Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10359

Некоторые аспекты туризма трущоб в мире

Some aspects of slum tourism in the world

Белякова Мария Юрьевна, к.э.н. зав. кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы , Москва

Кехайрова Мария, Российская академия народного хозяйства и государственной службы  

Belyakova M.Yu., Ph.D. Head of  Department, RANEPA, Moscow

Kehayova Mariya, (Bulgaria) Master, Russian Academy of National Economy and Public Administration

Аннотация. В статье, сделана попытка рассмотреть туризм в трущобах, его генезис, при этом используются этнографический и онлайн-анализ.  Проанализированы основные локации трущобного туризма. Анализируется также, восприятие и опыт западных посетителей, а именно потребителей этого вида туристского продукта. Рассмотрены модели поведения местных туроператоров по трущобному туризму.  Показаны отношения государств к этому виду туризма.

Summary.  In the article, an attempt is made to consider tourism in slums, its genesis, using ethnographic and online analysis. The main locations of slum tourism are analyzed. It also analyzes the perception and experience of Western visitors, namely consumers of this type of tourism product. Behavior models of local slum tourism tour operators are considered. The relations of states to this type of tourism are shown.

Ключевые слова: туризм, виды туризма, туризм трущоб, гетто, туры, туристы, экономика впечатлений.

Keywords: tourism, types of tourism, slum tourism, ghettos, tours, tourists, economy of impressions.

В последнее время в мире все больше и больше идет развитие туризма.  Причем количественные показатели сопровождаются и качественными изменениями. Появляются или реставрируются виды туризма, которые связаны с экономикой впечатлений [2]. Все уже давно привыкли к тому, что объектами посещения в туризме являются музеи, выставки, природные парки, события и т.д. Но мировым трендом последнего времени является возрождение на новой основе туризма в трущобах или гетто-туризм — это вид городского туризма, который включает посещение бедных районов. Цель туризма в трущобах состоит в том, чтобы предоставить туристам возможность увидеть «нетуристические» районы страны или города. Необходимо подчеркнуть, что данный вид туризма совершенно не изучен в российской научной литературе. И этому есть свое объяснение — в самой стране нет таких «объектов показа», а наши соотечественники пока этим не особенно интересуются. Это означает, что туризм в трущобах, каким мы его знаем сегодня, является относительно новым и в настоящее время недостаточно исследованным, а объем научной литературы только начинает формироваться. При чем, она относится к последнему десятилетию и это в основном западные источники.

Чтобы лучше понять это явление, проанализируем его в ХIХ век, когда в Оксфордском словаре английского языка датируется первое употребление этого слова в 1884 году. Буквально это значит «посещать или часто посещать трущобы в дискредитирующих целях; чтобы прогуливаться, возможно, с подозрением о безнравственных занятиях». В Лондоне люди посещали такие районы трущоб, как Уайтчепел или Шордич, чтобы наблюдать за жизнью в этой ситуации.

К 1884 году более состоятельные люди в Нью-Йорке начали посещать Бауэри и Файв Пойнтс в Нижнем Ист-Сайде, районы бедных иммигрантов, чтобы увидеть, «как живет другая половина». Ранние визиты начались под видом «благотворительности», но в течение следующих нескольких десятилетий практика распространилась и в других городах США. В связи с возрастающим спросом туроператоры разработали путеводители по этим обедневшим районам.

В то же время, такой интерес спровоцировал и принес, некоторые положительные результаты. Оксфордский и Кембриджский университеты открыли учебные центры в конце 19-го века для информирования социальной политики, что было возможно только благодаря непосредственному осмотру неблагополучных районов. Таким образом, появились научные центры по изучению этого явления.      

После Второй мировой войны популярность этого вида туризма естественно пошла на убыль из-за создания социального обеспечения и социального жилья, а затем снова возросла в 1980-х и 1990-х годах, когда спрос на рабочую силу увеличился и возрос приток из развивающихся стран.

В то же время, 1980-х годах прошлого столетия, в Южной Африке чернокожие жители организовали экскурсии по городкам, чтобы рассказать местным правительствам о том, как живет чернокожее население, они хотели, чтобы мир понял их бедственное положение. Такие туры привлекали иностранных туристов, которые хотели больше узнать об апартеиде.

