Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.242

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_279

ОЦЕНКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ASSESSMENT OF HEALTH CARE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE SMOLENSK REGION

Сапожникова Светлана Михайловна, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск, E-mail: ssm0668

Чудакова Светлана Александровна, к.э. н., доцент Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск,  E-mail: chudakova-k@mail.ru

Ковалева Людмила Федоровна, к. э. н., доцент Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск, E-mail:  kovalevalf@gmail.com

Турович Лариса Ивановна, к. э. н., доцент Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск, E-mail:  turovichli@mail.ru

Sapozhnikova Svetlana Mikhailovna, Candidate of economic Sciences, Associate Professor, Smolensk State University, Smolensk

Svetlana Alexandrovna Chudakova, Candidate of Economic Sciences., Associate Professor, Smolensk branch of REU named after G.V. Plekhanov, Smolensk

Kovaleva Lyudmila Fedorovna, Candidate of Economic Sciences., Associate Professor, Smolensk branch of REU named after G.V. Plekhanov, Smolensk

Turovich Larisa Ivanovna, Candidate of Economic Sciences., Associate Professor, Smolensk branch of REU named after G.V. Plekhanov, Smolensk

Аннотация. В статье рассматриваются система здравоохранения Смоленской области и стратегия развития на предстоящий период, состояние здоровья населения региона, выявлены тенденции развития здравоохранения Смоленской области, исследованы подходы формирования медицинских услуг, определены основные проблемы оптимизации здравоохранения в дотационном регионе и предложены меры по их решению.

Abstract. The article discusses the healthcare system of the Smolensk region and the development strategy for the coming period, the state of health of the population of the region, identifies trends in the development of healthcare in the Smolensk region, explores approaches to the formation of medical services, identifies the main problems ofoptimizing healthcare in the subsidized region and proposes measures to address them.

Ключевые слова: здравоохранение, государственное финансирование, реформы, оптимизация, стратегия

Keywords: healthcare, public financing, refoms, optimization, strategy 

Здравоохранение – одно из важнейших отраслей социально-экономического развития регионов. Оно включает в себя меры по обеспечению, сохранению, укреплению здоровья населения, проживающего на соответствующей территории и является важнейшей составляющей социальной региональной политики [2,9]. Вопросами здравоохранения и оптимизацией оказания помощи занимались такие ученые, как А.М. Атрощенко, М.Г. Соколова, Н.В. Кривенко, Д.С. Епанешникова, В.Г. Крылов, С.Е. Шипицына, Н.П. Паздникова, А.В. Васильева, Н.Р. Турчаева и др. [8].

В структуру здравоохранения включаются профилактика заболеваний, организация медико-социальной деятельности медицинских работников и здорового образа жизни среди населения. Особыми вопросами в современной жизни выступают проблемы в области демографии, охраны детства и материнства, планирования семьи, оказание оптимальных условий для функционирования лечебного заведения. В работе дана оценка реформы здравоохранения на региональном уровне и определен вектор первостепенного направления развития [7].

Система здравоохранения с 1990 года опирается на коммерциализацию медицины, где сочетаются бюджетный, страховой и рыночный подходы, а пациент рассматривается как клиент, которому оказывается услуга. Государство обеспечивает подготовку кадров, содержит науку, создает соответствующие нормативно-законодательные документы, осуществляет финансирование деятельности его организационных структур, которое имеет негативную динамику. Это привело к расслоению жителей по критерию доступа к качественной медицине. По опросам жителей региона около половины отметили ухудшение работы медицинских учреждений и дороговизну платных услуг коммерческой медицины, что отражается на ухудшении социального развития региона.

Основой оказания медицинской помощи в Смоленской области выступает ФЗ №323 от 21.11.2011 (ред. 02.07.2021 с изм. и доп. от 01.03.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в который в последнее время вносится все большее количество новаций, связанных с реформированием здравоохранения, которое стали называть «оптимизацией» или «реорганизацией». Основными источниками правового регулирования отношений при реорганизации в здравоохранении являются Гражданский кодекс РФ и специальные федеральные законы, хотя специализированного закона, по которому оптимизируется здравоохранение не принято[4].

