Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_244

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ  В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

NON-TRADITIONAL APPROACHES TO THE CONSTRUCTION OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Брежнева Оксана Винеровна, старший преподаватель, кафедра экономической теории и анализа, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,o.v.brezhneva@strbsu.ru

Клычкова Ольга Владимировна, старший преподаватель, ФГБОУ ВО Российский государственный университет туризма и сервиса, Подольск

Калимуллин Диловар, ФГБОУ ВО Казанский государственный институт Культуры, кандидат педагогических наук, доцент. yearsgoby@yandex.ru

Улитин Егор Вячеславович, ФГБОУ ВО Южно—Уральский государственный аграрный университет, г. Троицк Egorulitin@inbox.ru

Новикова Светлана Игоревна, старший преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Brezhneva Oksana Vinerovna, Senior Lecturer, Department of Economic Theory and Analysis, Sterlitamak Branch of Bashkir State University, o.v.brezhneva@strbsu.ru

Klychkova Olga Vladimirovna, Senior lecturer at RGUTIS, Podolsk

Kalimullin Dilovar, Kazan State Institute of Culture, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor. yearsgoby@yandex.ru

Ulitin Egor Vyacheslavovich, South Ural State Agrarian University, Troitsk Egorulitin@inbox.ru

Novikova Svetlana Igorevna, Senior Lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F.Voino-Yasenetsky» of the Ministry of Health of the Russian Federation

Аннотация. В статье рассмотрены особенности внедрения нетрадиционных подходов к построению педагогического общения в процессе преподавания дисциплин экономического профиля. Автор отмечает, что нетрадиционные методы обучения  способны повысить эффективность обучения. Социальные сети и методы геймификации также повышают творческий потенциал учащихся. Реализация  рассмотренных методов улучшают внутреннюю мотивацию учащихся и способствуют развитию у них самостоятельности в обучении.

Abstract. The article discusses the features of the introduction of non-traditional approaches to the construction of pedagogical communication in the process of teaching economic disciplines. The author notes that non-traditional teaching methods can increase the effectiveness of training. Social networks and gamification methods also increase the creative potential of students. The implementation of the considered methods improves the internal motivation of students and contributes to the development of their independence in learning.

Ключевые слова:  педагогическое общение, нетрадиционные подходы, преподавание, дисциплины экономического профиля

Keywords: pedagogical communication, non-traditional approaches, teaching, disciplines of economic profile

Традиционные методы обучения и построения педагогического общения полагаются исключительно на использование учебных пособий, но эффективность обучения при этом будет недостаточной[1].  Методы оценивания показали, что большинство учащихся, обучаемых по этому методу, не усваивают содержание курса до ожидаемого уровня [2]. Именно по этой причине возникает необходимость обращения к нетрадиционным подходам к построению педагогического процесса и общения в процессе преподавания дисциплин экономического профиля.

Образование является фундаментальным компонентом любого общества, которое вносит существенный вклад в различные аспекты роста страны, а устойчивый экономический рост недостижим ни для одной страны без вложений в образование.  Поэтому приобретение знаний и навыков стало в центре внимания развития многих стран [5].

Однако нетрадиционные методы обучения пробуждают у учащихся любознательность и креативность, и мотивировать их к участию в классных мероприятиях [3]. Чтобы оптимизировать достижения учащихся в учебном процессе, в последние два года были внедрены различные нетрадиционные методы обучения. Рассмотрим некоторые из таких методов.

Одним из таких методов выступает метод, именуемый «Перевернутый класс». При обучении традиционными методами студенты часто тратят большую часть своего времени на изучение лекции педагогов в классе, выполнение заданий и решение задач дома.

«Перевернутый класс» меняет роль обязанностей, выполняемых в классе или аудитории и дома. В условиях перевернутого класса теоретические знания из лекций и материалы курса размещаются в Интернете для студентов, чтобы изучить до начала занятий.  После, на занятиях, студенты взаимодействуют с преподавателем, чтобы обсудить тему, уточнить открытые вопросы и решить упражнения. Было отмечено, что  студенты, участвующие в перевернутом классе лучше или, по крайней мере, так же хорошо ответили на сопоставимые вопросы. Также был отмечен рост краткосрочной успеваемости студентов, которых обучали по методу «перевернутый класс». Таким образом, многие исследователи отмечают, что метод обучения «перевернутый класс»  может быть использован при обучении не только экономическим, но и другим дисциплинам.

