Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15039

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

QUALITY MANAGEMENT IN CONSTRUCTION INDUSTRY

Лукманов Ришат Алфритович,  Башкирский государственный университет, магистр

Шурганова Анастасия Андреевна, Российский государственный социальный университет, магистр

Латфуллин Вильдар Вильсурович, КФУ(Казанский Федеральный Университет), ИУЭФ (Институт Управления, Экономики и Финансов), специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

Lukmanov Richat Alfritovich, Bashkir state University, мaster

Shurganova Anastasia Andreevna, Russian state social University мaster

Latfullin Vildar Vilsurovich, KFU (Kazan Federal University), IEF (Institute of Management, Economics and Finance), specialty: Accounting, analysis and audit

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные проблемы в управлении качеством в строительной индустрии. Предоставлены примеры, на что может повлиять отсутствие менеджмента качества. Рассмотрены позиции России среди других стран. Выявлена и обоснована важность ИТ-разработок в строительной индустрии. Исследована важность последовательной документации на всех этапах строительства.

Abstract: this article discusses the main problems in quality management in the construction industry. Examples of what can be affected by the lack of quality management are presented. The positions of Russia among other countries are considered. The importance of it developments in the construction industry is revealed and substantiated. The importance of consistent documentation at all stages of construction is investigated.

Ключевые слова: управление качеством в строительстве, менеджмент качества строительной сферы, качество в строительной индустрии.

Keywords: quality management in construction, quality management of the construction industry, quality in the construction industry.

   Раньше без помощи компьютеров люди справлялись с тяжелыми и большими проектами с помощью обычного бумажного документооборота. Однако сейчас подобный метод стал не так эффективен [1].

   На сегодняшний день широкое развитие получила ИТ-сфера в строительстве. В наши дни строительные проекты достигают невероятных масштабов, возросла скорость постройки объектов, и именно поэтому теперь при отсутствии ИТ строительная сфера существовать не может. Требуется огромное количество разнообразных требований по регулированию самого процесса: инвесторы, архитекторы, заказчики, подрядчики, органы власти и так далее.

   Но, конечно, ИТ в сфере строительства значительно отстает от других. Пока преобладают таблицы Excel для лоскутной автоматизации, несмотря на широкий рынок предложений типа 1С, SAP и другие. Что же является барьером для распространения удобных способов автоматизации процесса? Пожалуй, это все-таки недостаточная «зрелость» заказывающих организаций. Поэтому вектор определяют лидеры строительных сфер больших масштабов, у которых вопрос скорости и удобства стоит достаточно остро.

   Любое направление развития строительной сферы  не может  активно развиваться без контроля итоговых показателей качества [2].

   Никто не будет спорить о том, что риски в строительной сфере могут иметь за собой серьезные последствия. Здесь речь идет не только о возможных убытках предприятий, но и о риске угрозы человеческой жизни.

   Возьмем к примеру автомобилестроение. При серьезных ошибках человек может получить серьезные увечья или даже авария может закончиться летальным исходом. Если, например, трубопровод, проложенный по дну моря, имеет ошибки на этапе сварки, это может грозить экологической катастрофой для целого региона, не говоря уже об экономических последствиях для строительной компании. Поэтому ключевой бизнес-процесс в строительстве – это контроль качества всех этапов работы [3].

   Процесс контроля качества, можно сказать, напоминает отладку программ, где в коде, который вызывает сомнения, вносят правки и тестируют отдельные его элементы, чтобы все работало грамотно и без ошибок. Этот процесс может отнимать довольно много времени, но каждый программист знает, что недостаточный контроль качества может быть причиной увеличении рисков настолько, что применение системы будет просто бесполезно в будущем.

   Стоит по возможности обращаться к консультантам, которые компетентны в области управления качеством, чтобы отладить все этапы бизнес-процесса.

   Технически, контроль качества – это совокупность процедур, которые требуют выполнения и полной документации в строго определенные моменты строительства.

   Например, в ходе строительства трубопровода по регламенту следует замерить и испытать конструкции, сварные швы, глубину закладку и множество других параметров. Поэтому контроль качества стоит продумать еще на этапе проектирования. Также очень важно обеспечить входной контроль материалов для строительства.

