http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_276

ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА УСЛУГИ ОНЛАЙН-ШКОЛ И ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЮ

RESEARCH OF DEMAND FOR ONLINE SCHOOLS SERVICES AND STUDY OF STUDENTS’ ATTITUDE TO ONLINE EDUCATION

Тихонова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры Технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: Natalia359@rambler.ru

Булганина Анастасия Евгеньевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: bulganina555@mail.ru

Малых Данил Эдуардович, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: danil.malykh.2000@mail.ru

Шамрай Полина Денисовна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: polina.shamrai@mail.ru

Tikhonova Natalia Aleksandrovna, Senior Lecturer of the Department of Service Technologies and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: Natalia359@rambler.ru

Bulganina Anastasia Evgenevna, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: bulganina555@mail.ru

Malykh Danil Eduardovich, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: danil.malykh.2000@mail.ru

Shamray Polina Denisovna, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: polina.shamrai@mail.ru

Аннотация. В статье показаны результаты опроса, проведенного с целью изучения отношения потребителей образовательных услуг к онлайн-образованию. Выявлен спрос на услуги онлайн-школ. Опрос проведен в феврале 2022 года. Выборка 26 человек, жители Нижнего Новгорода. Показана вовлеченность обучающихся в структуру онлайн-образования. Отмечены приоритетные направления услуг онлайн-школ. Показана популярность образовательных программ в рамках школьной программы. Рассмотрена эффективности онлайн-образования с позиции потребителей образовательных услуг. Спрос на услуги онлайн-школ высокий – 30,8% опрошенных пользовались услугами онлайн-образования.  Оценивая популярность и известность онлайн-школ Нижнего Новгорода, респонденты выделили – центр онлайн-обучения «Фоксфорд» – 76,9%; около 57,7% – знакомы с онлайн-школой «Skysmart»; 42,3% – слышали о языковой школе «Skyeng»; «Internet Urok» и «Российская электронная школа» – по 19,2 %; «Дом знаний», «Тетрика», «Учи. Дома» – по 2 %. Рассматривая ассортимент услуг, большинство обучающихся выбрали математику, как наиболее популярную школьную дисциплину, подготовка по которой возможна в онлайн-формате (88,5%, далее рассматривают английский язык и физику (53,8% и 50% – соответственно), реже – химию (38,5%), русский язык, обществознание, биологи3 и историю (по 15,4%). Проводя анализ контингента онлайн-школ: 73,1% обучающиеся старших классов школ, осуществляющими подготовку к выпускным экзаменам (ОГЭ или ЕГЭ), около 19,2% обучающиеся среднего звана школы, которые стремятся преуспеть в рамках учебной деятельности внутри классической школы повышая уровень качества получаемых знаний. Показана оценка приемлемого ценового диапазона занятий в онлайн-школах. За занятия в малой группе 53,8% опрошенных нижегородцев считают оптимальной цену в диапазоне от 500 до 1000 рублей за час занятия; 30,8% – от 1000 до 1500 рублей и 15,4% – менее 500 рублей), а также индивидуально – 53,8 % указали от 1000 до 1500 рублей; 30,8% – от 500 до 1000 рублей. В рамках опроса выявлены причины роста популярности онлайн-образования среди обучающихся.

