Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10291

Человек в агрессивной среде социальных сетей

Person in aggressive social media environment

Сайфудинова Назиля Зарифовна, старший преподаватель, Казанского Государственного Энергетического Университета, г. Казань

Алимгулова Диана Маратовна, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань           

Биккулова Галия Ниязовна, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань                            

Богомолова Анастасия Игоревна, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань                          

Мухаметшин Марсель Рафаэльевич, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань                            

Saifutdinova N.Z., senior lecturer, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Alimgulova Diana Maratovna, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Bikkulova Galiya Niyazovna, Kazan State Power Engineering University, Kazan

Bogomolova Anastasia Igorevna, Kazan State Power Engineering University

Mukhametshin Marsel Rafaelevich, Kazan State Power Engineering University, Kazan 

Аннотация. В данной статье приводится классификация и понятия агрессивного поведения в Интернете. Рассмотрено влияние длительного нахождения в виртуальной реальности на настроение и психологию человека. Отмечено практическое влияние социальных сетей на примере бесконтактного общения с людьми.

Summary. This article presents the classification and concepts of aggressive behavior on the Internet. The influence of a long stay in reality on the mood and psychology of a person is considered. The practical influence of social networks is noted on the example of contactless communication with people.

Ключевые слова: социальная сеть, агрессивная среда, буллинг, троллинг, флейм, агрессивно настроенные авторы.

Keywords: social network, aggressive environment, bullying, trolling, flame, aggressive authors.

В последнее десятилетие социальные сети стали площадкой, где люди могут не только самовыражаться и самоутверждаться, но и вести диструктивные коммуникации. Таким образом, человечество сталкивается с нарастающей проблемой агрессивно настроенных пользователей Интернета. Данная проблема развивается по причине отсутствия чувства ответственности за высказывания в социальных сетях, поскольку одно ощущение безопасности и защиты «за экраном» дает возможность выражать свои эмоции и мысли под публикациями в социальных сетях зачастую в неуместной деструктивной форме. Это связано с тем, что у каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремится удовлетворить — это могут быть потребность в общении, реализации своего мнения, проявления собственного негативного состояния и прочее. Исходя из этого, социальная сеть дает ощущение удовлетворения всех перечисленных потребностей. Принцип строится на том, что пользователь публикует собственные мысли или заимствованные цитаты и сразу же получает обратную связь в виде «лайков», комментариев, «комплиментов», однако, подобное взаимодействие может быть и диаметрально противоположным.

Актуальность данной темы заключается в том, что человек находится в зоне комфорта виртуального мира, не неся ответственности за оставленные комментарии. Подобному поведению может соответствовать отсутствие собственной интересной реальной жизни, чувство зависти и так далее. Поведение людей достаточно давно рассмат­ривается в рамках психологии и педагогики, но сейчас появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении, а именно  агрессия людей в се­ти Интернет, в частности, в социальных сетях.  

По мнению  кандидата филологических наук, доцента кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Шмакова А.А., речевой агрессии в социальных сетях очень много. Она выражается в различных проявлениях. Это обусловлено несколькими причинами, указанными в таблице 1.

Согласно данной теории «Взрослый» должен контролировать в себе состояния и «Ребенка», и «Родителя». Исходя из принципа Э.Берна, можно сделать вывод, что у агрессивно настроенных людей доминирует «Ребенок» или «Родитель» критикующего состояния. Это приводит к дисбалансу личности и возникновению агрессоров, как в реальной жизни, так и в виртуальной. Поскольку человек, который чувствует внутреннюю гармонию, не будет искать, и распространять негатив под «постами» других людей [2].  

Агрессоры, как правило, рассчитывая на анонимность, не предполагают какую-либо ответственность за свои действия. Такое поведение в области современной психологии получило название «феномен социального растормаживания (disinhibition)», когда люди, не опасаясь потенциального наказания и неодобрения, позволяют себе гораздо больше, чем привыкли в обычной жизни, где они несут ответственность за свои поступки и высказывания.

Различные виды деструктивного поведения в сетевых сообществах получило название – киберагрессия, означающая форму общения, противоречащего нормам социального поведения в том или ином сообществе в интернет-среде, представленные на рисунке 1.

Рассмотрим подробнее перечисленные выше виды агрессивного поведения:

1) троллинг — это явление можно охарактеризовать как процесс размещения на виртуальных коммуникативных ресурсах провокационных сообщений, с целью нагнетания конфликтов посредством нарушения правил этического кодекса Интернет взаимодействия

2) буллинг — целенаправленная травля, вызывание раздражения участников коммуникации с целью унижения конкретного человека.

3) флейм — это фактически ожесточенный спор ради спора в интернет пространстве. Когда многие участники уже забыли о том, с чего начался спор, перешли на личностные оскорбления, претензии на почве религии, национальности, пола и профессиональных навыков [3].

Таким образом, под любыми постами (особенно у популярных личностей) в Instagram, Twitter, Вконтакте можно обнаружить негативные комментарии в отношениях различных аспектов жизни. Тем не менее, важно, чтобы люди уважали друг друга и не распространяли негативное настроение. Ведь очень важно сохранять вежливый и уважительный тон общения. В том случае, если конфликтной ситуации не избежать, не стоит игнорировать и бояться «плохих» комментариев, огорчаться и опускать руки. Наоборот рекомендуется воспринимать их как часть естественного взаимодействия с пользователями [4].

Список литературы

  1. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. – С. 174
  2. Ильин Г. Л. Социология и психология управления. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. – С. 224
  3. Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. — 2012. — №4 (55). — С. 110-126.
  4. Ковалева А.С. Теоретические и методологические аспекты исследования межличностных отношении в молодежной среде: Препринт. — СПб.: Изд-во СП6ГУ-ЭФ. 2005.