Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 159.9.072

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10449

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У СОТРУДНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

RELATIONSHIP OF RESPONSIBILITY INDICATORS AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF EMPLOYEES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Мухлынина Ольга Викторовна, кандидат психологических  наук, доцент кафедры  ППР, Российский государственный профессионально- педагогический  университет

Mukhlynina O.V.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследованиякомпонентов  ответственности и личностных характеристик специалистов промышленных предприятий, в единстве гармонически и ангармонических показателей ответственности.  В исследовании приняли участие специалисты промышленных предприятий г. Екатеринбурга (112 человек в возрасте от 21 до 34 лет).   Обнаруженные взаимосвязи подтвердили предположение о том, что компоненты ответственности у сотрудников промышленных предприятий взаимосвязаны с личностными характеристиками.

Summary. The article discusses the results of the research components of responsibility and personal characteristics of specialists of industrial enterprises, in the unity of harmonic and anharmonic indicators of responsibility. The study was attended by specialists of industrial enterprises in Yekaterinburg (112 people aged 21 to 34 years). The found relationships confirmed the assumption that the components of responsibility in employees of industrial enterprises are interconnected with personal characteristics.

Ключевые слова: ответственность, профессиональная ответственность, системный подход, личностные характеристики, динамическая эргичность, мотивация социоцентрическая, осмысленность, предметность, интернальность.

Key words: responsibility, professional responsibility, system approach, personal characteristics, dynamic ergic, sociocentric motivation, meaningfulness, objectivity, internality.

Изучения структуры ответственности специалистов промышленных предприятий обусловлено неоднозначной и сложной ситуацией, складывающейся на отечественном рынке труда. Работодатели предъявляют все более высокие требования как к уровню образования, профессиональной компетентности, результативности деятельности, так и к личностным качествам сотрудников. Работодатели хотят видеть самостоятельных и ответственных сотрудников на своих предприятиях.

Анализ научных работ предметной области показывает, что в психологической науке неоднократно поднимались и изучаются вопросы ответственности. Одно из главных отличий ответственного действия от других – это наличие оценки и контроля, сделанного не только самим субъектом, но и общества в целом, отдельных групп, лиц, учреждений, инстанций. Именно поэтому перед началом ответственного действия субъект прогнозирует возможную реакцию окружающих на свои поступки [3],

В течение жизни каждый человек усваивает общие правила: законы, социальные нормы, обычаи, ценности, ролевые обязанности, моральный долг. Эти правила помогают ему построить определенные общественные отношения. Они предполагают, что кроме субъекта ответственности существует еще и другой субъект (или субъекты), перед которым необходимо держать ответ, отчитываться. К. Муздыбаев называет этого другого субъекта (или субъектов) «инстанцией» [5].

Анализ подходок к изучению ответственности показывает нам многоаспектность и многогранность ее исследований : учёные интересуются её становлением, рассматривают поведение человека в отдельных жизненных ситуациях и объясняют её с помощью раскрытия отдельных аспектов (сторон). В данном исследовании мы делаем акцент на системный подход к изучению ответственности, который призван решить задачу исследования качества ответственности и связи ее компонентов с многообразными психическими проявлениями субъекта. За единицу системного анализа ответственности ими принимается «гарантирование личностью достижения результата своими силами» (по К.А. Абульхановой-Славской) [1, с. 118].  Ответственность, как система включает в себя когнитивный, эмоциональные и поведенческий компонент. Именно такая трёхкомпонентная модель объясняет весь процесс ответственности, начиная с акта принятия и заканчивая получение результата, за полученный результат, человек уже отвечает пред нормами, принципами и обществом [2]

Исходя из многомерно-функционального анализа отдельных свойств личности (А.И.Крупнов), ответственность можно определить как достижение результата на основе взаимодействия регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых компонентов.    Такой подход отличается от многих других тем, что позволяет рассматривать ответственность как ряд (комплекс) компонентов. В рамках системного подхода В.П.Прядеин определяет ответственность, как «гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести [7]

 В своей работе мы делаем акцент на основной  составляющей ответственности – ее деятельной части, так как  без внешнего проявления, без конкретных дел и поступков о наличии ответственности у человека судить не приходится.