Abstract. The article shows the results of a survey conducted to study the attitude of consumers of educational services to online education. The demand for the services of online schools has been identified. The survey was conducted in February 2022. Sample 26 people, residents of Nizhny Novgorod. The involvement of students in the structure of online education is shown. The priority directions of services of online schools are noted. The popularity of educational programs within the framework of the school curriculum is shown. The effectiveness of online education is considered from the position of consumers of educational services. The demand for online school services is high – 30.8% of respondents used online education services. Assessing the popularity and fame of online schools in Nizhny Novgorod, the respondents singled out the Foxford online learning center – 76.9%; about 57.7% are familiar with Skysmart online school; 42.3% – heard about the language school «Skyeng»; «Internet Urok» and «Russian Electronic School» – 19.2% each; “House of Knowledge”, “Tetrika”, “Teach. Houses» – 2% each. Considering the range of services, the majority of students chose mathematics as the most popular school discipline, training in which is possible in an online format (88.5%, followed by English and physics (53.8% and 50%, respectively), less often –- chemistry (38.5%), Russian language, social studies, biology and history (15.4% each).Analyzing the contingent of online schools: 73.1% of high school students preparing for final exams (OGE or USE), about 19.2% of secondary school students who strive to succeed in their educational activities within a classical school by increasing the quality of the knowledge they receive.An assessment of the acceptable price range of classes in online schools is shown.For classes in a small group, 53.8% of respondents from Nizhny Novgorod consider it optimal price in the range from 500 to 1000 rubles per lesson hour; 30.8% – from 1000 to 1500 rubles and 15.4% – less than 500 rubles), as well as individually – 53.8% indicated from 1000 to 1500 rubles; 30.8% – from 500 to 1000 rubles. The survey identified the reasons for the growing popularity of online education among students.

Ключевые слова: образовательные услуги, опрос, онлайн-образование, обучающиеся, онлайн-школы

Keywords: educational services, survey, online education, students, online schools

В последние годы рынок образовательных услуг претерпел изменения: стремительными темпами развивается онлайн-образование, внедряется смешенный формат обучения в образовательных организациях, появляются онлайн-школы. Процессы цифровизации охватывают все ступени образования.

С целью изучения отношения людей к онлайн-образованию и выявления спроса на услуги онлайн-школ в феврале 2022 года был проведен опрос жителей Нижнего Новгорода. Выборка 26 человек. Результаты исследования следующие.

Оценивая уровень осведомлённости респондентов об онлайн-образовании как структурной единице образовательного процесса, получено, что основная доля опрошенных, составившая 96,2% осведомлена об реализации образовательных услуг в онлайн-формате; лишь 3,8% респондентов никогда не слышали об онлайн-образовании (рис. 1).

Задавался вопрос: «Приходилось ли вам пользоваться услугами онлайн-школ?», который позволил провести оценку спроса на предоставляемые образовательные услуги в рамках онлайн-школ в сравнении с востребованностью иных путей улучшения качества знаний, получаемых в образовательном процессе. Выявлено, что услугами онлайн-школ пользовались 30,8% опрошенных; 69,2% респондентов никогда не прибегали к услугам онлайн-школ из них: 23,1% пользовались услугами репетиторов; 23,1% изучали учебный материал самостоятельно; 23,1% – довольствовались знаниями, получаемыми в образовательном учреждении (рис. 2).

Проводя анализ степени информированности обучающихся о различных онлайн-школах как конкретных субъектах образовательного процесса в онлайн-формате. Наибольшим уровнем осведомлённости о деятельности на рынке онлайн образовательных услуг респонденты наделили центр онлайн-обучения «Фоксфорд» – 76,9% опрошенных слышали о его деятельности; 57,7% респондентов знакомы с онлайн-школой «Skysmart»; 42,3% – слышали о языковой школе «Skyeng»; «Internet Urok» и «Российская электронная школа» – по 19,2 %; «Дом знаний», «Тетрика», «Учи. Дома» – по 2 %. 15,4 % опрошенных не слышали ни об одной из предложенных онлайн-школ (рис. 3).

Для оценки деятельности субъектов сферы онлайн-образования респондентам был задан вопрос о наиболее приоритетных, по их мнению, направлениях услуг, оказываемых онлайн-школами. Абсолютное большинство выделило процесс подготовки к выпускным экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ) – 88,5%, вторым по популярности вариантов стало повышение успеваемости – 30,85%. Услугами низкого приоритета стали подготовка к перечневым олимпиадам школьников – 15,4 %, а также повышение качества получаемых знаний – 15,4 % (рис. 4).

