http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10444

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
ВЗГЛЯДОВ НА ЭКОНОМИКУ ЗНАНИЙ В РОССИИ И МИРЕ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

EVOLUTION
OF VIEWS ON THE KNOWLEDGE ECONOMY IN RUSSIA AND THE WORLD: THE NATURE, KEY
CONCEPTS AND CONTEMPORARY CHALLENGES OF THE KNOWLEDGE ECONOMY

Чернянская Ирина Владимировна, аспирант ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (воронежский филиал), г. Санкт-Петербург, irinache90@gmail.com

Chernyanskiy Irina Vladimirovna, post-graduate student of the Plekhanov Russian University of Economics, Plekhanov Russian University of Economics (Voronezh branch), Saint Petersburg, irinache90@gmail.com

Аннотация. Объектом исследования выступает концепция
экономики знаний. Предметом исследования являются концепции экономики знаний,
предложенными авторитетными мировыми и российскими учеными.  Знания – один из самых важных ресурсов,
определяющих конкурентоспособность и потенциал развития фирм, а также на
макроуровне знание сегодня является базовым ресурсом, определяющим
конкурентоспособность стран и регионов. Об экономике знаний много говорят,
ориентацию на преобразование экономики в сторону экономики знания на
стратегическом уровне принял ряд государств, 
существуют международные организации, оказать содействие странам в
информатизации общества и ориентации экономики на экономику, основанную на
знаниях, как на экономическую модель XXI
века. В этой связи становится очевидным необходимость формирования четкого
понимания понятия экономики знаний, причин его возникновения и понимания
ключевых проблем, связанных со становлением новой экономической модели. В
статье приведен обзор взглядов мировых и российских ученых на вопрос экономики
знаний, а также сформулированы проблемы развития экономики и обобщения,
касающиеся определения понятия и ключевых характеристик экономики знания.

Summary. The object of the research is the concept of
Knowledge economy. The subject of the study is the concept of Knowledge
economy, proposed by authoritative world and Russian scientists.  Knowledge is one of the most important
resources that determines the competitiveness and development potential of
firms. Furthermore, at the macro level, nowadays knowledge is the basic
resource that determines the competitiveness of countries and regions. There
are a lot of talks about the Knowledge economy. The focus on the transformation
of the economy towards the knowledge economy at the strategic level has taken by
a number of countries. There are some international organizations which assist
countries in the Informatization of society and the economy orientation to the
knowledge-based economy as the economic model of the XXI century. In this
regard, it becomes obvious that there is a need to form a clear understanding
of the Knowledge economy concept, reasons of its occurrence and understanding
of the key problems associated with the formation of a new economic model. The
article provides an overview of world and Russian scientists’ views on the
issue of knowledge economy, as well as the problems of economic development and
generalization concerning the definition of the concept and key characteristics
of the knowledge economy.

Ключевые слова: экономика знания, информационная экономика, информационное общество, управление человеческими ресурсами, НИОКР, ИКТ.

Key words: Knowledge economy, information economy,
information society, human resource management, research and development, R
& d, ICT

Изучение экономики знаний в мире тесно сопряжено с формированием
теорий развития постиндустриального общества. Одним из основателей идеи
развития постиндустриального общества, на чьи труды и идеи как правило
опираются современные исследователи считается Американский социолог Дэниел Белл
(до Белла идея постиндустриальной экономики было сформулирована еще до начала
Второй мировой войны А. Пенти и введена в научный оборот Д. Рисменом). В своем
фундаментальном труде «Грядущее постиндустриальное общество» [2] автор приводит
следующие характеристики, присущие становлению новой эпохи. По мнению Бела,
отличительными особенностями постиндустриального общества являются:

  1. Замена организующего начала экономической
    деятельности на теоретическое знание, пришедшее на смену капиталу в
    индустриальном обществе;
  2. «Кибернетическая революция», обусловившая
    изменение в темпах и технологии производства товаров.

