Московский экономический журнал 6/2019

image_pdfimage_print

УДК 130.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16018

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ МОСКОВСКОЙ И ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

EVOLUTION OF VIEWS MOSCOW AND ST. PETERSBURGTHE RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL INTELLIGENTSIA ON REVOLUTIONARY PROCESS IN RUSSIA THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURY

Набокина Марина Евгеньевна, к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории городского педагогического университета, г. Москва, Россия

Nabokina Marina Evgenievna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Domestic History Moscow City Pedagogical University, Мoscow, Russia                                                                         

Аннотация: Статья посвящена осмыслению влияния революционного процесса в России 1905 1917 годов на становление и развитие московской и петербургской религиозно-философской интеллигенции как социокультурного феномена интеллектуальной истории рубежа XIX – XX веков. Авторы исследования рассматривают представителей религиозно-философской интеллигенции в качестве выразителей идеалистического направления отечественной общественно-политической мысли начала XX века.

Summary: Article is devoted to judgment of influence of revolutionary process in Russia of 1905 — 1917 years on formation and development of the Moscow and St. Petersburg religious and philosophical intelligentsia as sociocultural phenomenon of intellectual history of a turn of the XIX-XX centuries. Authors of a research consider representatives of the religious and philosophical intelligentsia as spokesmen of the idealistic direction of a domestic social and political thought of the beginning of the 20th century.

Ключевые слова: Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва, Петербургское религиозно-философское общество, религиозно-философская интеллигенция, христианский модернизм, неохристианство, религиозное обновление, христианский социализм, легальный марксизм, мистический анархизм, демохристианство.

Keywords: Moscow religious and philosophical society of memory of Vladimir Solovyyov, St. Petersburg religious and philosophical society, religious and philosophical, intelligentsia, Christian modernism, neochristianity, religious updating, Christian socialism, legal Marxism, mystical anarchism, demokhristianstvo.

На рубеже XIX – XX веков в среде отечественной интеллигенции зародилась специфическая группа, объединившаяся вокруг философского наследия Владимира Сергеевича Соловьёва [8]. Её организационное, институциональное оформление, становление идейных основ, направления интеллектуальных поисков были во многом связаны с революционным процессом в России 1905 – 1917 годов.

По отношению к Великой российской революции оформление религиозно-философской интеллигенции следует рассматривать в трёх ипостасях: как порождение революционного процесса в России, как выразителя отечественной общественно-политической и общественно-религиозной мысли в условиях войн и революции, как отражение ключевых проблем культурной модернизации в России начала XX века.

Религиозно-философская интеллигенция в начале XX века приобрела организационное оформление в форме религиозно-философских обществ (РФО). Среди них следует выделить два наиболее крупных и значимых интеллектуальных объединений: Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва (МРФО) и Петербургское религиозно-философское общество (ПРФО).

Идейными вдохновителями и членами этих объединений стала видная часть светских богословов и представителей духовенства, художественной и научной интеллигенции, общественных деятелей: – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий, С.Л. Франк, Г.А. Рачинский, С.А. Дурыгин, Л.М. Лопатин, А. Белый, А.А. Блок, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, П.Б. Струве и многие другие. 

Первая русская революция сподвигла часть отечественной интеллигенции на институциональное объединение вокруг русской религиозной философии для поиска путей выхода из революционной ситуации в России посредством выработки концептуальных моделей преодоления системного кризиса российского государства и общества.  РФО Москвы и Петербурга стали широкими интеллектуальными площадками для выдвижения и обсуждения концепций, направленных на разрешение злободневных вопросов отечественной общественно-политической жизни.

Основной целью создания МРФО и ПРФО было участие в общественно-политической и духовно-нравственной жизни России, посредством влияния взглядов и воззрений их участников на мировоззрение, прежде всего, отечественной интеллигенции. Основными направлениями в деятельности РФО было проведение публичных заседаний, философское и публицистическое творчество, выполнявшее культурно-просветительские, ценностно-ориентировочные функции, оказывающее воздействие на общественное сознание и общественное мнение широких кругов интеллигенции и духовенства. 