В последнее время активно происходят изменения в здравоохранении, затрагивающие государственное финансирование и регулирование, государственные гарантии бесплатной медицинской помощи [3,10].

Реформа здравоохранения началась с принятия в 2010 г. Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 (ред. от 24.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который был принят в целях оптимизации расходов путем закрытия неэффективных больниц и расширения высокотехнологичных медицинских учреждений и изменения системы финансирования медицины. Также разработаны стратегия развития здравоохранения РФ до 2025 г. и «дорожная карта» Правительства по достижению установленных показателей. По данным Минфина и Федерального казначейства госрасходы на здравоохранение по прогнозу падают по федеральному бюджету с 1265 в 2020 г. до 1101 млрд. руб. в 2023 г., но растут по ОМС с 2369 до 2798 млрд. руб., а по консолидированному бюджету субъектов РФ – с 761 до 849 млрд. руб. Причем доля госрасходов на медицину в ВВП снижается с 4,1 до 3,6%  .

Созданные медицинские учреждения федерального уровня с 2014 г. переводятся с финансирования из федерального бюджета на финансирование в рамках ОМС (в том числе в Смоленске – ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава РФ), то есть организуется новый подход к финансированию – привлечение внебюджетных средств, а, следовательно, к усложнению получения высокотехнологической помощи населению региона[5].

Кроме того, по оценке А.М. Атрощенко и М.Г. Соколовой количество учреждений здравоохранения в стране к 2022г. достигнет уровня 1913 г., а модернизация здравоохранения вместо экономического эффекта получила значительные дополнительные затраты, связанные с созданием условий по борьбе с пандемий [1].

Смоленская область является дотационным регионом с плохой демографией. В Смоленской области наблюдается резкое сокращение населения (с 985,5 тыс. чел. в 2010 г. до 934,9 тыс. чел. в 2020 г. (после войны, в 1946г. – 1240,0 тыс. чел.)) и сосредоточение его в городском секторе (в 1946г. – 15,2%, в 1970 г. – 47,5%, в 2020 г. – 71,8% населения). Вместе с тем количество умерших на 1000 чел. в 2020 г. составило 17,2 чел., в 2010г. – 18,4 чел. (в 1990г. – 13,3 чел.). Количество умерших жителей региона в 2020 г. вдвое превышает количество родившихся (11002 чел. умерших, при 5033 чел.– родившихся). То есть население региона активно вымирает. Уровень естественной убыли составляет в 2020 г. (-9).

В настоящее время медицинская помощь в Смоленской области представлена следующими учреждениями:

  • больничные учреждения – 37;
  • специализированные диспансеры (онкологический, наркологический, психиатрический, дерматовенерологический, фтизиатрический профили)– 8;
  • поликлиники для обслуживания взрослого населения – 7;
  • стоматологические поликлиники – 9;
  • 1 детский санаторий и 2 дома ребенка.

В рамках проведения реформы здравоохранения в стране и развития медицины в дотационном регионе (Смоленской области) были приняты меры экономии: разработаны региональные проекты «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)», охватывающие мероприятия по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, включая применение санитарной авиации. Кроме того утверждена «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», где определен круг заболеваний, по которому гражданин имеет право на получение бесплатной медицинской помощи [6].

В ходе реформы обозначились следующие пути оптимизации. В рамках программы №983 от 29.11.2013 (ред.15.02.2022 №68) «Развитие здравоохранения в Смоленской области» проведена значительная замена фельдшерских пунктов в сельской местности на применение передвижных медицинских комплексов. В результате количество фельдшерско-акушерских пунктов сократилось с 508 (в 2010 г.) до 488 (в 2021г.), а в 1990 г. было 695 ФАП.

