Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.45

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10392

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION IN DOMESTIC ENGINEERING

Тихонов Алексей Иванович, заведующий кафедрой «Управление персоналом»,  к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), e-mail: mai512hr@mail.ru

Tikhonov Aleksey I., head of the Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация. Современные условия развития машиностроения России требуют поиска новых  актуальных решений проблем, которые возникают по причине слаборазвитого технологического комплекса производственных мощностей, недостаточной государственной поддержки и барьеров, возникающих в процессе реализации различных промышленных проектов. В статье проанализированы текущие показатели машиностроительных отраслей России. Установлено, что отечественный машиностроительный комплекс имеет необходимую материально-техническую базу для технологического развития производства, повышения конкурентоспособности на мировом рынке и наращивания темпов отечественного производства для уменьшения доли импорта в машиностроении. Для дальнейшего совершенствования показателей производства необходима оптимизация существующих государственных программ импортозамещения в таких отраслях машиностроения, как: авиастроение, ракетно-космическая промышленность, тяжелое машиностроение, программное обеспечение, судостроение, энергомашиностроение. Одной из таких программ является «Программа импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий», сроки реализации программы рассчитаны на 2014-2030 годы. Оптимизация данной программы повысит степень инновационной оснащенности промышленных производств и обеспечит лидирующую позицию для Российской Федерации на мировом рынке машиностроения. Автором рассмотрены цели и механизмы реализации программы импортозамещения в машиностроении, разработаны новые условия для оптимизации, а также проанализированы различные преграды на пути их внедрения. Определено целевое видение для дальнейшей успешной реализации программы ипортозамещения и положительного результата от её внедрения для всего машиностроительного комплекса России.

Summary. Modern conditions for the development of Russian mechanical engineering require the search for new topical solutions to problems that arise due to the underdeveloped technological complex of production capacities, insufficient state support and barriers that arise in the process of implementing various industrial projects. The article analyzes the current performance of Russian engineering industries. It was established that the domestic engineering complex has the necessary material and technical base for the technological development of production, increasing competitiveness in the world market and increasing the pace of domestic production to reduce the share of imports in mechanical engineering. To further improve production indicators, it is necessary to optimize existing state import substitution programs in engineering industries such as: aircraft manufacturing, rocket and space industry, heavy engineering, software, shipbuilding, and power engineering. One of these programs is the “Import Substitution Program for Power Engineering Equipment in the Field of Gas Turbine Technologies”, the program is scheduled for 2014–2030. Optimization of this program will increase the degree of innovative equipment of industrial production and will provide a leading position for the Russian Federation in the global engineering market. The author considers the goals and mechanisms for implementing the import substitution program in mechanical engineering, develops new conditions for optimization, and also analyzes various barriers to their implementation. The target vision for the further successful implementation of the program of import substitution and the positive result from its implementation for the entire engineering complex of Russia is determined.

Ключевые слова: машиностроение, развитие, импортозамещение, государственная программа, машиностроительный комплекс, доля импорта, конкурентоспособность.

Keywords: mechanical engineering, development, import substitution, state program, engineering complex, import share, competitiveness.

В современных условиях нарастающего экономического кризиса, финансовой неустойчивости и отставания показателей высокотехнологического развития отечественных предприятий от иностранных, выросла зависимость российской экономики от зарубежных технологий, что стало предпосылкой к увеличению доли импорта в машиностроении. По оценке Президента Вольного экономического общества России, Президента Международного Союза экономистов С.Д. Бодрунова, доля импорта в станкостроении и легкой промышленности составляет более 90%, а в тяжелом машиностроении − 80% [3]. Эти показатели создают серьезную угрозу для национальной безопасности и огромные преграды для развития экономики Российской Федерации. Для решения многих  проблем, связанных с внедрением политики импортозамещения, и её качественного развития в машиностроении, необходимо создать благоприятную среду для устойчивого функционирования отечественных машиностроительных предприятий с помощью реализации эффективных стратегических механизмов, которые посредством современных инновационных технологий помогут повысить производительность оборудования и создать эффективный комплекс устойчивого развития. Это должно помочь избежать масштабного кризиса на производстве в силу неустойчивой мировой экономики и введенных зарубежных санкций.

Как отмечает Ю.В. Вертакова, можно предполагать, что российская экономика обладает необходимыми ресурсами и возможностями для обеспечения современных условий совершенствования и ежегодного прироста объема производства российского машиностроительного комплекса [4]. Успешная реализация программы имортозамещения в машиностроении поможет достичь высоких результатов в машиностроительных отраслях, а также обеспечит новые формы поддержки для малого и среднего бизнеса, которые являются основным источником дохода для государства. Это обосновывает актуальность реализации программы импортозамещения в машиностроительном комплексе, что позволит повысить национальную и экономическую безопасность Российской Федерации.

