http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2019

УДК 338:656.07

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16001

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ КОРПОРАТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ

METHODS FOR ANALYSIS THE PROBLEMS OF CORPORATE GOVERNANCE OF RAILWAY COMPANIES

Каракулов Фарход Зайпудинович, соискатель, Петербургский
государственный университет путей сообщения Императора Александра I, г. Санкт-Петербург

Karakulov F.Z., f.z.karakulov@mail.ru

Аннотация: Определяются и раскрываются методы анализа проблем корпоративного управления железнодорожными компаниями. Для анализа проблем корпоративного управления компании, в частности и железнодорожной, определяется исходная информация, которая должна обладать полнотой и достоверностью. На примере железнодорожной компании АО «Узбекистон темир йуллари» представлены результаты реализации одного из методов анализа проблем корпоративного управления – SWOT-анализа.  Определены основные направления совершенствования корпоративного управления АО «Узбекистон темир йуллари».

Summary:Methods for
analyzing the problems of corporate governance of railway companies are
determined and disclosed. To analyze the corporate governance problems of the
company, in particular, and the railway, the source information is determined,
which must be complete and reliable. The example of the railway company JSC «O’zbekiston
temir yo’llari» presents the results of the implementation of one of the
methods of analyzing corporate governance problems — the SWOT analysis. The
main directions of improvement of corporate governance of JSC “O’zbekiston
temir yo’llari” were determined.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, SWOT-анализ, корпоративное управление, кокурентная позиция, подвижной состав.

Keywords: railway transport, SWOT analysis, corporate governance, competitive position, rolling stock.

Введение. Известно, что эффективное корпоративное управление
способствует повышению конкурентоспособности компании, упрощает ее доступ к
рынкам капиталов. По мнению членов группы всемирного банка, отраженном в работе
[6], корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для
определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также
осуществления контроля за этим процессом.

Методы проведения исследования. Ряд экономистов в своих работах
[1,2,3] указывают, что преимущества, связанные с ограниченной ответственностью,
возможностью передачи собственности, ликвидностью ценных бумаг, а также
способность корпорации привлекать капитал, предопределили широкое
распространение корпоративной формы организации бизнеса. Данный тезис не
снимает проблему совершенствования корпоративного управления. Поэтому в
настоящей статье определяются и раскрываются методы анализа проблем
корпоративного управления железнодорожными компаниями.

Итак, при формировании проблемного поля корпоративного управления железнодорожными компаниями используется ряд методов: SWOT-анализ, PEST- анализ, экспертный опрос, метод прогнозирования доходов и расходов, метод аттестации работников управленческого, производственного и технического персонала, анализ стратегической позиции, занимаемой компанией, и др. Очевидно, что для анализа проблем корпоративного управления любой компании, в частности и железнодорожной, потребуется определенная исходная информация, которая должна обладать полнотой и достоверностью (рис. 1). Одним из источников информации, востребованной в корпоративном управлении, являются данные статистического, оперативного, бухгалтерского (управленческого и финансового) учета [5]. Во время оперативного учета для текущего управления формируется информация за процессами хозяйственной деятельности на отдельные структурные подразделения и предприятии в целом. Массив данных статистического учета составляется из учетно-регистрационных и бухгалтерских показателей, передаваемых в государственные статистические органы. Массив бухгалтерских и финансовых отчетных и учетных документов формируют: финансовый отчет, бухгалтерский баланс, о движении денежных средств, отчеты о прибылях и убытках, расчеты показателей финансовой эффективности деятельности компании, журналы учета материалов и др.

Сведения
о доступных технологиях включают данные об инновациях, направленных на:

  • совершенствование производственной базы железнодорожной компании;
  • совершенствование системы управления железнодорожной компанией;
  • совершенствование схем финансирования железнодорожной компании;
  • совершенствование логистики в организации железнодорожного транспорта;
  • повышение производительности труда работников железнодорожной компании;
  • повышение качества перевозок в организации железнодорожного транспорта.

Общеэкономическая
и социальная информация, используемая в анализе проблем корпоративного
управления, отражает тенденции экономического, политического, социального и
хозяйственного развития, имеющие значение для деятельности железнодорожных
компаний. Обычно включает два массива: массив законодательных нормативных актов
и документов, а также массив макроэкономических показателей и индикаторов.

