http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2018

1МЭЖлого

УДК 330.341.13+ 37.06

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15002

Матвеева Алла Ивановна,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург,

Matveeva А.I.    matveevaa2011@yandex.ru

НООСФЕРНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена актуальному в современной экономической ситуации вопросу, о необходимости ноосферного и экологического образования в период становления цифровой экономики РФ. Приводит общее обозрение практики введение ноосферного образования и теории ноосферогенеза  в образовательных учреждениях УрФО. Делает выводы, о том, что ноосферное образование во всех учреждения системы общего образования УрФО, пока не является возможным, так как теоретико-методологическая его основа разработаны пока недостаточно. Результаты работы заключаются в том, что автор предложил основные направления образования, имеющие ноосферную ориентацию.

Статья, может быть использована как руководителями, сотрудниками, аспирантами, студентами системы высшего и общего образования, для модернизации образовательного процесса. Материалы, изложенные в статье, будут интересны политикам, экономистам и экологам, всем кому интересны вопросы ноосферного образования и экологической культуры  в период становления цифровой экономики.

Summary

The article is devoted to the topical issue in the modern economic situation, about the necessity of noosphere and ecological education in the period of formation of the digital Economy of the Russian Federation. The general review of Practice introduction Noosphere Formation and theory noosferogenesis in educational institutions urfo. He concludes that Noosphere education in all the institutions of the general education system of the URFO is not possible yet, as the theoretical and methodological basis of its foundation has not been developed yet. The results of the work are that the author proposed the main directions of education, having a noosphere orientation.

The article, can be used as managers, employees, postgraduate students, undergraduates of the system of higher and general education, for modernization of educational process. The materials presented in the article will be of interest to politicians, economists and ecologists, all who are interested in questions of noosphere education and ecological culture during the period of digital economy formation.

Ключевые слова: цифровая экономика, экологическая культура, общество, система высшего и общего образования, биосфера, ноосфера, коэволюционное развитие, ноосферное образование.

Keywords:  Digital economy, ecological culture, society, System of higher and general education, Biosphere, Noosphere, co-evolutionary development, noosphere education.

   Идти против прогресса цифровизации, равносильно тому, что бороться с ветреными мельницами. Новому цифровому сообществу нужно готовиться к  экономико-экологическим проблемам, их разрешению и преодолению, «плюсам и минусам, достижениям и опасностям»[3]. В период становления Цифровой экономики система высшего и общего образования постоянно претерпевает модернизационные изменения и концептуальные изменения в ее содержании. В первую очередь нельзя не заметить как система образования все дальше и дальше удаляется от педагогической системы «приоритета знаний», приближаясь с каждым днем все ближе к новой педагогической системе «достижение социальной и этической компетентности обучающихся».

   Нам представляется, что учения В. И. Вернадского о биосфере его идей о ноосфере, наиболее адекватно отражают современную социоприродную динамику, лежащую в основе нашей будущей цивилизационной модели психолого-педагогических систем. Гуманистические ценности в новых  психолого-педагогических системах, распространяющиеся на Космос, планету, природу и человека, составляющие основу коэволюционного мировоззрения и ноосферного мышления в образовании в период становления Цифровой экономики должны лечь в основу содержания образования и предполагаемых компетентностей выпускников системы высшего и общего образования. О наступлении времени, когда всему человечеству необходимо будет задуматься об ответственности за будущее всего человечества, природы и биосферы, неразрывно зависящей от разрушающей деятельности человека, еще в 1904 г. предупреждал В.И. Вернадский.

   Научная мысль и научное творчество, по мнению ученого, должны являться созидающей силой человечества, направленной на изменение биосферы. Будущее человечества он связывал с ноосферой, сферой коллективного разума. Изучение ноосферы во втором десятилетии XXI в. приобретает все больший интерес у представителей различных научных направления. Все предыдущие работы ученых, имеющие междисциплинарный характер, по изучению путей возникновения и генезиса ноосферы, не были до конца изучены.