А уже к середине 1990-х годов начали организовываться международные туры по направлениям в наиболее неблагополучные районы развивающихся стран, часто известные как трущобы. Они выросли в популярности, и часто ими управляют и рекламируют профессиональные компании. Например, в Кейптауне свыше 300 000 туристов ежегодно посещают город, чтобы осмотреть трущобы. Современные туристы хотят получить подлинный опыт, а не побеленные туристические зоны, которые были так популярны в 1980-х годах. Туризм в трущобах отвечает этому желанию, предлагая заглянуть в мир за пределами их личного опыта.

Поскольку объектом нашего исследования является туризм трущоб как вид туризма, то необходимо коротко остановиться на самом понятии –трущобы. По данным ООН, трущобы — это место, где люди имеют небезопасный статус проживания. Это означает, что они не имеют законного права собственности  ни на что. И само их проживание в данном месте является не законным.      Трущобы характеризуются неадекватным доступом к безопасной воде и санитарии, плохо построенным жильем и переполненностью.  В 2003 году Организация Объединенных Наций провела новаторское исследование, в котором изучалась проблема трущоб. Более десяти лет спустя он все еще сталкивается с этими проблемами, поскольку число людей, живущих в трущобах, продолжает расти и в настоящее время достигает более одного миллиарда человек. Это составляет 33% мирового городского населения. Цифра просто чудовищная для нашего времени. К 2020 году трущобы станут основной средой обитания для людей в развивающемся мире. Во всяком случае, это, вероятно, преуменьшение. В 2007 году социологи что глобальное городское население впервые превысило сельское население.

Еще в 2008 году статистика показала, что более 70 % городского населения Африки живут в трущобах. Официальные данные, как известно, недооценивают цифры, что было четко указано в ходе переписи, проведенной обитателями трущоб в Индии. Прогнозы мирового населения также различаются. По некоторым оценкам, к 2050 году городские трущобы будут насчитывать более двух миллиардов человек, тогда как другие утверждают, что отметка в три миллиарда будет достигнута уже к 2030 году. В любом случае, общепризнанно, что трущобы являются огромной и растущей проблемой с различных точек зрения: экономические, социальные, политические и, конечно, медицинские.

Таким образом, трущобы еще долго не потеряют своей актуальности, следовательно, и этот вид туризма имеет некую перспективу. В связи с этим проанализируем основные места дислокации этого вида туризма.

До выхода фильма «Миллионера из трущоб» в 2008 году, Мумбаи был местом трущоб. Мы прекрасно понимаем, как кинематограф стимулирует развитие видов туризма, например фильм «Римские каникулы». Так произошло и в данном случае.  Появился интерес, и возникло предложение. Концепция туризма в трущобах в последнее время стала привлекать больше внимания, как СМИ, так и научных кругов. В декабре 2010 года в Бристоле состоялась первая международная конференция по туризму трущоб. Создана социальная сеть людей, работающих в трущобах или с ними.

Как и во всех сферах туризма, туризм в трущобах может быть безопасным или нет, но безопасность – это первое и важнейшее условие.   При выборе тура по трущобам, гости должны проявлять должную осмотрительность, чтобы определить, является ли тур лицензированным, имеет ли хорошую репутацию на сайтах проверки и следует ли местным правилам. Например, Reality Tours and Travel ежегодно принимает 18 000 человек в туры по Дхарави, Индия. В этих турах освещаются положительные стороны трущоб, такие как инфраструктура больниц, банков и развлекательных заведений, а также отрицательные стороны, такие как нехватка жилых помещений, ванных комнат и куча мусора. Тур показывает гостям, что не у всех есть дом среднего класса, но это не значит, что у них нет яркой жизни. Кроме того, 80% доходов от туров направляются обратно в проекты по благоустройству.   

К сожалению, другие компании, имеющие аналогичные названия и логотипы, предлагают «туры», которые не демонстрируют положительные и отрицательные стороны, но эксплуатируют сообщество. Они также не перекачивают средства обратно в сообщество. Поскольку пока не существует стандарта для туроператоров по трущобам, туристы должны сами определить, действует ли конкретная туристическая компания с точки зрения этики и ответственности.