Белл также сформулировал несколько групп основных компонентов модели
будущего. Например, касательно сферы экономики ученый ученый говорил о
переориентации производства с производства товаров на производство услуг, в
сфере занятости преобладающим становится класс профессиональных специалистов и
техников, менеджмент сосредоточит свое внимание на создании новой
«интеллектуальной технологии», связанной с электронно-вычислительной техникой
(в наши дни это нашло отражение в повсеместном распространении CRM систем).

Работы Белла легли в основу концепции экономики,
основанной на знаниях, предложенной в 1960-х Фрицем Махлупом, по праву
считающимся родоначальником этого научного течения.

Махлуп в своей работе «Производство и
распространение знаний в США» [9] впервые сформулировал понятие «Экономика
знаний», обозначив им сектор экономики, ориентированный на производство знаний.

Махлуп определил типологию знаний, а именно:

  1. Практические знания — профессиональные знания, навыки
    предпринимательской деятельности, ведения хозяйства и т.д.;
  2.  
  3. Интеллектуальные знания — отвечают за образованность каждого члена
    общества;
  4. «Знания-развлечения» — бесполезные знания, стремление овладевать
    которыми вызвано диссонансом между природной любознательностью человека и его
    нежеланием заниматься исследовательской, научной деятельностью. При этом отмечается,
    что знания-развлечения тесно связаны не только со СМИ, но и с брендами, начиная от аксессуаров, заканчивая
    техникой, которые навязывают человеку стандарты поведения и необходимость их
    покупки для повышения своего социального статуса в обществе;
  5. Духовные знания – знания религиозные, также являющиеся знаниями,
    потенциально способными быть использованными для манипулирования общественным
    сознанием, однако, в последнее время уровень влияния этих знаний на
    общественное сознание существенно снизился;
  6. Нежелательные знания – знания, приобретенные человеком случайно,
    против его воли (например, цвет автомобиля или содержание рекламы).

Махлуп обозначил ряд причин, обуславливающих необходимость изучения экономики, основанной на знаниях. Среди них:

  1. Увеличение доли знаний в национальном бюджете;
  2. Социальное значение знаний, которое значительно превышает личную
    выгоду;
  3. Знания являются как фактором, так и индикатором экономического
    роста;
  4. Тесная связь знаний с новыми информационными и коммуникационными
    технологиями;
  5. Изменения в спросе на рынке труда: переход от ручного труда к
    умственному;
  6. Совершенствование и изменение структуры источников национального
    дохода стран

Фриц Махлуп стал первым исследователем,
правильно определившим постиндустриальную экономику не как обслуживающую
отрасль знаний, а как самостоятельный, новый вид экономических отношений.

Позже, в 1970-х американский ученый Марк Порат издал первый
фундаментальный труд о том, что измеряет и оценивает информационную экономику,
его работа стала весьма цитируемой в научных экономических трудах. [1]

Порат отмечает, что информационный сектор экономики разительно
отличается от области материи и энергетики. Первый предполагает преобразование
информации из одной модели в другую, а второй ыключает в себя сельское
хозяйство и промышленность.

Важным критерием оценки состояния экономики Порат считает количество
занятых в информационном секторе: автор утверждает, что экономика становится
информационной тогда, когда информационная работа преобладает над другими
секторами.

Кроме того, Порат проводит разделение информационной экономики на
первичный и вторичный информационный сектор. К первичному автор относит
производство и изобретение знаний, производство информационных товаров, отдельные
виды государственной и частной деятельности (обучение, почта), брокерские
отрасли, реклама. Ко вторичному относит те сферы экономики, которые существуют
для поддержки производства товаров (например, операторы ЭВМ или библиотечная
деятельность).