   Большой вклад в изучение ноосферы внес великий русский ученый Н. Н. Моисеев. Он сформулировал авторское представление о ноосфере, которое и в наше время раскрывает всю широту этого понятия.

   По его мнению, Н.Н. Моисеева то время, когда человечество будет способно к свершению коэволюции природы и социума, будет называться не просто состоянием биосферы, а ноносферой. Ноосфера  именно это эпоха, в которую путь проложит коллективная воля людей. «Экологический императив», обозначающейся у Н.Н. Моисеева как «граница допустимой активности человека» является необходимым условием движения человечества  к ноосфере. Поведение социальных субъектов ведущее не к деградации биосферы, а к ее усложнению и росту за счет числа элементов системы и их связей, стремящихся к многовариантности «организационных форм существования живого вещества планеты»[6]. Н.Н. Моисеев утверждал, что при идеальном консенсусе «логики человека с логикой природы» человечество непременно вступит в эпоху ноосферы. Новый человек с развитой высокой экологической культурой Человеческое осознание последствий экологической катастрофы, им же созданной будет в корне изменено – оно примет новые очертания, появится новое поколение людей – высокой экологической культуры, умеющее самоизменяться и регулировать процессы естественного развития и саморазвития.

   Новые экономические веяния, развитие научно-технического прогресса, создают человечеству и экологии много проблем, требующих сложных решений, самое трудное и почти невыполнимое это изменение разрушительного для планеты потребительского поведения. Образование будущего, должно быть направлено на «мягкое» создание системы управления коэволюционным развитием законов логики природы и общества мягкое. В основу такого процесса должны быть положены благо и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнтаризм.

   По нашему мнению, ноосферология – наука о развитии ноосферной цивилизации, которая изучает законы и правила согласования составляющих триады «человек-общество-техника» идеально вписывающихся, в теоретическую основу нового образования и направленых на формирование компетенций человека созидательного.

   В период становления Цифровой экономики, всесторонней роботизации и компьютеризации всех сторон человеческого взаимодействия необходимость перехода образования на путь ноосферы актуально как никогда. В школах и вузах экологическое образования на сегодняшний день должно стать доминирующим и ведущим к развитию: ноосферного образования, коэволюционного миропонимания, ноосферного мышления, развитому экологическому и нравственному императивам.

   Ноосферное мировоззрение человека, будет зависеть от влияния на него «коллективного разума» (в лице системы образования и воспитания, социальной среды, СМИ, телевидения и др.), формирующего его волю и веру в гармонию между Миром Природы и Миром Человека.

   Этическое созидание, духовная социализация, социальное творчество, активная эволюция экологического Мира вот основные идей ноосферного образования по формированию полноценной личности, соответствующей требованиям современности. Теоретическая модель ноосферного образования была разработана на базе «учения В. И. Вернадского, о биосфере и ноосфере, под влиянием взглядов К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Л. Н. Гумилева, концепции устойчивого развития общества, используемой Н. Н. Моисеевым, А. Д. Урсулом, Э. В. Гирусовым, Н. М. Мамедовым, и была разработана теоретическая модель ноосферного образования» [7].

   Развитие ноосферного учения непосредственно связанное с понятием ноосферы и ноосферной педагогикой на протяжении многих лет шло имплицитно. В научной среде выделяются пять этапов становления ноосферной педагогики. По нашему мнению самый многозначительным для настоящего времени является пятый этап, сформированный на рубеже ХХ-ХХI вв. и явивший миру в эксплицитном виде, идеи ноосферной педагогики. По выражению А. М. Буровского, сегодня ноосферное образование довольно неоднозначное явление.

   В российскую педагогическую образовательную практику космические идеи воспитания личности внес великий ученый К.Н.Вентцель. Теоретико- методологические основы его космических идей ноосферного образования реализуются в некоторых городских и сельских учреждениях системы общего образования Уральского федерального округа. В данных образовательных учреждениях «модель ноосферного образования»[7] строится, во-первых, на «принципе гуманизма как формы»[7] социальной связи между субъектами взаимодействия. Принцип гуманизма приобретает абсолютное выражение в практической деятельности учащихся, только при одновременном становлении безупречной связи между человеком, Космосом и природой (ноогуманизм).

