Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.01

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10398

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

DEVELOPMENT OF A HEAT SUPPLY SYSTEM AS AN INDICATOR OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL INFRASTRUCTURE

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта «Исследование системы показателей уровня и качества жизни сельского населения, позволяющей оценивать результаты социального развития сельских территорий Омской области» № 18-410-550024 р_а.

Ремизова Анна Александровна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет» (Омский ГАУ)

Remizova A., аа.remizova@omgau.org

Аннотация. Оценка эффективности развития социальной инфраструктуры, как элемента реализации социальной политики, предполагает оценку наличия и развития протяженности центрального отопления и горячего водоснабжения в муниципальных образованиях Омской области. В статье приведен анализ динамики протяженности тепловых сетей, а также наличие (отсутствие) всех водяных тепловых сетей (с учетом сетей горячего водоснабжения)в сельских поселениях региона. По итогам проведенного анализа в соответствии с разработанной методикой сформирован рейтинг муниципальных районов Омской области по наличию центрального теплоснабжения в сельских поселениях и обоснован вывод о необходимости проведения исследований с целью реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных районов Омской области.

Summery. Assessing the effectiveness of the development of social infrastructure, as an element of the implementation of social policy, involves assessing the availability and development of the length of central heating and hot water supply in municipalities of the Omsk region. The article provides an analysis of the dynamics of the length of heating networks, as well as the presence (absence) of all water heating networks (taking into account hot water networks) in rural settlements of the region. Based on the results of the analysis, in accordance with the developed methodology, a rating of the municipal districts of the Omsk region based on the availability of central heat supply in rural settlements is formed and the conclusion is substantiated on the need for research to implement plans and programs for the socio-economic development of the municipal districts of the Omsk region.

Ключевые слова: центральное теплоснабжние, сельские поселения, качество жизни, протяженность тепловой и паровой сети, сельское население, социальная инфраструктура.

Key words: central heat supply, rural settlements, quality of life, length of heat and steam network, rural population, social infrastructure.

Одним из показателей устойчивого развития сельских территорий является состояние их социальной инфраструктуры. Соответственно целью государственного регулирования является обеспечение оптимальном состоянии и доступность необходимых элементов социального обеспечения сельских жителей [1].

Одной из задач, указанной в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области», является повышение качества жизни сельского населения Омской области, развитие социальной и инженерной инфраструктуры села. Поэтому к одной из наиболее значимых проблем развития сельских территорий, требующим решения в ближайшие годы, является недостаточный уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий [2].

Одним из направлений, указанных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года является рост качества жизни сельского населения. В документе отмечается, что благоустроенность сельского жилого фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. Соответственно одной из целей государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий является создание благоприятных социально-экономических условий. В рамках данной цели проводятся мероприятия, направленные на совершенствование социальной инфраструктуры, повышение доступности социальных услуг, совершенствование жилищной и инженерно-коммунальной инфраструктуры[3].

Инженерная инфраструктура сельских территорий включает в себя различные объекты, обеспечивающие предприятия агропромышленного комплекса и сельских жителей транспортной инфраструктурой, системами электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения и т.д. [4]. Также важную роль в непроизводственной социальной инфраструктуре играет состояние жилищно-коммунального комплекса [5]. Необходимо учитывать, что на развитие социальной инфраструктуры оказывают влияние сложившийся уклад жизни местного населения, традиции, обычаи, бытовые навыки [6]. В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года для реализации утвержденных задам разработаны мероприятия развития инженерной инфраструктуры и определены индикаторы их достижения (рис. 1).

Развитие социальной инфраструктуры в сельских территориях позволяет сформировать условия, необходимые для эффективного сельскохозяйственного производства, что в свою очередь позволит обеспечить доступность для жителей сельских территорий бытовых услуг, а также рост качества получаемых услуг[7].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года  в регионе длительное время сохраняется низкий уровень обеспеченности жилищного фонда коммунальной инфраструктурой. Обеспеченность отоплением ниже среднероссийского уровня и среднего уровня по Сибирскому федеральному округу. При пониженной обеспеченности коммунальной инфраструктурой тарифы на предоставляемые услуги превышают средний уровень по России. Правительство региона отмечает, что возможности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, связаны с модернизацией существующих мощностей и вводом новых объектов [8].

По данным губернатора региона основными проблемами, требующими решения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются обеспечение населения области качественной питьевой водой, стабильным теплоснабжением, снижение тарифов на предоставляемые коммунальные услуги. Поэтому одним из направлений работы остаются закрытие неэффективных котельных, в том числе с переводом населения на альтернативное индивидуальное теплоснабжение и сокращением тепловых сетей, реконструкция котельных с приведением мощности в соответствие подключенной нагрузкой и применением современного энергоэффективного оборудования [9].

В соответствии с показателями Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года одним из показателей развития жилищно-коммунального хозяйства является увеличение доли площади жилищного фонда Омской области, оборудованной одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или электроплитами в 2025 году – до 55,1%.

При разработке сотрудниками Омского ГАУ системы показателей уровня и качества жизни сельского населения, позволяющей оценивать результаты социального развития сельских территорий Омской области, наличие и протяженность сетей центрального отопления и горячего водоснабжения учитывается при формировании рейтинга сельских поселений в рамках социальной обеспеченности. При ранжировании сельских поселений учитывается не только динамика протяженности тепловых сетей, но и количество населенных пунктов, в которых отсутствует центральное теплоснабжение [10].

