Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10297

Экономическое сознание как фактор развития экономической социализации

Economic consciousness as a factor in the development of economic socialization

Сайфудинова Назиля Зарифовна, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Кузнецов Богдан Николаевич, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Барлев Николай Евгеньевич, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Зиннатуллин Камиль Ришатович, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Павлов Даниил Сергеевич, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Saifudinova Nazilya Zarifovna, senior lecturer, Kazan state power engineering University, Kazan

Kuznetsov Bogdan Nikolaevich, Kazan state power engineering University, Kazan

Barlev Nikolay Evgenievich, Kazan state power engineering University, Kazan

Zinnatullin Kamil Rishatovich, Kazan state power engineering University, Kazan

Pavlov Daniil Sergeevich, Kazan state power engineering University, Kazan

Аннотация.  В данной статье рассматривается процесс формирования социально-экономического сознания, влияние психологического состояния человека на его экономическое положение в обществе, рассматривается роль государства в формировании экономических тенденций развития общества в период трансформации социального сознания.

Summary. In the  article examines the process of the formation of socio-economic consciousness, the influence of the psychological state of a person on his economic position in society, examines the role of the state in the formation of economic trends in the development of society during the transformation of social consciousness.

Ключевые слова: экономическое сознание, экономическая социализация, экономическая грамотность, формирование социально-экономического сознания, трансформация социального сознания.

Keywords: economic consciousness, economic socialization, economic literacy, formation of socio-economic consciousness, transformation of social consciousness.

Влияние экономического мира на человека, а в дальнейшем и на общество в целом, в немалой степени зависит от когнитивных и психологических характеристик индивида, формирование которых начинается еще в раннем детстве.

На сегодняшний день в России и в мире в целом вопрос об экономической грамотности и экономической социализации является особенно актуальным. Связано это с тем, что коренным образом меняется мировоззрение современного человека на собственное экономическое будущее и тем самым происходит трансформация социального сознания.

Экономическое сознание является динамичным процессом. По мнению Милюковой О.В., экономическое сознание складывается под воздействием конкретных исторических условий и претерпевает необходимые социально-экономические преобразования в соответствии с требованиями конкретных исторических промежутков времени.

А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко под экономическим сознанием понимают социальные представления, установки, отношение, оценки, мнения личности о различных явлениях экономического содержания (экономических объектах). Авторы предлагают рассматривать совокупность элементов экономического сознания личности как ее «экономико-психологические характеристики», по аналогии с известными характеристиками личности: организаторскими, коммуникативными и др.

Процесс формирования экономического сознания начинается с раннего детства — формируется базовое экономическое представление, которое включает в себя когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты, основанные на родительском примере. Представление считается сформированным, если заложены все три его компонента.

Рассмотрим каждый из компонентов:

1) в рассматриваемом возрасте когнитивный компонент характеризуется тем, что у детей возникают элементарные знания о деньгах и покупках. Как отмечает И.В. Грошев [1], функции денег дети начинают понимать с четырех лет. Сравнительно рано (с 5 лет) дети начинают различать магазины по торговой ориентации, ассортименту и стоимости товара. Младшие дети полагают, что магазины фиксируют цену товаров на том уровне, который отражает их внутреннюю ценность. К концу дошкольного возраста появляется осведомленность о наличии «дорогих» магазинов. Дети в возрасте 4-6 лет, в основном, не имеют верного представления о происхождении денег (например, ребенок думает, что банк выдает деньги любому, кто попросит об этом). Или же дети полагают, что сдача, которую дает продавец после покупки товара, и является источником получения денег [2];

2) предпосылки эмоционально-ценностного компонента экономических представлений начинают формироваться уже после 3-х лет и выражаются в особом отношении к «моему» и «чужому», что становится основой для вырабатывания отношения к собственности в более старшем возрасте [3];

3)  в старшем дошкольном возрасте у ребенка интенсивно формируется оценка экономических явлений, которая при этом оказывает слабое влияние на поведенческий компонент представлений ребенка. Например, дошкольники, согласно результатам опросов, думают, что быть бережливым, терпеливым и не поддаваться искушению потратить деньги – это «хорошо». Однако, несмотря на то, что дети признают ценность экономного поведения, сами они, если получают деньги от родителей на карманные расходы, то не стремятся копить их [2].

