Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10437

ВОПРОСЫ ЛИДЕРСТВА В ПРОГРАММАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

QUESTIONS OF LEADERSHIP IN PROGRAMS OF INCREASING QUALIFICATIONS AND PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGEMENT WORKERS OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Смирнов Иван Андреевич, доцент  ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», кандидат филологических наук, Россия, г. Казань

Smirnov Ivan Andreevich, Associate Professor, State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan”, Candidate of Philological Sciences, Russia, Kazan

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы лидерства в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников образования Республики Татарстан. Проанализировано отражение вопросов лидерства в итоговых аттестационных работах слушателей курсов повышения квалификации, реализуемых Институтом развития образования Республики Татарстан. Рассмотрены разные виды итоговых аттестационных работ слушателей. Обозначена значимость темы лидерства в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Summary. The article discusses the issues of leadership in continuing education programs and professional retraining of leading educational workers of the Republic of Tatarstan. The reflection of leadership issues in the final certification work of students of continuing education courses implemented by the Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan is analyzed. Various types of final attestation work of students are considered. The significance of the topic of leadership in continuing education and retraining programs is indicated

Ключевые слова: лидерство, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников, итоговые аттестационные работы слушателей, проектные работы, эссе, креативное лидерство.

Keywords: leadership, continuing education and retraining programs for senior employees, final certification work of students, design work, essays, creative leadership.

Вопросы лидерства занимают значительное место в дополнительных профессиональных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования Республики Татарстан. Разнообразие реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в неравной степени отражают эти вопросы.

Цель исследования:

1.Провести анализ реализуемых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки  руководителей образовательных организаций (2015-2020 гг.) на предмет отражения и раскрытия в них вопросов лидерства.

2.Разработать общие методические рекомендации по модернизации имеющихся дополнительных профессиональных программ повышения квалификации  и профессиональной  переподготовки  руководителей образовательных организаций  с учетом современных требований и запросов слушателей курсов.

Авторский замысел и новизна заключаются в выявлении методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом рассмотрения вопросов лидерства руководителей образовательных организаций.

В Республике Татарстан за последние (2015-2020 гг.) годы  накоплен определенный опыт реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки  по вопросам лидерства .

В 2015-2016 годы ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» совместно с Центром  ДПО  Института стратегий развития образования РАО ( заведующий Центром-Логвинова И.М., канд.пед.наук, доцент)  реализовывал дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Развитие лидерского потенциала и управленческих компетенций руководителей образовательных организаций» (в объеме от 108 до 120 часов) [10,с.63-71] .В ходе реализации программы были использованы разные формы занятий: тренинги, деловые игры, лекции и др. Обучение прошли  372  руководителя  образовательных организаций Республики Татарстан.

Вопросы  лидерства в программах повышения квалификации  руководителей образовательных организаций  рассматриваются в тесной связи с тайм-менеджментом [3] ;[9], имиджем  руководителя [7,с. 154].К чтению лекций и проведению практических занятий ,тренингов  привлекаются известные ученые казанских вузов: Исмагилов Р.Х., доцент КНИТУ-КАИ, кандидат экономических наук; Голованова И.И., доцент КФУ, канд.пед.наук; Телегина Н.В., доцент КФУ, канд.пед.наук; а также  сотрудники отдела развития профессиональных и личностных компетенций ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан».

В 2019 году реализовывалась дополнительная профессиональная программа повышения квалификации заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе «Основные направления деятельности заместителя директора по УВР в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часов. В программу была включена тема «Управление и лидерство. Развитие лидерских качеств заместителя руководителя» (4 часа), что составляет 5 %от объема программы.

В дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Современный образовательный менеджмент» (320 часов) на изучение темы лидерства отводится примерно 7 % часов от объема реализуемой программы. Рассматривается следующий круг вопросов:

Тема 2.6. Психология управления. Коммуникативная компетентность руководителя (12 час., из них: лекции –  8 час., практические –  4 час.)

Проблема лидерства и руководства педагогическим коллективом

Психологическая характеристика явления лидерства. Лидерство и стиль руководства. Руководитель образовательной организации как лидер педагогического коллектива, организации педагогического процесса и инновационной деятельности.

Тема 2.9. Теория лидерства. Лидерская компетентность руководителя (12 час., из них: лекции –  8 час., практические –  4 час.)

  • Основные понятия лидерства 

Определение лидера. Виды лидеров: организатор, творец, борец, дипломат, утешитель.