Цель работы: является выявление взаимосвязей компонентов ответственности и личностных характеристик специалистов промышленных предприятий.

В исследовании приняли участие специалисты промышленных предприятий г. Екатеринбурга (112 человек в возрасте от 21 до 34 лет). Методики исследования: многомерно-функциональная диагностика ответственности (ОТВ–110) [6]; 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла [4].

Полученные результаты были обработаны в программе SPSS 20 .

В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

Динамическая эргичность (ДЭ) взаимосвязана:

  • с общительностью (фактор А, r=0,592, р≤0,001). Означает что общительны, открыты и готовые к сотрудничеству специалисты склонны к самостоятельному и тщательному выполнению трудных и ответственных заданий;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,583, р≤0,001). Это означает, что выдержанные эмоционально устойчивые и зрелые специалисты более самостоятельны и не нуждаются в дополнительном контроле;
  • с смелостью (фактор H, r=0,664, р≤0,001). Предприимчивые активные готовые к сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах более самостоятельны и способны выполнять ответственное задание без дополнительного контроля;
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0,672, р≤0,001). Эмоциональная выдержанность проницательность надежность и расчетливость положительно влияю на возможность специалиста выполнять ответственные задания;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,628, р≤0,001). Специалисты способны справляться со своими неудачами жизнерадостные уверенные в себе и своих силах более склонны тщательно и без дополнительного контроля выполнять трудные задания;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,657, р≤0,001). Сильная воля и умение контролировать свои эмоции и поведения способствует самостоятельному выполнению ответственных заданий;
  • с конформностью (фактор F4, r=-0,516, р≤0,001). Агрессивные независимые отважные и резкие личности более склонны к невыполнению своих обязательств, и нуждаются в контроле.

Мотивация социоцентрическая (МС)  взаимосвязана:

  • с общительностью (фактор А, r=0,660, р≤0,001). Открытые и готовые к сотрудничеству специалисты склонны к выполнению ответственных дел из-за желания быть среди людей коллектива общества;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,555, р≤0,001). Для эмоционально устойчивых зрелых выдержанных специалистов общественные интересы преобладают на личными;
  • с смелостью (фактор H, r=0,662, р≤0,001). Смелый предприимчивый специалист активный в социальных контактах выполняет ответственны дела из-за желания быть среди коллектива и общества;
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0,652, р≤0,001). Эмоционально выдержанные проницательные надежные специалисты действуют в интересах трудового коллектива и окружающих людей;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,619, р≤0,001). Безмятежные со спокойным настроением невозмутимые специалисты действуют в интересах группы даже если это вызывает у группы неприязнь;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,622 р≤0,001). У специалистов с сильной волей и умеющих контролировать свои эмоции ставят общественные интересы выше личных;
  • с конформностью (фактор F4, r=-0,514, р≤0,001). Специалисты пассивные нуждающиеся в поддержке других лиц ориентируют свое поведение на коллектив способный оказать им поддержку.

Когнитивная осмысленность (КО)  взаимосвязана с (Рисунок 3):

  • с общительностью (фактор А, r=0,611, р≤0,001). Готовый к сотрудничеству, совместной работе отличающийся хорошей приспособляемостью имеет глубокое целостное представление об ответственности;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,584, р≤0,001). Спокойный зрелый устойчивый в интересах специалист обладает глубоким целостным представлением об ответственности;
  • с смелостью (фактор H, r=0,593, р≤0,001). Предприимчивый способный принимать самостоятельные неординарные решения специалист схватывает стержневую основу ответственности;
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0, р≤0,001). Специалисты обладают тактическим мастерством, имеют глубокое представление об ответственности;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,625, р≤0,001). Уверенные хладнокровные специалисты обладают глубоким понимание ответственности;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,622, р≤0,001). Целенаправленные с сильной волей специалисты схватывают суть ответственности;
  • конформностью (фактор F4, r=-0,517, р≤0,001). Агрессивные независимые личности имеют поверхностные знания об ответственности.