Бразильские фавелы, районы трущоб, которые обычно расположены на окраинах крупных городов, таких как Сан-Паулу, привлекают 50 000 туристов каждый год. В Рио-де-Жанейро, безусловно, самые трущобные туры в любом городе Бразилии. Туризм трущоб бразильских фавел поощряется федеральным правительством. Туры дают возможность понять, что эти холмистые сообщества являются яркими сообществами, а не просто трущобами, наполненными наркотиками, которые изображают в кино. Обученные гиды водят туристов по фавелам в фургоне, а затем предлагают пешеходные экскурсии, чтобы показать местные развлечения, общественные центры и даже встретиться с людьми, которые там живут. Как правило, фотографировать запрещено в трущобах, сохраняя уважение к людям, которые там живут. Для чего правительство участвует в развитии этого вида туризма. Цели правительства по туризму включают:

  • объяснение экономики фавелы (занятость, социальное обеспечение, аренда рынков и многое другое);
  • выделение инфраструктуры фавелы (больницы, магазины, банковское дело, мода и развлечения);
  • тур по школам и общественным центрам и проектам;
  • общение с гражданами и посещение их домов;
  • проба еды в местном ресторане.

Некоторые бесплатные экскурсии по фавелам в Рио-де-Жанейро предоставили доступную возможность для толпы, которая проникла в город во время Кубка мира и летних Олимпийских игр, в то время как большинство компаний продолжают взимать плату. Хотя Бразилия тщательно структурировала свою программу по туризму в трущобах, опасения остаются. Несмотря на правила и инструкции, некоторые туристы фотографируют и делятся фотками в социальных сетях. Некоторые туроператоры также используют туристов, утверждая, что их туры поддерживают местный бизнес, а, фактически не возвращая населению ничего. Самая большая проблема заключается в том, что, когда туризм в трущобах идет не так, это оказывает влияние на реальную жизнь людей. Ответственный туризм в трущобах зависит от руководящих принципов правительства, этических туроператоров и внимательных туристов. Когда они собираются вместе, туристы могут получить безопасный опыт путешествий, получить более широкое мировоззрение и сообщества могут извлечь выгоду.

Исследования фавелы Росинья в Рио-де-Жанейро показывает, что 84 процента жителей трущоб положительно относятся к туризму, а еще 9 процентов чувствуют себя равнодушными. В то же время мотивация туристов остается в основном без внимания. Существует также аргумент, что иностранцы должны подвергаться негативному воздействию глобального капитализма. Адвокаты спрашивают, как будут происходить какие-либо изменения, если не будет никакого участия. Исследования утверждаеют, что туризм повышает осведомленность о реалиях состояния трущоб [7].

Еще один пример с другого континента. Сотни городков в трущобах стоят вдоль берегов рек, железнодорожных путей и мусорных свалок в столице Филиппин — в самых густонаселенных районах одного из самых густонаселенных городов мира. Около четверти из 12 миллионов человек считаются «неформальными поселенцами». Манила является ярким представителем глобальной проблемы.  Богатое культурное наследие привлекает посетителей в Манилу, но некоторые чувствуют себя вынужденными оставить безопасность исторического центра, чтобы увидеть неравенство города. Туроператоры на Филиппинах, а также в таких местах, как Бразилия и Индия, отреагировали на это предложением «туров по трущобам», которые проводят посторонних через их самые бедные, маргинальные районы.

Smokey Tours в Маниле связывали туристов с реальностью, с которой сталкивались жители городской свалки в Тондо (до 2014 года, когда она закрылась), чтобы рассказать свои истории. Теперь компания совершает поездку по Басеко возле порта, расположенного в том же многолюдном районе. Местный фотограф Ханна Рейес Моралес документировала свой опыт прогулок с группой по заданию для National Geographic Travel. «У меня было разрешение фотографировать этот тур, как у оператора, так и у должностных лиц сообщества, но сам тур не предусматривал политику фотографирования туристов» [13]. Из-за того, что политику трудно было обеспечить, некоторые гости тайно делали фотографии на своих телефонах.

