Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 378.147

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10448

Электронное правительство: история и сущность

E-government: history and essence

Сулимин Владимир Власович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет

Sulimin V.V.

Аннотация. В процессе деятельности государства возрастает роль и значение информационных технологий как инструмента формирования управленческих решений, призванного обеспечивать реализацию функций государства, повышать его эффективность. В статье рассматривается история становления электронного правительства как инструмента перехода к цифровой экономики, а также его сущность. Целью статьи является осуществление комплексного исследования развития концепции «электронного правительства» и ее возможной дальнейшей эволюции для выявления как положительных, так и отрицательных моментов в функционировании. Автор проводит библиографический обзор по вышеописанной проблеме, а также выделяет функции, обязанности и возможности электронного правительства.

Summary. In the process of state activity, the role and importance of information technologies as a tool for forming management decisions, designed to ensure the implementation of the functions of the state, to increase its efficiency, is increasing. The article examines the history of the formation of e-government as a tool for the transition to a digital economy, as well as its essence. The purpose of the article is to carry out a comprehensive study of the development of the concept of «e-government» and its possible further evolution to identify both positive and negative aspects in the functioning. The author conducts a bibliographic review of the above problem, as well as highlights the functions, responsibilities and capabilities of e-government.

Ключевые слова: электронное правительство, правительство, цифровая экономика, цифровизация процессов.

Keywords: e-government, government, digital economy, digitalization of processes.

Электронное управление является одним из инструментов развития информационного общества, внедрение которого будет способствовать созданию условий для открытого и прозрачного публичного управления. Открытость, прозрачность и честность публичного администрирования является залогом формирования правовой и демократической страны, построенной на европейских ценностях. Все это собственно и обуславливает актуальность выбранной темы исследования. За последние годы теме «электронного правительства» было уделено немало внимания. Среди ученых, которые посвящали труда заявленной проблематике, можно выделить М. Бонэма, А. П. Голубицкого, П. И. Жежнич, И. В. Клименко, Е. А. Линева, В.И. Мищишин, Г. Г. Почепцова, С. А. Чукут, А. Б.Шевчука, С. Шляхтина и др.

Необходимость введения в действие «электронного правительства» обусловлена не только развитием информационно-телекоммуникационных технологий, но и попыткой государства быть ближе к гражданам. Следует отметить, что до сих пор ученые не могут прийти к единой точке зрения относительно определения этого понятия. Это обусловлено прежде всего тем, что термин «электронное управление» может означать в разных странах и в разных нормативных актах разные вещи, и можно предполагать, что он будет столько же определений, сколько авторов [1].

Необходимо согласиться с мнением А. Емельяненко, который отмечает, что термин «e-government» достаточно сложный для перевода. И «электронное правительство» — лишь один из вариантов этого перевода. Слово «government» можно передать как «управление». Итак, речь может идти о «электронную государство», «электронный государственный аппарат», «электронную инфраструктуру государства», «государство информационного общества» и др [2]. Поэтому некоторые ученые часто отождествляют понятие «электронное правительство» и «электронное управление».

Например, И. Клименко и К. Линев определяют, что электронное управление «… это автоматизация работы с документами, с заявлениями граждан, справками, лицензиями, другими актами, легализуют определенную деятельность лица» [ 3, с. 181].

Г. Почепцов и С. Чукут отмечают: «… сама концепция электронного правительства состоит из двух взаимосвязанных (и одновременно самостоятельных) проектов. Это внутренняя правительственная информационная инфраструктура, аналог корпоративной сети и внешняя информационная инфраструктура, взаимодействует с гражданами и организациями »[4, с. 480]. Впервые такая трактовка электронного управления определил российский исследователь А. Кошкин [5, с. 25].

Некоторые ученые, в частности М. А. Соколова, различают понятия «электронного правительства» и «электронного правительства» и трактуют последний как процесс самоорганизации общества для принятия коллективных решений, а также как прозрачные механизмы контроля за реализацией этих решений, а правительство рассматривается прежде всего как поставщик определенных услуг и один из институтов регулирования [6]. В контексте исследования уместно также вспомнить об определении «электронного правительства», предоставленное Правительством.

Эти понятия можно трактовать как новую форму управления, функционирование которой осуществляется с помощью информационно-телекоммуникационных технологий (далее — ИВС), и имеет целью упрощения доступа граждан к государственному управлению, улучшение работы органов государственной власти. Нельзя не затронуть и те проблемы (факторы), стоящих на пути внедрения «электронного правительства» во всем мире.