Отдельными авторами  была предложена группа принципов для оптимизации достижений учащихся, обучающихся по методу «перевернутого класса». Они включали:

  • предоставление студентам возможности бегло просмотреть материал, который будет рассмотрен на занятии;
  • создать для студентов стимулы к подготовке перед занятием;
  • организовать систему, которая оценивает уровень обучения студентов [4].

Еще один нетрадиционный метод – это геймификация. В 2009 году Олдрич разделил обучение на две категории: научиться познавать и научиться делать. Обучение познанию – это получение знаний с помощью рассказов, лекций, музыки и других источников, но обучение «делать» означает учиться, делая, например, практиковаться или экспериментировать, играя в игры.

Метод обучения геймификации стал очень популярным вскоре после его появления просто потому, что для большинства студентов  игры выступают как определенные стимулы в обучении, поскольку по своему возрасту они часто сталкиваются с ними в минуты досуга.

Геймификация балы определена как непрерывная процедура улучшения способности к обучению с мотивационными упражнениями для активизации игрового процесса, получения опыта и  определенных достижений.

Было проведено множество исследований для изучения преимуществ внедрения  методы геймификации, и они показали, что учащиеся более вовлечены в учебный процесс и достаточно к нему мотивированы на занятиях. В дополнение к соревнованиям и подсчету очков  игры более объемно вовлекают учащихся  в учебный процесс, а взаимодействие между игроками положительно влияет на социальные навыки  студентов.

Однако для получения  оптимальных результатов игры должны быть тщательно проработаны для улучшения взаимодействия и активного участия, чтобы не стать просто развлечением. Также важно, конечно, сосредоточиться на фундаментальных элементах, которые делают процесс геймификации привлекательным. Так, одна группа авторов считает, что подсчет очков и конкуренция мотивируют учащихся стараться больше.  Исследователи объясняют, что игры, в которых используются подсчет очков, значки и таблица лидеров, приносит пользу студентам. Видеоигры, как правило, предназначены для противостояния широкому спектру многопользовательского взаимодействия, а механизмы, интегрированные в виде правил, облегчают сотрудничество между игроками для достижения общей цели, например, попытаться ухудшить  положение других игроков или превзойти их, а также помочь игрокам создавать свою индивидуальность в игре, принимая на себя значимые роли и получая признание от других игроки [5].

Еще один метод – метод кейс-стади возник из-за упомянутых пробелов в знания и способности учащихся, а также использовали метод улучшения когнитивных навыков более высокого порядка. Исследователи считают, что  объяснил, что метод тематического исследования особенно ценен для улучшение проблемно-ориентированного обучения, которое требует как самостоятельности, таки и навыков работы в команде.  Было также указано, что метод тематического исследования представляет собой подход, ориентированный на человека, который дает выпускникам получить навыки, необходимые для успеха в их карьере, предоставляя средства интеграции потребностей людей с преимуществами технологий.

Группа ученых, проводившая тематические  педагогические исследования, отметила, что способность к критическому мышлению повышалась у студентов, когда исследования были реализованы как метод обучения. На основании этого были сделаны выводы, что обучение на основе конкретных случаев способствует критическому мышлению.

Также было отмечено, что концептуальное понимание учащихся  становится существенно лучше, когда они учились на основе конкретных случаев,  чего нельзя сказать в случае с традиционным обучением. Метод обучения на основе кейс-стади помогает учащимся становиться более вовлеченными в учебный процесс и  приближает их к реальным профессиональным практикам.

Еще одним методом  среди рассматриваемых следует считать самообучение. Все процедуры, используемые методом самообучения регулируются исключительно учащимися для достижения их конкретных целей, а роль педагога заключается в том, чтобы  выступать в качестве координатора. Было определено, что метод самообучения вовлекает учащихся в процесс обучения, когда они планируют свои задания, оценивают полноту заданий и  желают скорректировать свои цели. Другими словами, внедрение метода самообучения дает возможность студентам стать более ответственными за различные аспекты своих знаний [4].