Особое место среди трущобного туризма занимает Болгария. Феномен этого вида туризма в стране – это цыганские гетто. При почти однородном национальном составе населения (почти 90 % болгары), цыгане всегда селились на территории страны и сегодня их менее 5% населения.  Но ту же картину мы видим и в близких с Болгарией: Венгрией, Румынией, Словакией, Молдавией. Однако трущобный туризм возник только в Болгарии. И именно в этой европейской стране существуют туры в цыганские гетто. В каждом городе Болгарии есть свой цыганский квартал, но в Пловдиве этот квартал обрел совершенно особые масштабы. Он называется Столипиново и является самой густонаселенной местностью на Балканах. Столипиново считается также самым крупным цыганским районом в Европе. Всего здесь, на берегу реки Марицы, проживают около 50 тысяч человек (но это, весьма приблизительно, так как провести нормальный учет практически невозможно).  Место названо в честь Аркадия Столыпина — русского генерала, отца премьер-министра и знаменитого реформатора Петра Столыпина, который после окончания Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. стал генерал-губернатором Восточной Румелии и Адрианопольского санджака (будущей Болгарии). В последнее время болгарское население страны выступает против цыган и гетто, но решение проблемы еще не найдено.

Все эти проблемы естественно вызывает серьезные споры вокруг неудобной моральной дилеммы при реализации этого вида туризма. Неважно, как вы это называете — туры в трущобах, туры в реальность, приключенческий туризм, туризм в бедности — многие считают эту практику чуть более, чем привилегированными людьми с расслабленной челюстью, наблюдающими за менее удачливыми. Другие утверждают, что они повышают осведомленность. Должны ли туристы просто держать глаза закрытыми?

Для того чтобы в этом разобраться необходимо проанализировать мнения самих участников туров, то есть туристов, купивших этот продукт. В обзоре TripAdvisor один недавний участник из Вирджинии высоко оценил внимание к сообществу. «Было приятно услышать об экономике, образовании и средствах к существованию жителей», — пишет она. «Туристическая группа не разрешает фотографировать или делать покупки, что я считаю действительно важным». Таким образом, он не чувствовал себя эксплуататором. Один путешественник из Лондона прокомментировал крайность сцены. «Мне пришлось остановиться примерно через 20 минут из-за обстановки. Тур не для слабонервных. Мне бы хотелось, чтобы на сайте было еще несколько оговорок, чтобы предупредить нас обо всем».

Reality Tours надеется бросить вызов стереотипному восприятию трущоб как отчаянных мест, населенных безнадежными людьми. Тур представил обитателей трущоб как продуктивных и трудолюбивых, а также довольных. Проанализировав более 230 обзоров Reality Tours в своем исследовании, доктор Мелисса Нисбетт из Королевского колледжа Лондона поняла, что для многих посетителей Дхарави бедность практически не видна [6]. «Как показывают обзоры, бедность игнорировалась, отрицалась, упускалась из виду и романтизировалась, но, кроме того, она была деполитизирована». Не обсуждая причину существования трущоб, этот тур лишил свободы бедственного положения и, казалось, только помогал не тем людям — привилегированным западным посетителям среднего класса.

Некоторые критики обвинили Reality Tours (туристическая компания) в «преступлениях против человечества» за вторжение в частную жизнь жителей трущоб и обращение с ними «как с животными», утверждая, что туроператоры были «паразитами» и должны быть заключены в тюрьму. Хотя это явно чрезмерно, стоит отметить глубину ощущения здесь того, что значительная часть академической и основной литературы привлекает туристов и туристических компаний, а не правительства, которые странным образом отказались от этого [4]. Это примечательно, поскольку трущобы являются результатом безудержного капитализма, неадекватного городского планирования и отсутствия инвестиций в основные общественные услуги. Трущобы растут в городах. Города не строятся из трущоб.    

