Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.37

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10324

Особенности анализа ситуаций на рынке услуг

Features of the analysis of situations in the services market

Черней Ольга Тахирована, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Краснопевцев Владимир Андреевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Cherney O.T., fiolet1975@mail.ru

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Krasnopevtsev V.A., tfk1001@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности анализа рынка услуг. Дается определение рынка как очередной раздел о маркетинговом плане, который становиться настоящей основой для дальнейшего написания бизнес-плана. Рассматривается характеристика бизнес-планирования как основная особенность развития рынка услуг. Обоснован вывод, что  конкурентный анализ развития рынка услуг должен содержать компоненты, характеризующие особенности бизнес-планирования.

Summary. The article discusses the features of the analysis of the service market. The analysis of the market is defined as the next marketing section on the marketing plan, which becomes the lack of a real security foundation for further identifying the writing of a business plan. The characteristic of business planning is considered as the main feature of the development of the services market. The conclusion is substantiated that the competitive one calculates the analysis of the development of the services market; the financial components must contain clock components characterizing the features of business planning.

Ключевые слова: бизнес-план, анализ услуг, рынок, финансирование.

Keywords: business plan, service analysis, market, financing.

Анализ рынка – одна  из наиболее важных составляющих любой маркетинговой стратегии. Если провести правильно анализ рынка,  появится четкое  представление о пути, по которому фирме нужно двигать свой бизнес.

К тому же хороший анализ рынка позволит заинтересовать инвесторов, обойти подводные камни и, самое главное, привлечь клиентов.

Однако, все компании разные и, соответственно, все они могут по-разному подходить к подготовке бизнес-планов и разработке стратегий, что обусловлено различными причинами и разной целевой аудиторией. Так, если бизнес довольно мал, и мы хорошо знает своего клиента, то в таком случае, анализ рынка может быть пустой тратой времени. Если же разрабатывать бизнес-план для внутреннего пользования, то нет необходимости в изучении общеотраслевых данных, чтобы подтвердить свои прогнозы, то и в этом случае без анализа рынка также можно обойтись [2].

Поэтому, перед тем, как начинать исследовать  рынок, обязательно оцените, насколько ценна будет информация, которую получим в ходе исследования.

Если искать финансирование, то анализ рынка будет ключевым фактором, для убеждения аудитории, что  бизнес-идея опирается на точные цифры и конкретные факты [3].

Анализ рынка – это по сути, определение особенностей, уникальных для конкретного рынка с последующим анализом этих самых особенностей, который направлен на то, чтобы принять правильные решения касательно своего бизнеса.

Проводя анализ рынка, можно собрать ценные данные, которые помогут лучше узнать своих клиентов, определить соответствующее ценообразование и выявить слабые места у конкурентов.

Включить в бизнес-план анализ рынка – это правильный подход, особенно на этапе разработки новой маркетинговой модели. Даже если форма предприятия будет индивидуальный предприниматель и без поиска финансирование, чтобы успешно начать свой бизнес, все равно важно иметь перед собой четкий план. Важно понимать, что анализ рынка – это не просто очередной раздел маркетингова плана, порой он сам становиться настоящей основой для дальнейшего написания плана [4].

Если необходимо получить банковский кредит или убедить инвестора в том, что идея действительно способна принести прибыль, то анализ рынка просто необходимо для того, чтобы кредиторы или инвесторы увидели, насколько идея будет привлекательна на рынке. Так или иначе, основательный маркетинговый план с анализом рынка будет неоценим. Необходимо определить своих потенциальных потребителей и привлечь инвесторов, и здесь поможет четкое представление о том, по какому пути вести бизнес сейчас и в будущем. То время, которое будет затрачено на исследование рынка, вернется многократно в виде прибыли. Анализируя свой рынок, можно стать профессионалом в среде маркетинга и таким образом сможете превзойти конкурентов, которые в свое время не потрудились уделить анализу рынка какого-либо внимания.

Анализ рынка должен включать в себя обзор отрасли, исследование целевого рынка, анализ конкурентов, собственные прогнозы для бизнеса и различные правила, которые нужно будет выполнять [5,6].

