http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2020

УДК 331.44

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10310

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN HUMAN RESOURCES
MANAGEMENT

Сафонов Алексей Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента,
Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990,
Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: safonov_2003@list.ru

Safonov Aleksei
Yurevich
, CSc, Management Department, Faculty of
Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological
University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st.
Petropavlovskaya, 23

Аннотация. В статье раскрыты особенности существующие в сельском хозяйстве, такие как  тесная взаимосвязь экономических и демографических процессов, специфика процесса производства. Определен ряд функций которые выполняет Корпоративная (организационная) культура.

 В материале
охарактеризован вклад корпоративной культуры в систему управления мотивационным
процессом.

Summary. The article reveals the features existing in agriculture, such as the close relationship of economic and demographic processes, the specifics of the production process. A number of functions that Corporate (organizational) culture performs are defined.
  The material describes the contribution of corporate culture to the motivation process management system.

Ключевые
слова:
корпоративная культура,
сельское хозяйство, человеческие
ресурсы, система управления.

Keywords: corporate
culture, agriculture, human resources, management system.

Введение. Общие теоретические принципы корпоративной культуры
применимы в управлении любым производственным предприятием. В то же время
практические механизмы реализации должны строиться с учетом специфики
конкретной отрасли экономики. В частности, известно, что в сельском хозяйстве
существуют несколько иные, чем в других отраслях, методы организации процесса
бизнеса.

Исследование. Процесс агробизнеса характеризуется территориальной рассредоточенностью,
природно-климатической и биологической обусловленностью. Это связано с тем, что
главным средством производства является земля, а в качестве предметов труда
выступают живые организмы и растения. Они развиваются на основе биологических,
а не экономических законов. Поэтому сельское хозяйство представляет собой
способ производства особого рода, так как к механическому и химическому
процессам здесь присоединяется органический процесс.  [5].

В сельском хозяйстве существует тесная взаимосвязь
экономических и демографических процессов. Во-первых, в силу особых
потребительских свойств сельскохозяйственная продукция составляет материальную
основу человеческой жизни. Продовольствие и продукты переработки
сельскохозяйственного сырья занимают значительное место в фонде потребления
домохозяйств. «На этом базируется органичная связь сельского хозяйства с
процессом воспроизводства человека, а значит с домашним хозяйством и семьей –
первичными ячейками любой социальной организации» [4]. Во-вторых, «в силу
пространственной рассредоточенности сельскохозяйственного производства и
связанной с ней относительно мелкой системой расселения людей
сельскохозяйственные предприятия «вынуждены» выполнять часть функций по
социальному обслуживанию населения в целях обеспечения равного с городом уровня
удовлетворения потребностей в социальных услугах» [7].

В сельском хозяйстве свою
специфику имеет и процесс производства
. Большое влияние на него оказывает
территориальная рассредоточенность. Она, как отмечает А. Чаянов, вызвана
отчасти тем, что «человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин,
собрать в одну» [10].

Следующей специфической особенностью сельхозпредприятия является сезонная загруженность. Процесс использования человеческих ресурсов во многом определяется сезонностью деятельности и разной степенью занятости работников в разные времена года. В отдельные периоды значительно возрастает напряженность труда работников предприятия и увеличивается продолжительность рабочего дня, в другие периоды нужно занять работников.

Грамотные руководители, учитывая эти особенности, в
подходах к управлению персоналом, пользуются таким эффективным инструментом как
корпоративная культура.

На предприятии с развитой корпоративной культурой у
работников происходит формирование сопричастности, личной ответственности за
успех предприятия и, как следствие, устойчивой лояльности работников к
предприятию. Культура помогает и быстрой адаптации новых работников.

Корпоративная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и
текущий регламент деятельности. Ей органично присущи типовые особенности,
формирующиеся под прямым воздействием набора факторов внутреннего и внешнего
характера. Большое количество типологий говорит о факте многоаспектности ее
исследования;  выбор  того 
или  иного  типа 
с  целью  охарактеризовать действующую организацию
всецело зависит от восприятия данной проблемы конкретным  менеджером 
и,  порой,  приводит  к 
выработке  собственной типологии,  так 
как  идеального  совпадения 
характеристик  на  практике 
не встречается.

Несмотря на методологические трудности, проблема развития корпоративной культуры является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Формирование культуры выведет любое предприятие на новый уровень развития, характеризующийся максимально эффективным использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.

Корпоративная культура – это формализованная (кодекс) или
неформализованная система ценностей, норм общения, стандартов, традиций,
существующих в организации. Корпоративная культура включает в себя не только
условия труда работников и уровень заработной платы, но и корпоративные
ценности предприятия, систему информирования работников, в том числе цепочку
обмена информацией между руководителем и работником, культурный досуг
работников предприятия.

Корпоративная
культура может быть формализована в виде свода ценностей или корпоративного
кодекса.