Представители индийского правительства проявили смелость в своих утверждениях о том, что туроператоры должны быть наказаны. Эта точка зрения не в состоянии признать, что многие компании в этой области используют бизнес-модель, при которой прибыль от туров возвращается обратно в местное сообщество [8]. Вышеупомянутые Reality Tours выиграли «награду за ответственный туризм», за этические действия. Исследование показывает, что многие туроператоры имеют моральную ответственность [7]. Кроме того, нет никаких доказательств того, что туризм в трущобах может оказать пагубное воздействие на жителей, и в целом жители трущоб не испытывают дурных предчувствий по отношению к туристам. Исследование трущоб Дхарави в Мумбаи показало, что только 12 процентов жителей трущоб выразили негативное или скептическое отношение к туризму трущоб. Более того, Сликкер и Коенс показывают, что эти взгляды со временем стали более позитивными, поскольку жители узнают больше о туризме в трущобах [11]. Привитера — один из немногих авторов, которые активно хвалят туристические компании за предоставление реальных и подлинных обменов, которые противостоят стереотипам и позволяют людям понимать другие культуры [9]. Однако вопрос о том, насколько туризм в трущобах способствует «обмену», является предметом дискуссий.

С благими намерениями компания заявляет, что 80 процентов прибыли приносят пользу сообществу благодаря усилиям ее НПО, которая работает над обеспечением доступа к здравоохранению, организацией образовательных программ и многим другим. Соучредитель Крис Уэй поговорил с National Geographic: «Мы стараемся быть максимально прозрачными на нашем веб-сайте, который развеивает опасения многих людей». Уэй лично отказывается от зарплаты за свою работу.

Главный вопрос должен быть: является ли бедность главной причиной посещения?

Геттоизированные районы по-прежнему вплетены в ткань крупных городов мира, каждая из которых имеет свои политические, исторические и экономические проблемы, которые нельзя обобщить. Точно так же мотивы туризма внутри них столь же разнообразны, как и сами участники тура. Для всех участников, операторов или гостей, индивидуальные намерения имеют наибольшее значение. Улучшение связей между странами позволяет путешествовать большему количеству людей, чем когда-либо прежде, причем число иностранных туристов быстро растет с каждым годом. Хотя процветание и качество жизни возросли во многих городах, неравенство также возросло. Поскольку путешественники все чаще ищут уникальный опыт, который обещает подлинный опыт в ранее закрытых местах, доступ через туры помогает поместить некоторые области на карту.

Путешествие объединяет людей, которые иначе не встретились бы, а затем дает возможность поделиться значимыми историями с другими людьми дома. Доктор Фабиан Френцель, который изучает туризм городской бедности в университете Лестера, отмечает, что одним из ключевых недостатков бедности является отсутствие признания и голоса. «Если вы хотите рассказать историю, вам нужна аудитория, и эта аудитория обеспечивает туризм». Френцель утверждает, что даже посещение самого интересного тура лучше, чем полное игнорирование этого неравенства.

При покупке трущобного туризма, каждый должен понимать, что «звездности» тут быть не может. Но мотивацией туристов может стать  этический рейтинг, который скажет вам, насколько хорошо работает оператор, или если тур приносит пользу сообществу. Таким образом, мы должны выяснить это перед бронированием:

  • размер имеет значение. Огромный тур, грохочущий по окрестностям в автобусе с кондиционером, вероятно, не будет способствовать обмену с местными жителями. Спросите, сколько людей будет в вашем туре;
  • посмотрите на основные моменты и выясните, как долго вы будете находиться в каждом месте. Посетители нуждаются в большем количестве времени для реальных обменов с местными жителями, какими бы реальными они не были. Убедитесь, что у вас есть достаточно времени для общения;
  • узнайте, как был разработан тур. Кто придумал маршрут? Почему вы посещаете одно место, а не другое? Спросите организаторов, были ли вовлечены местные жители, и перепроверьте, как только вы в сообществе;
  • следуйте за деньгами. Узнайте, куда идет прибыль. Возвращена ли некоторая прибыль сообществу? Что было достигнуто — есть ли больше школ, проектов, образования или рабочих мест в результате? Спросите операторов и дважды проверьте их ответы.

Конечно, большую часть этой информации будет нелегко найти, особенно перед тем, как вы закажете. Но, задавая правильные вопросы, вы проявляете заботу и заставляете туроператоров решать эти проблемы. После того, как вы отправитесь в тур, вы лучше поймете этику, и если вам не нравится то, что вы видите, всегда есть социальные сети.

