Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.1:351.83

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10300

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ)

FORMATION OF AN EFFECTIVE SYSTEM OF TERRITORIAL EDUCATION MANAGEMENT (USE OF EVALUATION CRITERIA AND INDICATORS)

Баранова Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность», Среднерусский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы», г. Орел

Ефремов Иван Анатольевич, преподаватель Центра корпоративного обучения и бизнес-образования, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Евразийский открытый институт», г. Москва

Лидинфа Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения и бизнеса, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел

Панин Александр Владимирович, кандидат технических, доктор экономических наук, доцент кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка и высоких технологий в растениеводстве, Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», г. Москва

Baranova  S.V., svet-svetlanabar@yandex.ru

Efremov  I.A., efremov-iv@yandex.ru

Lidinfa E.P., lidinfa2010@yandex.ru

Panin A.V., paninav1980@mail.ru

Аннотация. Формирование эффективной системы управления регионом в научной статье рассматривается в аспекте необходимости разработки направлений Стратегического развития на основе результатов комплексного анализа социально-экономических показателей. Авторами делается акцент на исследование показателей оценки уровня социально-экономического развития региона и представляется последовательность проведения аналитических процедур. В процессе анализа используются показатели, характеризующие уровень экономического, социального развития, а так же раскрывается возможность оценки степени влияния системы регионального управления (показатели реализации управленческого воздействия). Основным аспектом является обоснование необходимости проведения сравнительного анализа по комплексу однородных территориальных образований Центрального макрорегиона развития.

Summary. The formation of an effective regional management system in the scientific article is considered in the aspect of the need to develop strategic development directions based on the results of a comprehensive analysis of socio-economic indicators. The authors focus on the study of indicators for assessing the level of socio-economic development of regions and present the sequence of analytical procedures. The analysis uses indicators that characterize the level of economic and social development, as well as reveals the possibility of assessing the degree of influence of the regional management system (indicators of implementation of management impact).

The main aspect is the justification for the need to conduct a comparative analysis of the complex of homogeneous territorial entities of the Central macroregion of development.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона; показатели экономического и социального развития региона; критерии оценки уровня политического воздействия в управлении регионом.

Keywords: socio-economic development of the region; indicators of economic and social development of the region; criteria for assessing the level of political influence in the management of the region.

Формирование эффективной системы управления территориальными образованиями является отдельным элементом реализации общей государственной политики, где социально-экономическое развитие регионов представляет собой, без сомнения, приоритетную государственную задачу. Становление современных подходов к реализации стратегических задач развития России требует формирования новых методов и способов организации оценочной деятельности в области эффективности использования ресурсной базы, где неоднородность регионального развития вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей территориальных образований.

Основываясь на наличии классификации регионов, подтверждающих их неоднородность, можно представить основные факторы воздействия, позволяющие в большей мере давать объективную оценку реализации социально-экономической политики (рисунок 1). При исследовании современных подходов к оценке уровня социально-экономического развития территориальных образований изучались работы Гирина А.Н., Петухова Н.А., Горидько Н.П., Нижегородцева Р.М., Рудаковой О.В.,  Полянина А.В., Светунькова С.Г. и других авторских коллективов [1,  2,  3, 4, 5, 6, 7, 8].

Значительный интерес вызвали работы Слепнева Л.Р., где автором предлагается использование сравнения расчетного показателя по отдельному региону к его среднему значению по исследуемой группе [9].

Обобщение действующих методик и разработанных авторских подходов позволило представить алгоритм проведения оценки уровня социально-экономического развития регионов, включающий 5 основных этапов на рисунке 2. Анализ показателей, рекомендуемых к использованию для оценки уровня социально-экономического развития регионов и исследование факторов воздействия, позволили не только обобщить и систематизировать основные из них, но и дополнить их, показателями характеризующими «политический аспект» или показателями реализации управленческого воздействия.

Под показателями реализации управленческого воздействия в данном случае понимаются критерии эффективности работы руководителей регионов России и региональных органов исполнительной власти [10].

На рисунке 3 отражены показатели, связанные с экономическими, социальными и политическими аспектами, рекомендуемые для оценки уровня социально-экономического развития региона.