Корпоративная (организационная) культура выполняет целый ряд функций:

1. Охранная функция состоит в создании
барьера,ограждающегоорганизацию от нежелательных внешних
воздействий.

2. Интегрирующая функция–усиливает
систему социальнойстабильности в организации. Корпоративная культура –
своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию,
обеспечивая присущие для нее стандарты поведения.

3. Регулирующая функция–является
средством,с помощью которогоформируются и контролируются формы
поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.

4. Ориентирующая функция культуры направляет
деятельностьорганизации и ее участников в необходимое русло.

5. Мотивационная функция–усиливает
вовлеченность в делаорганизации и преданность ей. выражается в чувстве
общности всех членов   организации.

6. Функция имиджа организации,формирует определенный имиджорганизации, отличающий ее от любой
другой. [1]

Корпоративная культура создается не в один день, это затратный по времени и ресурсам процесс. Но это очень важный процесс, так как он вносит очень серьезный вклад в систему управления мотивационным процессом. Совершенствование которого может идти с различной степенью детализации. Расширенный набор элементов, входящих в систему управления мотивацией, приведен на рисунке 1.

Методология мотивации включает цели, законы и теории,
функции, методы, технологии мотивации и практику. Процесс мотивации
представляет систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих
решений, информационное обеспечение. Структура мотиваторов включает
функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений,
факторные схемы мотиваторов и профессионализм персонала.

Техника управления включает компьютерную и
организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние и внешние, типа
интернет), систему документооборота.

В свою очередь, методология и процесс управления
формируют управленческую деятельность, а структура и техника мотивации –
механизм управления; состояние элементов системы мотивации работников
непосредственно отражается на эффективности фунционирования организации в
целом.  

Весьма «прибыльным» делом является создание комфортных условий
для производительного труда. Помимо эффекта, получаемого от уменьшения
текучести кадров, повышается среднегодовая производительность труда, а также
улучшается жизненный тонус в целом. Другой подкласс составляют факторы,
обеспечивающие позитивное отношение к труду и к его результатам. Среди них:
улучшение социально-психологического климата; совершенствование материального и
морального стимулирования; формирование ценностных ориентации, воспитание
бережливости к собственности, активности работников в трудовой сфере; повышение
престижности и привлекательности аграрного труда; обеспечение культурного
досуга.

О действенности этих факторов на мотивацию
свидетельствуют многие исследования. Достаточно сказать, что лишь позитивный
социально-психологический климат в коллективе повышает эффективность
производства на 15–18%. А формирование бережливого отношения к средствам
производства, повышение ответственности людей за результаты труда позволили бы
сберечь ежегодно в среднем 40 млн тонн зерна, 3–4 млн. тонн картофеля, 28–30
млн тонн кормов в кормовых единицах в год [3].

Следует отметить, что структура внешних мотиваторов труда
весьма динамична, каждый отдельный фактор имеет свой уровень проявления, а
соответственно, и управления. Социально-психологический климат, например,
формируется в основном в первичном коллективе, а повышение дисциплины –
слагаемые усилий не только трудового коллектива, но и предприятия, создание
социальных условий – государства. Поэтому для практического использования
факторов мотивации необходимы их более детальные группировки, которые должны
учитывать отраслевую специфику и уровень их использования, а также их
ситуационные комбинации.

Выводы. Почему это важно именно в сельхозпредприятии?

  • Персонал сельхозпредприятия состоит из работников разного уровня подготовки и образованности – от узких специалистов до рабочих
  • территориальная разрозненность подразделений сельхозпредприятия
  • сезонность труда

Корпоративная культура является объединяющим и
скрепляющим элементом для управления большим разрозненным предприятием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксакова А. Н. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности. // Управление персоналом. 2009. № 13 (215) С. 53-56.

2. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя,
исправить // Управление персоналом. 2010. № 9.

3. Жидких Е.И. Роль руководителей и специалистов в
формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий. //
Вестник Алтайского государственного аграрного университета №4 2004.

4. Лепке О. Б. Вопросы
формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений.

5. Медведев Е., Свеженцев И.
Проблемы теории и практики управления// Повышение эффективности управления
предприятия за счет процессно-ориентированного подхода к управлению. 2014. № 5.
С. 103.

6. Моргунов Е. Организационная культура: единство и
множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 26-30.

7. Петриков А. В. Специфика
сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России.

8. Титов К.В. Оценка эффективности корпоративной культуры
в сельскохозяйственном предприятии. Научно-образовательный потенциал молодежи в
решении актуальных проблем 21 века. Ачинский филиал Красноярский
государственный аграрный университет.

9. Тихомирова О. 
Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное
пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 151 с.

10. Чаянов А. В. Основные идеи
и методы работы общественной агрономии. – М.: «Наука», 1991. – 451 с.