Итак, является ли туризм трущоб этически приемлемым или эксплуататорским? Каковы преимущества и недостатки туризма в трущобах? Помогают ли наши туристические доллары этим сообществам или мы просто платим за то, чтобы заглянуть в жизнь, которую мы не собираемся испытывать более чем на несколько минут? Почему туризм трущоб плох (или может быть)? Организованные посещения трущоб подвергаются жесткой критике, особенно по мере того, как они становятся все более популярными.

Большая часть критики вращается вокруг этих недостатков туризма трущоб:

  • туры в трущобах рассматривают людей как животных в зоопарке — вы смотрите снаружи, но не осмеливаетесь подходить слишком близко;
  • посетители не заинтересованы в содержательном взаимодействии; они просто хотят, чтобы их сфоткали; контакт с местными жителями минимален;
  • деньги редко стекают — вместо этого операторы заполняют свои карманы, но хваленые «выгоды для сообщества» не материализуются; туризм в трущобах приносит пользу бедности;
  • люди чувствуют себя униженными, потому что смотрят на их вещи — мытье, уборку, приготовление пищи, личные вещи; их права на неприкосновенность частной жизни могут быть нарушены. Представьте себя на противоположном конце: как бы вы себя чувствовали?
  • даже когда они участвуют в качестве хозяев, местным жителям часто не доплачивают и эксплуатируют.;
  • имидж страны может быть омрачен публикацией информации о трущобах;
  • туры делают бедность экзотической, потусторонней, почти очаровывающей то, что для жителей является суровой реальностью, которая останется, как только туристы уйдут.

Есть обратная сторона — посетители, которые принимают эти туры, могут искренно заботиться и интересоваться людьми, живущими в трущобах.

Вот некоторые из возможных преимуществ туризма в трущобах:

  • даже если это всего лишь немного, некоторые деньги поступают в сообщество или покупают произведения искусства или сувениры; это лучше для местных жителей, чем собирать мусор из вонючей кучи;
  • могут открываться местные благотворительные организации;
  • помочь правительствам быстрее перейти к улучшению условий;
  • даже в самых бедных районах могут возникнуть экономическая и культурная сфера деятельности;
  • это поможет улучшить наше понимание.

Тем не менее, есть и оценки, которые показывают, что местное население вообще не получает выгоды, особенно когда негативные воздействия учитываются при анализе затрат и выгод. Предполагаемый эффект «просачивания» в настоящее время широко опровергнут. Хотя некоторая конкретность была бы полезна с точки зрения выгод для сообщества, правительства, страны или города, в настоящее время имеется мало доказательств в поддержку аргумента экономического развития на местном уровне, за исключением того, что представляется небольшим количеством мелких и индивидуальных случаев предпринимательства. Поскольку продолжающийся рост трущоб стимулируется и поддерживается глобальными факторами, даже если бы туризм трущоб был эффективным с точки зрения развития, он был бы на таком низком уровне, что он мало повлиял бы на марш неолиберализма.

Для других авторов ключевой вопрос заключается в коммерциализации бедности, поднимая вопросы о том, кому это выгодно. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что сообщества трущоб находятся в неблагоприятном положении. В этом аргументе подразумевается, что туроператоры или правительства получают выгоду. Литература не переполнена отчетами о недобросовестных туристических компаниях, и мало доказательств того, что правительства получают какую-либо значимую прибыль. В большинстве случаев политики не поддерживают туризм в трущобах. Индийское правительство осудило это, поскольку было замечено, что оно искажает страну, подрывает ее туристические усилия и противостоит истории успеха экономического развития. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку этого либо. Кажется, это скорее дело национальной гордости. Трущобы в Дели, которые нельзя было переместить вовремя к Играм Содружества в 2010 году, были огорожены бамбуковыми экранами и скрыты от посетителей. Это также произошло в Рио-де-Жанейро, поскольку туристы, прибывающие на Олимпийские игры, были ограждены от комплекса фавел Алемао красочной стеной фресок, которую местные жители прозвали «Стеной позора» [12]. Когда в 1996 году Майкл Джексон посетил трущобы Рио, чтобы снять музыкальное видео, власти ответили с негодованием, полагая, что это подорвало бы имидж города и поставило бы под угрозу его будущую заявку на Олимпийские игры.