Оптимизация отразилась и на сокращении количества больниц (с 50 в 2010г. до 48 – в 2020 г.) (в 1990г.– 119), больничных коек (с 10,8 тыс. в 2010г. до 8,7 тыс. ед. в 2020г., в 1990г. –16,9 тыс. ед.), медицинских работников всего (с 5,9 тыс. чел. до 4,7 тыс. чел. в 2020г., в 1990г. – 6,0 тыс. чел.) и на 1000 жителей (с 59,7 чел. в 2010 г. до 51, в 1990г. – 51,8), число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций (с 186 выросло до 194, в 1990г. – 181). То есть происходит перевод со стационарного на амбулаторное лечение. В целом показатели региональной системы здравоохранения ниже по сравнению с уровнем 1960 г. (рисунок 1).

Амбулаторно — поликлиническая помощь осуществляется в поликлиниках и амбулаториях, входящих в структуру многопрофильных больниц. Сельское население обслуживается в 488 ФАПах. Для предоставления специализированной медицинской помощи жителям сельских поселений создано 8 межмуниципальных медицинских центров, куда включены 55 межрайонных отделений (педиатрические, акушерско-гинекологические, наркологические, психиатрические, урологические, кардиологические, неврологические, офтальмологические, травматические).

При этом в регионе сформирована трехуровневая сеть лечебно-профилактических учреждений разного типа (рисунок 2).

Появились современные платные медицинские учреждения – частные медицинские центры (в Смоленске таких 33 лечебных учреждения, 663 специалиста), оказывающие платные услуги. Многие направления здравоохранения постепенно переходят в частный сектор (например, стоматология). Оценить их вклад в оказание медицинской помощи в регионе нет возможности, эффективность также. Хотя они являются источником поступления налогов в региональный бюджет. При этом, по данным РИА Новости, по уровню средней заработной платы Смоленская область в 2021 г. занимает 60 место, доля работников с зарплатой выше 100 тыс. руб. – 2,1%, а ниже 15 тыс. руб. – 20,2%. С учетом того, что платные медицинские услуги в Смоленской области относительно дешевы, то в регионе появилось такое понятие, как «медицинский туризм».

Оценивая госпитализацию пациентов в круглосуточном стационаре медицинских учреждений, подчиняющихся Департаменту Смоленской области по здравоохранению, можно отметить сокращение пациентов в 2020 г. на 42208 чел. или 21,5% к 2018г. (с 196665 чел. в 2018 г. и 192754 чел. в 2019 г. до 154457 пациента в 2020 г.). При этом падает уровень госпитализации с 207,2 на 1 000 жителей в 2018 г. (204,3 в 2019г.) до 164,9 в 2020 г. или на 20%.

Средняя занятость круглосуточной койки в целом по организациям Смоленской области значительно снизилась с 325,2 дня в 2018 г. (323,6 дня в 2019г.) до 281,1 день в 2020г., что значительно сокращает расходы на лечение. При этом 47% пролеченных – лица трудоспособного возраста (лечение по ОМС), 38,7% – старше трудоспособного возраста, дети – 13,9% (лечение за счет регионального бюджета).

За последний год снижается общая и первичная зарегистрированная заболеваемость жителей региона (рис.3).

Вместе с тем в Смоленской области действуют два центра, специализирующиеся на оказании помощи пациентам с острыми сосудистыми патологиями, открыты 7 травматологических центров. Имеется 334 коек для лечения острой сосудистой патологии (сокращено до 203 в связи с пандемией), в 2020 г. помощь получили 1,8 тыс. жителей.

В Смоленской области в 2018 г. введен в эксплуатацию перинатальный центр, где в 2020 г. развернуто 204 койки для оказания акушерско-гинекологической помощи круглосуточного пребывания и 30 коек патологии новорожденных и недоношенных детей, при стационаре работают 3 гинекологические койки дневного пребывания и 11 гинекологических коек при АПУ.

В Смоленской области работает одна станция скорой медицинской помощи, включающая 5 подстанций, в 24 областных государственных бюджетных учреждениях имеются отделения скорой медицинской помощи, основная доля которых представлена фельдшерскими бригадами скорой помощи – 68,4% (рис. 4).

Происходит сокращение выездов скорой медицинской помощи с 291,5 тыс. в 2018г. до 275,9 тыс. – в 2020 г. (0,295 на 1 жителя). Из общего количества 54,8% – вызов по поводу внезапных заболеваний, 7,3 % – несчастные случаи, 28,5% – оказание неотложной помощи при обострении хронических заболеваний.