При формировании рейтинга сельских поселений Омской областипроведен анализ динамики протяженности тепловых и паровых сетей. В том случае, если в поселении / районе отсутствует центральное теплоснабжение, то ему присваивается минус один балл, если протяженность тепловых сетей не меняется, то один балл, при положительной динамике два балла. В том случае, если отмечается снижение протяженности сети, поселению присваивается ноль баллов. В ходе исследования был сформирован рейтинг сельских поселений по показателю «Наличие центрального теплоснабжения», который представлен в табл 1.

При формировании рейтинга районов, установлено, что в первую группу вошли только Исилькульский и Калачинский муниципальные районы Омской области. В четырнадцати районах региона отмечена положительная динамика протяженности тепловых / паровых сетей, поэтому им присвоен один балл и они вошли во вторую группу, в шестнадцати районах отмечается снижение протяженности тепловых сетей, соответственно они вошли в третью группу.

Таким образом можно сделать вывод, что мероприятия в данной сфере проводятся в Исилькульском (Баррикадское, Новорождественское, Первотаровское казачье поселения) и Калачинском районах (Глуховское, Ивановское, Куликовское, Сорочинское поселения). По данным правительства Омской области в 2018 г. в области приобретено теплотехническое оборудование для 58 котельных, оборудование водохозяйственного назначения для 14 насосных станций и скважин.

Также из таблицы видно, что ни одному муниципальному району Омской областине присвоен отрицательный балл, однако, в муниципальных образованиях есть населенные пункты без центрального теплоснабжения (табл. 2).

Также было установлено, что за анализируемый период протяженность сетей центрального отопления уменьшилась на 46601 метр, что отрицательно влияет на уровень жизни сельского населения (табл. 3).

Как видно из вышеприведенной таблицы, наибольшее снижение отмечено в Таврическом и Черлакском муниципальных районах. За анализируемый период протяженность тепловых и паровых сетей в Таврическом районе уменьшилось на 15456 метров, в Черлакском – на 10818 метра. Данная динамика в разрезе сельских поселений представлена на рис. 2 и 3.

При анализе динамики протяженности тепловых и паровых сетей установлено, чтоЛюбинский, Омский, Тевризский, Знаменский и Большеуковский  районы вошли во вторую группу, так как у каждого района в одном поселении отмечена отрицательная динамика данного показателя. В Большеуковском районе снижение протяженности произошло в Большеуковском поселении на 40 метров, в Знаменском поселении на 88 метра, в Центрально-Любинском на 719 метров, Ачаирском поселении Омского района на 368 метров в  Ермиловском поселении Тевризского района – на 6 метров.

Также сформирован рейтинг сельских поселений Омской области по данному показателю, который представлен на рис. 4.

В соответствии с полученными данными, в группу лидеров по эффективности реализации мероприятий, направленных на улучшение теплоснабжения, вошли три сельских поселения Исилькульского района, четыре поселения Калачинского района, два поселения Черлакского района, а также Любомировское сельское поселение Таврического муниципального района. В данных сельских поселениях присутствует центральное теплоснабжение, а также отмечается положительная динамика протяженности тепловых и паровых сетей. В 266 сельских поселениях Омской области протяженность тепловых и паровых сетей по сравнению с 2017 г. Осталась на прежнем уровне, в 44 поселениях отмечается снижение данного показателя. В 19 сельских поселениях отсутствуют центральное отопление, поэтому данным поселениям присвоен минус один балл.

Предложенная методика позволяет выявлять происходящие изменения в развитии социальной инфраструктуры сельской территории, что способствует принятию оперативных и своевременных управленческих решений для достижения установленных  индикаторов развития социальной инфраструктуры. Полученные результаты можно применять при разработке мероприятий, направленных на нивелирование негативных процессов в социальной сфере, что будет способствовать росту качества жизни сельского населения.

Литература

1. Большакова Ю.А. Факторы и показатели устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник НГИЭИ. 2015. — № 11(54). -С. 15-21

2. «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области»  [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 252-п(с изменениями на 29 апреля 2020 года) — Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс

3. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февр. 2015 г. № 151-р (в ред. от 13 янв. 2017 г.). — Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс

4. Иванов В.А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. — № 4 (102). — С. 55-71

5. Коваленко Е.Г Проблемы развития социальной инфраструктуры сельских территорий республики Мордовия / Е.Г Коваленко, Ю.Г. Королева // Фундаментальные исследования. 2018. – № 10 – С. 79-84

6. Захарова Т.И. Устойчивое развитие социальной инфраструктуры сельских территорий / Т.И. Захарова, Ю.Н. Иванова, Е.В. Юдина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015.№ 22. С. 190-196

7. Юнусова П.С. Развитие социальной инфраструктуры как неотъемлемое условие мотивации работников села // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2016. — №1. — С. 32-37

8. О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года  [Электронный ресурс]: Указ губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93(с изменениями на: 07.05.2018). — Режим доступа: ЭПС КонсультантПлюс

9. Сводный доклад Омской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области по итогам 2018 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа : URL: http://gugo.omskportal.ru/ru/government/branches/Economy/SvodDoklad.html.

10. Dmitrenko E., Remizova A., Blinov O. Indicators of Social Security in Assessing the Effectiveness of the Implementation of Social Policy in the Omsk Region// Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 393. DOI: 10.2991/assehr.k.200113.162. P. 171-177.

11. Баетова Д.Р. Теоретические положения и правовой аспект социального развития сельских территорий / Д.Р. Баетова, М.А. Рабканова //  Фундаментальные исследования. – 2018. – № 12 (часть 1) – С. 53-57 12. Голова Е.Е., Гончаренко Л.Н., Блинов О.А. Методические подходы к формированию критериев оценки уровня и качества жизни сельского населения // Фундаментальные исследования. — 2018. — № 12-1. — С. 78-82.