Религиозно-философская интеллигенция принимала участие в наиболее резонансных общественных дискуссиях, связанных с осмыслением и рефлексией революционных событий. Ярким примером является «веховская дискуссия», в рамках которой представителями РФО С.Л. Франком, С.Н. Булгаковым и Н.А. Бердяевым был сформулирован концепт «новой интеллигенции», в основе которого лежал идеал социального служения отечественной интеллигенции, её идентификации по социокультурным критериям, понимание интеллигенции в качестве движущей силы общественного процесса, в том числе, революционного.        

Следует отметить, что большая часть представителей религиозно-философской интеллигенции, так или иначе, с надежной приняли Первую русскую революцию 1905 – 1907 годов, в этом отношении, члены МРФО и ПРФО были склонны к около либеральным взглядам или умеренно-социалистическим идеям легального марксизма [4].

Представители религиозно-философской интеллигенции в условиях Первой мировой войны разработали концепцию христианского мессианизма, в рамках которого получила развитие идея священной миссии России в Первой мировой войне. Осуждая кровь и революционное насилие, они продолжали надеяться на развитие правового демократического государства в результате Февраля 1917 года, критиковали бездействие Временного правительства в условиях двоевластия. Большая часть религиозно-философской интеллигенции восприняли события Октября 1917 года как трагический государственный переворот. 

Интеллектуальные поиски РФО 1905 – 1917 годов наглядно продемонстрировали ментальный кризис самодержавной российской государственности. Видные представители МРФО и ПРФО транслировали откровенно оппозиционные позиции [1], идеи десокрализации государственной власти, усматривали самодержавную систему в качестве главного виновника революционного процесса в России, рьяно поддерживали демократические революционные требования общегражданских прав и свобод, предлагали теоретические концепты новой национальной идеи на основе идеалов новой интеллигенции и религиозной общественности.

Кроме того, деятельность РФО также отразила мировоззренческий раскол общефилософских парадигм в среде отечественной интеллигенции. РФО активно представляло философские альтернативы объективного идеализма и религиозной метафизики [2], вступая в интеллектуальную борьбу с историческим материализмом и позитивизмом. 

Религиозно-философская интеллигенция явила собой и культурный раскол российской общественности, прежде всего, отечественной интеллигенции, поскольку большую часть членов РФО следует считать представителями культуры «Серебряного века», которые отказались от критического реализма, религиозного агностицизма и сциентизма противопоставив этим культурным явлениям новую картину мира – «модернизм». Религиозно-философская интеллигенция стала частью российского модернизма.

Дискуссии в РФО Москвы и Петербурга отражали глубину религиозного вопроса Великой российской революции начала ХХ века, который содержал в себе целый комплекс догматических, религиозно-мировоззренческих, церковно-политических противоречий [9]. На заседаниях МРФО и ПРФО разрабатывались разные модели «христианского модернизма»: от отделения Церкви от государства и обновления религиозного сознания до развития «нового христианства», новой христианской конфессии. РФО стали центром общественного движения «церковного обновленчества» в России [10: 243], что фактически ознаменовало новый церковный раскол в истории РПЦ.

Стоит отметить, что ПРФО отличалось большим радикализмом и обострением проблемы христианского модернизма [5], направленного на обновление, приспособление и адаптацию религиозного сознания и церковной жизни к новым социокультурным, социально-политическим российским и общемировым историческим условиям. Центральным же вопросом дискуссий МРФО была сущность церковной реформы и нового религиозного сознания, что в целом отражало общественную потребность в православной этике и православной морали.

При обсуждении нового религиозного сознания полемизировался вопрос об освящении материи и плоти, что свидетельствовало об актуализации гендерного вопроса в период Великой российской революции. На заседаниях «столичных» РФО впервые публично заговорили о проблеме пола. Велись споры о необходимости клерикального аскетизма и обета монашеского безбрачия, что отражало кризис патриархальной модели семьи в Российской империи начала XX века.  

Религиозно-философская интеллигенция была глубоко убеждена в изжитости официальной РПЦ как политического и социального института и даже как духовного центра, переосмысляя основы православной догматики, развивая идеи религиозного гностицизма [6]. Любопытно, что усилия РФО были направлены на преодоление церковного кризиса в России, одним из симптомов которого было развитие их собственной внецерковной религиозности. 