По мнению квалифицированных экспертов, INTOSAI, тормозами для производства электронного правительства, в тех или иных странах, являются следующие факторы:

1) неквалифицированные сотрудники (Unskilled Workforce). Электронное правительство предоставляет возможность правительственным работникам получить новые навыки, впрочем, зарплата, которая ниже рыночной, и невозможность привлечения некоторых видов поощрения могут также снизить возможность правительства в привлечение и удержание квалифицированных сотрудников, что приводит как к упадку определенных внешних проектов, так и к задержке в исполнении своих функций;

2) цифровой распределение (Digital Divide). Не все граждане имеют равные возможности компьютерного доступа, то из-за нехватки средств, то из-за отсутствия нужных навыков, физических ограничений;

3) опасения относительно приватности и безопасности (Privacy and security concern). Забота о распространении информации между органами исполнительной власти, а также раскрытие или неправильное использование частной информации являются неотложными вопросами для обсуждения.

Если нарушение приватности самом деле происходить, то это будет иметь негативное влияние на доверие граждан к правительственным веб-сайтам и использования услуг веб-баз данных. Одним из самых важных вопросов для внедрения инициатив «электронного правительства» является компьютерная безопасность. Некоторые слабые сферы уже достаточно известными: безопасность программного менеджмента, контроль доступа, развитие программного обеспечения и контроль над изменениями, определение обязанностей, контроль над операционной системой [1].

Данная угроза в условиях постоянного развития и совершенствования «хакерства» в ИТ-сфере чрезвычайно опасной. Можно хотя бы вспомнить недавние атаки вируса WanaCrypt0r 2.0 на государственные системы и компьютеры во всем мире. При таких условиях необходимым представляется внедрение мероприятий, которые бы имели превентивный характер и позволяли бы полностью нивелировать негативные последствия от таких атак. Безусловно, все эти факторы выступают тормозящим фактором развития концепции «электронного правительства». Но вместе с тем, следует согласиться с мнением А. Бондарчука, который, учитывая реальное состояние развития нашего государства, к негативным факторам, которые влияют на внедрение рассматриваемой концепции, относит также: трудную ситуацию с бюджетом страны; устаревшую нормативную базу и деловые процессы; отсутствие четкой управленческой вертикали в стране по вопросам информационных технологий (ИТ); несогласованность технической политики различных ведомств; сложность межведомственного взаимодействия; активное сопротивление или пассивный саботаж чиновников, не желающих терять рычаги своего влияния, что они при «ручном управлении» отдельными участками государственного механизма [7].

Таким образом, проблемы, стоящие на пути становления «электронного правительства», имеют комплексный характер, а значит, требуют и комплексного решения. По мере внедрения мероприятий, направленных на преодоление тормозящих факторов, концепция «электронного правительства» проходит несколько этапов в своей полной реализации.

До недавнего времени, около 3-4 лет назад, «электронное правительство» по оценкам некоторых специалистов, находилось между вторым и третьим этапами внедрения. Однако следует констатировать, что за короткий промежуток времени «электронное правительство» стремительно начал развиваться, пока он функционирует на уровне четвертого этапа. Именно этот факт будет идти дальше.

На сегодня практически все органы государственной власти (районного уровня) имеют официальные веб-страницы; создано более 220 электронных информационных ресурсов в центральных органах исполнительной власти и четыреста пятидесятой местных органах власти; внедрено около 50 систем электронного документооборота в органах государственной власти (делопроизводство, контроль исполнения поручений и т.п.); Государственная фискальная служба, Пенсионный фонд принимают отчетность в электронной форме; зарегистрировано около 14 000 сертификатов ключей цифровой подписи на органы государственной власти и местного самоуправления [9]. Кроме того, в 2015 начал свою работу Кабинет электронных сервисов (далее — КЭС).

В первый год функционирования КЭС были заметны большие проблемы в его использовании. Основные из них: главная страница или просто «отказывается» открываться, или переадресация к следующему шагу процедуры получения справки (выписки, выписки) или регистрации просто не срабатывает, ни с первого раза, ни с десятого; работает не через любой Интернет-браузер; проблемы с работой механизмов оплаты заказанного документа или действия [10].