С принятием метода самообучения студенты могут подробно изучить темы курса и ускорять  или  замедлять свое обучение в соответствии со своими индивидуальными потребностями.  Есть мнение, что метод самообучения может стать основой для обучения на протяжении всей жизни. Одна группа авторов провела исследование метода самообучения и отметила, что учащиеся были мотивированы глубоким желанием учиться и изо всех сил старались завершить свою программу, чтобы получить необходимый уровень знаний.

Другие исследователи заключили, что учащиеся, которые мотивированы применять социальные технологии или активно вовлечены в учебный процесс, чаще всего используют метод обучения, основанный на самообучении. Социальные технологии обеспечивают самообучающихся интерактивной и увлекательной средой, в которой они могут улучшить свои учебные навыки, способности, результаты  и получить необходимый опыт.

Интернет считается важным источником для метода самообучения. Например,  различные тематические социальные сети, а также просмотры обучающих видео помогают учащимся контролировать, что учить и как учить, когда учиться и где учиться. Кроме того, студенты могут контролировать свой учебный процесс с помощью мобильных устройств. Учебные материалы могут быть выбраны учащимися самостоятельно или предоставлены педагогом [5].

Приложения для социальных сетей имеют много преимуществ, в том числе их доступность – везде, любое время. Среди преимуществ таких  приложений – дружественный интерфейс, гибкий, доступный в любое время [4].

Соответственно, учащиеся  становятся активно вовлеченными в учебный процесс и могут получить дополнительные функциональные возможности, воспользовавшись преимуществом социальных сетей. Было обнаружено множество преимуществ внедрения образования в социальных сетях метод: усиление вовлеченности и участия в учебном процессе, взаимное обучение, продвижение по службе, развитие критического мышления, самостоятельного обучения, самоконтроля за ходом обучения и пр.

Таким образом, нетрадиционные методы обучения  способны повысить эффективность обучения. Социальные сети и методы геймификации также повышают творческий потенциал учащихся. Реализация  рассмотренных методов улучшают внутреннюю мотивацию учащихся и способствуют развитию у них самостоятельности в обучении.

Список источников

  1. Карчава О.В. Проблема исследования педагогического общения в истории педагогики и психологии // The Scientific Heritage. 2021. №66-4.
  2. Коренев А.А. Зубарева Н.П., Арбузов С.С. Принципы построения педагогического взаимодействия в условиях дистанционной формы обучения // Педагогическое образование в России. 2021. №2.
  3. Назаренко Т.Ю. Роль невербальной коммуникации в учебной процессе // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. №1.
  4. Gross, S.P.; Musselman, E.S. Implementation of an Inverted Classroom in Structural Design Courses. J. Prof. Issues Eng. Educ. Pract. 2018,144, 05018003
  5. Al-Zahrani, A.M. From passive to active: The impact of the flipped classroom through social learning platforms on higher education students’ creative thinking. Br. J. Educ. Technol. 2015,46, 1133–1148

References

  1. Karchava O.V. The problem of the study of pedagogical communication in the history of pedagogy and psychology // Scientific heritage. 2021. No. 66-4.
  2. Korenev A.A. Zubareva N.P., Arbuzov S.S. Principles of building pedagogical interaction in the conditions of distance learning // Pedagogical education in Russia. 2021. №2.
  3. Nazarenko T.Yu. The role of nonverbal communication in the educational process // Eurasian Humanitarian Journal. 2022. No. 1.
  4. Gross S.P.; Musselman E.S. Introduction of the inverted class in structural design courses. J. Prof. Issues of Eng. Education. Practice. 2018,144, 05018003
  5. Al-Zahrani, A.M. From passive to active: the influence of the inverted classroom using social learning platforms on the creative thinking of students of higher educational institutions. Br. J. J. Technol. 2015,46, 1133-1148

Для цитирования: Брежнева О.В., Клычкова О.В., Калимуллин Д., Улитин Е.В., Новикова С.И. Нетрадиционные подходы к построению педагогического общения  в процессе преподавания дисциплин экономического профиля // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-46/

© Брежнева О.В., Клычкова О.В., Калимуллин Д., Улитин Е.В., Новикова С.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.