В ЦФО регион относится к наиболее сложным с точки зрения распространения туберкулезной инфекции, что требует особого внимания к данной проблеме. Смоленский противотуберкулезный диспансер имеет 315 коек. Стационарную помощь в 2020 г. получили 941 пациент. В 2020г. прошло оздоровление в противотурберкулезном диспансере 676 детей (мощность 140 коек).

В регионе имеется 212 круглосуточных онкологических коек, 154 койки– в областном онкологическом диспансере, в его составе стационарно-хосписное отделение – 30 коек, 58 коек – в областной клинической больнице, помощь оказывается в 31 онкологическом кабинете, в том числе в районах области – 22, в поликлиниках г. Смоленска – 7, в женских консультациях г. Смоленска – 2. Обеспеченность круглосуточными онкологическими койками – 2,3 на 10 000 жителей ( в 2018г.и 2019г. –2,5). Помощь оказана в 2020 г. 15054 пациентам (2018г. – 12770, 2019г. – 15476), в том числе в условиях дневного стационара – 6152 пациента (в 2018г. – 5308, 2019 г. – 6688). На 2022 г. планируется строительство нового онкодиспансера.

Отсюда на здравоохранение в Смоленской области на 2022 г. запланирован рост расходов до 9,8 млрд. руб. (в 2021 г. – 9,4 млрд. руб., в 2019г.–7,427, в 2012г.– 4,99 млрд. руб.).

В Смоленской области оказывается неотложная наркологическая помощь больным в состоянии алкогольных психозов, для чего работает 8 наркологических отделений в областном наркологическом диспансере и 6 центральных больницах области, 150 коек (включая 10 реабилитационных коек) или 1,6 на 10 000 населения (в 2019 г. – 1,76, в 2018 г. – 1,74) , имеются наркологические кабинеты для амбулаторного приема имеется в 23 центральных районных больницах. Помощь получили в 2020 г. 6138 больных с наркологическими расстройствами (в2018г.–7845, в 2019г.– 7357).

В целях оказания реабилитационной медицинской помощи развернуто 196 круглосуточных коек (из них 41 – для детей), обеспеченность койками: 0,4 на 10 000 жителей (2018г. – 2,5, 2019 – 2,4), медпомощь получили 2591 чел. (в 2018г. – 4748, в 2019г. – 4611). Таким образом, снижается обеспеченность койко-местами и количество пациентов по всем направлениям.

По состоянию на 2020 г. наблюдается снижение посещения амбулаторно-поликлинических учреждений жителями региона с 7352767 в 2018г., 7444016 чел. в 2019 г. до 5858080 чел. (83,9% посещения по заболеваниям, 16,1% – в целях профилактики), что связано, прежде всего, с сокращением проведения профосмотров. При этом посещения по неотложной помощи составляет в 2020 г. 195240 или 0,21 на одного жителя (2018 г.– 0,26). В дневных стационарах в 2020 г. пролечено 36 868 пациентов (383281 день лечения) или 0,41 пациенто-дней на одного жителя (в 2018 г.–0,6, 2019г.–0,58 дня). Средняя длительность лечения в 2020 г. практически не изменилась (10,4 дня, в 2018 г. и 2019г. соответственно 10,4 и 10,3).

Основной причиной смерти в 2020 г. можно назвать болезни системы кровообращения (7003 из 15916 умерших от всех причин или 44%, или 755 на 100 000 чел. населения, и новообразования 1050 чел. или 6,6% или 220 на 100 000 чел., а инфекционные и паразитарные болезни – лишь 134 чел., что ниже уровня 1995 г. на 45%). Таким образом, значение пандемии на снижение численности населения весьма преувеличено.

В регионе имеется образовательное учреждение – СГМА. В ординатуре в 2020 г. закончили обучение 45 врачей, из них в области трудоустроены 24 и 7 врачей после окончания специалитета. Введение платного образования при подготовке медицинских кадров привело к ухудшению квалификации специалистов и изменению психологии будущего врача, низкий уровень оплаты труда в регионе – к оттоку специалистов в крупные центры и общей нехватке кадров, сокращению профильных специалистов и ухудшению медицинского обслуживания.