Типы лидерства: бытовой, социальный, политический.

Лидерство как объект изучения с различных позиций. Формальное и неформальное лидерство. Гендер и лидерство. Отличия лидера от менеджера. Проблема лидерства и руководства.

  • Стиль руководства в контексте управления

Понятие стиля руководства. Типы отношений управления:

  • авторитарное управление;
  • демократическое управление;
  • эффективное лидерство;
  • неэффективное лидерство.

Классификация стилей руководства в контексте управления.

Типы поведения лидера в зависимости от применения мер вознаграждения и наказания.

Двумерная модель поведения руководителя. Поведение руководителя в конфликтных ситуациях .

Исследование эффективности стилей руководителя. Характеристики эффективного руководителя.

Адаптивное руководство.

Основные теории лидерства:

  • интерактивная;
  • ситуативная (теория жизненного цикла);
  • вероятностная Ф. Фидлера;
  • теория лидерских ролей;
  • теория черт лидера;
  • теория путей и целей Митчелла-Хауса;
  • нормативная модель В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго;
  • синтетические концепции.  
  • Развитие социальной активности обучающихся на основе реализации республиканской образовательной программы «Основы лидерства»

Цель и задачи программы «Основы лидерства». Сроки и этапы реализации Программы. Механизм реализации данной программы. Ожидаемые результаты при реализации программы «Основы лидерства» (Оценка эффективности реализации Программы).

Развитие социальной активности обучающихся через рассмотрение следующих вопросов (Основные разделы Программы):

  • внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование жизненной позиции. Устойчивость жизненной позиции;
  • понятие самооценки. Самодиагностика, выявление уровня самооценки;
  • факторы успешного саморазвития;
  • искусство эффективного общения. Социализация, социальная зрелость человека и общение;
  • управление эмоциональным состоянием. Виды поведения человека среди людей как следствие сформированности его коммуникативных качеств;
  • подготовка и проведение публичного выступления. Приёмы управления вниманием слушателей;
  • понятие имиджа. Внутренний и внешний имидж [7,с.154] ;
  • умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач [9];
  • лидер как носитель ценностей коллектива. Роль лидера в развитии коллектива (Этапы формирования команды и роль лидера). Личная ответственность за принимаемые решения;
  • настоящий лидер — командный игрок. Постановка целей и планирование работы команды;
  • контактное и конфликтное взаимодействие. Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях;
  • управленческая этика.

Лидерская компетентность руководителя:обеспечение кадровой политики образовательной организации (команда администрации и педагогического коллектива).

В дистанционном модуле «Совершенствование и развитие компетенций руководителя» ( 36 часов) для руководителей муниципальных органов управления образованием также представлена тема «Компетенция «Лидерство». Анализ отражения вопросов лидерства в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки представим в виде диаграммы.

Вопросы лидерства находят отражение в итоговых аттестационных работах слушателей курсов повышения квалификации.При выборе

тем итоговых аттестационных работ примерно 15% слушателей курсов выбирают темы, связанные с лидерством.

В проектной работе на тему: «Курс «Уроки лидерства» в Инженерном лицее КНИТУ-КАИ для одаренных детей как инструмент личностного развития обучающихся», выполненной Халиковым И.Р., заместителем директора по методической работе Инженерного лицея КНИТУ-КАИ для одаренных детей, представлен опыт работы лицея по формированию лидерских качеств обучающихся.

Курс «Уроки лидерства» рассчитан на два учебных года. Развитие soft skills будущих инженеров проходит в рамках вузовской подготовки. Данный проект помогает развивать софт навыки уже на уровне среднего и общего образования. В композицию проектной работы включено и описание 10 занятий из курса «Уроки лидерства» [1] .

В другой проектной работе на тему: «Профессионально-личностная модель руководителя школы», выполненной Гайнутдиновой М. Г., заместителем директора по учебной работе МБОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.С. Курасанова»  Черемшанского муниципального района Республики Татарстан, находят отражение отличительные лидерские качества  руководителя образовательной организации:

1.Харизма.

2.Творческое мышление.

3.Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.

4.Чувство юмора.

5.Справедливость.

6.Деловая интуиция.  Слушатель курсов подчеркивает: «Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. Для начала я хотела бы представить основную подборку качеств лидера.

Далее слушатель подчеркивает:

1.Лидер должен быть оптимистом.

2.Лидер должен любить людей.

