Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_224

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА КАК ОСНОВА ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE REGION AS THE BASIS OF ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Петрухина Наталья Викторовна,  доцент кафедры  Производственный менеджмент  ФГБОУ ВО Брянского государственного технического университета, г.Брянск, Е-mail: natalia_petr@mail.ru

Petrukhina Natalia Viktorovna,  associate Professor of the Department of Production Management, Bryansk State Technical University, Bryansk, E-mail: natalia_petr@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований об инновационной активности региона в качестве основы его социально-экономического развития. Проанализированы нормативно-правовые акты по данной проблематике. Рассматривается государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также ее подпрограммы. Особо выделяется программа «Стимулирование инноваций». Анализируется в сравнительной характеристике объем бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию программ сроком до 2024гг. Автором выделяются цели государственной политики, а также  анализируются задачи, закрепленные и реализуемые программами. В рамках проводимого исследования  анализируются данные по рейтингу социально-экономического развития регионов центрального федерального округа. Приводятся статистические  данные в разрезе регионов центрального федерального округа  по анализируемому показателю. Обозначены  регионы, имеющие наименьшее и наибольшее значение, согласно существующего рейтинга среди остальных регионов центрального федерального округа.

Автором сделан вывод о том, что именно инновационная активность региона во многом определяет его социально-экономическое положение среди остальных. С целью увеличения инновационной активности региона, автор считает необходимым использование механизма  «регуляторных песочниц» в качестве экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. Кроме того, предлагается развитие регионом существующих инфраструктурных объектов, способствующих  инновационной активности региона.

Abstract. The article presents the results of research on the innovative activity of the region as the basis of its socio-economic development. The normative legal acts on this issue are analyzed. The state program «Economic development and innovative Economy», as well as its subprograms are considered. The program «Stimulating innovation» is particularly highlighted. The volume of budget allocations allocated for the implementation of programs up to 2024 is analyzed in a comparative characteristic. The author highlights the goals of state policy, as well as analyzes the tasks assigned and implemented by the programs. Within the framework of the conducted research, data on the rating of socio-economic development of the regions of the central federal district are analyzed.

Statistical data are presented in the context of the regions of the central Federal District according to the analyzed indicator. The regions with the lowest and greatest importance are indicated, according to the existing rating among the other regions of the central Federal district. The author concludes that it is the innovative activity of the region that largely determines its socio-economic position among the rest. In order to increase the innovative activity of the region, the author considers it necessary to use the mechanism of «regulatory sandboxes» as an experimental legal regime in the field of digital innovation. In addition, it is proposed that the region develop existing infrastructure facilities that contribute to the innovation activity of the region.

Ключевые слова: инновационная активность, регион, программа, рейтинг, социально-экономическое развитие, регуляторные песочницы

Keywords:  innovative activity, region, program, rating, socio-economic development, regulatory sandbox 

Введение. Социально-экономическое развитие региона сегодня определяет уровень жизни граждан, их удовлетворенность результатами активной деятельности должностных лиц региональных органов власти. Инновационная активность региона является ключевым направлением региональной политики государственных деятелей. От того насколько взвешенными и правомерными будут их действия зависит достижение определенных результатов в социально-экономическом плане региона.

30.11.2021г. Президент страны В.В. Путин  принял участие в инвестиционном форуме  «Россия зовёт!», в котором участвовали российские и зарубежные эксперты и инвесторы. Встретившиеся собрались для обсуждения существующих тем бизнес повестки, а также главных тенденций, определяющих инвестиционный потенциал и экономическое развитие отдельных рынков сбыта,  направлений и целых стран.

Верховный главнокомандующий особо обратил внимание участвующих на следующие направления развития. Наращивание доли инфраструктурных инвестиций в ВВП в качестве долгосрочного приоритета. Главным инструментом территориального развития субъектов здесь будет служить предоставляемые инфраструктурные бюджетные кредиты, предоставляемые на 15 лет под  три процента. Указанные средства обеспечат регионам возможность строительства сетей, дорог, систем коммуникаций, что позволит создавать рабочие места, открыть новые производства на территории отдельных субъектов страны, запустить  перспективные проекты, т.е. обеспечить комфортные условия жизни гражданам страны, а также возможности для их самореализации.

