Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 331.108.4

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10299

Эффективный руководитель

Effective leader

Сайфудинова Назиля Зарифовна, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Акберов Азамат Расихович, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Абдуллин Муса Маратович, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Зиннатов Азат Илдарович, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Гаврилов Захар Алексеевич, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Sayfudinova Nazilya Zarifovna, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Akberov Azamat Rasikhovich, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Abdullin Musa Maratovich, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Zinnatov Azat Ildarovich, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Gavrilov Zakhar Alekseevich, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Аннотация. В данной статье рассматривается такой вопрос, как взаимоотношения руководителя и сотрудника. Одни руководители пользуются беспрекословным авторитетом в глазах сотрудников, а другим приходится по несколько раз повторять одни и те же приказы, прежде чем кто-то начнёт их исполнять. Статья рассказывает о том, какими качествами должен обладать человек, занимающий руководящий пост и каких ошибок нужно избегать.  

Summary. This article discusses such an issue as the relationship between a manager and an employee. Some managers enjoy unquestioning authority in the eyes of employees, while others have to repeat the same orders several times before someone starts to execute them. The article talks about what qualities a person should have in a leading position and what mistakes should be avoided. 

Ключевые слова: эффективный руководитель, результативный сотрудник, этическое присутствие, принципы управления, социальное доказательство.

Keywords: effective leader, effective employee, ethical presence, management principles, social proof.

Одна из наиболее ярких и применимых нашему миру ассоциаций – это «скорость»: все направления бизнеса изменяются с нарастающей скоростью, а этому способствует совершенствование технологий. Наряду с изменением рынка и общемировых тенденций трансформируются и доминирующие черты в управлении, комплекс актуальных навыков и эффективно действующих систем управления.

Актуальность данной темы в том, что сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Чем бы ни занимался руководитель, от него требуется, прежде всего, правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Ведь правильный выбор стратегии управления персоналом считается ключевым фактором, позволяющим организации получить наибольшую прибыль. [1]

По сути, управление означает осуществление полномочий для поддержания порядка и удовлетворения потребностей общественности в той или иной организации. Цель управления состоит в том, чтобы направлять и регулировать деятельность сотрудников с помощью различных систем и отношений, чтобы максимизировать общественные интересы и повысить эффективность работы ваших подчиненных.

Эффективность работы – это отношение результата вашей деятельности к затраченным усилиям. Результативность определяется как достижение цели при поддержании имеющихся ограничений и различных ресурсов.

Если руководителю регулярно необходимо тратить свое время и силы на сотрудников, чтобы повлиять на выполнение его приказов, то такое управление нельзя назвать эффективным. Для успешного управления своим персоналом, руководителю необходимо понимание о том, как правильно руководить. А управление персоналом опирается на систему взглядов (концепции), утвердившихся в обществе в вопросах управления. [2] Поэтому в данной статье речь пойдет о том, как вести себя с подчинёнными, чтобы они стремились выполнять все заданные поручения.

Управляющая по работе с клиентами в Корпорации кадровых агентств Business Connection Лия Беликова утверждает, что эффективность и результативность – это стратегия и тактика в чистом виде. «Эффективность – это искусное выполнение процессов, – поясняет она. – Условно говоря, человек грамотно действует с точки зрения многих процессов, предусматривающее его должность, то есть качественно занимается переговорами, заполняет необходимые бумаги, не допускает больших ошибок и т.п. – это и есть тактика. Результативность – это определенная стратегия, достижение запланированных чек-пойнтов».

Управляющая по персоналу компании «Новосибирский Хладокомбинат» Наталья Ларикова утверждает, что грамотным сотрудником является формирующий положительный результат с вероятностью успеха 99 %: «Таким можно и нужно становиться! Именно тогда сотрудник востребован на рынке труда и дорого стоит».

Есть управляющие, в присутствии которых подчиненные начинают работать более эффективно, стараясь скорее выполнить заданные поручения и добиться необходимых результатов. Философ Л.Рон Хаббард именовал данную способность руководителей качественно влиять на своих подчиненных этическим присутствием, что говорит о фазах управления проектом, соответствующие традиционным фазам управленческого цикла: инициатива, планирование, выполнение, контроль и завершение проекта. Наличие данного цикла поспособствует облегчению задач руководителя в управлении компании. [3]

Кроме того, именно этическое присутствие также гарантирует исполнение подчиненными приказов управляющего и является важной составляющей грамотного управления персоналом. Не имеющие его управляющие часто сталкиваются с сопротивлением со стороны подчиненных в отношении их указаний, приводящих к неуместной потере времени и сил. В такой ситуации нелегко привести организацию к успеху, даже если имеется яркое видение того, как это произойдет. Для достижения целей компании, необходимо чтобы влияние на подчиненных было сильнее любых препятствий на пути к намеченным целям. Но стоит помнить, что инициатива, в первую очередь, должна исходить от руководителя организации. [4]

Основатель компании Motorola Пол Галвин как-то упомянул: «Любая компания грамотна ровно настолько, насколько эффективны ее сотрудники», и в наибольшей степени это касается ее управляющих. Если во главе предприятия стоит сильный управленец — организация развивается, вне зависимости от внешних условий.

Если функциональным процессом управляет ответственный управляющий — процесс эффективен. Если отделом руководит компетентный начальник, то организация становится компетентнее.

