-процессов организации на должном уровне, затрачивая при этом меньшее количество времени и освобождая время сотрудника, необходимое для ведения научно-исследовательской деятельности;
  • Активность использования информационных технологий – на сегодняшний день сотрудники помимо профессиональных компетенций должны обладать также навыками использования инструментов дистанционной работы. Среди базовых навыков можно назвать: навык работы в MS Office, навыки работы в сети интернет, навык организации и проведения онлайн собраний, вебинаров, мониторингов деятельности и т.п. информационная экономика дает ресурсы для организации рабочего времени таким образом, чтобы затраты его на выполнение процессов, обеспечивающих стабильное функционирование организации, оказались наименьшими. Основная задача менеджера в условиях экономики знаний – создать такие условия работы с использованием информационных технологий, которые позволили бы выделить как минимум треть рабочего времени сотрудников на ведение научно-исследовательской работы, которая в свою очередь является гарантом обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рынка.

Организация в условиях экономики знаний выступает связующим звеном между способностями и деятельностью отдельных людей и государственной политикой в области поддержки и развития экономики знания. Ключевыми характеристиками деятельности организации в условиях экономики знаний становятся:

Использование интернет-маркетинга и интернет-продвижения в деятельности предприятия – предприятия, не ведущие свою деятельность в сети Интернет, сегодня лишают себя большого объема прибыли, который мог бы быть получен в результате информирования потребителей о товарах и услугах при помощи онлайн инструментов, а также предоставления онлайн-сервисов для клиентов;

Взаимодействие с государственными и международными исследовательскими программами – сегодня компаниям необходимо

Организация сбытовой деятельности – при организации способов сбыта у компаний также появилось больше возможностей благодаря интернет-технологиям. Так, компании могут организовать сбыть при помощи, к примеру, приложения, сайта компании, либо быстро найти нужного посредника на отраслевых порталах.

Производственный процесс – организация производственного процесса компании в условиях экономики знаний становится более технологичной. Часто при организации процесса задействуют робототехнику, специальное программное обеспечение. Если речь идет о сфере услуг, что к числу таких программ относятся, например, CRM системы;

Наличие и состояние системы обучения в организации – сегодня мы наблюдаем новый этап развития корпоративных учебных центров – корпоративные институты – подразделения крупных компаний, которые позволяют организации готовить высококвалифицированные рабочие кадры без отрыва от производственного процесса, а также с учетом компетенций и квалификаций, востребованных в деятельности каждой конкретной организации. Этот аналог высшего образования позволяет сформировать кадровый резерв, подходящий под специфические условия деятельности каждой отдельно взятой организации;

Использование информационных технологий в организационной деятельности – в организационной деятельности использование информационных технологий становится залогом точного и качественного поддержания бизнес-процессов, позволяет сократить производственные ошибки, сделать бизнес-процессы прозрачными, а также сократить время выполнения производственных задач;

Стратегия организации – крайне важно, чтобы при разработке стратегии организации, руководители учитывали современные экономические условия и темпы развития экономики знаний, а также изменения окружающей организации среды, учет этих факторов в долгосрочной перспективе, а также синхронизация стратегии компании со стратегическими задачами на уровне государства может позволить организации не только выиграть в конкурентной борьбе в настоящий момент, но и преуспеть в условиях стремительно меняющихся экономических условий;

Поддержка прикладных научных исследований – организации должны в качестве базы своего экономического развития рассматривать результаты прикладных научных исследований, проводимых сотрудниками. Это позволит оперативно повысить квалификацию персонала, а также станет мощным ресурсом инновационной деятельности предприятия.

На уровне государства по версии А. Боговиза, должны выполняться следующие задачи:

Развитие дистанционного обучения: массовое признание дипломов дистанционного образования; стандартизация и нормирование дистанционного образования, строгий государственный контроль качества дистанционного образования.

Развитие дистанционной науки: стимулирование развития грантов и фондов на ведение научной деятельности, а также создание площадок на базе научных организаций для дистанционного обмена научными достижениями; учет общественного мнения в процессе управления инновационным развитием экономических систем.

Обеспечение доступности информации для экономического инновационного развития: обеспечение покрытия сети Интернет; обеспечение массового распространения компьютерных и интернет технологий; создание платформ информирования населения и обсуждения результатов инновационного развития.

При этом в качестве основного инструмента автор рассматривает распространение использования и повышение доступности сети Интернет.

Подводя итог, следует сказать о том, что экономика знаний в целом – это экономика человека, основной ценностью, ресурсом и фактором производства в ней выступает сам человек. Это должно навести государства и организации на мысль о том, что стабильность их экономического роста зависит от стабильности и качество жизни каждого конкретного члена общества, что в свою очередь позволяет надеяться на то, что эра экономики знаний станет для человечества эрой самого гуманистического социально-экономического устройства общества в истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Bogoviz, A., Mezhov, S.: Models and tools for research of innovation processes. Mod. Appl. Sci. 9(3), 159–172 (2015)
  2. Глухов В.В. – Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  3. Клейнер Г.Б. – Системная парадигма в экономических исследованиях: новый подход // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Восьмой научной конференции Москва, 20-21 апреля 2007 г. М.: РосНОУ, 2007
  4. Крутецкий В. А. – Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий — М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  5. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России// Вестн. Рос. акад. наук. — 2003. — Т.73, N 5. — C.450-456; Наука и жизнь. — 2003. — N 5. — С.26-30.
  6. Максаковский, В.П. – ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ/ В.П. Максаковский – Смоленск: Универсум, 2012. – 104 с.
  7. Мильнер Б.З. – Управление знаниями/ Б.З. Мильнер – М.: ИНФРА-М, 2003. — 178 с.
  8. Миронов В.В. – Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 673 с.
  9. Ожиганова Е.М. – Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Киберленинка – 2015г. – УДК 316.3
  10. Павлов М.Ю. – Формирование и использование творческого потенциала человека в экономике, основанной на знаниях [Электронное издание] – М.: Экономический факультет МГУ им. Ломоносова, 2016 г. – 176 с.
  11. Паникарова, С. В. – Управление знаниями и интеллектуальным капиталом : [учебное пособие] / С.В. Паникарова, М.В. Власов ; М-во образования и  науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2015. — 140 с.
  12. Степанова Т.Е. – Экономика XXI века — экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 5. – С. 18-22.
  13. Тоффлер Э. – Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Фирма «Издатетьство . ACT», 2004, сс.6-261
  14. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 19.07.2018 N 211-ФЗ