Важной частью анализа образовательных услуг, предоставляемых онлайн-школами стала оценка популярности предметов школьного курса, подготовка по которым осуществляется в рамках различных программ онлайн-образования. Абсолютное большинство респондентов выбрали математику, как наиболее популярную школьную дисциплину, подготовка по которой возможна в онлайн-формате (88,5%). В полтора раза реже опрошенные выбирали английский язык и физику (53,8% и 50% – соответственно), а также более чем в два раза реже – химию (38,5%). С равной частотой респонденты выбирали русский язык, обществознание, биология и историю (15,4%) – (рис. 5).

Онлайн-школы предоставляют широкий спектр специфических образовательных услуг, одной из отраслей которых, несомненно, является подготовка к перечневым олимпиадам школьников, позволяющих упростить процедуру поступления в высшие учебные заведения. В связи с этими фактами было принято решение оценить и в последствии проанализировать уровень узнаваемости различных перечневых предметных олимпиад. В результате проведения опроса были получены следующие данные: наибольшей узнаваемостью пользуется Всероссийская олимпиада школьников (76,9%); в два раза более низкую узнаваемость показали: олимпиада школьников «Ломоносов» (46,2%), олимпиада школьников «Физтех» (23,1%) и олимпиада «Росатом» (30,8%). Подобные результаты объясняются высоким уровнем распространённости (большая часть респондентов участвовала в школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников), а также принадлежностью к бренду престижного образовательного учреждения или крупной компании (МГУ им. Ломоносова, МФТИ, Госкорпорация «Росатом») – (рис. 6).

Немаловажным фактором маркетингового анализа сферы онлайн-обучения становится сторонняя оценка качества предоставляемых услуг в сравнении с качество образовательных услуг, предоставляемых в школе и на индивидуальных занятиях с репетитором. Мнения респондентов разделились, равное число опрошенных (по 46,2%) опрошенных признали такую подготовку наиболее эффективной, и ранжировали её уровень, выше школьного, но ниже уровня подготовки в рамках индивидуальных занятий с репетитором. При этом 7,7% респондентов отмечали сходственный характер подготовки в онлайн-школе и в классической школе (рис. 7).

Следующим шагом стало выделение контингента онлайн-школ. Большинство опрошенных (73,1%) посчитали, что большая часть учеников онлайн-школ являются выпускниками школ, осуществляющими подготовку к выпускным экзаменам (ОГЭ или ЕГЭ). По мнению 19,2% респондентов, большинство учащихся онлайн-школ стремятся преуспеть в рамках учебной деятельности внутри классической школы повышая уровень качества получаемых знаний (рис. 8).

Одной из ключевых частей исследования стала оценка перспектив отрасли школьного онлайн-образования. Респонденты в равных пропорциях отметили, как невозможность этого процесса в современных реалиях (30,8%), так его осуществление в настоящее время (34,6%), а также возможность осуществить этот переход при должном уровне технической оснащённости (34,6%) – (рис. 9).

Основными из представленных препятствия опрошенные выделили слабую техническую оснащённость (65,4%), реже – низкий уровень мотивации школьников (46,2%) и высокую цену образовательных услуг (26,9%) – (рис. 10).

Важной частью исследования стало выделение наиболее удобных площадок и платформ осуществления образовательных услуг в онлайн-формате. Более 70% опрошенных оценили эффективность таких платформ как Zoom и Skype (исходя их своего личного опыта). Также, стоит отметить, что респонденты крайне редко выбирали мессенджеры и видеохостинги (менее 10%), как актуальные платформы для осуществления преподавательской деятельности (рис. 11).