Другой авторитетный экономист, Питер Друкер в своей книге «Эпоха разрыва»
[4] отметил первостепенную важность вопроса о том, какой именно ресурс является
наиболее важным в новой экономике. Друкер говорит о том, что в современном мире
решающее ресурсное значение перешло к информации, как к фактору, определяющему
уровень конкурентоспособности и производительности фирм. Также Друкер говорит о
том, что «экономика знаний» требует структурных изменений – централизованное
планирование и государство, которым управляет бюрократия, не будут эффективны,
так как основой такой экономики являются инновации, которые может осуществлять
только частное мелкое предпринимательство. Инновации для автора – это в первую
очередь новые формы организации бизнеса – как внешней, так и внутренней. Друкер
считает, что основой экономики является частный предприниматель. Друкер отмечает,
что для развития экономики необходима децентрализация производства, возрождение
мелкого частного предпринимательства, реформирование крупных корпораций. Автор
говорит о том, что для
повышения эффективности этих структур необходима децентрализация процесса
принятия решений в рамках компаний. Необходимо предоставление максимального
числа полномочий и ответственности отдельным членам фирм в соответствии с их
квалификацией, максимальное вовлечение их в процесс управления. Это приведет к
развитию «внутреннего предпринимательства», которое позволит возродить
инновационный процесс в рамках этих структур

Относительно государственного предпринимательства Друкер высказывается
довольно категорично, говоря о том, что только частный бизнес способен
обеспечить развитие экономики, а государство способно только неэффективно
тратить ресурсы в виду развитой бюрократии, создавая барьеры для внедрения
новшеств. Друкер утверждает, что любое структуры, связанные с политикой, к
которым, по его мнению, относятся также партии и профсоюзы мешают
экономическому прогрессу. Поэтому экономист выделяет две основные задачи,
которые стоят перед государством в условиях новой экономики:

  1. Приватизация
    государственной собственности;
  2. Оказание
    помощи новым владельцам этой собственности до того момента, пока они не станут
    на ноги.

В нашей стране разработкой темы экономики знаний занимались такие
ученые, как В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер, Б.З. Мильнер, В.П. Максаковский и ряд
других выдающихся ученых. Рассмотрим подробнее взгляды на вопрос экономики
знаний в России на сегодняшний день.

Пионером и основоположником сферы научного освоения экономики знаний в
России считается академик В.Л. Макаров. Его доклад «Экономика знаний, уроки для
России», представленный на конференции РАН в 2003 году определил основные
направления исследований в этой области в нашей стране.

Макаров обратил внимание на то, что определение Ф. Махлупа,
применяемое для экономики знаний и характеризующее это направление
исследований, как накопление знаний о сфере производства знаний, на сегодняшний
день теряет актуальность и должно быть использовано для определения типа
экономики, в котором знания играют решающую роль, а производство знаний
является источником роста. Макаров говорит о том, что термин «Экономика знаний»
тождественен понятиям «инновационная экономика», «выскотехнологичная
цивилизация», «общество знаний», «информационное общество» .[7]

Однако Макаров отмечает, что вопрос относительно того, является ли
экономика знания принципиально новым видом экономики, или же представляет собой
всего лишь новый этап постиндустриальной экономики, остается открытым, говоря о
том, что благосостояние  все еще
определяется  производственными процессами,
а нематериальные активы всего лишь повышают конкурентоспособность организации.

Макаров пристально рассматривает экономические показатели знаниевой
экономики, углубляясь в вопросы спроса и предложения на рынке знаний. Так,
автор отличает интересные экономические особенности знаниевых продуктов:
относительно спроса в докладе звучит утверждение о том, что сегодня рынок
знаний столкнулся с явлением, когда потребитель знаний их же и производит и
приводит в пример опыт General Motors и их научно-исследовательского центра, отмечая, что знания, как
фактор производства, способны значительно и резко увеличить доходы компании.

При этом В.Л. Макаров говорит, что важной функцией государства в
отношении формирования экономики знаний в России становится стимулирование
спроса на знания. Относительно вопроса измерения знаний Макаров говорит о том,
что знания могут быть измерены с одной стороны затратами на производство
знаний, включающими в себя расходы на исследования и разработки, высшее
образование и программное обеспечение, а с другой —  по рыночной стоимости знаний.

