Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 379.85

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10387

ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

TOURISM INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF ARMENIA IN THE FRAMEWORK OF THE EAEU: STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

Чапкина Надежда Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, доцент, доцент кафедры экономики, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», 685000, РФ, г. Магадан, ул. Коммуны, д. 4.

Chapkina Nadezhda Anatolyevna, Ph.D. econ. in Economics, Associate Professor, Chair of Economics, Associate Professor, Associate Professor, Chair of Economics, Institute of Digital Technologies and Economics, Northeastern State University, 685000, Russian Federation, Magadan, ul. Commune, d. 4.

Аннотация. Объектом исследования в данной статье выступает туризм Республики Армения (РА), а предметом исследования оценка и перспективы развития туризма в РА. В статье проведен анализ туристкой отрасли стран-участниц ЕАЭС, в частности Армении, за период 2010-2018 гг. Представлены прогнозные значения до 2025 г. В качестве методологической базы были использованы методы сравнения, индукции и дедукции. Особое внимание в статье уделено текущему состоянию туризма в РА, выделены основные направления и особенности туризма с точки зрения привлекательности для туристов. В статье автор, исходя из подробного анализа развития туризма в РА, делает ряд предложений для решения проблем в этой сфере.

Summary. The object of research in this article is tourism of the Republic of Armenia (RA), and the subject of research is the assessment and prospects of tourism development in the Republic of Armenia. The article analyzes the tourism industry of the EAEU member countries, in particular Armenia, for the period 2010-2018. Forecast values ​​up to 2025 are presented. Methods of comparison, induction and deduction were used as a methodological base. Particular attention is paid to the current state of tourism in the Republic of Armenia, the main directions and features of tourism in terms of attractiveness for tourists are highlighted. In the article, the author, based on a detailed analysis of tourism development in the Republic of Armenia, makes a number of suggestions for solving problems in this area.

Ключевые слова: ЕАЭС,въездной и выездной туризм, культура,туристский потенциал РА, турист, индустрия туризма.   

Key words: EAEU, inbound and outbound tourism, culture, tourism potential of the Republic of Armenia, tourist, tourism industry.

Для всех стран-участниц Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) туризм относится к недостаточно высокодоходной сфере экономики, т. к. обладая значительным ресурсным и промышленным потенциалом, особое внимание уделяется развитию других отраслей, например, сельское хозяйство, добывающая и перерабатывающая промышленность, строительство, в то время как туризму отведена не «главная» роль.

Однако на мировом уровне туризм наоборот считается достаточно доходным бизнесом, и его доля составляет около 10 % мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов [1, с. 3].

Туризм является одной из важнейшей отрасли, которая оказывает влияние не только на развитие экономики страны, но и на образ жизни и здоровье населения, традиции, культуру и социальную политику в целом.

Можно сказать, что развитие туризма целом способствует укреплению международного экономического сотрудничества стран, а также установлению культурно-исторических и экономических связей.

Развитие туризма и путешествий имеет большое значение не только для государств в целом, но и для институтов гражданского общества и рядовых граждан. Государства-члены ЕАЭС располагают огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, хотя занимают незначительное место на мировом рынке туристских услуг – на их долю приходится около          2 % мирового туристского потока [1, с. 4].

В рамках нашего анализа акцент сделан на развитии туризма РА, но в сравнении со странами-участниками ЕАЭС.

Приоритетность отрасли туризма, являющегося принципом государственной политики, отмечена в законе РА «О туризме и туристической деятельности» (далее – Закон), который был принят 17.12.2003 г. и вошел в законную силу в 2004 г. [2].

Согласно этого Закона туризм РА был признан приоритетным направлением на всех официальных уровнях [8, с. 100]. До принятия Закона на территории Армении развитие туризма регулировалось Гражданским кодексом РА.

В настоящее время государственным органом, который разрабатывает политику Правительства РФ в сфере туризма и обеспечивает ее реализацию, является Комитет по туризму, подведомственный Министерству экономики РА.

Огромное влияние туризм оказывает на развитие таких ключевых отраслей экономики РА как строительство, производство товаров народного потребления, транспорт и связь, сельское хозяйство, и др. В свою очередь главными факторами развития туристской отрасли можно выделить такие как природно-рекреационный и историко-культурный потенциал [5, с. 51].

Армения – это страна, которая славится своими многочисленными традициями, приятным гостеприимством, красивейшей природой и прекрасными перспективами для развития туризма. Для того, чтобы развивать туристский потенциал, необходимо дать оценку текущему состоянию данной отрасли.

Во многих научных работах [1; 4; 5; 7] выявлены проблемы и освещены вопросы перспективного развития туризма в РА. Однако, небольшое количество работ позволяют оценить текущую ситуацию развития туризма в РА в целом, а также в рамках ЕАЭС, но без учета влияния COVID-19, который безусловно отрицательно отразится на данной отрасли.  Проанализируем сферу туризма РА в рамках ЕАЭС за период 2010-2018 гг. и представим данные в таблице 1 [10].