3.Лидер должен быть смелым.

4.Лидер должен обладать широтой взглядов.

5.Лидер должен быть решительным.

Приведем пример другой аттестационной работы, выполненной в форме эссе.

Слушатель курсов повышения квалификации Маликова Р.Т., заместитель директора по УВР ГБОУ «Актанышская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»    в эссе на тему : «Моя работа…»   раскрывает тему лидерства с позиции заместителя руководителя школы.   Она сравнивает работу заместителя руководителя школы с работой дирижера. Слушатель отмечает:

«Поскольку дирижёр – всегда лидер. Без стержня внутри, без умения держать весь коллектив и вести его за собой, заражать энергией и настроением, нет хорошего специалиста. Мой профессиональный рост в качестве лидера стал активно проявляться в период продвижения от школьного до республиканского этапа конкурса «Учитель года-2014». Этот конкурс «закалил» меня, дал возможность проявить себя, вселил уверенность. Моё увлечение спортом также помогает мне воспитывать в себе сильного и целеустремлённого человека. Когда вкус победы ощутим, то у человека появляется азарт к разрешению более сложных задач».

Проектирование современного содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации должно, на наш взгляд, включать и рассмотрение вопросов креативного лидерства.

Как  отмечают исследователи: « Интерес к вопросам лидерства и креативности в целом может рассматриваться как индикатор
экономических и социальных изменений в обществе. Еще в 2015 г.
на Давосском форуме были представлены 10 основных навыков, которые будут востребованы в 2020 г. Креативность находится на 3-м
месте в этом списке» [8,с.127] .

Разработанный нами модуль «Креативное лидерство» (от 16 до 24 часов) может быть включен в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Таким образом, «концепция креативного лидерства как форма лидерства служения, призванного развивать возможности каждого человека с целью стимулирования его субъектности и творческой самореализации в условиях динамично меняющегося социума, может выступить основой для поиска путей модернизации образовательных технологий»[8,с.132] .

Итак, проведенный анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников Республики Татарстан показал, что вопросы лидерства являются актуальными для слушателей курсов-руководителей образовательных организаций. Это находит отражение и в итоговых аттестационных работах слушателей курсов. В то же время необходимо:

1.Переработать реализуемые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с большим процентным отражением в них вопросов лидерства.

2.Расширить в дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки круг вопросов, связанных с лидерством руководителей образовательных организаций: имидж руководителя образовательной организации; формирование управленческих команд; тайм-менеджмент; планирование карьеры руководителя; креативное лидерство.

3. При проектировании новых программ    курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки учитывать и дистанционный формат.

4.Провести сравнительный анализ раскрытия темы лидерства в программах повышения квалификации в регионах Российской Федерации и за рубежом.

5.Дифференцировать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом категорий руководителей образовательных организаций (начинающие, с опытом работы и т.п.)

Литература

1 Гильмутдинов А.Х., Гильмутдинова А.А. Уроки лидерства: курс личностного развития.  – Казань, КНИТУ-КАИ, 2016. -259с.

2 Стивен Р. Кови. Семь навыков высокоэффективных людей. – Москва, Альпина Паблишер, 2016.

3 Тайм-менеджмент. Под.ред. Г.А.Архангельского. – Московская финансово-промышленная академия, 2011.

4. Ноготков М.Ю. Институт лидерства в России еще в процессе становления / Управление персоналом. — 2010. — №6. — С. 6 — 9.

5. Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э., Глотова А., Жигилий О. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. /5-е изд. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 279 c.

6. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. / 7-е изд. – М.:Альпина Пабл., 2016– 302 c.

7. Смирнов И.А. Формирование имиджа образовательной организации как фактор реализации инновационных процессов в  образовании//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА: Материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Томск, 25 января 2019 г.). С.154-159.

8.Санникова А.И., Пестова Е. Г. «Креативное лидерство» как целевой ориентир образования в условиях постиндустриального общества. —  Пермь .Изд.: ПГГПУ серия № 3, Гуманитарные и общественные науки, вып. 1/ 2018. С. 126-132.

9.Исмагилов Р.Х. Как превратить 24 часа в 48.-Изд.дом Питер,2016–160 c.

10.Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации  по реализации ФГОС общего образования ( на примере программы повышения квалификации «Развитие лидерского потенциала и управленческих компетенций  руководителей образовательных организаций Республики Татарстан») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 63-71.