   Все выглядит простым. Инженер все проверяет, составляет требуемые документы и помещает все данные в общую базу. Если выявляются отклонения, составляется предписание, где фиксируют нарушения качества и уровень риска. Даже может случиться так, что потребуется остановка строительства до устранения опасности. Но, конечно, никто не снимает обязанность с застройщика выполнить все в оговоренные сроки [4].

   ERP-систему применяют как в строительстве, так и в других сферах. Она нужна для учета финансов и производственного планирования: помогает поддержать особенности бухгалтерского учета и всех циклов производства, которому характерны большое количество проектов с разными стадиями реализации. Сейчас на рынке уже существуют доступные типовые решения для застройщиков.

   Надстройка для контроля качества обычно уже входит в ERP-платформу. Конечно, можно использовать и другие платформы, например, BPM или ECM. Главное, чтобы в ней были не только методы контроля качества, но и она обладала мощными аналитическими возможностями, которые будут отвечать за качество хранящейся и передаваемой информации.

   Стандарт ISO 9000 – это базис для построения системы контроля за качеством в разных сферах. В строительной области он не адаптирован и не имеет единого международного стандарта.  Однако некоторые страны уже разработали единые стандарты качества для строительства: Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Австралия и некоторые другие. Но есть страны, которые уже имеют системы управления качеством, например, Англия, Норвегия и Япония.

   Эти стандарты устанавливают региональные и национальные ассоциации строителей и играют роль национального стандарта.

   Россия решила пойти по такому же пути. На саморегулируемые организации возложены все вопросы по качеству строительства, где определены обязательные требования к нормам контроля качества [5].

   Цель любого процесса – это выгоды для обеих сторон. Заказчик получает построенный объект, а исполнитель – денежное вознаграждение, и неважно, речь идет о дачном домике или о жилом комплексе. Но в первом случае заказчик может сам обнаружить ошибки, а во втором нужен системный подход, чтобы все работы были выполнены по стандартам качества.

   Участие заказчика не всегда обязательно. Ведь обычно люди не едут на завод, чтобы понаблюдать за процессом сборки, например, холодильника. При массовом производстве и строительстве больших проектов обычно полагаются на службу контроля качества самого производителя или застройщика [6].

   В жилищном строительстве будущие собственники квартир не могут отследить все этапы строительства, но при постройке масштабных проектов присутствие заказчика – вполне обычное дело. И чем серьезнее заказчик, тем больше регулирующих требований.

   При оперативном реагировании на выявленные отклонения, их своевременном устранении и информировании об этом удовлетворенность заказчика будет расти. Именно это является ключевым показателем эффективной работы.

   Если работа идет «в ручном режиме», такой способ может существенно затормозить процессы передачи необходимой информации, плюс, есть вероятность искажения исходной информации.

   Для качественной связи приходит на помощь Интернет и его возможности.

   Нельзя умалять роли государства  в процессе организации контроля качества.  Для общественной безопасности государство старается регулировать строительство. Но такие процессы очень сложные и дорогие, и иногда строить начинают без требуемых разрешений. По статистике 60-80% проектов выполняют без разрешения [7].

   Регулирование строительной сферы государством имеет важное значение не только для индустрии, но и для экономической стороны вопроса. Недавние исследования показывают, что в среднем около 7 % составляет вклад строительной сферы в ВВП в развитых экономиках.

   Качественное регулирование обеспечивает стандарты безопасности для защиты общества и делает процессы получения разрешения на постройки эффективными, прозрачными и доступными.

   Россия находится в десятке стран с самыми плохими показателями по простоте получения разрешения на строительство. Наша страна занимает 112-е место в рейтинге «Ведение бизнеса, 2013», которое публикуется Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком [8].

   Чтобы получить разрешение на строительство в Сингапуре, требуется 26 дней и обходится в 16,7% дохода за год на одного человека. У России это займет 344 дня и составит 129,3% годового дохода.

   Если говорить о количестве процедур, то в России необходимо выполнение 42-ух, а в Гонконге их всего лишь 6.