По данным таблицы 8 следует отметить динамику роста по всем странам (за исключением некоторых периодов) числа туристских поездок как выездных, так и въездных что тем самым подтверждает востребованность туристской отрасли среди иностранных граждан. Так, за анализируемый период рост въездного туризма составил по странам-участниц ЕАЭС: Армения – 120,8 %; Беларусь – 102,7 % (76,8 % приходится на частные поездки и         23,2 % на служебные); Казахстан – 114,5 % (78,1 % – частные поездки, 13,9 % – служебные поездки, 0,75 % туризм и 7,2 % – другие поездки); Кыргызстан – 8,3 раза (97,3 % – частные поездки, 0,2 % – служебные поездки, 0,9 % туризм и 1,6 % – другие поездки); Россия – 3 раза.

Также отмечается тенденция роста выездного туризма по странам: Армения – 2,2 раза; Беларусь – 24,9 %; Казахстан – 76,9 % (79,4 % – частные поездки, 18,6 % – служебные поездки, 1,7 % туризм и 0,3 % – другие поездки; Кыргызстан – 11,6 раза (97,9 % – частные поездки, 0,2 % – служебные поездки, 0,6 % туризм и 1,3 % – другие поездки); Россия – 64,6 %. П целям поездки как туризм по странам-участникам ЕАЭС наблюдается низкие показатели.

Далее проанализируем въезд и выезд иностранных граждан в государства-члены ЕАЭС за 2018 г. по данным таблицы 2 [9, с. 95-96].

По данным таблицы 2 наблюдаются разные тенденции по количеству выездов и въездов иностранных граждан. Так, в Армению из России за 2018 г. было 684 014 поездок, в то время как из Армении в Россию – 566 807 поездок. Наиболее количество въездов отмечалось из Казахстана в Россию и из России в Беларусь.

Россия обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, имея в своем распоряжении все необходимые ресурсы для развития внутреннего и международного туризма. В настоящее время в туризме и смежных отраслях занято около 1 млн человек (1,4 % от общей занятости, 5,5 % с учетом связанных отраслей). Прямой вклад отрасли в ВВП в 2018 г. составил 923,4 млрд руб. или 1,5 % (5,9 % с учетом связанных отраслей). По прогнозам, к 2025 г. доля туризма в ВВП должна достигнуть 1,455 млрд руб. (в ценах 2018 г.), исходя из среднегодового показателя роста 4,7 % [1, с. 6].

По различным прогнозам [1, с. 6] до 2025 г. РФ войдет в первую десятку стран по объемам международного туризма с совокупным объемом числа туристских отправлений и прибытий 80 млн чел. в год при условии грамотной государственной поддержки отрасли.

По данным Всемирной туристской организации, в 2018 г. число международных туристов впервые преодолело отметку в 1 млрд человек туристический поток вырос на 39 млн туристов (996 млн в 2016 г., 1,035 млрд в 2018 г.). По прогнозу ЮНВТО в 2020 г. ожидается рост в пределах 4–4,5 %. Отметим, что рост числа туристов на протяжении последних лет, превосходит долгосрочный прогноз Организации на 2015–2025 гг., составляющий 3,8 % [1, с. 5].

Отметим, что в Армении 16.12.2019 г. был обсужден проект «Стратегия развития туризма Армении в 2020-2030 гг.», который в общих чертах был представлен председателем Комитета по туризму Министерства экономики РА С. Сафарян [3]. Данный проект разработан на ближайшие 10 лет, а программа действий – на 5 лет. Для развития сферы туризма предусмотрено во всех областях РА осуществить 20-22 программы.    

Выделим наиболее востребованные туристами места в России и Армении.

По оценке экспертов, среди российских регионов лидерами по конкурентоспособности для развития туризма традиционно являются такие регионы как: Краснодарский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Крым, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область [1, с. 6].

В Армении наиболее привлекательными и наиболее посещаемыми местами являются: г. Ереван; горнолыжный курорт Цахкадзор; Дилижан (известный горноклиматический курорт в Армении); с. Арени (расположен винный завод «Арени»); Горис (Хндзореск и Татев) является древнейшим городом страны, который знаменит интересными и необычными памятниками древности (Каменный лес, пещерный город Хндзореск); Гюмри (ремесленный и торговый город); Джермук (самый известный в РА бальнеологический курорт, расположенный высоко в горах Вайоц Дзора. Знаменит источниками: холодные, нарзаны и термальные); Эджмиацин (монастырь Эчмиадзин).