Как утверждает автор, экономику знаний можно охарактеризовать двумя
путями:

  1. Со
    стороны входа – на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на
    развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются ее
    новые знания.
  2. Со
    стороны выхода – оценивая выход по валовой добавленной стоимости отраслей,
    которые потребляют hi-tech, высокие технологии, оборонная
    промышленность, сфера высокотехнологичных услуг, также включаются такие сферы,
    как образование здравоохранение, культура и управление.

В качестве особенности рынка знаний Макаров обозначает, что рынок
знаний фактически – это триада рынков: рынка знаний, рынка услуг и рынка труда.
Эти рынки нельзя рассматривать изолированно, так как они находятся в тесном
взаимодействии.

Кроме того, академик выделил ряд особенностей знания, как объекта
экономической деятельности, существенно отличающих экономику знаний по
действующим закономерностям и механизмам:

  1. Дискретность
    знания, как продукта – ставит под сомнение возможность применения знания
    стандартных рыночных механизмов.
  2. Доступность
    знания всем без исключения возникает проблема защиты авторского права и
    формирования репутации.
  3. Знания –
    это информационный продукт. А информация не исчезает после того, как ее
    потребили. Это обостряет проблемы конкуренций на рынке знаний.

В России идеи Макарова относительно принципиального отличия экономики
знаний, от других типов экономики развил Г.Б. Клейнер. Он обратился к вопросу
микроэкономики знаний, отмечая, что знания сегодня становятся не только
ресурсом, но и определяющим фактором экономического роста. В числе
отличительных особенностей экономики знания Клейнер выделил несколько основных
моментов:

  1. Знания в
    экономике становятся полноценным товаром.
  2. В
    экономике знаний любой товар (не только когнитивный) несет в себе уникальные
    знания. В экономике знаний важно не просто создавать копию нового товара, важно
    использовать, для создания нового товара уникальные знания, которые он несет в
    себе.
  3. В экономике
    знаний знания – это один из основных факторов производства, кроме капитала,
    труда, и земли.

Клейнер отмечает, что экономикой знания можно называть такое состояние
экономики страны, при котором знания становятся полноценным товаром, любой
новый товар несет в себе уникальные знания, и знания становятся одним из
основных факторов производства [5].

Другим исследователем, работающим над темой экономики знания в России,
является В.П. Глухов. Он связывает экономику знаний, больше с наукой и
наукоемким производством. Предпосылкой Глухов указывает научно-техническую
революцию, и выделяет два этапа.

  1. 40-50-е
    годы, когда цель научной деятельности состояла в создании систем вооружения, и
    обеспечений военно-технического превосходства;
  2. 60-70-е
    годы, цели обеспечения стабильных темпов экономического роста, повышения
    глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей. В настоящее время, по
    мнению автора, научно-техническое развитие находиться на этапе, цель которого
    заключается в решении социально – экономических задач, которые требуют,
    смещения приоритетов, научно-технической политики, в сторону информационных
    услуг, медицины, и экологии.

Отмечается так же, что экономический рост сегодня, отождествляется
исключительно с научно-техническим прогрессом. Приводя в пример производство и
реализацию наукоемкой продукции в странах большой семерки, на долю которых
приходится 80-90% производства этой продукции, и весь ее экспорт [3].

При этом экономическое значение, интеллектуальной собственности, по
мнению Глухова, в том, что она дает возможность получения дополнительного
дохода, от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и
лицензий. Экономику знаний Глухов представляет, как систему методов создания,
условий, для функционирования и поддержки научно-исследовательской
деятельности, а объектом деятельности в экономике знаний, называет
фундаментальные и прикладные научные исследования. При этом автор указал ряд
утверждений, касающихся экономики знаний в современном мире.

1. Наукоемкая продукция, выступает ключевым фактором повышения
благосостояния общества. На пример на семь высокоразвитых государств
приходиться 80-90% наукоемкой продукции.