На основе выше сказанного можно отметить, что процесс формирования экономического сознания, который начинается еще в раннем детстве, напрямую способствует формированию особого отношения к деньгам у взрослых.

Процесс формирования экономического сознания способствует экономической социализации и воспроизводству социального опыта в общественной сфере жизни.

Под экономической социализацией понимается правильная трактовка экономических явлений, понимание их сущности, усваивании и соотношении экономических понятий, категорий, теорий с требованиями экономических законов, с реальностью, и на основе этого строить свою экономическую деятельность.

С точки зрения Б. Стаси экономическая социализация это усвоение и активное воспроизводство индивидуумом социального опыта в общественной сфере жизни.

Согласно исследованиям кандидата социологических наук, доцента кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета С.Б.  Абрамовой, определенное отношение к финансам в современной России формируется под влиянием четырех разнонаправленных тенденций:

1) традиционное экономическое сознание, которое связано с религиозностью, общинностью, уравнительностью, восприятием денег как абстрактной ценности, о которой даже неловко говорить;  

2) советский менталитет, который рассматривает деньги как средство эксплуатации и неравенства, которое необходимо изжить;  

3) воздействие западного экономизма, который ставит монетарные отношения в центр социальных связей, социальных отношений и приоритетов;  

4) кризисный характер экономики, сочетающийся с непониманием механизмов монетарного обращения, низкий уровень знаний механизмов рынка и, в результате, страх перед зависимостью от денег [4].  

Исходя из этого, можно сказать, что во время трансформации общественного сознания, который официально начался с развала СССР, в России, на сегодняшний день отношение к деньгам имеет преемственный характер, перешедший к нам из коммунистического строя, поэтому необходимо понимать, что современное представление о финансовом мире у разных слоев населения имеет различные ценностные и моральные нормы.

Рассмотрим ряд социальных исследований, проведенных с целью описать социально-психологические особенности представлений россиян о деньгах и определить уровень экономической зрелости.

Основываясь на диагностике ассоциативных связей понятия «деньги» и учитывая все возможности ассоциативного эксперимента, студентам 4-ого курса Калужского Финансового университета при Правительстве РФ было предложено (общий объем респондентов -51 человек) в произвольной форме перечислить понятия, которые у них ассоциируются с понятием «деньги».

Используя метод контент-анализа, было выделено десять смысловых категорий. Количественная обработка результатов данного исследования на этапе анализа представлений о деньгах заключалась в том, что по результатам выполнения задания «Ассоциации» подсчитывалась частота упоминания понятия в ответах каждой категории. В среднем, испытуемые указали по четыре-пять понятий, которые они связывают с деньгами и при контент-анализе данных были выделены следующие категории, представленные на рисунке 1.

Рассмотрим каждую категорию подробнее.

  1. Материальная сфера (26,3% от всей выборки ассоциаций в целом). Данная категория содержит такие ассоциативные понятия, которые характеризуют материальную удовлетворенность личности (80% от категории): богатство, достаток, обеспеченность, состоятельность; и непосредственно сами материальные ценности: коттедж, недвижимость, машина, мотоцикл, вещи .
  2. Власть (21,8 %): власть, влияние, могущество, сила, управление. Однако нельзя проигнорировать тот факт, что имеют место быть и такие ассоциации, как коррупция и корыстные поступки, составляющие 11% от данной категории.
  3. Хорошая, достойная жизнь (17,5%): благополучие, преимущество, признание, удовлетворение, уважение, стабильность, разнообразие, радость, независимость, все самое лучшее, престиж, уверенность, могущество, счастье.
  4. Отдых (16,2%): отдых, развлечения, удовольствие, клуб. Интересен тот факт, что в данной категории 45% ассоциаций связано именно с путешествиями: путешествия, острова, поездки, море, горнолыжные курорты.
  5. Физическое восприятие (6,3%): Тезис данной категории можно определить так: «деньги — это то, что можно увидеть, потрогать». Он объединяет следующие ассоциации: бумажка, валюта, доллар, кошелек, купюра, мелочь, монета, наличные, средства, золото, ценные бумаги.
  6. 6. Деятельность. (4,4%). Категория представлена условиями и способами получения денег (50% от данной категории): зарабатывать,  бизнес, работа, профессионализм,  труд;  и результатом их достижения: зарплата, стипендия, прибыль.
  7. Покупки(2,1%). Деньги у данной категории людей ассоциируются с покупками, безграничной тратой финансовых ресурсов.
  8. Вред (2,1%). Небольшая часть опрошенных определяют деньги как вредоносный фактор для человека. Они считают, что деньги вызывают такие качества как злость, агрессия, зависть.
  9. Необходимость для существования (1,7%). 1,7% опрошенных считают, что деньги необходимы для покупки товаров первой необходимости, таких как еда, обувь, одежда.
  10. Меркантильность (1,6%). Меньшинство опрошенных отнесли деньги к факторам, развивающим в человеке алчность, меркантильность, скупость[5].