Основные направления туризма в Армении следующие [6]:

  1. Древняя Армения (камень с солнечными часами; Мецаморское городище; крест-камни);
  2. гастрономический и эно-туризм (по данным National Geographic г. Ереван включен в список «6 неожиданных городов для ценителей еды»);
  3. оздоровительный туризм (лечение заболеваний дыхательных путей и легких при помощи спелеотерапии; минеральные источники);
  4. живая природа (озеро Севан; пещера Ластивер в горах Тавуша; Каньон Дждрдуз; каменная симфония Гарнийского ущелья; терракотовые скалы Вайоц Дзора; пещерный г. Старого Гориса и метеоры Хндзореска; водопад в Джермук и др.);
  5. приключенческий туризм (дайвинг; парапланеризм; виндсерфинг; кайтсерфинг);
  6. MICE (ночная дискотека на крыше астрономической обсерватории; ночь в музее; ужин в погребах треста Арарат или у подножия г. Арарат);
  7. событийный туризм (фестиваль арисы в с. Мусалер; праздник шашлыка в Ахтале; фестиваль толмы в Сардарапате; праздник туты-шелковицы; кинофест «Золотой абрикос»; HighFest).

Также предлагается туристам отдых в деревне, турпакет «Русский след» и зима в Армении. Как видно, достаточно интересная и яркая программа ждет туристов в Армении.

Следует отметить и основные экскурсионные объекты направления: Ширак Марз, Лори Марз, Тавуш Марз, Гегаркуник Марз, Сюник Марз, Вайоц Дзор Марз, Арарат Марз, Котайк Марз, Армавир Марз, Арагацотн Марз, Ереван. Каждый из этих объектов включает определенные маршруты, интересные посещаемые места.  

Однако, не все так хорошо и понятно в настоящий момент в развитии туризма и не только в ЕАЭС, но и во всем мире. Причина достаточно известна – COVID-19. В Армении в настоящий момент введен строгий карантин, в связи с чем установлены ориентировочные сроки по ограничениям в сфере туризма и воздушного сообщения с середины июля.

В настоящее время туристические компании Армении разрабатывают новые программы отдыха – это и классические (походы на оз. Севан, в храм Гарни, в монастырь Нораванк), а также будут предложены турпакеты для любителей экотуризма и экстрима. Достаточно дорогой поездкой считается Татев (канатная дорога), стоимость которой в связи с карантином может обойтись в 40 тыс. драмм (около 80 долл. США) группе из 3-х человек с учетом транспортных расходов и питания.

В 2019 г., по сравнению с 2018 г., внутренний туризм в РА увеличился на 41,4 %. В 2020 г. ожидается небольшое количество туристов.

Таким образом, проанализировав туризм в странах-участниц ЕАЭС, в частности, в Армении, отметим, что в целом посещаемость данной страны со стороны туристов достаточно востребована. Учитывая нынешнюю обстановку в связи с карантином, показатели несколько снизятся, но, думается, что это временно и через некоторый период возобновится, безусловно, если будут соблюдены введенные требования (ограничения) на территории РА со стороны населения.

Большинство туристов привлекает Европа, но есть много интересных, уникальных и живописных мест в государствах-членов ЕАЭС, которые будут привлекать иностранных граждан. У каждой страны есть свой потенциал, что отличает от других стран (например, Белоруссия обладает значительным потенциалом для экскурсионного туризма и экотуризма, РА имеет огромный потенциал для развития сферы туризма по таким направлениям как: лечебный туризм, пеший туризм, конные прогулки, велопрогулки, эно-туризм, приключенческий туризм).

Для развития международного туризма необходимо прежде всего развивать внутренний туризм в каждой стране. Хотелось бы, чтобы жители стран-участниц ЕАЭС путешествовали не только внутри своей страны, но и посещал соседние государства.

Внешними факторами, которые сдерживают въездной туризм в страны, являются: политическая и экономическая нестабильность, рост социальной напряженности, обострение криминогенной обстановки и др.

Для развития туристской отрасли необходимы дополнительные инвестиции (не только государственные средства, но и, возможно, создание государственно-частного партнерства), разработка новых привлекательных проектов и конечно, целый комплекс мероприятий. Государство должно развивать туризм, опираясь на рычаги экономического регулирования.

Также оно определяет и поддерживает наиболее приоритетные направления, способствует формированию образа РА как страны благоприятной и привлекательной для туризма и представляет ее на международном уровне, а также обеспечивает полноценное соблюдение законных прав туристов, туроператоров и турагентов и других участников туристского рынка [5, с. 53].