В то время как много говорится об этике туризма в трущобах, очень мало внимания уделяется власти, которая в основном отсутствует в дискуссиях. Даже отредактированный сборник эссе на тему «Туризм в трущобах: бедность, власть и этика» лишен какого-либо серьезного взаимодействия с теориями власти [5]. Точно так же, всестороннее исследование туризма трущоб Френцель не рассматривает власть [6]. Есть много признаков того, что туризм в трущобах меняется. Для увеличения прибыли создается больше благотворительных организаций, все больше вовлекаются местные жители, оспариваются негативные стереотипы, местные ремесленники поощряются в продаже своих работ туристам по справедливым ценам, а сами туроператоры начинают понимать, что туризм в трущобах это не похоже на массовый туризм: им не надо „втискивать всевозможные развлечения в кратчайшие сроки”.

Итак, что же это: лучше ли посетителям остановиться в роскошном отеле в центре города, делая вид, что они не видят трущоб по соседству?

Но все это относится к периоду до пандемии COVID-19, которая сегодня одинаково страшна для всех слоев населения, но особенно для жителей трущоб.  Какова будет реальность этого вида туризма после пандемии пока сложно прогнозировать. [1] Но сегодня мы видим очень сложную картину по всей мировой экономике, но больше всего конечно пострадал туризм во всех его видах: от бизнес туризма [3] до  семейного отдыха.  Можно только предположить, что общее обнищание населения, особенно в развивающихся    странах может привести не только к разрастанию  трущеб, но и кпоявлению новых.

Список литературы

1.Белякова М.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на состояние туризма и возможности его развития после прекращения эпидемии // Россия и мир. Мировая экономика и международные отношения в эпоху многополярного мира: сборник научных статей / под редакцией О. В. Архиповой и А. И. Климина; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». – СПб.: «Фора-принт», 2020. – 100 с. – С. 20 – 26.

2.Пайн Джозеф Б. «Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена» Москва. Из-во Вильямс. 2005       

3.Сулейманова К.А. Влияние пандемии коронавирусной инфекции Covid 19 на всемирную выставочную индустрию. Экономика и предпринимательство, 2020 .№ 2. С.229-233

4. Burgold J., Rolfes M. Of Voyeuristic Safari Tours and Responsible Tourism with Education Value: Observing Moral Communiation in Slum and Township Tourism in Cape Town and Mumbai. DIE ERDE – J. Geograph. Soc. Berlin, 144 (2), pp. 161-174. 2013

5. Frenzel F. et al. Slum Tourism: Poverty, Power and Ethics. Routledge, Oxon. 2012

6. Frenzel F. Slumming It. Zed Books Ltd, London. 2016

7. Frenzel F., Koens K. Slum tourism: developments in a young field of interdisciplinary tourism research. Tourism Geograph.: An International Journal of Tourism Space, Place and Environment, 14 (2), pp. 195-212. 2012

8. Nisbett М. Empowering the empowered? Slum tourism and the depoliticization of poverty. Geoforum, 85, pp. 37-45. 2017

9. Privitera D. Tourist valorisation of urban poverty: an empirical study on the web. Urban Forum, 26 (4), pp. 373-390. 2015

10. Rolfes M. Poverty tourism: theoretical reflections and empirical findings regarding an extraordinary form of tourism. GeoJournal, 75 (5), pp. 421-442. 2010

11. Slikker N. Perceptions of the Dharavi Community Regarding Slum Tourism and Affiliated NGO Operations. Stenden University, Undergraduate Thesis. 2014

12.Официальный сайт газеты The Guardian. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.theguardian.com/global-development/2016/aug/02/rio-olympics-view-from-the-favelas-mare-going-out-to-buy-bread-can-cost-a-life (дата обращения: 05.12.2019)

13.Официальный сайт журнала National Geographic [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.nationalgeographic.com/travel/features/photography/history-controversy-debate-slum-tourism/ (дата обращения: 02.12.2019)