Следует отметить, что выбор комплекса показателей оценки уровня социально-экономического региона носит дискуссионный характер и может быть дополнен в зависимости от поставленных задач проведения аналитических процедур, а так же изменен с учетом специфики функционирования территориального образования и его стратегической направленности. Наиболее актуальны вопросы оценки социально-экономического развития становятся в аспекте реализациимер по снижению дифференциации уровней развития регионов в РФ.

Различия регионального развития территориальных образований в РФ обусловили необходимость разработки и реализации «Стратегии пространственного развития на период до 2025 года», утвержденной распоряжением  Правительства РФ №207-р (далее Стратегия) [11].

Согласно Стратегии: «Целью пространственного развития Российской Федерации является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития различных территориальных образований».

В рамках реализуемой Стратегии предложена принципиально новая система объединения территориальных образований с созданием Центрального макрорегиона развития, включающего Орловскую, Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и город Москва, имеющие стабильный уровень развития и высокую степень концентрации рабочей силы.

Представленное административное обобщение позволит проводить аналитические исследования в области оценки эффективности реализации социально-экономической политики областей Центрального макрорегиона, с целью выявления их рейтинговых позиций и разработке оптимальной стратегии развития. Считаем, что Московская область и г. Москва могут не быть включены в аналитику и расчеты поскольку в данном перечне областей, их относят к территориям ускоренного развития, где г. Москва выполняет функцию крупнейшего экономического центра, оказывающего влияние на социально-экономическое развитие других областей Центрального макрорегиона. Проведенные первичные расчеты анализа индекса роста Внутреннего регионального продукта (ВРП) и его объемов свидетельствует о том, что все территориальные образования, включенные в Центральный макрорегион развития на данный момент готовы обеспечить прогнозируемый вклад в экономический рост РФ до 0,2 процента ежегодно (рисунок 4, 5).

На рисунке 5 представлена классификация регионов в зависимости от объемов ВРП.

Определив среднее значение ВРП по Центральному макрорегиону равное 344,84 млрд. руб., анализируемые субъекты можно условно разделить на две группы:

  1. Территориальные образования с ВРП выше среднего значения: Владимирская, Калужская, Рязанская, Тверская, Тульская и Ярославская области;
  2. Территориальные образования с ВРП ниже среднего значения: Брянская, Ивановская, Костромская, Орловская и Смоленская области.

Качественное повышение эффективности социально-экономического развития подразумевает не только наличие роста экономических показателей, но и создание оптимальных условий для реализации стратегических целей территориального образования.

Отсюда, исследование должно сводиться не только к оценке уровня развития административных центров субъектов, входящих в состав Центрального экономического региона как зон экономического роста, сколько к выстраиванию траектории управленческого воздействия с использованием, представленных на рисунке 3 оценочных критериев.

Обобщенные показатели в таблице 1 сформированы с учетом рекомендуемых критериев оценивания, направленных на анализ уровня экономического, социального и управленческого аспекта, при оценке социально-экономического развития территориального образования.

На основании представленных в таблице 1 параметров, характеризующих социально-экономическое развитие субъектов Центрального макрорегиона, можно представить деление их на 2 категории: «соответствие и превышение средних значений по исследуемой группе»; «расчетные значения ниже средних по группе».

Обобщая данные, представленные на рисунке 6, абсолютными лидерами по показателям экономического развития стоит признать Тульскую, Калужскую и Ярославскую области.

К субъектам хозяйствования, расчетные значения которых ниже средних по группе относятся – Ивановская, Орловская, Владимирская, Костромская и Тверская области.

Согласно исследованию показателей, характеризующих уровень социального развития, можно выделить Тульскую, Калужскую и Брянскую  области (рисунок 7). Низкий уровень достижения социальных показателей отмечен в Орловской области.

Значительный интерес представляет анализ показателей, характеризующих политический аспект или уровень доверия к власти, отраженный на рисунке 8. По данному признаку лидируют 5 субъектов Центрального макрорегиона – Тульская, Владимирская, Калужская, Ярославская и Тверская области.

По комплексу показателей, позволяющих оценить эффективность работы руководителей регионов и региональных органов исполнительной власти, самые низкие значения наблюдаются в Орловской, Брянской, Рязанской и Костромской областях. Следует заключить, что лучшие значения по комплексу показателей социально-экономического развития региона демонстрируют Тульская и Калужская области, именно они являются лидерами по всем исследуемым критериям, что достаточно наглядно представлено на рисунке 10.