Для стимулирования развития туризма в странах ЕАЭС с точки зрения привлекательности и конкурентоспособности, следует разработать следующие мероприятия:

  1. модернизация, строительство и развитие отраслевой инфраструктуры;
  2. отмена роуминга;
  3. усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия;
  4. совершенствование системы показателей государственной статистической отчетности в гостиничной и туристской сфере;
  5.  усиление мер безопасности по проведению длительных экскурсий на транспорте;
  6. поддержка кадрового обеспечения в туристической и гостиничной деятельности, а также развитие научных исследований в данной сфере;
  7. популяризация туристических объектов, разработка маркетинговой стратегии и четкой концепции формирования имиджа государств-членов ЕАЭС (большинство потенциальных туристов, к сожалению, недостаточно информированы о стране в целом и о туристском продукте в частности).

Безусловно, есть прекрасные предпосылки для совместного успешного развития сферы туризма благодаря углублению интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и межгосударственному сотрудничеству. Для этого следует разработать единую стратегию по реализации комплексных мер с целью результативного функционирования туристской отрасли. 

Думается, что выполнение вышеуказанных мероприятий позволит улучшить развитие туризма в странах-участниц ЕАЭС и повысит их потенциал.

Список литературы

  1. Агазарян Н.В. Состояние и перспективы развития туризма в странах ЕАЭС / Н.В. Агазарян, П.А., Дегтярев, Т.В. Шурухина // сборник статей Меж. научн.-практ. конф. «Актуальные аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного хозяйственного развития» (03-05 октября, 2019 г., Судак, Республика Крым) / под ред. Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – Судак: изд-во АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права». – 2019. – 345 с.  
  2. Закон Республики Армения «О туризме и туристской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1889&sel=show&lang=rus
  3. Обсужден проект «Стратегия развития туризма Армении в 2020-2030 гг.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.parliament.am/news.php?cat_id=2&NewsID=12496&year=2019&month=12&day=16&lang=rus
  4. Оганян Н. Анализ и оценка туристского потенциала Армении / Н. Оганян // Сервис в России и за рубежом. – 2008. – С. 106-112.
  5. Оганян Н. Анализ тенденций и перспектив развития индустрии туризма в Армении / Н. Оганян // Основные проблемы развития международного туризма. – 2008. – 1. – С. 51-56.
  6. Основные туристические города страны и их уникальные особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profi.travel/companies/1401/stand/armeniatravel_cis18
  7. Петросян С.А. Проблемы развития туризма в Армении и пути их решения [Электронный ресурс] // Вестник университета. – 2016. – № 9. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-turizma-v-armenii-i-puti-ih-resheniya
  8. Саргсян М.Г. Регулирование туристской отрасли в Республике Армения / М.Г. Саргсян // Сервис PLUS. – 2010. – № 2. – С. 100-106.
  9. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. – М.: 2019. – 438 с.
  10. Туризм (по данным ЕЭК) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/travel.aspx

Bibliography

1. Agazaryan N.V. The state and prospects of tourism development in the EAEU countries / N.V. Agazaryan, P.A., Degtyarev, T.V. Shurukhina // collection of articles Mezh. scientific-practical conf. “Actual aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia: the search for a model of effective economic development” (October 03-05, 2019, Sudak, Republic of Crimea) / ed. G.B. Kleiner, V.V. Sorokozherdiev, Z.M. Hasheva. — Sudak: publishing house of ANO «Research Institute of History, Economics and Law». — 2019 . — 345 p.

2. The Law of the Republic of Armenia “On Tourism and Tourism Activities” [Electronic resource]. — Access mode: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1889&sel=show&lang=rus

3. The project «Strategy for the Development of Tourism of Armenia in 2020-2030» was discussed [Electronic resource]. — Access mode: http://www.parliament.am/news.php?cat_id=2&NewsID=12496&year=2019&month=12&day=16&lang=rus

4. Ohanyan N. Analysis and assessment of the tourist potential of Armenia / N. Ohanyan // Service in Russia and abroad. — 2008 .— S. 106-112.

5. Ohanyan N. Analysis of trends and prospects for the development of the tourism industry in Armenia / N. Ohanyan // Main problems of the development of international tourism. — 2008. — 1. — S. 51-56.

6. The main tourist cities of the country and their unique features [Electronic resource]. — Access Mode: https://profi.travel/companies/1401/stand/armeniatravel_cis18

7. Petrosyan S.A. Problems of tourism development in Armenia and ways to solve them [Electronic resource] // University Bulletin. — 2016. — No. 9. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-turizma-v-armenii-i-puti-ih-resheniya

8. Sargsyan M.G. Regulation of the tourism industry in the Republic of Armenia / M.G. Sargsyan // PLUS service. — 2010. — No. 2. — S. 100-106.

9. Statistical Yearbook of the Eurasian Economic Union; Eurasian Economic Commission. — M.: 2019 . — 438 p.

10. Tourism (according to the ECE) [Electronic resource]. — Access mode: http://eec.eaeunion.org/en/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/travel.aspx