Отсюда, в настоящее время, в регионе наблюдается неукомплектованность региональной системы здравоохранения медработниками, как врачами, так и средним медперсоналом (рис.5).

То есть в конечном счете оптимизация свелась к банальной экономии бюджетных средств и переводу медицины на платную основу, разрушению социальной сферы государства, прописанной в Конституции. Медицина становится платной, а качественная медицина – доступной не для всех групп населения.

Также необходимо отметить, что в 2020 г. в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Смоленской области были приняты меры по недопущению распространения инфекции. Первые случаи коронавирусной инфекции наблюдались в марте 2020 года, за год было зарегистрировано 17052 человека, 506 чел. умерли. В целях борьбы с пандемией две больницы медицинской реабилитации полностью перепрофилированы в инфекционные госпитали.

В результате так не вовремя проведенная реформа отразилось на том, что усилия урезанной (оптимизированной) государственной машины здравоохранения теперь направлены на борьбу с пандемией и проведение вакцинации населения, на другие заболевания уже не хватает ни финансов, ни МТБ, ни кадров. Это отразилось на демографии региона.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что реализуемые меры в сфере здравоохранения в дотационном регионе, не позволили обеспечить улучшения медицинского обслуживания. Количество людей, получающих медицинскую помощь резко уменьшилось, население региона сокращается невиданными темпами, врачи уезжают в столичные регионы, больницы закрываются, дороги регионального и местного значения не соответствуют требованиям, поэтому медицинская помощь оказывается зачастую несвоевременно (про авиамедпомощь говорить не приходится), больных везут из районов в Смоленск, частные медицинские организации размещаются только на тех территориях, где есть платежеспособное население (в районных центрах и областном центре). Идея создания «семейного / земского доктора» провалилась.

Таким образом, проводимая реформа здравоохранения по лекалам США для дотационного региона оказалась провальной. Необходимо все усилия направить на восстановление необходимого уровня медицинского обслуживания населения через открытие новых пунктов оказания медицинской помощи, привлечения дополнительных специалистов медиков, улучшение материально – технической базы и повышения качества оказания неотложной медицинской помощи.

Список источников

  1. Атрощенко А.М., Соколова М.Г. Анализ соотношения экономической эффективности, полученной от оптимизации здравоохранения и дополнительных затрат в условиях коронавируса // Экономика и эффективность организации производства. 2020. № 32. С. 78-81.
  2. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С., Крылов В.Г., Шипицына С.Е., Паздникова Н.П., Васильева А.В. Эффективность системы здравоохранения как фактор устойчивого социально-экономического развития регионов // Екатеринбург, 2020.
  3. Турчаева Н.Р. Здравоохранение и состояние здоровья населения в Калужской области // Здравоохранение Российской Федерации. 2018. Т. 62. № 4. С. 187-196.
  4. Territory development: past, present, future. / Uskov A.A.Novikova N.E.Lukasheva O.L.Luchkin A.G.Volodchenkov A.M.Yarotskaya E.V.Afanasieva N.A.Chudakova S.A.Kovaleva L.F.Kovaleva E.N.Leshina M.A.Morozova O.A.Nikonorova A.A.Savchenko T.K.Shcherbakova S.A.Sidorenkova I.V.Sokolova M.G.Potekhin G.A.Rimskaya L.P.Vasilieva S.V.et al. Yelm, 2020.
  5. Smolensk region: economic and social aspects / Uskov A.Novikova N.Yarotskaya E.Lukasheva O.Savchenko T.Kovaleva L.Okorokova Ju.Kovaleva E.Zhukova A.Denisova I.Potekhin G.Luchkin A.— Yelm, 2019.
  6. Кучеренко В.З. «Общественное здоровье и здравоохранение» в условиях реформирования здравоохранения и медицинского образования./З. КучеренкоО.А. Манерова//Экономика здравоохранения.2007. -№ 11.-С. 18-28. 
  7. Каткова И.П.Российское здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году // Народонаселение. — 2020. — Т. 2 — № 1. — С. 135-147. 
  8. Global Health Security Index. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ghsindex.org/wp-content/uploads/2019/10/2019-Global-Health-Security-Index.pdf
  9. Старых Н.П.Егорова А.В.Значение целевых показателей национального проекта «Здравоохранение» в оценке эффективности регионального здравоохранения. Среднерусский вестник общественных наук. 2020; 15(1): 143-161.
  10. Кадыров, Ф. Н. Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» / Ф. Н. КадыровО. В. ОбуховаИ. Н. Базарова// Менеджер здравоохранения. 2020. № 1. C. 62-72.