2. Важнейшая характеристика благополучия
страны подчеркивающая значимость интеллектуального уровня населения отражена в
индексе развития человека. Экономические процессы должны быть ориентированы на
увеличение этого показателя.

3. Вовлечение результатов, научно-технической
деятельности хозяйственный оборот – это главное направление подъема в экономике
РФ.

4. Требуют решения проблемы, связанной с
доведением результатов НИОКР до стадии коммерциализации, связанные с
ограничениями госбюджета, и необходимостью привлечения иных средств
финансирования.

5. Существует сложность оценки коммерчески ценных идей, оформленных патентами и свидетельствами, связанная с проблемой правильного выбора вида оцениваемой стоимости и выборе метода ее оценки, а также с трудностями сбора достоверной информации об аналогичных сделках и других факторов влияющих на оценку. Т.Е. Степанова, говорит о том, что знания, внедренные в процесс общественного производства помогают в выборе стратегии при достижении точки бифуркации системы. График бифуркаций и флуктуаций изображен на рисунке 2.

Данный график иллюстрирует
наличие различных траекторий движения в точках бифуркации (О, О1) и
различного рода флуктуации (кривые ОВ1, ОВ2). «…Это
свидетельствует о том, что в экономическом развитии любой страны всегда
достигается некое критическое состояние, выход из которого связан с изменением
основных параметров развития системы ‑ ее институциональной основы, механизма
государственного регулирования, деятельности рыночных субъектов и т.п. И
вариантов таких изменений может быть несколько…» говорит Степанова, определяя
знание, как главный ресурс в выборе оптимальной и эффективной стратегии
поведения страны или компании[15].

Экономику, основанную на знаниях Степанова, определяет, как экономику,
ставшую менее технократичной и более гуманизированной. На первый план в экономике
знания, по мнению автора, выходят задачи, связанные с решением проблем
социальных технологий и экологии.

Степанова видит ряд угроз в текущем сценарии развития экономики,
основанной на знаниях на мировом уровне. Во-первых, говорит автор, многие
страны, преступившие ступень развития общества и перешедшие к индустриальному
обществу, оказываются не готовы к смене указанных ориентиров. Во-вторых, на
сегодняшний день, в мировой экономике наблюдается усиление различий между
центрами и отстающими государствами, что формирует угрозу для
периферийных стран превратиться в своеобразные резервуары опасных для
цивилизации научных изысканий и полигонов для их апробаций.

Б.З. Мильнер в своей работе «Управление знаниями в современной
экономике», ссылаясь на работы Ф. Махлупа, отмечает, что в период с 1962 года,
когда термин был применен впервые и обозначал сектор экономики, ориентированный
на производство знаний, ситуация в этой области значительно изменилась.
Согласно мнению Мильнера, сегодня под экономикой знания следует понимать не
только коньюнктуру рынка знаний и информации и организацию предприятий,
производящих знания, но и тип экономики, где знания играют решающую роль, а
создание и использование знаний становится источником роста, определяющим
конкурентоспособность компании, регионов и стран [10].

В качестве определения понятия экономика знания Мильнер приводит
определение Всемирного банка – экономика знания – это экономика, которая
создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и
повышения конкурентоспособности.

Ссылаясь на работы К. Келли, Мильнер говорит о том, что новой
экономике присущи такие черты, как:

  • глобальный характер изменений;
  • оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями;
  • тесное взаимопереплетение и взаимодействие сегментов новой экономики.

При этом в числе главных отличительных черт экономики знания Мильнер
называет ускоренное развитие и использование нематериальных активов и
нематериальной среды хозяйственной деятельности.

Основу экономики знания, по его мнению, составляет производство,
распределение и использование знаний, а инфраструктуру —  сеть «Интернет».