Выделенные категории позволяют констатировать, что для опрошенных значимыми ассоциациями остаются те, которые определяют достаток и качество жизни человека, отдых и удовольствия. Эти категории определили подавляющее большинство ассоциаций. Не менее значимой категорией оказывается принятие денег с точки зрения той власти, которую они могут давать людям. Показательно, что ассоциации, связанные с зарабатыванием денег, получением денег как элемента вознаграждения за какой-либо труд, представлены в незначительном объеме. Это лишь подтверждает факт того, что экономическое поведение молодого поколения в период профессионального становления в меньшей степени окрашено трудовой мотивацией, а в большей степени ориентировано на потребление, желание иметь высокий уровень благосостояния и возможности позволить себе отдых и развлечения. Отсутствует ориентация больше работать и больше получать. Налицо — стиль жизни потребительского общества.

По мнению С.Б. Абрамовой, взрослые люди (от 27 лет), в отличие от детей, считают деньги возможностью решить повседневные проблемы и быть независимыми и уверенными. Старшее поколение, в свою очередь, рассчитывают на деньги, как на средство «спокойно дожить до старости».

Таким образом, основываясь на данных исследованиях, можем выделить три основные группы с различным отношением к деньгам:

  1. От 20 лет — в основном потребительское отношение к деньгам;
  2. От 27 лет – деньги, как способ быть самодостаточным;
  3. Старшее поколение — деньги, как на средство «спокойно дожить до старости» [6].

Таким образом, представление современной молодежи о финансовой сфере лежит на невысоком уровне, что отрицательно сказывается на последующем этапе их жизни, так как они попадают в совершенно новую для них экономическую среду, о которой у большинства имеются довольно ограниченные представления.

Отметим, что на всех этапах гражданского и профессионального становления человека возникает проблема управления социальными процессами со стороны государства, одним из результатов такого управления становится современное представление гражданами своего финансового, экономического положения в обществе.

Возникают новые социальные феномены, новые принципы организации жизни и деятельности людей в условиях перехода к рынку, к правовому государству, к росту значимости человеческой личности и ее ответственности в определении собственной жизни. Появляется необходимость осознанного управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, то есть управления человеческим ресурсом в системе его взаимодействий.

 Управление человеческим ресурсом развивается на трех разных уровнях, которые представлены в таблице 1.

Данная таблица позволяет проанализировать значимость управления человеческим ресурсом, как главным фактором в развитии компаний.

Современная экономическая психология развивается на стыке и на основе психологии личности, психологии труда, социальной психологии, психологии рекламы, психологии управления и организационной психологии, и это определяет особенности ее метода и ее предметную область.

Человек — существо социальное, поэтому его развитие зависит от того общества, в котором он живет. В том числе ответственность за его финансово-экономическую грамотность, экономическую социализацию берет на себя его окружение, родители, школа, университет, государство в целом. Вопрос, поднимаемый в данной статье, остается весьма актуальным на сегодняшний день.

Список литературы

  1. Грошев И.В. В любой ситуации получать выгоду // ЭКО. 2002, № 12. С. 161-170.
  2. Голубева Е.В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. №4. С. 8-18.
  3. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013, № 10. С.184-194.
  4. Абрамова С.Б. Социокультурные особенности отношения к деньгам.
  5. Пацакула И.И., Коваленко Л.Г. Мотивация экономического поведения студенческой молодежи  в контексте их отношения к деньгам. //Финансовый журнал. 2010. №3. С.167-С.170. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23403175&pff=1
  6. Полтавская М.Б., Козлова С.И., Сонина М.А. Роль денег в современном обществе в оценке старшеклассников (социально‐экономический аспект) // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Труды III международной научной интернет‐конференции март–июнь 2009 г. Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. С. 33.