Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_236

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТУРИЗМЕ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ

WATER TRANSPORT IN TOURISM: DEMAND AND RELEVANCE

Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент кафедры инновационных технологий менеджмента ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: bulgsv@mail.ru

Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент кафедры инновационных технологий менеджмента ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: masha.proh@mail.ru

Зудова Екатерина Александровна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: katyazudova1998@mail.ru

Димитриева Ксения Евгеньевна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: dimitrieva.kseniy@mail.ru

Шалагина Екатерина Михайловна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», E-mail: katee20199@mail.ru

Bulganina Svetlana Viktorovna, candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: taty-lebed@mail.ru

Prokhorova Maria Petrovna, Ph.D., Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: masha.proh@mail.ru

Zudova Ekaterina Aleksandrovna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: katyazudova1998@mail.ru

Dimitrieva Kseniy Evgenievna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: dimitrieva.kseniy@mail.ru

Shalagina Ekaterina Mikhailovna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: katee20199@mail.ru

Аннотация. Описаны результаты исследования актуальности и востребованности водных видов транспорта в индустрии туризма. Акцентировано внимание на причинах отдыха внутри страны и за рубежом именно в круизном сегменте туризма. Приведена аргументация актуальности развития именно данного вида туризма на федеральном и региональном уровнях через целевые программы и поддержки.  Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса: цена, известность оператора на рынке, частота путешествий, источники информации. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Abstract. The article describes the results of a study of the relevance and relevance of water modes of transport in the tourism industry. Attention is focused on the reasons for recreation within the country and abroad in the cruise segment of tourism. The argumentation of the relevance of the development of this particular type of tourism at the federal and regional levels through targeted programs and support is given. The authors reveal the key factors in the formation of demand: the price, the popularity of the operator in the market, the frequency of travel, sources of information. Conclusions are drawn about the possibilities and prospects for the development of this market. The conclusions of the article are consistent with the study.

Ключевые слова: туризм, водный туристический транспорт, опрос, маркетинговое исследование, параметры выбора круизных, водных маршрутов

Keywords: tourism, water tourism transport, survey, marketing research, options for choosing cruise and water routes 

Отдых на воде всегда имел высокий спрос, в настоящее время, в условиях различных ограничений, он начинает приобретать особую значимость [5]. Это подтверждается и поддержкой на федеральном уровне. Так в настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, в 5 регионах приняты концепции развития туризма [1,3]. Проект развития туристической отрасли на водном транспорте, законодательно закрепленный в Федеральной целевой программе «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы).  Правительство основной задачей видит увеличение рынка круизного туризма в два раза к 2035 году [2].

В поле интересов авторов находится город Нижний Новгород. Это уникальная дестинация находится на слиянии сразу двух водных магистралей Оки и Волги.

Поддержка туризма закреплены не только на федеральном уровне, но на уровне Правительства Нижегородской области в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной Постановлением от 21.12.2018 № 889. На муниципальном уровне в соответствии с федеральной политикой в сфере туризма, в целях реализации Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода в 2017 — 2022 годах, развития туристической инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и увеличения объема туристического потока в Нижний Новгород разработана муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода на 2019 — 2024 годы». Согласно данным документам, круизный поток в регионе и в самом Нижнем Новгороде и планируют увеличить с 75 до 137 тысяч к 2024 году. О данном решении на конференции заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, сообщает пресс-служба главы региона [4].

Ежегодно 21 апреля начинается навигация на Волге, в марте 2022 года авторами статьи было проведено исследование с целью выявления востребованности и частоты использования услуг водного туристического транспорта, анализ справедливых цен и т.д.

Опрос был проведен средствами google forms, выборка составила 32 человека, из них 56,3% – мужчины, а 43,8% – женщины. Возраст респондентов представлен на рисунке 1. Как видно из рисунка 1 большинство опрошенных люди в возрасте от 18-26 лет (65,6%).

Частота использования водными видами транспорта отражена на рисунке 2. Итак, 31,3% опрошенных пользуются часто, 28,1% — раз в год и 34,4% — только в летний период. Также, среди опрошенных, не оказалось тех, кто не пользуются водным транспортом.