В числе предпосылок к формированию новой экономики Мильнер называет:

  1. Превращение
    знания в главенствующий фактор производства
  2. Увеличение
    доли сферы услуг и рост уровня предложения знаниеёмких услуг для бизнеса
  3. Рост
    значения человеческого капитала и инвестиций в системе формирования
    профессиональных компетенций
  4. Развитие
    и масштабное использование новых информационных технологий
  5. Инновации,
    которые становятся основным источником экономического роста

С.В. Паникарова и М.В. Власов в своей работе «Управление знаниями и
интеллектуальным капиталом» дают следующее определние экономики знаний: это
такой тип экономики, говорят авторы, при котором знания играют решающую роль, а
их производство – это источник роста экономики.

Развитие экономики знания авторы связывают с переходом мира на новый
этап развития.

В числе причин возрастания роли знаний в экономике они называют:

  1. развитие
    науки и техники, появление наукоемких продуктов;
  2. информационный
    прогресс, повышение доступности информации;
  3. общее
    повышение уровня образования людей и их интеллектуального потенциала;
  4. истощение
    дешевых природных ресурсов;
  5. рост
    процесса глобализации.

Ссылаясь на работы Д. Белла [14] , Паникарова и Власов связывают
развитие экономики знаний, как принципиально нового типа экономики, со
становлением нового типа общества и процессом перехода общества о
индустриального этапа к постиндустриальному. По Белу следующим этапом, после
постиндустриализма станет информационное общество, а затем произойдет переход к
знаниям. Главное значение, как фактора производства, переходит от мускульной
силы к информации, основным действующим лицом на рынке становится профессионал.

Характерными чертами экономики постиндустриального общества авторы
называют:

  1. информация
    выступает в качестве основного производственного ресурса;
  2. последовательная
    обработка полезных ископаемых выступает главенствующим типом производственной
    деятельности
  3. характер
    базовых технологий переходит переходит в плоскость наукоемкого производства.

В.П. Максаковский [8] в своей работе «Экономика знаний» приводит
достаточно подробное описание понятия и структурных элементов экономики,
основанной на знаниях.

За основу Максаковский берет определение экспертов ООН и приводит
следующее утверждение: «Экономика знаний – это экономика, в которой знания
создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста
и международной конкурентоспособности страны».

Основной предпосылкой к формированию экономики знаний Максаковский
называет переход к информационному обществу. Кроме того, автор дает достаточно
подробную характеристику ключевых свойств экономики знания:

  1. Образование.
    Автор рассматривает образование, как систему передачи знаний, навыков и умений
    от человека к человеку. Роль образования Максаковский видит в том, что только
    хорошо образованное и обученное население способно разрабатывать и использовать
    новое.
  2. Высокий
    уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Роль
    НИОКР в том, что они служат едва ли не главным индикатором состояния науки, а
    также степени развития инновационной деятельности.
  3. Высокий
    уровень развития информационно-коммуникативных технологий – способов, методов,
    приемов использования средств вычислительной техники для хранения, обработки и
    передачи данных.

Роль ИКТ, согласно точке зрения Максаковского, в том, что ИКТ являются
важнейшим фактором глобализации экономики знаний, а быстрый темп развития ИКТ в
мире делает процесс глобализации ближайшей перспективой развития организации.

Важную роль в новой экономике играет человеческий фактор. Раскрытие и освоение творческого потенциала человека становится важной задачей менеджмента. Большое внимание этому аспекту развития экономики знания уделяет М.Ю. Павлов в своей работе «Формирование и использование творческого потенциала человека в экономике, основанной на знаниях», говорит о том, что в условиях становления постиндустриального общества компании должны учитывать влияние человеческого фактора на производственные процессы. Сегодня способность быстро реагировать на изменяющиеся условия среды и профессионализм сотрудников, являются определяющими условиями обеспечения конкурентоспособности предприятия [13].

Таким образом, резюмируя все рассмотренные выше взгляды на становление и развитие экономики знаний, можно сформулировать следующие обобщения, представленные в таблице 1.