Выбор платформы для продвижения собственного продукта является одной из ключевых задач маркетинговой стратегии любого субъекта, производящего товар или услугу для реализации на рынке. Поэтому было крайне важно оценить эффективность рекламных компаний онлайн-школ на различных (наиболее популярных) площадках. Большинство респондентов выделили «YouTube» (65,4 %), как наиболее эффективную платформу для продвижения. «ВКонтакте» (19,2 %), «Instagram» (19,2 % –* запрещена в настоящее время в РФ), «Яндекс» (23,1 %) и «Google» (15,4 %) выбирались опрошенными примерно в три раза реже (рис. 12). Также респонденты (7,7%) выделили «TikTok» как наиболее актуальную платформу для продвижения. Также один из опрошенных отметил потенциальную эффективность социальной сети «Одноклассники».

Главенствующим фактором оценки деятельности любой организации предоставляющей товары и услуги становится анализ политики ценообразования. Он возможен в первую очередь благодаря оценке ожиданий аудитории относительно цен на услуги, в данном случае образовательные, в различных, искусственно задаваемых аспектах: оценка приемлемого ценового диапазона занятия в малой группе (53,8% опрошенных считают оптимальной цену в диапазоне от 500 до 1000 рублей за час занятия; 30,8% – от 1000 до 1500 рублей и 15,4% – менее 500  рублей) (рис. 13), а также индивидуально (53,8 % – от 1000 до 1500 рублей; 30,8% – от 500 до 1000 рублей) – (рис. 14) в онлайн-школе при подготовке к ЕГЭ или олимпиадам; выделение диапазона завышенных цен на образовательные услуги (50% опрошенных выделили цену за занятие свыше 2000 рублей, как ту, которую они не готовы платить за часовое занятие; 34,6% – выделили ценовой диапазон от 1500 до 2000 рублей) – (рис. 15) и цен настолько низких, что они заставляют респондента сомневаться в качестве предоставляемых услуг (для 61,5% респондентов это цена находящаяся в диапазоне от 500 до 1000 рублей за час занятия; 34,6% выделяют цены ниже 500 рублей) – (рис. 16).

Для подведения итогов исследования респондентам было предложено выбрать из списка причины развития сферы онлайн-образования (рис. 17), в частности онлайн-школ, как платформ для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам и вступительным испытаниям. Большая часть опрошенных (53,8%) выделяют возможность дистанционного взаимодействия с лучшими преподавателями, как ведущее преимущества такого формате обучения, 19,2% обучающихся считают, что ведущим преимуществом такого формата является высокая эффективность.

Выводы и заключение. Сфера онлайн-образования в последние два года получила существенный толчок развития. Многие онлайн-школы усилили своё влияние и укрепились на рынке коммерческих образовательных услуг. В этой связи те образовательные организации, которые находились на рынке долгое время оказали в серьёзной конкурентной борьбе. В связи с цифровизацией сферы образования продолжится развитие различных форм онлайн-обучения.

 Список источников

  1. Авдонина Д. С., Бочкарева Ю. В., Голубева О. В. Отношение общества к онлайн-обучению // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования: сб. ст. по материалам регион. науч.-практ.конф. / Нижегородский гос. пед. ун-т им.К.Минина. Н. Новгород, 2016. С. 147-150.
  2. Воронкин А.В., Булганина А.Е., Хазанова В.В., Челноков А.С., Голубев А.А. Отношение молодежи к цифровизации // В сборнике: Актуальные проблемы развития управленческой и сервисной деятельности в цифровой среде. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Редколлегия: Е.В. Яковлева [и др.]. 2020. С. 42-50.
  3. Груздева М.Л., Ткачева М.А., Булганина А.Е. Результаты внедрения технологии «Flipped classroom» в образовательный процесс вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 165-169.
  4. Прохорова М. П., Лебедева Т. Е., Лабазова А. В., Белоусова К. В. Тенденции и перспективы развития он-лайн образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 45-50.
  5. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 299-302.
  6. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Лабазова А.В., Белоусова К.В., Булганина А.Е. Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS MOODLE // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019.№ 2 (36). С. 108-115.
  7. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.
  8. Рубцова В.А., Чайкина Ж.В., Ромашова И.А. Искусственный интеллект в образовании // В сборнике: Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 9-й Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: Е.В. Павлов (отв. ред.). Курск, 2021. С. 169-172.
  9. Чайкина Ж.В., Сомов И.А., Балунова С.А., Корнева Т.А. Организация профессиональной ориентации обучающихся в сфере цифровых технологий и робототехники // Современный ученый. 2021. № 6. С. 205-209.
  10. Rudenko I.V., Kostylev S.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A., Chaykina Z.V. // Social design in the system of interaction between schools and institutions of additional education International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 9. С. 2383-2392.