Массив,
характеризующий уровень конкурентов, строится на сведениях об их
финансово-экономическом потенциале (уровне уставного капитала, объем
имущественного комплекса в стоимостном выражении и т.п.), об их технических и
технологических возможностях (степень новизны модификации подвижного состава,
уровень применяемых технологий и т.д.).

Информация
о потенциальных и реальных клиентах – это база юридических и физических лиц, в
которой имеющиеся сведения о приобретенных или приобретаемых товаров и(или)
услуг.

К
сведениям о реальных и потенциальных бизнес-партнерах относятся данные о
количестве и наименовании фактических и потенциальных грузовладельцев,
посредников, поставщиков, их юридические адреса и реквизиты, данные об их
объемных (технологических) возможностях и надежности. Такой массив может
содержать еще и историю взаимодействий с клиентами (например, список
неблагонадежных клиентов).

Результаты и обсуждение. SWOT-анализ, будучи комплексным
методом, направленным на структурирование проблем корпоративного управления
железнодорожными компаниями, позволяет выполнить оценку сильных и слабых сторон
деятельности компании, а также оценку ее возможностей и потенциальных угроз [5].
Нами проведен SWOT-анализ железнодорожной компании АО «Узбекистон темир
йуллари», результаты которого представлены в табл.

Из таблицы видно, что внедрению
современных организационно-экономических методов корпоративного управления
препятствует традиционно-централизованная модель управления, сложившаяся в АО
«Узбекистон темир йуллари». Такое положение свидетельствует о слабой стороне
корпоративного управления железнодорожной компании.

Как
свидетельствует табл., к сильным сторонам компании АО «Узбекистон темир йуллари»
относится рост объемов производства у клиентов, а, следовательно, и увеличение
спроса на железнодорожные перевозки грузов. 
Рост объёмов производства подтверждается данными статистики за 2017 год
[4]. Предприятиями Республики Узбекистан произведено промышленной продукции на
144,2 трлн сум, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил
107,0%. Основным фактором роста общего объёма промышленного производства стал
прирост производства в обрабатывающей промышленности на 6,4%, горнодобывающей промышленности
и разработке карьеров на 12,9%, электроснабжение, подаче газа, пара и
кондиционирования воздуха на 4,9% и водоснабжение, канализации, сборе и
утилизации отходов на 13,5%. Основными клиентами АО «Узбекистон темир йуллари»
являются крупные компании страны, с которыми налажены долгосрочные отношения.
Однако, по мнению автора, клиентам не уделяется должного внимания, что вызывает
необходимость анализа тех функций корпоративного управления, реализация которых
приведёт к повышению качества обслуживания клиентов.

Конкурентная
позиция АО «Узбекистон темир йуллари» на рынке транспортных услуг Узбекистана
снижается за счет высокой зависимости компании от государства, так как, после
реформирование Государственной акционерной железнодорожной компании не привело
к переходу на основные принципы корпоративного управления. Политика
Министерства финансов республики в области регулирования тарифов до сих пор
оказывает сильное влияние на уровень доходов железнодорожной компании
(грузооборот АО «Узбекистон темир йуллари» за последние 5 лет остается без
изменения на уровне 22,9 млрд т-км). В настоящее время единственным акционером
АО «Узбекистон темир йуллари» является ГУП «Центр по управлению
государственными активами». Как свидетельствует мировая практика корпоративного
управления, регулирование тарифной политики АО «Узбекистон темир йуллари»
должно входить в стратегию развития Наблюдательного совета компании.

В
ходе SWOT-анализа было выявлено, что очередной сильной стороной компании
является открытие новой железнодорожной ветки Ангрен-Пап. Новая железнодорожная
линия тесно связана с проектом строительства железной дороги Китай – Киргизия –
Узбекистан. Протяженность строительства железной дороги по территории Киргизии
составляет примерно 270 км, при этом маршрут проходит вдали от населенных
пунктов, но вблизи различных месторождений полезных ископаемых. В рамках
проекта предполагается строительство 95 мостов и 48 тоннелей (рис. 2).