Итак, в обобщение всего вышесказанного, можно сформулировать следующие
выводы:

  1. экономика
    знания – это экономика, в которой ключевыми факторами производства выступают
    человеческий потенциал и переработка информации. При этом от того, насколько
    эффективно осваиваются новые знания компаниями или государствами, зависит
    уровень конкурентоспособности их на рынке;
  2. инфраструктура
    экономики знания – образование, НИОКТ, ИКТ, доступность сети Интернет, уровень
    развития научных институтов;
  3. знания
    могут выступать ключевым ресурсом антикризисного управления, определяя
    выбранную компанией или государством стратегию;
  4. экономика
    знания переориентирует фокус внимания производства с материального и
    финансового сектора на вопросы освоения человеческого потенциала, решение
    социальных, экологических проблем, проблем науки и образования. Менеджмент в
    этих условиях становится более психологичным.

В заключении хотелось бы обратиться к точке зрения В.Л. Макарова. По
его мнению, на сегодняшний день экономика знаний в России, как область научных
исследований, находится в стадии формирования и накопления информации.
Приведенные выше концепции, разработанные российскими учеными, ставят перед
исследователями серьезные задачи и открывают большие перспективы. Общество
сегодня находится в таком состоянии, когда в одном временном промежутке в одном
пространстве находятся представители трех поколений, последнее из которых
формировалось под влиянием стихийно развивавшегося научно-технического
прогресса. Не принимать во внимание этот факт было бы легкомысленно и
недальновидно, так как представители нового поколения уже очень скоро станут
полноценными участниками экономических, научных, социальных, производственных и
других общественных процессов.

Подходы к решению поставленных задач, которые будут использовать
представители информационного поколения, будут принципиально отличаться от тех
подходов, которые когда-либо использовались в истории человечества, так как
взгляды и сознание людей сегодня формируется под влиянием ранее не
существовавших факторов, ключевым из которых является повсеместная и
моментальная доступность практически любой информации в мире.

Стремительный переход мировой экономики от индустриального к
постиндустриальному этапу развития сказался на многих аспектах
жизнедеятельности человека, в частности, на экономических отношениях. Многие
исследователи отмечают, что человечество сегодня вступает в эру знаний. Во
главу угла при определении уровня жизни общества становятся такие критерии, как
доступность информации, уровень образования, наличие доступа в сеть Интернет.
Наша жизнь в последние несколько десятилетий стала напрямую зависеть от нового,
прежде не существующего пространства – информационного, причем его роль в жизни
общества с каждым годом становится все более и более значительной.
Информационное пространство подняло темпы роста экономики, а также многие
бизнес-процессы, как, например, процессы продаж и обслуживания клиентов до
сверхскоростей. Как следствие, победа в конкурентной борьбе сегодня принадлежит
именно тем компаниям, которые способны за этими темпами успевать.

Таким образом, можно выделить ряд существенных проблем развития
компаний в условиях экономики, основанной на знаниях:

