Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10266

Проблемы и перспективы развития туризма в Нижегородской области 

Problems and prospects of tourism development in the Nizhny Novgorod region

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) – филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Мухина Мария Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Сычев Артем Александрович, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Mukhina M.V., mariyamuhina@yandex.ru

Sychev A.A., sychevaa@std.mininuniver.ru 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития туризма и отдыха в Нижегородской области. Автором проведено теоретическое и аналитическое исследование, с помощь опроса населения. В процессе исследования актуальности развития туризма в Нижегородской области определены основные факторы, характеризующие направления в области туризма. Для решения проблемы развития туризма в Нижегородской области нами проведено исследование на предмет мотивации населения, выявления предпочтений в выборе туристического отдыха в Нижегородской области. Автором проанализирован6ы основные показатели опроса и сделан вывод по развитию туризма и отдыха в Нижегородской области.

Summary. The article deals with the problem of tourism and recreation development in the Nizhny Novgorod region. The author has carried out a theoretical and analytical study using a survey of the population. In the process of studying the relevance of tourism development in the Nizhny Novgorod region, the main factors characterizing the directions in the field of tourism have been identified. To solve the problem of tourism development in the Nizhny Novgorod region, we conducted a study to motivate the population, identify preferences in choosing a tourist vacation in the Nizhny Novgorod region. The author analyzed the main indicators of the survey and made a conclusion on the development of tourism and recreation in the Nizhny Novgorod region.

Ключевые слова: развитие туризма, экономическая активность, стратегия.

Keywords: tourism development, economic activity, strategy

На сегодняшний день туризм играет важную роль в социально-экономическом развитии территорий страны: обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение уровня благосостояния общества.

Отрасль туризма оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких секторов экономики как: услуги средств размещения, строительство, транспорт, связь, торговля, производство товаров широкого потребления и сувенирной продукции, общественное питание и др.

Вопрос развития туризма в России носит актуальных характер, обусловленный рядом факторов.

В процессе исследования актуальности развития туризма в Нижегородской области определены основные факторы:

  • наличие огромного потенциала: в сегментах культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и сельского туризма, охоты и рыбалки.

Актуальность темы обусловлена мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития въездного и внутреннего туризма как одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики и мультипликационным эффектом развития туризма, благодаря которому создаются рабочие места и повышается занятость населения.

  • актуальность обусловлена конкуренцией со стороны регионов РФ. Опыт развития туризма в субъектах РФ показал эффективность финансирования программ, что способствовало увеличению бюджетов на их реализацию в 10 и более раз.

В процессе исследования нами изучено теоретическое обоснование развития туризма, проведен анализ мотивации населения Нижегородской области по отношению к туризму. Для определения показателей мотивации проведен опрос населения Нижегородской области в количестве 50 участников [2].

Туризм сегодня является самой развивающей отраслью в мире. Все больше и больше возрастает международное туристическое отношение между странами, лидирующей страной на данный момент является Франция, Россия занимает 9 место, что и обуславливает решение данного исследования в области развития туризма в России.

По прогнозу экспертов, количество международных туристов продолжит увеличиваться в среднем на 3,3% в год, особенно в Европе, и достигнет к 2030 году 1,8 млрд. человек

По статистики роста мирового туризма возрастает и среднегодовой показатель за период 2010-2030 года. (диаграмма 1).

По данным Всемирной туристской организации сфере туризма в настоящее время принадлежит около 9% мирового ВВП. Большую его долю составляет внутренний туризм – 72,3%.

Лидирующей страной по доходам от туризма за последние 5 лет является США. Их доходы в туристической индустрии в 2017 году выросли на 6,9% и составили 204,5 млрд. долларов. Россия, к сожалению, в список топ-10 стран-лидеров по доходам от туризма не попала [1].

Исследуя проблему развития туризма в Нижегородской области нами проведено исследование на предмет мотивации населения, выявления предпочтений в выборе туристического отдыха в Нижегородской области.

Получить такую информацию можно с помощью анкетного опроса. На основание этого нами разработаны вопросы определяющие необходимую информацию для достижения проставленной цели исследования – изучение нижегородского рынка туристических услуг, а также отношение населения к путешествиям и туризму по Нижегородской области.

Наибольшую долю во внутреннем туризме Нижегородской области занимают лечебно-рекреационный, культурно-познавательный, деловой и круизный виды туризма. Развивается событийный и приключенческий туризм с активными формами передвижения [3].