Здесь важно рассмотреть текущее состояние своей отрасли и определить, куда  отрасль движется в целом, и проиллюстрировать это все основными отраслевыми показателями, такими как размер, тенденции, жизненный цикл и прогнозируемый рост или спад. Такой подход позволит банку или инвестору увидеть, что наша фирма знаете свое дело, и, сделав свою домашнюю работу, приехали подготовленные презентовать свою бизнес-идею.

Важно с самого начала иметь четкое представление о своем целевом рынке. Именно здесь много начинающих предпринимателей допускают ошибку, думая о том, что весь рынок – это и есть все их потенциальные клиенты [7,8].

Анализируя рынок, сужаясь при этом на своих настоящих потребителя можно максимально эффективно использовать свой маркетинговый бюджет, привлекая лояльных клиентов, которые будут распространять положительную информацию о нашем бизнесе. Целевой рынок, описанный в маркетинговом плане, должен содержать следующее:

Нужно обратить внимание на демографические данные своих потенциальных клиентов, такие как возраст, доход и место их проживания. Также необходимо обрисовать психологический портрет своего покупателя: знать их интересы и привычки, а также уметь объяснить, почему именно мы можем лучше всех удовлетворить их потребности [9].

Емкость рынка. В этой части можно провести свое исследование и узнать, кто конкуренты и где они находятся, а также определить, сколько клиентов ежегодно тратят на данную  услугу.

В результате, всеми этими действиями определяется, насколько велик потенциальный рынок.

В бизнес-плане необходимо отразить прогноз увеличения емкости будущего рынка. И на основе этих данных определить фактическую или планируемую рыночную долю предприятия [11]. Рекомендуется раскрыть использованные принципы определения рыночной доли компании, придерживаясь при этом иерархии, представленной на Рис. 1. Целевая доля рынка может быть использована в бизнес-плане как основание для прогноза объема продаж. Если же ожидаемый объем продаж рассчитан другими методами, то рекомендуется рассчитать на его основе прогноз доли рынка.

Таким образом, конкурентный анализ должен содержать следующие компоненты:

  • анкетирование и опросы клиентов;
  • посещение мест продаж с целью анализа качества оформления торговых точек, ассортиментной политики и принципов выкладки товара;
  • интернет-источники;
  • анкетирование и опросы экспертов по этой отрасли;
  • поиск источников инсайдерской информации;
  • отраслевые обзоры и открытые формы отчетности;
  • публичные мероприятия с участием конкурентов – конференции, выставки, семинары. 

Список литературы

  1. Abramova, N.S., Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Chaikina, Z.V., Kaznacheeva, S.N. Formation of Socio-Economic Culture of Future Engineers (2020) Lecture Notes in Networks and Systems 73, с. 1041-1047
  2. Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepova L.I., Kutepov M.M., Vaganova O.I.  Organization of the research activities of service majors trainees// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 187-193.
  3. Иванов,Г.Г. Экономия организации. Торговля: учебник/Г.Г. Иванов — Москва: Инфра-М, 2012. — 352 с.
  4. Левушкина, С.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / С.В. Левушкина; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет». – Ставрополь: Секвойя, 2017. – 80 с.
  5. Мазилкина,Е.И. Организация работы магазина: учебное пособие/Е.И. Мазилкина — Москва: Дашков и К, 2011. — 224 с.
  6. Памбухчиянц,О.В. Организация и технология коммерческой деятельности:учебник/ О.В. Памбухчиянц- Москва: Дашков и К, 2012. — 640с.
  7. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Теоретические аспекты проведения процесса реструктуризации промышленных предприятий // В сборнике: Математика и математическое моделирование. Сборник материалов XIII Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2019. С. 166-167.
  8. Романовская Елена Вадимовна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Бакулина Наталья Александровна, Максимова Ксения Алексеевна Инструменты регулирования мировой банковской системы //Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 23.      
  9. Романовская Елена Вадимовна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Бакулина Наталья Александровна, Максимова Ксения Алексеевна Инструменты регулирования мировой банковской системы//Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 23.
  10. Седых Е.П., Житкова В.А. Модель автоматизированной системы оценки эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений города Нижнего Новгорода // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4 (29). С. 1.
  11. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 9