Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10388

ИНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

INSTITUTIONAL BASIS OF THE MODERN FINANCIAL SYSTEM

Уткина О., БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», старший преподаватель кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит»

Utkina O.

Аннотация. В статье рассматривается институциональная основа современной финансовой системы. Раскрывается теория институционализма, понятие институтов. Представлена структура современной финансовой системы, ее основные элементы. Дана характеристика ключевых участников финансовых рынков и новых институтов развития, призванных реализовывать проекты по модернизации экономической и социальной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. В завершении статьи сделан вывод о том, что институциональная основа вносит определенность в экономические отношения.

Summary. The article considers the institutional basis of the modern financial system. The theory of institutionalism, the concept of institutions is revealed. The structure of the modern financial system and its main elements are presented. The characteristic of the key participants of the financial markets and new development institutions designed to implement projects on modernization of economic and social infrastructure on the principles of public-private partnership is given. At the end of the article it is concluded that the institutional framework brings certainty to economic relations.

Ключевые слова: институт, институционализм, финансы, финансовая система, государственно-частное партнерство, институт развития.

Keywords: Institute, institutionalism, Finance, financial system, public-private partnership, development Institute.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование финансовой системы в России как сектора, свойственного именно рыночной экономики, берет свое начало в переходный период в процессе преобразования системы плановой экономики в рыночную, сопровождая процессы демонтажа отношений народной собственности. Вновь созданные преобразованные институты на уровне государства способствовали обеспечению проведение финансовой политики, которая в свою очередь повлекла за собой формирование новой системы взаимоотношений макро-и микроэкономических субъектов, образуя тем самым качественно новый механизм хозяйствования. В это же время проходит интенсивный процесс образования институтов рыночной инфраструктуры, включая финансовые структуры, коммерческие банки, биржи и т.д. Деятельность таких организаций имела цель накопления денежного капитала для проведения денежного этапа приватизации и последующего передела объектов собственности.

Именно в процессе перехода собственности от государства в частные руки постепенно корректировались итоги модели акционирования, представленного способом ваучерной приватизации крупнейших объектов. Тем самым институты финансовой системы стали заполнять вакуум, образовавшийся впоследствии закрытия государственных институтов управления.

При этом учитывая неразвитость институтов финансовой системы в период их становления, а также их ориентацию на накопление денежного капитала, функции рыночного механизма ведения хозяйственной деятельности выполнялись достаточно слабо [1, с. 107-110].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Институциональный подход предполагает рассмотрение финансовой системы как «системы государственных и негосударственных финансовых институтов» или «системы финансовых рынков, финансовых посредников, организаций и финансовых инструментов», способствующих обеспечению «перераспределения ограниченных финансовых ресурсов от субъектов, имеющих избыток указанных ресурсов в конкретный период времени, к экономическим субъектам, имеющим недостаток в них».

Институционализм как научное направление и научная школа, представляет собой совокупность научных доктрин [2, с. 29-34]. Вместе с тем, одной признанной всеми учеными институциональной экономической теории в настоящее время до сих пор нет, а разработанные учеными классификации по прежнему являются дискуссионными. Однако деление на «старый» институционализм (первая волна: Т. Веблен, Дж. Коммонс; вторая волна: К. Эйрес, Я. Корнаи; третья волна: Дж. Ходжсона («кембриджская школа»), Дж. Робинсон, М. Ратфорд.) и неоинституционализм (Р. Коуз, О. Уильямсон, Г. Саймон) выступает общепринятым всеми институционалистами. Формирование данной теории основывалось на неоклассической теории.

Не смотря на кажущуюся признанность этой концепции, ее основатели и последователи не сошлись во мнении относительно определения основополагающей категории «институт». На сегодняшний день есть большое количество определений данного понятия, каждое из которых предполагает субъективную оценку его автором.

На наш взгляд, институт представлен основным образующим элементом институциональной системы, организующим непрерывные связи между субъектами в ходе процесса воспроизводства отношений, а также служит нормированию поведения данных субъектов и формирует структуру взаимодействия между элементами. Вместе с тем, институту свойственны свои ограничители в виде формальных (правовых) и неформальных норм и правил, которые регламентированы в обществе, а также свойственный данному обществу механизм инфорсмента [3, с. 118-123].

