Московский экономический журнал 5/2020
УДК 331.44
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10310
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ
THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN HUMAN RESOURCES
MANAGEMENT
Сафонов Алексей Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента,
Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990,
Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: safonov_2003@list.ru
Safonov Aleksei
Yurevich, CSc, Management Department, Faculty of
Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological
University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st.
Petropavlovskaya, 23
Аннотация. В статье раскрыты особенности существующие в сельском хозяйстве, такие как тесная взаимосвязь экономических и демографических процессов, специфика процесса производства. Определен ряд функций которые выполняет Корпоративная (организационная) культура.
В материале
охарактеризован вклад корпоративной культуры в систему управления мотивационным
процессом.
Summary. The article reveals the features existing in agriculture, such as the close relationship of economic and demographic processes, the specifics of the production process. A number of functions that Corporate (organizational) culture performs are defined.
The material describes the contribution of corporate culture to the motivation process management system.
Ключевые
слова: корпоративная культура,
сельское хозяйство, человеческие
ресурсы, система управления.
Keywords: corporate
culture, agriculture, human resources, management system.
Введение. Общие теоретические принципы корпоративной культуры
применимы в управлении любым производственным предприятием. В то же время
практические механизмы реализации должны строиться с учетом специфики
конкретной отрасли экономики. В частности, известно, что в сельском хозяйстве
существуют несколько иные, чем в других отраслях, методы организации процесса
бизнеса.
Исследование. Процесс агробизнеса характеризуется территориальной рассредоточенностью,
природно-климатической и биологической обусловленностью. Это связано с тем, что
главным средством производства является земля, а в качестве предметов труда
выступают живые организмы и растения. Они развиваются на основе биологических,
а не экономических законов. Поэтому сельское хозяйство представляет собой
способ производства особого рода, так как к механическому и химическому
процессам здесь присоединяется органический процесс. [5].
В сельском хозяйстве существует тесная взаимосвязь
экономических и демографических процессов. Во-первых, в силу особых
потребительских свойств сельскохозяйственная продукция составляет материальную
основу человеческой жизни. Продовольствие и продукты переработки
сельскохозяйственного сырья занимают значительное место в фонде потребления
домохозяйств. «На этом базируется органичная связь сельского хозяйства с
процессом воспроизводства человека, а значит с домашним хозяйством и семьей –
первичными ячейками любой социальной организации» [4]. Во-вторых, «в силу
пространственной рассредоточенности сельскохозяйственного производства и
связанной с ней относительно мелкой системой расселения людей
сельскохозяйственные предприятия «вынуждены» выполнять часть функций по
социальному обслуживанию населения в целях обеспечения равного с городом уровня
удовлетворения потребностей в социальных услугах» [7].
В сельском хозяйстве свою
специфику имеет и процесс производства. Большое влияние на него оказывает
территориальная рассредоточенность. Она, как отмечает А. Чаянов, вызвана
отчасти тем, что «человек не может солнечные лучи, падающие на сто десятин,
собрать в одну» [10].
Следующей специфической особенностью сельхозпредприятия является сезонная загруженность. Процесс использования человеческих ресурсов во многом определяется сезонностью деятельности и разной степенью занятости работников в разные времена года. В отдельные периоды значительно возрастает напряженность труда работников предприятия и увеличивается продолжительность рабочего дня, в другие периоды нужно занять работников.
Грамотные руководители, учитывая эти особенности, в
подходах к управлению персоналом, пользуются таким эффективным инструментом как
корпоративная культура.
На предприятии с развитой корпоративной культурой у
работников происходит формирование сопричастности, личной ответственности за
успех предприятия и, как следствие, устойчивой лояльности работников к
предприятию. Культура помогает и быстрой адаптации новых работников.
Корпоративная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и
текущий регламент деятельности. Ей органично присущи типовые особенности,
формирующиеся под прямым воздействием набора факторов внутреннего и внешнего
характера. Большое количество типологий говорит о факте многоаспектности ее
исследования; выбор того
или иного типа
с целью охарактеризовать действующую организацию
всецело зависит от восприятия данной проблемы конкретным менеджером
и, порой, приводит к
выработке собственной типологии, так
как идеального совпадения
характеристик на практике
не встречается.
Несмотря на методологические трудности, проблема развития корпоративной культуры является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Формирование культуры выведет любое предприятие на новый уровень развития, характеризующийся максимально эффективным использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.
Корпоративная культура – это формализованная (кодекс) или
неформализованная система ценностей, норм общения, стандартов, традиций,
существующих в организации. Корпоративная культура включает в себя не только
условия труда работников и уровень заработной платы, но и корпоративные
ценности предприятия, систему информирования работников, в том числе цепочку
обмена информацией между руководителем и работником, культурный досуг
работников предприятия.
Корпоративная
культура может быть формализована в виде свода ценностей или корпоративного
кодекса.