С точки зрения С.Д. Бодрунова, политика импортозамещения направлена на защиту отечественного производителя с целью уменьшения доли импорта в различных отраслях экономической деятельности и способствует весомому стимулированию наращивания темпов производства национального производителя. Для успешной реализации политики импортозамещения необходима основательная модернизация условий производства, которая повысит эффективность и конкурентосособность предприятий [3].

Машиностроительный комплекс является одной из наиболее перспективных отраслей развития, требующий дополнительных мер государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях, с точки зрения экономического и социального вклада в бюджет и экономику Российской Федерации. Учитывая эти факторы, относительно недавно промышленная политика государства России выбрала новые направления для поведения текущей и долгосрочной модернизации машиностроительных отраслей, для привлечения большего объема инвестиций в эту высокотехнологичную сферу промышленности. По мнению И.В. Ершовой, именно машиностроительные отрасли должны привлекать особое внимание государства как наиболее выгодный объект дополнительного финансирования. Однако по причине ограниченного размера средств государственной поддержки необходимо выделить наиболее перспективные отрасли для инвестирования, учитывая роль и значение промышленного сектора в условиях инновационного развития экономики страны [5]. На данном этапе развития удельный вес машиностроения в структуре промышленного производства России составляет 20%. В развитых странах доля машиностроения составляет гораздо большую долю: от 30 до 50% от общего объема производства [12]. Для оценки текущего состояния отрасли машиностроения проанализируем данные Росстата 2019 года, представленные в Таблице 1.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс демонстрирует явную тенденцию спада. Темп роста в 2018 году снизился в два раза по сравнению с 2017 годом. Высокие показатели демонстрирует лишь производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, однако в 2018 году показатели и этих производств начали снижаться, что привело  к сокращению объема производства в этой отрасли на 1,2%. С точки зрения А.С. Азаровой, причиной столь резкого снижения показателей стало сокращение финансирования льготного кредитования и льготного лизинга автомобильной техники. Также можно отметить снижение объема потребительского автокредитования и спроса на грузовые автомобили. Это является следствием завершения реализации множества крупных инфраструктурных проектов [1].

В производстве машин и оборудования для
сельского и лесного хозяйства по итогам 2018 года наблюдается значительное ухудшение динамики. По сравнению с 2017 годом показатель сократился на 26,2%. Причиной этого стало сокращение государственного финансирования (субсидирования компаний в размере 25% от стоимости произведенной техники). Наиболее отрицательные показатели среди отраслей машиностроения по результатам 2018 года зафиксированы в производстве прочих транспортных средств и оборудования, демонстрируя в течение 2014-2018 явную динамику спада. В 2018 году по сравнению с предыдущим периодом производство в этой отрасли сократилось на 8,5 %. Отрицательная динамика производства свидетельствует о недостаточно эффективных способах реализации программ по импортозамещению в разных отраслях машиностроения и требует поиска новых способов её оптимизации.

С 2014 года наблюдалось снижение доли импорта, ознаменованное началом  внедрения политики импортозамещения и разработки программ, связанных с ней (Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28.10.2014 № Пр-2537) [11]. Объем импорта машиностроительных отраслей в стоимостном и физическом измерении по сравнению с январем–июнем 2013 года сократился на 3,0 и 9,5% соответственно. Физический объем ввоза легковых автомобилей снизился на 16,0%, грузовых – на 11,8%. По мнению С.Д. Бодрунова, снижение показателей объемов импорта машин также стало следствием роста локального производства, которое постепенно вытесняет импорт. Таким образом, сокращение объемов импорта в первой половине 2014 года, обусловлено введением иностранных санкций, падением мировых цен на энергоносители и началом развития политики импортозамещения [3].

Правительство Российской Федерации в январе 2015 году разработало антикризисный план (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) для поддержания государством развития политики импортозамещения. Уже в апреле 2015 года четыре Министерства: Минпромторг, Минкомсвязь, Минтрансом и Минэнерго России совместно разработали следующие отраслевые программы импортозамещения на ближайшие годы. В рамках подготовленных программ были запланированы следующие мероприятия в таких отраслях машиностроения как:

  •  авиастроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 663);
  • тяжелое машиностроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 654);
  • программное обеспечение (приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2015г. № 96);
  • судостроение (приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. №661);
  • энергетическое машиностроение (приказ Минпромторга России и 3 России от 31 января 2015 г. №144/33) [11].

С 4 августа 2015 года начали свою работу Правительственные комиссии по вопросам импортозамещения в России. Велась активная  работа над разработкой целого пакета нормативных актов, направленных на оказание государственных мер поддержки российскому производителю [6]. Первые положительные результаты от реализации программ по импортозамещению в машиностроении  были продемонстрированы в первом квартале 2015 года (представлены на Рис.1.)