Указанные подходы с выделением конкретных элементов финансовой системы, реально работающих в стране, в большей мере выступают отражением процессов динамичного развития финансовой системы. Однако им свойственен некоторый эклектизм. К примеру, в концепции финансовой системы М.В. Романовского институциональный механизм финансовой системы исключает финансовые рынки, а вместе с тем они выступают важнейшим институтом финансовой системы. Концептуальные положения В.В. Ковалева в качестве приоритета структуры выделяют субъектов рынка, однако на практике структура финансовой системы призвана как раз обслуживать субъекты рынка, а это значит, что они по определению не могут быть приоритетными. Также эклектичными можно назвать подструктуры или звенья финансовой системы. К примеру, в концепции В.В. Ковалева государственные финансы не предполагают наличие финансов субъектов федерации и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящее время институты финансовой системы с точки зрения выполняемых ими функций достаточно многообразны. Однако важно отметить, что финансовая система в рамках капиталистической экономики рыночного типа получает широкое развитие, хотя появление первых простейших институтов относится еще к временам натурального хозяйства и связывают его с зарождением товарного производства и товарного обращения, а также созданием купеческого и ростовщического капитала, выступающих историческими предшественниками промышленного капитала.

В тех странах, где рыночные механизмы достаточно развиты, большинство финансовых отношений осуществляется без участия государства, поскольку процессы формирования и использования осуществляются на усмотрение собственников. При наличии развитых товарно-денежных отношений движение капитала осуществляется посредством различных денежных фондов. Задача государства в такой системе состоит в оказании воздействия на сферу финансовых отношений исключительно посредством налоговой политики, а также регламентации кредитных отношений, создании системы регуляторных правил для финансового рынка и разработки мер государственной поддержки для экономических субъектов. В зависимости от конкретной задачи государство может усиливать или уменьшать свое вмешательство в деятельность рыночных субъектов. По факту происходит процесс воздействия государства на хозяйственную деятельность посредством реализации экономической политики.

На рисунке 1 представлена общая структура финансовой системы.

Сущность государственного регулирования зависит от развитости ответственности экономических субъектов и эффективности пользования финансовыми ресурсами. Регулирование призвано обеспечивать достижение собственного успеха и предотвращения возможных потерь.

Представления о деятельности институтов формируют взгляды на игроков, указывающих на практические правила осуществления деятельности организаций и учреждений оказания финансовых услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № Ц7-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» финансовая организация представлена как юридическое лицо, призванное в соответствии с лицензией или другим специальным разрешением осуществлять банковские операции и сделки с ценными бумагами.

К финансовым учреждениям можно отнести физические или юридические лица, осуществляющие в качестве хозяйствующих субъектов виды финансовой деятельности от имени или по поручению клиента.

К финансовым организациям относятся банки, обладающие исключительными правами на ведение операций по вкладам с денежными средствами физических и юридических лиц и ведение банковских счетов, а также осуществление небанковских операций как вид финансовой услуги населению.

В качестве клиентов финансовых организаций выступают хозяйствующие субъекты материального производства и нематериальной сферы, имеющие финансовые ресурсы. В сфере материального производства использование денежных доходов следует представляет собой направление их на финансирование затрат по расширению воспроизводства, социальное обслуживание и материальное поощрение работающих. В непроизводственной сфере система финансовых отношений раскрывается через совокупность источников и порядка образования денежных фондов с целью оплаты услуг. При этом не исключается возможность получения доходов.

К данному типу относятся большая часть разного рода добровольных объединений граждан, а также религиозных и общественных организаций, некоммерческих учреждений, благотворительных фондов, ассоциаций и союзов, которые являются финансово самостоятельными. Источником финансовых ресурсов таких организаций являются вступительные и членские взносы.

Таким образом, все организации в совокупности составляют хозяйственную систему региона и страны. Их финансовая деятельность выступает единым механизмом финансовых потоков, обуславливающих необходимость следования общим установленным и регламентированным правилам финансовой дисциплины. Достижение указанного единства возможно при поддержке организаций финансового контроля, отслеживающих выполнение решений и обязательств как составляющих системы управления финансами. Важнейшим условием управления выступает оценка ответственности за принимаемые решения, относительно возможных правонарушений.

Финансовый контроль основывается на положениях Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В частности в законе указаны полномочия, права и обязанности «органов государственного контроля (надзора)». Действующее российское законодательство наделило надзорными полномочиями государственные органы в отношении организаций, которые реализуют операции с денежными средствами или другим имуществом.

Международные стандарты регламентировали наиболее строгие требования относительно надзорного режима банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых организаций. В отношении этих субъектов действуют положения, установленные документами Базельского комитета по банковскому надзору и Международной организации комиссий по ценным бумагам.

Для того, чтобы регулировать международные экономические отношения, включая финансовые, на основе международных соглашений действуют особые организации, выступающие новыми в мировой практике финансовыми институтами. К ним относятся: Банк международных расчетов, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям, а также региональные банки развития [4].