Мотивация персонала — один из способов увеличения производительности труда. Мотивация труда персонала является важным направлением кадровой политики любого предприятия.

Мотивированные сотрудники могут привести к повышению производительности и позволить организации достичь более высоких уровней. Если взять работника, который не мотивирован на работе, то вероятнее всего он будет использовать время в Интернете во время рабочего дня для личного удовольствия или даже искать другую работу. Это пустая трата времени и ресурсов. Необходимо обратить внимание, что это основано на одном работнике. А если представить, что большинство персонала делают то же самое. Это не та позиция, которую кто-то хочет иметь.

Самый простой метод повысить мотивацию сотрудников — это положительная связь между работодателем и сотрудником. Не стоит полагаться на электронные письма, когда есть возможность разговаривать со своими сотрудниками лично.

Безусловно есть случаи, когда у сотрудников отсутствует мотивация, в связи с тем, что их рабочее место не имеет положительной рабочей среды. Чтобы своевременно обнаружить данную проблему, можно разослать опросы и получить от них обратную связь. Менеджмент также может обнаружить креативные способы, которые позволят удержать персонал.

Применение общественного подтверждения — блестящий способ, которым лидеры могут мотивировать команду. Социальное подтверждение — это свидетельство отличной работы других людей, доказательство того, как работают сотрудники организации. Упорядоченный руководством процесс информирования гарантирует соответствующую обратную связь по всей организации. Это позволяет управлять прогрессом, а каждому сотруднику иметь возможность докладывать о возникающих трудностях управляющему и получать рекомендации от специалистов-экспертов по техническим и коммерческим проблемам. [5]

Внимательность и забота к персоналу —  основа процветания компании. сотрудники ходят на работу, для получения зарплаты. Но существует большая разница между механическим выполнением данных обязанностей и работой в дружной сплоченной организации. Условия, максимально благоприятствующие высокой производительности труда, возможно создать целенаправленно. Обеспечение менеджмента персонала зависит от принципов, на которых оно базируется. [6] Исследуя более десяти миллионов профессионалов с помощью опросов, специалисты Института Гэллапа определили 12 принципов управления благополучно действующим коллективом. Соблюдение этим принципам не призывает от управляющих ни каких-то особых талантов, ни чрезмерных усилий [7]:

1) компетентность профессиональных обязанностей;

2) надежность материалами и оборудованием;

3) право трудиться там, где получается лучше всего;

4) устное вознаграждение персонала;

5) внимание о сотруднике как о личности;

6) вознаграждение профессионального роста;

7) искусство внимать чужое мнение;

8) понимание вклада в общее дело;

9) результат занятия в коллективе;

10) связь со служивцами;

11) анализ профессиональных успехов;

12) образование и профессиональное развитие;

Говоря о последнем пункте, хочется отметить, что достаточно много людей довольствуются исследованием узкого круга навыков и выполнением довольно монотонной работы, чаще всего сотрудники бывают заинтересованы в профессиональном саморазвитии и карьерном росте. Но иногда происходит момент, когда они опасаются принимать самостоятельные решения попросту потому, что в их организации принято штрафовать и применять какие-то меры наказания за любые ошибки. Поэтому управляющий, желающий профессионального развития своих сотрудников, должен организовать для них такие условия работы, в которых самостоятельность в принятии решений поощряется – даже несмотря на то, что эти решения иногда бывают ошибочными.

В условиях непрерывно возрастающей конкуренции управляющие различных уровней задумываются о личной эффективности. Искусство успевать больше и добиваться максимального количества поставленных целей приводит к стабильному росту и развитию не только своей организации, но и самого себя.

Хорошее управление означает, что работа организации производит результаты, которые соответствуют потребностям общества при максимальном использовании ресурсов в их распоряжении.

Из приведенного выше обсуждения должно быть ясно, что хорошее управление — идеал, который трудно достичь в своей совокупности. Очень мало стран и общества приблизились к достижению хорошего управления в целом. Однако для обеспечения устойчивого человеческого развития, эти примеры должны быть взяты для работы над этим идеалом с целью сделать это реальностью. Таким образом, руководитель, обладающий способностью эффективно общаться, саморазвиваться и быть на связи со своими подчиненными является наиболее предпочитаемым сотрудникам, а значит, более успешным управленцем.

Список литературы

  1. Шакирова Д.М., Сергеева Д.В., Макуева Д.А., Гафиатуллина К.Р., Баранов А.А., Ахметов Д.Д. Методы управления задачами сотрудников // Казанский экономический вестник. – Казань: №2 (46), 2020. – 99 с.
  2. Тесленко И.Б., Губернаторов А.М., Коваленко С.Ю., Вахромеева М.П., Михайлик Н.Б. Управление персоналом: учеб. пособие / И. Б. Тесленко [и др.]; под ред. проф. И. Б. Тесленко; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 8 с.
  3. Ципес Г.Л., Товб А.С. Менеджмент проектов в практике современной компании. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2006. – 10-11 с.
  4. Ершов К.О. Эффективное руководство в кризисе и не только // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2009. №3. – 3 с.
  5. Локк Д. Основы управления проектами / Пер. с англ. М.: «HIPPO», 2004. – 30 с.
  6. Горленко О.А. Управление персоналом: учебник для СПО / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 19 с. — Серия: Профессиональное образование.
  7. Бакингем М., Коффман К. Сначала нарушьте все правила! Изд.: Альпина Паблишер, 2013. – 252 с.