Президент также подчеркнул важность  вложений, направленных на экологические и социальные изменения в стране, отвечающие целям устойчивого развития. Кроме того, для реализации «зелёных» проектов, снижающих выбросы вредных веществ, на законодательном уровне уже сформирована нормативно-правовая база.

Вопросы активного развития инфраструктурных инвестиций, стимулирования частного капитала, а также разработка необходимых финансовых инструментов для предприятий и инвесторов, включая налоговые льготы, субсидии и государственные гарантии, были предметом обсуждения  Президента страны.

Верховный главнокомандующий обратил внимание присутствующих также на цифровую трансформацию, внедрение новых технологий в сферы жизнедеятельности граждан, которые повысят доходы граждан, а также производительность труда и как следствие обеспечат развитие экономики страны. Однако, государство должно обеспечить сбалансированное развитие цифровых экосистем, а также определить роль финансовых организаций, не нарушая права граждан страны, в том числе и на персональные данные.

Восстановление отечественной экономики, ее выход на траекторию долгосрочного роста невозможен без участия фондового рынка и банковского сектора страны, которые обеспечивают  доступность кредитных ресурсов для организаций и предприятий. Последние, являясь важными игроками региона, привлекают средства на развитие производств, обеспечивают создание новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест[2].

6.10.2021г. на законодательном уровне был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года, в соответствии с которым были выделены следующие важные сферы: социальная сфера, технологический рывок,  экология, строительство, цифровая трансформация, государство для граждан[5].

Развитие указанных сфер является важнейшими функциями деятельности всех государственных органов и должностных лиц.  Так, например,  развитие социальной сферы  правительством видится через реализацию на федеральном уровне и на уровне субъектов нижеуказанных инициатив, представленных на рисунке 1.

Законодателем в целях развития регионов была принята госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» [4]. Она включает в себя несколько подпрограмм. Например, подпрограмма «Стимулирование инноваций», целью которой является ускорение появления новых инновационных компаний и технологий, а также повышение инновационной активности бизнеса. Среди целей государственной политики выделяют: запуск нового инвестиционного цикла; ускорение технологического развития; увеличение численности занятых в экономике; повышение эффективности государственного управления.

Проанализируем положения подпрограммы «Стимулирование инноваций», а также приведем сравнительную характеристику данных статистики по объему финансового обеспечения по государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Проанализируем полученные данные по объему бюджетных ассигнований на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Так,  за счет средств федерального бюджета реализация программы осуществляется на сумму 2168214708,7 тыс. рублей, в том числе:  на 2019 год — 145123992,3 тыс. рублей; на 2020 год — 180110324,3 тыс. рублей; на 2021 год — 625977707,5 тыс. рублей; на 2022 год — 167669393,6 тыс. рублей; на 2023 год — 182846875,1 тыс. рублей; на 2024 год — 180080948,1 тыс. рублей.

Период реализации подпрограммы  «Стимулирование инноваций» установлен до 31.12.2024г. Объем финансового обеспечения за период с 29.03.2013г.по 31.12.2024г. определяется в размере 172825335,4 тыс.руб.,  с выделением денежных средств в размере  16205666,9 тыс. руб. в 2019г. , 18523638,2 тыс. руб. в 2020г.; 21498467,6 тыс. руб. в 2021г.; 19333296,1 тыс. руб. в 2022г.; 19599221,9 тыс. руб. в 2023г.; 19538114,2 тыс. руб. в 2024г. [4]. Отразим вышеизложенное на рисунке 2.

Кроме того, в подпрограмме законодателем определены задачи, при реализации которых достигается соответствующие результаты, отражающиеся на социально-экономическом  развитии региона. Среди них стоит выделить следующие [4].  Для наглядности отразим их на рисунке 3.

Агентством «РИА-Рейтинг» разработан и проведен рейтинг социально-экономического развития регионов страны [6]. Он определяется через интегральный рейтинг, который оценивается с помощью четырех групп показателей. К ним относятся: социально-экономические показатели;  показатели бюджетной сферы;  показатели эффективности экономики; показатели социальной сферы.