Большое влияние на цикличность развития социально-экономических систем оказывают финансовые институты, создающие мощные флуктуации как на национальных, так и на мировых рынках. Так, в настоящее время совокупная стоимость мирового товарооборота более чем в пятьдесят раз меньше, чем стоимость финансовых потоков, которые сформированы большим количеством финансовых институтов, которые представляя собой сети, определяют финансовую природу таких систем [5, с. 21-26].

В зарубежной практике важные результаты решения таких задач возложены на институты развития, которые призваны способствовать повышению эффективности оборота государственных средств, а также аккумулированию частных инвестиционных ресурсов в приоритетных секторах экономики. Все это, в конечном счете, способствует внедрению инноваций в производство.

Институты развития представлены как специально созданные государством организации, призванные стимулировать развитие инновационных процессов в экономике, развитию социальной инфраструктуры посредством применения механизма государственно-частного партнерства.

Мировой опыт показывает, что институты развития позволяют наиболее успешно решать задачи по диверсификации экономики, развитию и внедрению инновационных решений, формированию качественно новых механизмов долгосрочного финансирования. В конечном счете, деятельность институтов развития должна способствовать улучшению качества экономической и социальной инфраструктуры.

В современной России важная роль институтов развития обуславливается такими факторами как:

  • неблагоприятные внешние условия, включая, к примеру,  экономические санкции, которые приводят к резкому сокращению поступлений финансовых средств в бюджетную систему страны;
  • инфраструктурные проекты, которые не могут гарантировать высокую рентабельность и низкие риски, могут реализовываться только при участии государства, а именно за счет государственно-частного партнерства, поскольку и само государство тоже не имеет возможности самостоятельно реализовывать такие капиталоемкие проекты. Только посредством совместно созданных институтов возможно воплощение таких проектов в жизнь;
  • повышение уровня неопределенности и рисков, сложностями составления долгосрочных прогнозов развития мировой экономики, что не дает эффективно привлекать частные инвестиции в инновационные проекты. При этом государство выступает как гарант возврата средств инвесторам, что позволяет в некоторой степени снижать инвестиционные риски и повышать лояльность инвесторов;
  • посредством институтов развития происходит распространение достоверной информации, необходимой для построения эффективного партнерства и повышения имиджа национальных компаний, кроме того, это способствует повышению конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и т.д.

На сегодняшний день в российской практике активно развиваются финансовые институты развития, представляющие собой универсальные банки развития, а также лизинговые компании, фонды регионального развития; инновационные институты развития, бизнес-инкубаторы, институты поддержки развития стратегических технологий; территории опережающего развития и др. В России ключевым банком развития выступает Внешэкономбанк (ВЭБ) [6, с. 50-53].

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод, что институциональная основа современной финансовой системы представлена множеством современных финансовых институтов, имеющими разнообразные инструменты. Все вместе они образуют целостную систему, внося определенность в экономические отношения.

В нашей стране формирование финансовых институтов началось только в 90-е годы ХХ века, а потому им свойственна некоторая неустойчивость, новые механизмы управления финансами только апробируются в российской практике. В этой связи, на наш взгляд, необходимо усилить контроль за деятельностью финансовых институтов, а также со стороны государства необходима более комплексная регламентация и правовое регулирования, устанавливающее правила игры для таких новых образований.

Кроме того, на наш взгляд, важно при внедрении новых типов институтов в российскую экономическую систему, уже успешно внедренных в практику других стран, постепенно внедрять в российскую, возможно сначала региональную и затем постепенно, учитывая специфику регионов и субъектов Росси распространять успешные практики по всей стране.

Список использованных источников

  1. Костромов В.Г. Развитие финансовой системы и ее институтов в экономике переходного периода. Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 3 (9). С. 107-110.
  2. Коновалова М.Е., Кузьмина О.Ю., Недорезова Е.С. Институциональная структура современных финансовых институтов региона. Вопросы экономики и права. 2018. № 123. С. 29-34.
  3. Мелихов В.Ю. Экономические институты: сущность, содержание, понятие // Социально-экономические явления и процессы № 9 (031). 2016. С. 118–123.
  4. Институциональные принципы и структура финансовой деятельности. URL: https://studme.org/32229/ekonomika/titutsionalnye.
  5. Чижова Е.Н., Решетило В.П. Роль финансовых институтов в циклическом развитии самоорганизующихся систем. Белгородский экономический вестник. 2009. № 3 (55). С. 21-26.
  6. Долина О.Н., Шпилькина Т.А. Институты развития и их роль в финансовой системе России. В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2016. С. 50-53.