  1. своевременная
    модернизация производственных и бизнес – процессов с учетом постоянно
    изменяющихся условий информационного пространства.  Одним из способов решения этой проблемы может
    быть принятие концепции П.Друкера – развитие частного и корпоративного
    предпринимательства с целью увеличения темпов инновационного развития
    предприятий;
  2. возникает
    необходимость в постоянном обучении персонала. В индустриальном обществе
    персонал становится главным фактором обеспечения конкурентоспособности
    предприятия. Его навыки, компетенции и способность адаптироваться к постоянно изменяющимся
    условиям окружающей среды становятся ключевыми факторами, обеспечивающими
    конкурентоспособность компании;
  3. маркетинг
    и продажи. Деятельность маркетологов в том виде, в котором она была
    представлена раньше, взяли на себя CRM системы и другие электронные методы учета, значительно упростившие
    процессы проведения маркетинговых исследований. В условия развития
    информационного общества работа продавцов должна сводиться не к продаже товара
    и выполнению планов продаж, что характерно для индустриальной экономики и
    концепций производственного маркетинга, сегодня продавцы должны уметь объяснить
    клиенту ценность товара. Для этого необходимо обеспечить глубокое знание
    продавцами товара, производственного процесса, области применения товара,
    экономического состояния отрасли, если мы говорим о корпоративных продажах, а
    также психологии, ораторского искусства, и коммуникативных методик. Маркетинг
    становится задачей всего персонала фирм, что обусловлено увеличением
    конкуренции, однородностью товарного предложения вследствие глобализации и
    развитием электронных систем учета. Такое разнообразие областей знаний для
    персонала становится проблемой для традиционных организационных структур,
    включающих в себя должность бизнес-тренера, развивающего навыки для
    определенных бизнес-процессов или учебного центра. В условиях информационной
    экономики становится вопрос о развитии корпоративных институтов, призванных
    обеспечить развитие навыков и знаний об основных процессах компаний, ведущих
    научные разработки, принимающие на себя методическую и техническую работу по
    реализации процесса разработки и создания товара, обучению персонала,
    исследованию рынка и другим жизнеобеспечивающим сферам деятельности. Задача
    этих подразделений – накопление и практическое применение знаний и умений,
    относящихся к деятельности конкретных, отдельно взятых компаний. При
    обеспечении правильной работы корпоративных институтов наличие этих
    подразделений может стать ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности
    фирм;
  4. с увеличением
    доли НИОКР в производственных процессах и тенденцией к автоматизации
    бизнес-процессов встает вопрос о роли человека в экономической деятельности. Экономика,
    основанная на знаниях, переориентирует рынок труда, рождая тенденцию к спросу
    на высококвалифицированный труд и сокращая ручной и низкоквалифицированный труд
    за счет внедрения оборудования и развития IT технологий. Таким образом, существенной проблемой
    экономики знаний становится решение вопроса безработицы населения и кадрового
    обучения профессий, которые могут быть востребованы в условиях становления
    экономики знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Porat,
    Mark Uri. 1977. The Information Economy: Definition and Measurement. //
    Washington: Office of Telecommunications, U.S. Department of Commerce. с. 33-35
  2. Белл Д. – Грядущее постиндустриальное
    общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл – М.: Academia, 2004 – 944c., с. 30-45
  3. Глухов В.В. – Экономика знаний / В. В.
    Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с: ил. —
    (Серия «Учебное пособие»). с. 22-50
  4. Друкер П. – Эпоха разрыва: ориентиры для
    нашего меняющегося общества / П. Друкер – М.: Вильямс, 2000, 336с., с. 20-102
  5. Клейнер Г.Б. – Системная парадигма в
    экономических исследованиях: новый подход // Цивилизация знаний: российские
    реалии. Труды Восьмой научной конференции Москва, 20-21 апреля 2007 г. М.:
    РосНОУ, 2007
  6. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для
    России// Вестн. Рос. акад. наук. — 2003. — Т.73, N 5. — C.450-456; Наука и
    жизнь. — 2003. — N 5. — С.26-30.
  7. Максаковский,
    В.П. – ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ/ В.П. Максаковский – Смоленск: Универсум, 2012. – 104
    с., с.20-25
  8. Махлуп Ф. –
    Производство и распространение знаний в США [Текст] / Ф. Махлуп– М: Прогресс,
    1966. – 464с., с.30-150
  9. Мильнер Б.З. – Управление знаниями/ Б.З.
    Мильнер – М.: ИНФРА-М, 2003. — 178 с.
  10. Миронов
    В.В. – Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.:
    Норма, 2005. — 673 с., с. 15-43
  11. Павлов М.Ю. – Формирование и
    использование творческого потенциала человека в экономике, основанной на
    знаниях [Электронное издание] – М.: Экономический факультет МГУ им. Ломоносова,
    2016 г. – 176 с., с. 7-24
  12. Паникарова, С. В. – Управление знаниями
    и интеллектуальным капиталом : [учебное пособие] / С.В. Паникарова, М.В. Власов
    ; М-во образования и  науки рос.
    Федерации, урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2015. — 140
    с., с. 8-33
  13. Степанова Т.Е. – Экономика XXI века —
    экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – №
    5. – С. 18-22.