В Нижегородской области есть много туристических достопримечательностей,   самыми популярными их них являются  двух- и трёхдневные туры по северному и южному кольцу Нижегородской области. Маршрут «Нижний Новгород — Городец — Семёнов — Светлояр — Нижний Новгород» знакомит туристов с народными художественными промыслами: хохломской росписью, городецкой росписью, золотой вышивкой и резьбой по дереву. Есть и много другие достопримечательностей.

Рассмотрим полученные результаты проведенного исследования. В процессе исследования участвовало 60 человек жителей Нижегородской области, в основном это возрастная категория от 25-до 35 лет.    

В 2019 году Нижегородская область вошла список самых популярных регионов, заняв 7 место, среди 85 регионов России. Рейтинг был составлен журналами «Отдых в России» и Tourism & Leisure in Russia. Однако среди самих нижегородцев ситуация иная, более половины нижегородцев редко путешествуют по области (51%), один раз в год – 22,4%, раз в полгода – 14,3%, а довольно часто лишь 12,2% респондентов [4].

Организация путешествия — комплекс действий, обеспечивающих успешное совершение туристского путешествия. Характер, содержание и их объем зависят от формы путешествия (самодеятельное, по путевке), длительности его, сложности маршрута, избранного способа передвижения. Поэтому очень важно решить для себя каким образом вы хотите организовать свое путешествие. На вопрос, какие факторы наиболее значимы при выборе туристической фирмы, большая часть респондентов (91,7%) отметила важность наличия положительных отзывов туристической фирмы. Для 70,8% нижегородцев важен широкий ассортимент предлагаемых услуг. Приоритет имиджу фирмы отдают 35,4%, а низким ценам 31,3% опрошенных

Анализ данных проведенного исследования показал, что большинство респондентов в ближайшее время хотели бы отдохнуть за границей – количество таких людей составило – 85,7%, лишь 14,7% отказались от этой идеи диаграмма 2.

На вопрос о том, какие виды отдыха наиболее предпочтительны рекреацию на базах отдыха отметили – 36,7% опрошенных, речные круизы – 24,5%, экологические туры по Нижегородской области — 16,3%, автобусные экскурсии -12,2%, а санатории и пансионаты с лечением – 10,2% (рис.15).

Привлекательность регионов определяется несколькими параметрами, одним из них является конкурентоспособность, создающая преимущественное положение регионов на рынке.

Туристская привлекательность может быть обусловлена актуализацией привлечения иностранных туристов, а также активизацией внутреннего туризма в регионе. Важно, что развитие туризма влияет на иные области экономики в регионе.

Несмотря на низкий показатель внутреннего туризма, большинство нижегородцев знают большое количество достопримечательностей и мест для отдыха и туризма и готовы посоветовать своим друзьям наиболее привлекательные, по их мнению, места. Кроме того, жители региона считают привлекательным (93,9%) Нижний Новгород и Нижегородскую область для туризма диаграмма 4.

Таким образом, результаты исследования нижегородского туристического рынка позволили выявить следующий особенности:

  • Предпочтения нижегородцами зарубежных туров, несмотря на достаточно большой выбор программ и высокую вариативность видов туризма по Нижегородской области. Лишь 4,1% нижегородцев из числа опрошенных отметили приоритет родного региона
  • Рост числа туристов, организующих свой отдых без участия туристических агентств
  • Положительные отзывы и широта ассортимента предлагаемых услуг являются наиболее значимыми факторами при выборе турфирмы.
  • Низкий уровень обслуживания и, как следствие, интерес к культуре других регионов России, а также зарубежья. Некоторые эксперты связывают отсутствие интереса у нижегородцев к туристическим поездкам по родному региону с потребностью сменить обстановку, что подразумевает выезд за пределы региона.
  • Более половины нижегородцев (51%) редко путешествуют по Нижегородской области, несмотря на то, что считают регион привлекательным для туризма и отдыха (93,9%) и знают множество достопримечательностей [2].

Таким образом, Нижегородская область – один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с серьезным фундаментом для развития туризма. Во многом это развитие зависит от региональных властей, от их скоординированной работы по реализации проектов в сфере туризма в разных направлениях (событийный, экологический, промышленный и др). Также целесообразно создание крупных региональных туроператоров на основе государственно-частного партнерства.

Проведенное исследование туристического рынка также показало, что необходима работа по улучшению сервиса как в туристических компаниях, так и на объектах инфраструктуры туристических объектов.

Для России туристская привлекательность имеет особую актуальность, так как позволяет развивать отдельные регионы нашей страны, наращивая их внутренний потенциал. 

Список литературы

  1. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 29
  2. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
  3. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
  4. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
  5. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 с.