   Вторым принципом модели ноосферного образования является формирование экологической культуры. Экологическая культура учащихся, выражается в факторе созидательной общественной активности; интеграции гуманитарного, технического и естественнонаучного знания, развитии ноосферного мышления. Особое внимание в модели ноосферной педагогической системы в УрФО уделяют технологиям усвоения теории экологических знаний, герменевтики, аутогностики, окружающего мира, проектной деятельности, кросс-культурного взаимодействия, а так же биоадекватным образовательным технологиям. Сотворчество педагогов, учащихся и родителей выражается в разнообразных формах образовательной деятельности, таких как рефлексия, релаксация, раскрытие творческих способностей. Ноосферное образование постоянно требует от педагогов роста профессиональной компетентности. Результат духовной социализации учащихся  в системе нового ноосферного образования выражается в социальном творчестве, которое создает особую атмосферу образовательном учреждении добра, толерантности, бережливости не только природы, но и всего живого. Школы, в которых педагоги, используют систему ноосферного образования, открывают  особенные, нестандартные, совершенно новые психолого-образовательные методики по развитию высокой экологической культуры и социальной активности обучающихся, формируя у них экогуманнстическое мировоззрение.

   Необходимость формирования экогуманнстического мировоззрения у учащихся, УрФО, являлось следствием обострившихся экологических проблем, возникших в результате работы множества заводов, загрязняющих окружающую среду. Экогуманистическое мировоззрение, представляется нами качественным феноменом, выражающийся в системе взглядов учащихся на общество, окружающий мир, природу, понимание места человека в мироздании, деятельность людей по сохранению окружающей среды, единство личности и сознательной деятельности. Экогуманистическое мировоззрение является элементом целостного мировоззрения.

   В учреждениях системы общего образования учащимся с самого детства  стараются объяснять, что себялюбие и эгоцентризм, низкий уровень потребительской культуры, беспощадное отношение к экологии и сырьевым богатствам и т.д. и т.п. мешают их мировоззрению развиваться в экогуманистическом направлении. Общество не может ждать, пока возникнет в его душе искорка гуманного отношения к природе, т. е. мы не должны рассчитывать на случай. Таким образом, экогуманистическое мировоззрение нуждается, в системном взращивании, в бережном отношении со стороны как самого субъекта, так и объекта воспитания. Образ жизни по принципу «живу одним днем» ведет к тому, что люди не оглядываются назад, не задумываются о завтрашнем дне, о том, что они оставят потомкам. Наша задача – «достучаться» до сознания людей, ведь глобальность экологических проблем требует участия в их решении не одного человека, а всех людей на планете. Этого можно достичь путем массового экологического образования, которое призвано формировать экологическое мировоззрение населения.

   Экологическое мировоззрение само по себе призвано быть гуманистическим, потому что экология предполагает, прежде всего, гуманное отношение человека к природной среде (хотя, безусловно, имеет место и сверх меры потребительское, опустошающее недры земли, разрушающее экологическую систему). «Но экологическое и гуманистическое мировоззрения, на наш взгляд, прекрасно дополняют друг друга, формируя ценностные представления об окружаемом мире» [3]. Процесс воспитания экогуманистического мировоззрения, в школах УрФО, прежде всего, направлен, на изменения в душе человека, приоритет качества над количеством, духовного, над материальным. В системе образования эта проблема остается нерешенной и потому требует к себе внимания.

   Образовательная система, конструирующаяся и развивающаяся в УрФО, контексте «ноосферной цивилизации», стремится к формированию у обучающихся таких компетенций как  наблюдательность, стремление к социальному творчеству, волевым усилиям над собой, гуманности, высокому уровню экологической культуры и гуманистическому мировозрению. Знание такого учащегося социальная и созидательная активность приобретают новые качества, выражающиеся в его знаниях об окружающем мире. Тем не менее, восемнадцатилетняя практика показала, что введение ноосферного образования и теории ноосферогенеза во все учреждения системы общего образования УрФО, пока не является возможным, так как теоретико-методологическая его основа разработаны пока недостаточно. Ученым и педагогам практикам необходимо не единожды апробировать идеи ноосферного образования, носящие дискуссионный характер. Во многих образовательных учреждениях на территории Уральского федерального округа администрацией и педагогами проявляется интерес к теории и практике ноосферного образования. Например, одна из первых школ Свердловской области, использующая в своей образовательной деятельности модель ноосферного образования, выиграла региональный этап «Ноосферное образование – предвосхищающий прообраз школы будущего», ежегодного конкурса «Лучшие школы России — 2014».