Проведем анализ данных в разрезе субъектов страны центрального федерального округа за 2019год, представленных в открытом доступе на сайте агентства.

Так, например, два региона ЦФО входят в первую десятку: г.Москва занимает 1 место (88,980), Московская область -4 (79,595). Представителем второй  десятки является:  Белгородская область – 18 (57,103).  Представителями третьей десятки являются:  Воронежская область -20 (55,389), Липецкая область -24 (50,003); Калужская область-26 (48,836), Тульская область-27 (78,813). В четвертую десятку входят такие субъекты как: Владимирская область -41(42,701), Рязанская область -45 (40,472), Тверская область -46 (39,462). Брянская область -51 (37,501), Тамбовская область -55 (35,875) входят в состав пятой десятки. Представителями шестой десятки являются: Смоленская область -60(31,286), Ивановская область — 61 (30,896),  Орловская область -63 (30,220). Седьмая десятка представлена Костромской областью, которая имеет показатели: 70 (27,975). Таким образом, представленные регионы разбросаны от первой десятки до семидесятой, что свидетельствует о существующих проблемах в социально-экономическом развитии и определенных недоработках взаимодействующих между собой субъектов хозяйствования.  Представим схематично вышеуказанное на рис. 4,5.

Нахождение нашего региона в пятой десятке по социально-экономическому развитию обуславливается наличием на территории региона определенных проблем: пространственная неоднородность, дисбаланс в развитии территорий и размещении промышленных предприятий. Наличие разрыва между высоким инновационным потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы  к инновациям также препятствует социально-экономическому развитию. Кроме того, старение населения и снижение численности населения трудоспособного возраста, а также высокий уровень износа коммунальных объектов и инженерных сетей подтверждаются  результатами рейтинга.

Однако, основным документом, который определяет социально-экономическое развитие региона, является Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года[1]. Согласно указанному документу в регионе существуют все предпосылки для его инновационной активности. Ее развитию будет способствовать четкое и слаженное взаимодействие основных субъектов хозяйствования: представителей бизнес-структур, региональной власти, университетов.

Заключение. Резюмируя все вышесказанное, стоит отметить, что инновационная сфера  региона сегодня во многом определяет его социально-экономическое развитие.  С учетом происходящих изменений во всех сферах жизнедеятельности граждан, юридических лиц, органов власти и должностных лиц, а также усиления роли цифровой трансформации, социально-экономическое развитие региона играет ключевую роль. Документы стратегического характера, а также нормативно-правовые акты в данной области требуют инновационной активности от всех взаимодействующих сторон.

Для усиления инновационной составляющей региона, автор считает необходимым использование механизма  «регуляторных песочниц» в качестве в качестве правовой инфраструктурной компоненты[3] и экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. Кроме того, предлагается развитие регионом существующих инфраструктурных объектов, способствующих  инновационной активности региона.

Список источников

  1. Департамент экономического развития Брянской области// http://econom32.ru/activity/nat_project/
  2. Инвестиционный форум «Россия зовёт!»// http://www.kremlin.ru/events/president/news/67241
  3. Петрухина Н.В. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в региональном развитии// Московский экономический журнал. 2021. №8.
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 04.10.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/
  5. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/
  6. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2020г. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html

References

  1. Department of Economic Development of the Bryansk region// http://econom32.ru/activity/nat_project/
  2. Investment Forum «Russia is calling!»// http://www.kremlin.ru/events/president/news/67241
  3. Petrukhina N.V. The role of small and medium-sized businesses in regional development// Moscow Economic Journal. 2021. No.8.
  4. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 316 (ed. of 04.10.2021) «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy»[Electronic resource]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/
  5. Order of the Government of the Russian Federation dated 06.10.2021 N 2816-r «On approval of the list of initiatives of socio-economic development of the Russian Federation until 2030» [Electronic resource]. –Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397326/
  6. Rating of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation. Results of 2020. //https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html

Для цитирования: Петрухина Н.В. Инновационная активность региона как основа его социально-экономического развития // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-26/

© Петрухина Н.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.