Авторами установлено, что 75% опрошенных пользуются паромами, 71,9% — теплоходами, далее 62,5% предпочитают катера, 56,3% пользуются прогулочными яхтами, 43,8% — пассажирскими лайнерами и, наконец, 6,3% опрошенных любят отдых на гондолах (рисунок 3).

93,8% опрошенных предпочитают отдых в пределах страны и 56,3% — международный (Турция, Грузия, Тайланд).

Анализируя результаты причин выбора отдыха за рубежом (рисунок 4) видно, что наиболее яркой проблемой является низкий уровень развития сервиса в России – 71,9%, немалая часть людей всё же предпочитают отдых в пределах страны – 65,6%, затем выделяют проблему недостатка информации – 59,4%, далее, как одна из причин, желание посмотреть мир – 50%, ну и наименьшей проблемой выявили высокие цены на отдых – 21,9%.

Основные факторы, влияющие на планирование отдыха на водном транспорте представлены на рисунке 5. Так, в равной степени основными факторами являются продолжительность отдыха и период отпуска – 81,3%, затем интересность тура – 78,1%, далее, скидки и акции на туры – 71,9%.

Заинтересованность туристов в турах на водном транспорте представлена на рисунке 6. Как видно: Волга, Ока – 75%, Балтика – 56,3%, Черное море – 68,8%, Байкал – 71,9%, Дальний восток – 56,3%.

Наиболее известным круизными операторами у нижегородцев являются «Инфофлот» — 93,8%, следом за ним «ВодоходЪ» — 84,4%, далее «ГАМА» — 71,9%, за ними с небольшим отрывом следуют «Ортодокс» — 56,3%, «РосВояж» — 43,8% и иные туроператоры – 46,9%.

Критерии выбора оператора круизных/речных туров представлены на рисунке 7.

Главными является место тура (направление) – 90,6% и советы друзей – 71,9%.

Согласно рисунку 8, видно, что 34,4% опрошенных готовы потратить до 25000 рублей, по 25% готовы выделить до 10000 рублей и до 50000 рублей соответственно, 15,6%, готовы выделить более 50000 рублей.

Таким образом, что отдых на водном транспорте очень востребован и пользуется спросом. Опираясь на полученные результаты легко сделать вывод о том, что интерес к водным видам транспорта есть, основными критериями при выборе являются: путешествия по Волге, Оке, также интерес вызывает Балтика и Черное море. Не снижается интерес и к Байкалу. При этом справедливые цены с точки зрения потребителей не соизмеримы с реальными стоимостями круизных маршрутов. По мнению авторов именно это обстоятельство является сдерживающим мотивом развития данных путешествий, в частности, в Нижнем Новгороде.

Список источников

  1. Земсков А.А. Перспективы развития в сфере туризма на внутреннем водном транспорте//StudNet. 2021. Т. 4. № 2. С. 33.
  2. Каримова Д.Ю., Каримов Б.Н. Проблемы развития речного туризма в России // Туризм: право и экономика. 2014. N 4. С. 21 — 23.
  3. Куликова Т.В. Транспортное обеспечение туризма Нижегородской области В сборнике: Географическое изучение территориальных систем. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Под редакцией М.Б. Ивановой. 2020. С. 236-238.
  4. Официальный сайт администрации президента http://kremlin.ru/events/president/news/64501
  5. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

References

  1. Zemskov A.A. Perspektivy razvitiya v sfere turizma na vnutrennem vodnom transporte//StudNet. 2021. T. 4. № 2. S. 33.
  2. Karimova D.YU., Karimov B.N. Problemy razvitiya rechnogo turizma v Rossii // Turizm: pravo i ekonomika. 2014. N 4. S. 21 — 23.
  3. Kulikova T.V. Transportnoe obespechenie turizma Nizhegorodskoj oblasti V sbornike: Geograficheskoe izuchenie territorial’nyh sistem. Sbornik materialov HIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchyonyh. Pod redakciej M.B. Ivanovoj. 2020. S. 236-238.
  4. Oficial’nyj sajt administracii prezidenta http://kremlin.ru/events/president/news/64501
  5. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.

Для цитирования: Булганина С.В., Прохорова М.П., Зудова Е.А., Димитриева К.Е., Шалагина Е.М. Водный транспорт в туризме: востребованность и актуальность // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-38/

© Булганина С.В., Прохорова М.П., Зудова Е.А., Димитриева К.Е., Шалагина Е.М., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.