В первом квартале 2015 года произошло существенное сокращение доли импортной машиностроительной продукции в общем объеме товарооборота. Со второго квартала 2015 года было зафиксировано резкое увеличение доли импорта, что обосновывает необходимость оптимизации существующей программы импортозамещения в машиностроении, пересмотр её целей и задач для будущего развития. С 2018 года отмечается наибольшая положительная динамика в производстве автотранспортных средств, анализ которых представлен на Рис.2 в процентном соотношении 2018 года к предыдущему периоду.

Диаграмма показывает, что самые высокие результаты в 2018 году были достигнуты в производстве кузовов для автотранспортных средств:  прирост составил 28% по сравнению с предыдущим периодом. Стремительное наращивания темпов производства продемонстрировали машиностроительные предприятия по производству автобусов и легковых автомобилей, их прирост составил 17,5% и 15% соответственно. Небольшую положительную динамику показало производство автокранов, прирост показателей которого составил 7,5% по сравнению с 2017 годом. Небольшой рост производства в машиностроительном комплексе РФ можно отметить в завершении первого квартала 2020 года. В феврале суммарное производство в пяти машиностроительных отраслях выросло на 3,2% по отношению к февралю 2019 года. В марте рост производства замедлился — индекс обрабатывающих отраслей промышленности вырос всего лишь на 0,003% в годовом сравнении. Три из пяти отраслей машиностроения продемонстрировали тенденцию спада в течение года, а рост в двух остальных был несущественный. Наилучший результат среди машиностроительных отраслей в первом квартале 2020 года был достигнут в производстве компьютеров, электроники и оптических изделий, а также машин и оборудования. Слаборазвитыми оказались такие показатели, как автомобилестроение (-11,6%), и производство транспортных средств (-12,7%) [2].

На Рис.3 представлен индекс производства в машиностроительном комплексе в период 2010-2019 года, согласно исследованиям Росстата.

Проанализировав динамику производства в машиностроительном комплексе, можно сделать вывод, что в период с 2010 по 2015 наблюдается постепенный спад объемов производства, с небольшим приростом индекса производства в 2014 году (+5,6%). С 2016 по 2019 год данная отрасль промышленности находится на одном уровне по темпу производства. В 2019 году отмечается небольшой спад производства в машиностроении, индекс которого на 1 % меньше предыдущего анализируемого года.

Список литературы

  1. Азарова А.С. Тенденции развития предприятий машиностроения в РФ 2016-2018 гг. // Вектор экономики. 2019. № 9 (39). [Электронный ресурс]. URL:http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/9/economicsmanagement/Azarova.pdf
  2.  Анализ отраслей: Машиностроение. Отраслевые тенденции [Электронный ресурс]. URL: http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm
  3. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы: монография. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. 171 с.
  4. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно-ориентированную модель развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 84-92.
  5. Ершова И.В., Копытов И.В. Государственное регулирование и организационные формы инновационного развития промышленных предприятий // Вопросы управления. 2010. № 11. С. 48-53.
  6. Импортозамещение в России, как метод стабилизации экономики [Электронный ресурс]. URL: https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznaya-informatsiya/importozameshchenie-v-rossii/
  7. Каган А. Промышленность России по отраслям. Таблицы, графики. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://kubdeneg.ru/promyshlennost-rossii-po-otraslyam/
  8. Машиностроение: Тенденции и прогнозы. 2020. № 37. [Электронный ресурс]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/mechanical_engineering_demo.pdf (дата обращения: 22.05.2020).
  9. Машиностроительный комплекс России [Электронный ресурс].  URL: https://torgprominfo.com/manufacturing/mashinostroitelnyj-kompleks-rossii/
  10.  Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 28 сентября 2018 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902130343
  11.  Программа импортозамещения оборудования энергетического машиностроения в области газотурбинных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://www.eriras.ru/files/programma_po_gtu_inei_ran1.pdf
  12. Тихонов А.И. Модель комплексной реализации концепции импортозамещения в инновационной среде (на примере авиационного двигателестроения) // Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 146-153.
  13. Тихонов А.И., Сазонов А.А., Новиков С.В. Импортозамещение в России, как системообразующий фактор развития авиационной промышленности // Двигатель. 2018. № 3 (117). С. 6-8.
  14.  Устойчивое развитие машиностроительного комплекса в конкурентной среде [Электронный ресурс]. URL: http://edrj.ru/article/05-02-2018
  15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].  URL: http://www.gks.ru
  16. Артющик В.Д., Тихонов А.И. Применение методов прогнозирования спроса на авиационные двигатели в условиях импортозамещения на примере АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 58.