Ожидаемый
грузопоток составит порядка 15 млн тонн в год, и, соответственно, позволит
повысить объем перевозимых АО «Узбекистон темир йуллари» грузов на 22,4%.
Стоимость проекта оценивается примерно в 7 млрд долл. США. Данный проект
предполагает продолжение строительства железнодорожной ветки по территории
Афганистана и Пакистана. В настоящее время, за счет собственных средств АО
«Узбекистон темир йуллари» в Афганистане построено более 100 км железнодорожной
линии. АО «Узбекистон темир йуллари» в этом случае получит выход сразу к двум
мировым океанам – через Афганистан и Пакистан к Индийскому, а через Китай – к
Тихому.

Результаты
SWOT-анализа свидетельствуют, что очередной слабой стороной оцениваемой
компании является значительный износ ее подвижного состава, который составляет
в настоящее время более 70% от первоначальной (восстановительной) стоимости.
Такое высокое значение показателя износа вагонного хозяйства приводит к
снижению доверия со стороны клиентов и отказу части из их от сотрудничества с
АО «Узбекистон темир йуллари» а, следовательно, влияет и на конкурентный статус
компании. Старение вагонного хозяйства приводит к повышению внутренней
конкуренции со стороны подотрасли грузовых автомобильных перевозок. Поэтому
компания остро нуждается в обновлении (модернизации), подвижного состава. К
направлениям обновления вагонного парка относятся восстановление локомотивов –
164 единиц, строительство грузовых вагонов – 4 350 единиц, переоборудования
грузовых вагонов и восстановление с продлением срока службы модернизации – 7 281
единиц, строительство пассажирских вагонов – 82 единиц.

На рис. 3 представлены мероприятия для обновления подвижного состава АО
«Узбекистон темир йуллари» и объемы затрат.

Программа реконструкции
автомобильных дорог также активизирует деятельность автомобильного транспорта.
Одной из причин отсутствия финансирования модернизации вагонного хозяйства
является то, что большая часть финансов направляется на строительство новых
железнодорожных линий, что важность названных проектов определяет
направленность задач корпоративного управления АО «Узбекистон темир йуллари».

Заключение. В заключение можно сделать следующие
выводы об актуальных проблемах корпоративного управления железнодорожными
компаниями.

1.
Определены методы анализа проблем корпоративного управления железнодорожными
компаниями. Эффективная реализация подобных методов в железнодорожной компании
связана с наличием исходной информации, которая должна обладать полнотой и
достоверностью.

2.
Приводятся результаты одного из комплексных методов – SWOT-анализа, направленного на
актуализацию проблем корпоративного управления железнодорожной компанией АО
«Узбекистон темир йуллари». Определено одно из направлении развития для АО
«Узбекистон темир йуллари», которое позволяет выйти на рынок международных
перевозок грузов. Завершение строительства железной дороги Ангрен-Пап
возобновит проект строительства железной дороги Китай – Киргизия – Узбекистан.
Менеджменту железнодорожной компании следует обратить внимание на
заинтересованность международных инвесторов к проекту по открытию новой
железнодорожной линии, а, следовательно, использовать ключевые инвестиционные
инструменты корпоративного управления.

3. В рамках проводимого SWOT-анализа
сформированы и раскрыты необходимые мероприятия для обновления подвижного
состава железнодорожной компании, определены требуемые объемы затрат. Констатируется,
что износ вагонного хозяйства приводит к потере доверия со стороны клиентов и
отказу части из них от сотрудничества с АО «Узбекистон темир йуллари». Это
вызывает необходимость актуализации тех функций корпоративного управления,
реализация которых приведёт к определению источников и схем финансирования по
обновлению вагонно-хозяйственных фондов, к повышению качества обслуживания
клиентов.

Литература

  1. Иванова Е. А., Шишнкина Л. В., Корпоративное управление // Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 256 с. 24 c.
  2. Введение в корпоративное управление. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 93 с.
  3. Дементьев В.Е. Глава 5. Корпоративная собственность и корпоративное управление / Отношения собственности: теоретические основы и стратегия совершенствования. – М.: ГУУ, 2002. 31 c.
  4. Григорян М.Г., Каракулов Ф.З. Повышение эффективности корпоративного управления на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан // Транспорт Российской Федерации. 2018. №6 (79). С.23-25.
  5. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. / Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высшая школа, 2000. – 585 с.
  6. Пособие по корпоративному управлению: Т. 1: Часть I. Введение в корпоративное управление. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 93 с