   Таким образом, если анализировать ситуацию в строительной сфере, то можно сказать, что при явной избыточности требований по регулированию со стороны государства, создаются большие и непродуктивные нагрузки на застройщиков. Речь идет о непродуктивном документообороте [9].

   Однако, динамика все же наблюдается. За один год Россия смогла улучшить свои позиции в рейтингах, но, к сожалению, не на высокие позиции, хотя это уже можно считать успехом и рассматривать в качестве положительного движения.

   Также идет продолжение тенденций, которые направлены на консолидацию строительной индустрии. По рейтингу «Эксперт-400» сейчас есть 17 застройщиков [10].

   Этот процесс можно назвать объективным, потому что он связан с ростом зрелости в бизнесе. Также растет конкуренция и влияют кризисные времена.

   Именно поэтому предполагается рост масштабов различных ИТ-проектов в сфере строительства. А это однозначно повысит уровень реализации и экспертность консультантов.

Литература

  1. Цай Т.Н., Грабовый П.Г, Марашда Б.С. Конкуренция и правление рисками на предприятиях в условиях рынка.-М.:”Аланс”, 1997.
  2. Российская архитектурно-строительная энциклопедия. В 5-ти томах.-М.: изд. “Триада”, “Альфа”.- 1995, 1996, 1998.
  3. Монахов Н.И. Справочное пособие заказчика. Справочник строителя. В 2-х томах., 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Стройиздат.-2010.
  4. Васильев В.М., Панибратов Ю.П, Резник С.Д., Хитров В.А., Управление в строительстве. Уч. для вузов.-М.: изд. АСВ, 2003.
  5. Организация строительного производства. Учебник для вузов. под ред. Т.Н. Цай, П.Г. Грабовый, Бальшаков В.А.и др.-М.:Изд. АСВ.2009.
  6. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2011.
  7. Макаров С. Управление качеством в строительстве [Электронный ресурс] // INTELLIGENT ENTERPRISE. – 2013. – http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=28717
  8. Менеджмент качества в строительстве [Электронный ресурс] // Менеджмент качества. – Режим доступа: http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm
  9. Маенская М. Управление качеством в строительных фирмах развитых стран [Электронный ресурс] // Информационные технологии в строительстве. – 2011. Режим доступа: http://its.grandsmeta.ru/actual/375/
  10. Быков В.Л. XI Научно-практическая конференция «Качество и инновации в строительстве и промышленности строительных материалов: проблемы и пути их решения» [Электронный ресурс] // Национальное объединение строителей. –http://www.nostroy.ru/sitePage.do?name=news&id=2408

Literature

  1. Tsai T. N., Hornbeam n. G, Marada B. S., Competition and governance of risks at the enterprises under market conditions.- M.: «Alans», 1997.
  2. Russian architectural and construction encyclopedia. In 5 volumes.- M.: ed. “Triad”, “Alpha”.- 1995, 1996, 1998.
  3. Monks N.And. Handbook of customer. Directory Builder. In 2 volumes., 6th ed., Rev. and extra-M.: Stroyizdat.-2010.
  4. Vasil’ev V. M., panibratov Yu. P, Resnick S. D., Khitrov V. A., Management in construction. Uch. for higher education institutions.- M.: ed. DIA, 2003.
  5. Organization of construction production. Textbook for universities. ed. by T. N. Tsai, P. G. Grabow, Bolshakov V. A. and others-M.:Izd. ASV.2009.
  6. Strovsky L. E. foreign economic activity of the enterprise. Textbook. – M.: YUNITI-DANA. — 2011.
  7. Makarov S. quality Management in construction [Electronic resource] // INTELLIGENT ENTERPRISE. — 2013. – http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=28717
  8. Quality management in construction [Electronic resource] / / quality Management. – Mode of access: http://www.kpms.ru/Standart/ISO_Construction.htm
  9. Mensky M. quality Management in construction firms of developed countries [Electronic resource] // Information technologies in construction. — 2011. Mode of access: http://its.grandsmeta.ru/actual/375/
  10. Bykov V. L. XI Scientific and practical conference «Quality and innovations in construction and construction materials industry: problems and ways of their solution» [Electronic resource] // national Association of builders. –http://www.nostroy.ru/sitePage.do?name=news&id=2408