В начале XX века в России религиозное чувство стремительно выходило за церковные и конфессиональные пределы. Причины этого процесса необходимо рассматривать, на наш взгляд, в нескольких аспектах: в истории восточного христианства, в конкретно-исторических проблемах государственно-церковных и внутрицерковных отношений, в общемировых модернизационных процессах и оформлении неохристианства. 

Искания РФО отражали общественную потребность в философском и светском осмыслении религиозных основ. К началу XX века в России не сложилось целостного философского богословия, в отличие от Западной Европы, прошедшей этапы средневековой схоластики и религиозной Реформации.  В этой связи, усилия последователей В. С. Соловьёва были направлены на синтез философской, религиозной, научной и художественной картин мира.  

Интеллектуальные поиски московской и петербургской интеллигенции отражали запрос российской общественности на восстановление духовных скреп российского общества и государства, целостную богословскую и светскую картину мира. РФО стремилось к объединению и синтезу: социализма и либерализма, религиозного миропонимания с социализмом, либерализмом и анархизмом, христианства и светского гуманизма, разрабатывало концепции Вселенской Церкви и вселенского христианства.

Результатом этих поисков стало то, что в общественно-политической мысли начала ХХ века представителями РФО были заложены идейные основы целого ряда общественно-политических течений: христианского социализма, мистического анархизма [7], «свободной теократии», социал-либерализма.

Общественно-политические и историософские искания религиозно-философской интеллигенции явились отражением духовного декадентства, эсхатологических ожиданий, разочарованности в безграничных возможностях прогресса и технократии, что ознаменовало собой издержки становления индустриальной культуры в России [3], общемировые проблемы эволюции капиталистического сознания начала XX века [11]. 

История религиозно-философской интеллигенции в России явилась выражением одного из наименее исследованных в историографии комплексов причин Великой российской революции – духовного раскола российского общества.

Главными его компонентами, по нашему мнению, являлись: ментальный кризис самодержавной российской государственности, непопулярность консервативной национальной идеи, неразвитость философского богословия в России и этической картины светского гуманизма, культурный раскол российской общественности, борьба общефилософских парадигм, религиозный и гендерный вопросы, ментальные проблемы становления индустриальной культуры в России.

РФО были ядром культурной модернизации России, христианского модернизма, с одной стороны, порождённым революционным процессом в России, с другой – подпитывавшем ментально его дальнейшее развёртывание. Вместе с тем, деятельность РФО была направлена на поиск исторических альтернатив, консенсуса и компромисса различных разрозненных политических сил, общественно-политических и аксиологических моделей развития.    

Литература

  1. Бердяев, Н. А. Анархизм // Русская мысль. 1907.  Кн. 1.  С. 26 – 45.
  2. Бердяев, Н. А. Борьба за идеализм // Опыты философские, социальные и литературные: сборник статей. СПб.: Издание М. В. Пирожкова, 1907. 446 с. 
  3. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма, 1993. 128 с.
  4. Булгаков, С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Московский Еженедельник. 1906. № 22. С. 34 – 43.
  5. Воронцова И.В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2008. 424 с.
  6. Записки С-Петербургского религиозно-философского общества. Вып. I. СПб.: Типолитография «Герольд», 1908.  76 с.
  7. Иванов, Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Русская мысль. 1914. – Кн. 4. С. 111 – 117.
  8. Набокина М.Е., Смирнова Ю.В., Токарева Е.А. Российская религиозно-философская интеллигенция как социокультурный феномен начала XX века // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Т.1. North Charleston, USA. 2016. С.15 – 29.
  9. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах. Т.1. М.: Русский путь, 2009. 680 с.
  10. Соловьёв А.В. Интеллигенция и Православная Церковь в социокультурном развитии России конца XIX – начала XX века. дисс. д. и. н. Иваново. 2009.
  11.  Эрн, В. Ф. Идея катастрофического прогресса // Борьба за Логос. М., 1911. С.198 – 219.