Результат предметный (РП) взаимосвязан:

  • с общительностью (фактор А, r=0,558, р≤0,001). Общительные готовые к сотрудничеству специалисты демонстрируют добросовестность при выполнении коллективных дел;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,521, р≤0,001). Эмоционально устойчивые работоспособные специалисты продуктивны при выполнении коллективных дел;
  • с смелостью (фактор H, r=0,593, р≤0,001). Активные готовые к сотрудничеству с незнакомыми людьми специалисты продуктивны при выполнении коллективных дел.
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0,744, р≤0,001). Эмоционально выдержанные проницательные специалисты добросовестно выполняют важные для коллектива задания;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,647р≤0,001). Специалисты, уверенные в себе и в своих способностях обладающие гибкостью продуктивны и самоотверженные при выполнении коллективных дел;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,670, р≤0,001). Специалисты с сильной волей и умением контролировать свое поведение продуктивны при выполнении значимых для коллектива дел.

Эмоции стенические   (ЭС) взаимосвязаны с:

  • с общительностью (фактор А, r=0,586, р≤0,001). Открытость готовность к сотрудничеству и приспособляемость специалиста обуславливают возможность появление положительных эмоций при выполнении ответственных дел;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,538, р≤0,001). Специалисты с эмоциональной устойчивостью получают положительные эмоции при выполнении ответственных дел;
  • с смелостью (фактор H, r=0,631, р≤0,001). Смелый и готовый к сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах специалист испытывает положительные эмоции при выполнении ответственных дел;
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0,659, р≤0,001). Специалисты, обладающие тактическим мастерством, могут получать положительные эмоции при выполнении ответственных дел;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,646, р≤0,001). Спокойные хладнокровные уверенные в себе спецалисты с большей вероятностью получают положительные эмоции при выполнении ответственных дел;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,677, р≤0,001). Специалисты с самоконтролем сознательность и целенаправленностью получают положительные эмоции при выполнении ответственных дел;
  • с конформностью (фактор F4, r=-0,532, р≤0,001). Специалист чья личность характеризуется пассивностью и зависимостью от группы не получат положительных эмоций при выполнении ответственных дел.

Регуляторная интернальность (РИ)  взаимосвязана с:

  • с общительностью (фактор А, r=0,587, р≤0,001). Общительность и непринуждённость специалиста обуславливают независимость субъекта от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел;
  • с эмоциональной стабильностью (фактор С, r=0,526, р≤0,001). Эмоциональная устойчивость спокойствие выдержанность способствуют независимости специалиста при выполнении ответственных дел;
  • с смелостью (фактор H, r=0,620, р≤0,001). Готовность к риску и сотрудничество способность принимать самостоятельные неординарные решения обуславливает независимость специалиста при выполнении ответственных дел;
  • с дипломатичностью (фактор N, r=0,657, р≤0,001). Специалист, обладающий осторожностью выдержанностью и проницательностью с большой вероятностью, не зависит от внешних обстоятельств при выполнении ответственных дел;
  • с тревожностью (фактор О, r=-0,629, р≤0,001). Беспокойство подержанность настроению неуверенность в себе чувствительность к неодобрению окружающих побуждают специалистов искать «объективны» причины для отхода от ответственных дел;
  • с самоконтролем (фактор Q3, r=0,604, р≤0,001). Сильная воля и умение контролировать свои эмоции и поведение делаю специалиста независимым при выполнении ответственных дел.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что существует взаимосвязь между компонентами ответственности и личностными характеристиками.  

Такие характеристики личности, как общительность, эмоциональная стабильность, смелость, расчетливость,  дипломатичностью взаимосвязаны с показателями ответственности и повышают ее в целом. В то время как наличие у сотрудников комфортности и тревожности снижают показатели ответственности  и соответственно ответственность  сотрудников в целом.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.

2.Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М., 2005.

3. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 77-130.

4. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81

5. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е.Семенова. Изд. 2-е, доп. М., 2010. 248 с

6. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум /В.П. Прядеин. Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. 215 с.

7. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2001.