References

  1. Atroshhenko A.M., Sokolova M.G. Analiz sootnosheniya e`konomicheskoj e`ffektivnosti, poluchennoj ot optimizacii zdravooxraneniya i dopolnitel`ny`x zatrat v usloviyax koronavirusa // E`konomika i e`ffektivnost` organizacii proizvodstva. 2020. № 32. S. 78-81.
  2. Krivenko N.V., Epaneshnikova D.S., Kry`lov V.G., Shipicyna S.E., Pazdnikova N.P., Vasil`eva A.V. E`ffektivnost` sistemy` zdravooxraneniya kak faktor ustojchivogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya regionov // Ekaterinburg, 2020.
  3. Turchaeva N.R. Zdravooxranenie i sostoyanie zdorov`ya naseleniya v Kaluzhskoj oblasti // Zdravooxranenie Rossijskoj Federacii. 2018. T. 62. № 4. S. 187-196.
  4. Territory development: past, present, future. / Uskov A.A., Novikova N.E., Lukasheva O.L., Luchkin A.G., Volodchenkov A.M., Yarotskaya E.V., Afanasieva N.A., Chudakova S.A., Kovaleva L.F., Kovaleva E.N., Leshina M.A., Morozova O.A., Nikonorova A.A., Savchenko T.K., Shcherbakova S.A., Sidorenkova I.V., Sokolova M.G., Potekhin G.A., Rimskaya L.P., Vasilieva S.V. et al. Yelm, 2020.
  5. Smolensk region: economic and social aspects / Uskov A., Novikova N., Yarotskaya E., Lukasheva O., Savchenko T., Kovaleva L., Okorokova Ju., Kovaleva E., Zhukova A., Denisova I., Potekhin G., Luchkin A. — Yelm, 2019.
  6. Kucherenko V.Z. «Obshhestvennoe zdorov`e i zdravooxranenie» v usloviyax reformirovaniya zdravooxraneniya i medicinskogo obrazovaniya./B.Z. Kucherenko, O.A. Manerova//E`konomika zdravooxraneniya. 2007. -№ 11.-S. 18-28.
  7. Katkova I.P. Rossijskoe zdravooxranenie v kontekste zadach dostizheniya vseobshhej dostupnosti uslug zdravooxraneniya k 2030 godu // Narodonaselenie. — 2020. — T. 2 — № 1. — S. 135-147.
  8. Global Health Security Index. [E`lektronny`j resurs] — Rezhim dostupa: https://www.ghsindex.org/wp-content/uploads/2019/10/2019-Global-Health-Security-Index.pdf
  9. Stary`x N.P., Egorova A.V. Znachenie celevy`x pokazatelej nacional`nogo proekta «Zdravooxranenie» v ocenke e`ffektivnosti regional`nogo zdravooxraneniya. Srednerusskij vestnik obshhestvenny`x nauk. 2020; 15(1): 143-161.
  10. Kady`rov, F. N. Finansirovanie zdravooxraneniya v 2020 godu: prioritety` v ramkax nacional`nogo proekta «Zdravooxranenie» / F. N. Kady`rov, O. V. Obuxova, I. N. Bazarova // Menedzher zdravooxraneniya. 2020. № 1. C. 62-72.

Для цитирования: Сапожникова С.М., Чудакова С.А., Ковалева Л.Ф., Турович Л.И. Оценка здравоохранения и направления развития системы здравоохранения Смоленской области // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-15/

© Сапожникова С.М., Чудакова С.А., Ковалева Л.Ф., Турович Л.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.