Приведенные недостатки касались технической стороны функционирования КЭС, и следует отметить, что они остались позади. Сейчас система работает без перебоев, на сайте указано как примечание, которым Интернет-браузерами она совместима, вопрос оплаты решен (осуществляется с помощью любой банковской карты, предпочтение отдается карточке «Приват», поскольку КЭС предусматривает регистрацию новых пользователей с помощью карточек « Приват »и системы« Privat 24 »).

Сейчас КЭС предлагает:

1) получение документов из государственных реестров Министерства юстиции в режиме онлайн;

2) регистрационные действия в государственных реестрах в электронном виде; поиск информации в государственных реестрах (Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, реестр общественных объединений, Государственный реестр печатных СМИ и информационных агентств как субъектов информационной деятельности, Единый реестр общественных формирований, Единый реестр арбитражных управляющих, Единая база данных электронных адресов, номеров факсов, телефаксов субъектов властных полн Важен, Единый государственный реестр судебных решений);

3) пользования электронными системами отчетности для лиц, осуществляющих специализированную профессиональную

4) ссылки на различные информационные источники;

5) поиск законодательных документов, шаблонов (образцов) документов;

6) участие в электронных торгах арестованным имуществом.

К преимуществам КЭС необходимо отнести возможность оплаты услуг в режиме онлайн, получения сведений в режиме онлайн, придания электронному документу статуса официального. Последняя означает, что все полученные документы в электронном виде имеют такой же официальный статус, как и их бумажные аналоги. Кабинет электронных сервисов Министерства юстиции, в отличие от многочисленных «единых окон» других ведомств, наиболее соответствует концепции аналогичных порталов в европейских странах — выбор админуслуги из каталога, оплата банковской карточкой и мгновенное получение результата в цифровом виде.

В 2017 Правительством было анонсировано внедрение новых электронных сервисов. Так, 3 февраля состоялась презентация выхода проекта Министерства юстиции «Онлайн-дом юстиции» на новый уровень. Отныне услугами по повторные получения документов в сфере регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации и ликвидации физического лица — предпринимателя смогут воспользоваться все.

Еще одна новация — социальный лифт, где каждый юрист может оставить свою анкету и она будет автоматически вноситься в предложении по заполнению свободных вакансий в системе юстиции.

Также здесь можно воспользоваться услугой «СМСМаяк», которая предусматривает возможность получения информации о каких-либо изменений в реестрах бизнеса и недвижимости относительно собственного имущества. Кроме вышеупомянутых сервисов, можно получить информацию по всем реестров Минюста зарегистрировать общественное объединение или средство массовой информации, получить данные об электронной цифровой подписи.

Развитие страны как правового и демократического государства, ориентированной на европейские ценности, невозможно без развития информационного общества и внедрение электронного управления. Развитие последнего стремительно набирает обороты, и свидетельством тому является, например, Кабинет электронных сервисов. Вместе с тем в ближайшем будущем запланирован ввод в действие системы электронной идентификации пользователей, перевод всех сервисов по регистрации бизнеса в онлайн-режиме и др. Все эти вопросы безусловно станут предметом обсуждения в обществе и требовать детального научного исследования.

Список литературы

  1. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство» : теория и практика [Текст] / Ю.В. Ирхин // Государственная служба. – 2008. – № 4. – С. 163–173.
  2. Калугин Е. Создание электронного государства России [Текст] / Е.Калугин // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 1. – С. 63–74.
  3. Ковалёва Н.Н. Вопросы взаимосвязи административно-правового
  4. регулирования и использования информационных технологий в трудах  профессора В.М. Манохина [Текст] / Н.Н. Ковалева // Актуальные проблемы административного права и процесса. – 2013. – № 11. – С. 46–48.
  5. Ковалёва Н.Н. Государственное управление в информационной сфере [Текст] / Н.Н. Ковалёва // Государство и право. – 2013. – № 2. – С. 78–87.
  6. Ковалева Н.Н. Государственное управление в условиях использования информационных технологий [Текст] / Н.Н. Ковалева //Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2013. – № 6 (95). – С. 40–43.
  7. Меркулова Т.В. Развитие электронного правительства в Украине на фоне мировых тенденций [Текст] / Меркулова Т.В., Кононова Е.Ю. // Журнал институциональных исследований. – 2010. –№ 4. – С. 47–58.
  8. Ноздрачёв А.Ф. Гражданин и государство в XXI веке [Текст] / А.Ф. Ноздрачёв // Журнал российского права. – 2005. – № 9. – С. 14–26.
  9. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства [Текст] / Ю.Г. Просвирнин // Журнал российского права. – 2002. – № 3. – С. 29–35