   На базе Уральского государственного научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, на регулярной основе проводятся семинары по философии космизма, теоретико-методологическим основам ноосферного образования, по обсуждению  и «апробации разных моделей педагогических систем ноосферного образования» [7], а так же мастер-классы по педагогическим технологиям для научной и педагогической общественности города Екатеринбурга. Руководством планируется создание лаборатории теоретических основ ноосферного образования.

   Проанализировав теоретико-методологические обоснования научно-педагогической образовательной деятельности, и ее современные направления, проблемы мирового экологического порядка, а так же «категории ноосферного образования» [2], хотелось бы порекомендовать, при введении в образовательный процесс элементов ноосферного образования несколько целеполаганий. Необходимо особое внимание в процессе обучения учащихся уделять формированию представления о:

  1. мире, как едином целом и находящемся с ним в неразрывном единстве человеке;
  2. значение этических и нравственных ценностей при взаимодействии человека «с окружающим миром, ответственности за их последствия» [4];
  3. возникающих глобальных экологических проблем и значения их влияния на мировую, и региональную экономику, демографию, политику т.п.;
  4. роли человечества в решении экологической катастрофы.

   Для этого необходимо полностью изменить содержательную основу образования на ноосферную компоненту. При разработке образовательных программ уделить внимание «формированию комплексных знаний, цельного образа современного мира» [5]. Для реализации современного образования в период становления Цифровой экономики в РФ, нами отобраны следующие основные направления, несомненно, имеющие ноосферную ориентацию: Glob Education (глобально-ориентированное образование); Anthropo-Environmental education (антропоэкологическое образование); Planetary education (планетарное образование); Environmental education (экологическое образование); Noosfernoe Education (ноосферное образование); Education for the sustainable development of society (образование для устойчивого развития общества), Project digital education of the future (проектное цифровое образование будущего). Образно говоря, это малая часть обширного поля современного ноосферного образования, без которого мы не сможем вырастить полноценное общество с высокой экологической и нравственно-этической культурой, которое в будущем предотвратит экологическую катастрофу планетарного масштаба.

   Статья, может быть использована как руководителями, сотрудниками, аспирантами, студентами системы высшего и общего образования, для модернизации образовательного процесса. Материалы, изложенные в статье, будут интересны политикам, экономистам и экологам, всем кому интересны вопросы ноосферного образования и экологической культуры  в период становления цифровой экономики.

Литература:

  1. Беззубцева Н.А. Ноосферное знание в современной научной картине мира (Российская Государственная Библиотека) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01004984821
  2. Жумагулов М., Тайлакова А. Гуманизация – новая парадигма экологического мировозрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Jumagulov%20M.,Tailakova%20A..pdf
  3. Кальнер В.Д. Цифровая экономика и экологическая безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. Eco- logy-kalvis.ru/jour/article/view/973
  4. Колычева З. И. Социальное развитие личности будущего учителя в свете ноосферных идей (Российская Государственная Библиотека) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01004069860
  5. Назарова С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников (Российская Государственная Библиотека) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002346205
  6. Сикорская Г. П. Ноосферное образование: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://do.gendocs.ru/docs/index-336012.html
  7. Фомин А.А. Экономические преобразования в земельно-имущественном комплексе России: анализ и пути решения. Сборник научных статей и тезисов Международной научной-практической конференции / 2017.
  8. Трушников. Д. Ю. Ноосферное образование: вчера, сегодня, завтра (Российская Государственная Библиотека) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/0100949094