Корпоративная (организационная) культура выполняет целый ряд функций:
1. Охранная функция состоит в создании
барьера,ограждающегоорганизацию от нежелательных внешних
воздействий.
2. Интегрирующая функция–усиливает
систему социальнойстабильности в организации. Корпоративная культура –
своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию,
обеспечивая присущие для нее стандарты поведения.
3. Регулирующая функция–является
средством,с помощью которогоформируются и контролируются формы
поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации.
4. Ориентирующая функция культуры направляет
деятельностьорганизации и ее участников в необходимое русло.
5. Мотивационная функция–усиливает
вовлеченность в делаорганизации и преданность ей. выражается в чувстве
общности всех членов организации.
6. Функция имиджа организации,формирует определенный имиджорганизации, отличающий ее от любой
другой. [1]
Корпоративная культура создается не в один день, это затратный по времени и ресурсам процесс. Но это очень важный процесс, так как он вносит очень серьезный вклад в систему управления мотивационным процессом. Совершенствование которого может идти с различной степенью детализации. Расширенный набор элементов, входящих в систему управления мотивацией, приведен на рисунке 1.
Методология мотивации включает цели, законы и теории,
функции, методы, технологии мотивации и практику. Процесс мотивации
представляет систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих
решений, информационное обеспечение. Структура мотиваторов включает
функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений,
факторные схемы мотиваторов и профессионализм персонала.
Техника управления включает компьютерную и
организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутренние и внешние, типа
интернет), систему документооборота.
В свою очередь, методология и процесс управления
формируют управленческую деятельность, а структура и техника мотивации –
механизм управления; состояние элементов системы мотивации работников
непосредственно отражается на эффективности фунционирования организации в
целом.
Весьма «прибыльным» делом является создание комфортных условий
для производительного труда. Помимо эффекта, получаемого от уменьшения
текучести кадров, повышается среднегодовая производительность труда, а также
улучшается жизненный тонус в целом. Другой подкласс составляют факторы,
обеспечивающие позитивное отношение к труду и к его результатам. Среди них:
улучшение социально-психологического климата; совершенствование материального и
морального стимулирования; формирование ценностных ориентации, воспитание
бережливости к собственности, активности работников в трудовой сфере; повышение
престижности и привлекательности аграрного труда; обеспечение культурного
досуга.
О действенности этих факторов на мотивацию
свидетельствуют многие исследования. Достаточно сказать, что лишь позитивный
социально-психологический климат в коллективе повышает эффективность
производства на 15–18%. А формирование бережливого отношения к средствам
производства, повышение ответственности людей за результаты труда позволили бы
сберечь ежегодно в среднем 40 млн тонн зерна, 3–4 млн. тонн картофеля, 28–30
млн тонн кормов в кормовых единицах в год [3].
Следует отметить, что структура внешних мотиваторов труда
весьма динамична, каждый отдельный фактор имеет свой уровень проявления, а
соответственно, и управления. Социально-психологический климат, например,
формируется в основном в первичном коллективе, а повышение дисциплины –
слагаемые усилий не только трудового коллектива, но и предприятия, создание
социальных условий – государства. Поэтому для практического использования
факторов мотивации необходимы их более детальные группировки, которые должны
учитывать отраслевую специфику и уровень их использования, а также их
ситуационные комбинации.
Выводы. Почему это важно именно в сельхозпредприятии?
- Персонал сельхозпредприятия состоит из работников разного уровня подготовки и образованности – от узких специалистов до рабочих
- территориальная разрозненность подразделений сельхозпредприятия
- сезонность труда
Корпоративная культура является объединяющим и
скрепляющим элементом для управления большим разрозненным предприятием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксакова А. Н. Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности. // Управление персоналом. 2009. № 13 (215) С. 53-56.
2. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя,
исправить // Управление персоналом. 2010. № 9.
3. Жидких Е.И. Роль руководителей и специалистов в
формировании корпоративной культуры сельскохозяйственных предприятий. //
Вестник Алтайского государственного аграрного университета №4 2004.
4. Лепке О. Б. Вопросы
формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений.
5. Медведев Е., Свеженцев И.
Проблемы теории и практики управления// Повышение эффективности управления
предприятия за счет процессно-ориентированного подхода к управлению. 2014. № 5.
С. 103.
6. Моргунов Е. Организационная культура: единство и
множественность // Управление персоналом. 2010. № 6 (232) С. 26-30.
7. Петриков А. В. Специфика
сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России.
8. Титов К.В. Оценка эффективности корпоративной культуры
в сельскохозяйственном предприятии. Научно-образовательный потенциал молодежи в
решении актуальных проблем 21 века. Ачинский филиал Красноярский
государственный аграрный университет.
9. Тихомирова О.
Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное
пособие для студентов вузов / О. Г. Тихомирова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 151 с.
10. Чаянов А. В. Основные идеи
и методы работы общественной агрономии. – М.: «Наука», 1991. – 451 с.