Самые низкие показатели развития у Орловского региона, поскольку значения всех расчетных значений ниже среднего уровня по Центральному макрорегиону. Отсюда формирование эффективной системы управления регионом видится в разработке направлений Стратегического развития на основе результатов комплексного исследования социально-экономических показателей:

  1. Ивановской, Орловской, Владимирской, Костромской и Тверской областям необходимо сосредоточиться на повышении эффективности использования ресурсной базы региона, с целью повышения уровня экономического развития территориального образования;
  2. Орловской, Брянской, Рязанской и Костромской областям необходимо сосредоточиться на повышении качества принятия управленческих решений и формировании эффективной региональной системы управления.
  3. Орловской области рекомендуется разработать Стратегию социально-экономического развития, включающую «индикаторы догоняющего развития» и «индикаторы роста», направленные на первом этапе на достижение средних показателей по Центральному макрорегиону.

Таким образом, становление современных подходов к реализации стратегических задач развития России основывается на объективной оценки стартовых условий регионального развития, разработке индивидуальных подходов к траектории положительного воздействия, включающих отдельные управленческие мероприятия необходимые для проведения на региональном уровне.

Литература

  1. Гирина, А.Н. /А.Н. Гирина. // Методика оценки социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. 2013. – № 8(157), август. – С. 82–87.
  2. Петухов, Н.А., Горидько, Н.П., Нижегородцев, Р.М. Факторы экономического роста российских регионов: моделирование, анализ, прогноз/Н.А. Горидько, Р.М. Нижегородцев//: Научная монография. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. – 292 с.
  3. Реформирование системы государственного и муниципального управления в современной России: теория и практика. Полянин А.В., Авдеева И.Л., Головина Т.А., Кыштымова Е.А., Рудакова О.В. Коллективная научная монография /Под редакцией А.В. Полянина. Орел, 2018г.
  4. Путин утвердил 15 критериев оценки работы губернаторовПодробнее на РБК. — URL:https://www.rbc.ru/ politics/26/04/2019/5cc2a8aa9a7947ae40a54401.
  5. Светуньков, С.Г. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов/ А.В. Заграновская, И.С. Светуньков// – СПб., 2012. – 129 с. –http://sergey.svetunkov.ru/economics/complex/files/MD2012.pdf.
  6. Скуфьина, Т.П., Социально-экономическое прогнозирование: проблемы науки и преподавания / Т.П. Скуфьина, С.В. Баранова// Вопросы экономики. – М., 2005. – № 3. – С. 41–48.
  7. Самарина, В.П. Особенности оценки неравномерности социально-экономического развития регионов / В.П. Самарина// Проблемы современной экономики. 2008. – № 1 (25). – С. 300–304.
  8. Светуньков, С.Г. Комплекснозначный анализ и моделирование неравномерности социально-экономического развития регионов/ А.В. Заграновская, И.С. Светуньков// – СПб., 2012. – 129 с. –http://sergey.svetunkov.ru/economics/complex/files/MD2012.pdf.
  9. Слепнев, Л.Р. Оценка уровня развития регионов: методический аспект /Л.Р. Слепнев// – Режим доступа: file:///C:/Users/asus/ Downloads/otsenka-urovnya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-metodicheskiy-aspekt.pdf.
  10.  Российская экономическая модель-8: будущее в условиях кризиса глобализации. Агарков Е.Ю., Арутюнов Э.К., Арутюнян Ю.И., Багмут А.А., Белова Л.А., Белокрылов К.А., Белокрылова О.С., Бершицкий Ю.И., Бражниченко Д.В., Бурковский П.В., Василенко Н.В., Вертий М.В., Власова Н.В., Гайдук В.И., Гайсин Р.С., Генералова С.В., Григорян М.Г., Гришин Е.В., Захарян А.В., Золотарев В.С., Суровцева Е.А. и др.
    Коллективная монография / Краснодар, 2018.
  11. ЕМИСС. (2020). Единая межведомственная информационно-статистическая система. Retrieved from https://www.fedstat.ru/.
  12. Стратегии пространственного развития на период до 2025 года. Распоряжение  Правительства РФ №207-р  от 13.02.2019г. –  URL:http://static. government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf.
  13. Доклад «Социально-экономическое положение России»: URL: https://www.gks.ru/compendium/document/50801.