References

  1. Avdonina D. S., Bochkareva Yu. V., Golubeva O. V. Otnoshenie obshhestva k onlajn-obucheniyu // Integraciya informacionny`x texnologij v sistemu professional`nogo i dopolnitel`nogo obrazovaniya: sb. st. po materialam region. nauch.-prakt.konf. / Nizhegorodskij gos. ped. un-t im.K.Minina. N. Novgorod, 2016. S. 147-150.
  2. Voronkin A.V., Bulganina A.E., Xazanova V.V., Chelnokov A.S., Golubev A.A. Otnoshenie molodezhi k cifrovizacii // V sbornike: Aktual`ny`e problemy` razvitiya upravlencheskoj i servisnoj deyatel`nosti v cifrovoj srede. Materialy` Vserossijskoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Redkollegiya: E.V. Yakovleva [i dr.]. 2020. S. 42-50.
  3. Gruzdeva M.L., Tkacheva M.A., Bulganina A.E. Rezul`taty` vnedreniya texnologii «Flipped classroom» v obrazovatel`ny`j process vuza // Sovremenny`e naukoemkie texnologii. 2021. № 5. S. 165-169.
  4. Proxorova M. P., Lebedeva T. E., Labazova A. V., Belousova K. V. Tendencii i perspektivy` razvitiya on-lajn obrazovaniya // Innovacionnaya e`konomika: perspektivy` razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 1 (35). S. 45-50.
  5. Proxorova M.P., Shkunova A.A., Bulganina A.E., Grigoryan K.M. Napravleniya transformacii vy`sshego obrazovaniya v rusle cifrovizacii // Azimut nauchny`x issledovanij: pedagogika i psixologiya. 2020. T. 9. № 2 (31). S. 299-302.
  6. Shkunova A.A., Proxorova M.P., Labazova A.V., Belousova K.V., Bulganina A.E. Realizaciya texnologii smeshannogo obucheniya sredstvami LMS MOODLE // Innovacionnaya e`konomika: perspektivy` razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 2 (36). S. 108-115.
  7. Smirnova Zh.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.
  8. Rubczova V.A., Chajkina Zh.V., Romashova I.A. Iskusstvenny`j intellekt v obrazovanii // V sbornike: Kachestvo v proizvodstvenny`x i social`no-e`konomicheskix sistemax. Sbornik nauchny`x trudov 9-j Mezhdunarodnoj nauchno-texnicheskoj konferencii. V 2-x tomax. Redkollegiya: E.V. Pavlov (otv. red.). Kursk, 2021. S. 169-172.
  9. Chajkina Zh.V., Somov I.A., Balunova S.A., Korneva T.A. Organizaciya professional`noj orientacii obuchayushhixsya v sfere cifrovy`x texnologij i robototexniki // Sovremenny`j ucheny`j. 2021. № 6. S. 205-209.
  10. Rudenko I.V., Kostylev S.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A., Chaykina Z.V. // Social design in the system of interaction between schools and institutions of additional education International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. T. 8. № 9. S. 2383-2392.

Для цитирования: Тихонова Н.А., Булганина А.Е., Малых Д.Э., Шамрай П.Д. Исследование спроса на услуги онлайн-школ и изучение отношения обучающихся к онлайн-образованию // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-12/

© Тихонова Н.А., Булганина А.Е., Малых Д.Э., Шамрай П.Д. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.