http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.242.4

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_200

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ

DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO POVERTY ASSESSMENT

Решетникова Е.Г., Институт аграрных проблем ФИЦ «Саратовский научный центр РАН», Саратов, Россия

Reshetnikova E.G., Institute of Agrarian Problems, Federal Research Center «Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences», Saratov, Russia 

Аннотация. Бедность представляет собой комплексное многоаспектное понятие, максимально точная её оценка важна для обоснования институциональных мер по преодолению данного негативного явления, сдерживающего экономический рост и создающего социальную напряженность в обществе. Одной из острых форм бедности является продовольственная бедность, являющаяся фактором сокращения объема внутреннего спроса на основные продукты питания и сдерживающая достижение экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населения. В последние годы методика оценки бедности находилась в стадии активного совершенствования. Современные вызовы и угрозы требуют оперативного пересмотра величины прожиточного минимума для поддержания величины реальных доходов населения, массового потребительского спроса, в том числе на продукты питания.

Abstract. Poverty is a complex multidimensional concept, and its most accurate assessment is important for substantiating institutional measures to overcome this negative phenomenon that hinders economic growth and creates social tension in society. One of the acute forms of poverty is food poverty, which is a factor in the reduction of domestic demand for basic food products and hinders the achievement of economic access to food for all income groups of the population. In recent years, the methodology for assessing poverty has been under active improvement. Modern challenges and threats require a prompt revision of the subsistence minimum to maintain the value of real incomes of the population, mass consumer demand, including for food.

Ключевые слова: бедность, экономическая доступность продовольствия, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность, медианный среднедушевой доход, региональная дифференциация уровня жизни, базовые границы бедности

Keywords: poverty, economic affordability of food, subsistence minimum, absolute and relative poverty, median per capita income, regional differentiation of living standards, basic poverty lines

Введение

В последние несколько лет в России неоднократно менялись  и  углублялись методические подходы  к измерению явления бедности. В начале 2021 года начала действовать методика определения бедности, в основе которой лежит понятие медианного дохода. Это была прогрессивная инновация, поскольку впервые в нашей стране перешли к реализации концепции относительной бедности, давно применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Медианный среднедушевой доход представляет собой величину, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины. Эта величина ежегодно рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. В соответствии с новой методикой величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год. Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода в целом по Российской Федерации за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента. Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития страны. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на текущий год. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения и величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионеров — в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума детей — в размере 97 процентов. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации устанавливается на очередной год субъектом Российской Федерации в соответствии с коэффициентом соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъекте Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года. На 2021 — 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения в субъектах Российской Федерации величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на 2021 год, до величин, рассчитанных на основе коэффициентов соотношения. С 2022 года величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.  [1]

Методы проведения исследования

 В процессе анализа трансформации механизма оценки уровня бедности в условиях новых политических и социально-экономических угроз использовались абстрактно — логический  и монографический методы, метод сравнения.

Ход исследования

Для того, чтобы регионы не занижали уровень регионального прожиточного минимума к 2025 году планируется переход на схему расчета регионального прожиточного минимума путем умножения федерального прожиточного минимума на специальный региональный коэффициент. Максимальный  коэффициент определен для Чукотки — 2,61, минимальный – для Белгородской и Липецкой областей  на уровне 0,83. В регионах, где по оценке федерального центра  прожиточный минимум  является слишком высоким, он будет расти в год не больше, чем на уровень запланированной инфляции до достижения соответствия с установленным региональным коэффициентом. Значение регионального прожиточного минимума трудно переоценить, поскольку от него зависят многие социальные выплаты, в частности, доплата неработающим пенсионерам, у которых пенсия ниже прожиточного минимума; пособие беременным, пособия на детей и т.д.

Некоторые аналитики подвергли критике  величину прожиточного минимума  в размере 44,2 % от медианного дохода. Они считают, что данная величина  получена на основе ресурсного подхода, исходя из возможностей государства. Поэтому после применения более прогрессивной методики, базирующейся на концепции относительной бедности, был получен приблизительно тот же объем прожиточного минимума, который ранее был рассчитан на основе потребительской корзины. Выбранные 44,2 % дали возможность при переходе на новую методику увеличить прожиточный минимум на чисто символическую сумму. В четвертом квартале  2020 года прожиточный минимум составил  11329 рублей в месяц,  на весь 2021 год правительство согласно новой методике установило его на уровне 11653 рублей, то есть всего на 324 рубля больше. Таким образом, переход на новую методику с установленным процентом подсчета прожиточного минимума позволил перейти к реализации  более прогрессивной концепции, при этом  показатели бедности не ухудшились. На 2021 год была установлена следующая величина прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население – 12702 рубля, пенсионеры -10022 рубля, дети — 11303 рубля.[2]

Расчет прожиточного минимума на основе медианного дохода представляет собой цивилизованный подход, который используется в развитых странах с развитой экономикой. Но тогда логично трансплантировать данный институт в полном объеме. Например, в ЕС к бедным относятся люди с доходом ниже 60 % медианного дохода. [3] Специалисты отмечают, что если при расчете бедности в России применить относительный  подход на уровне 60 % медианного дохода, то  масштаб бедности вырастет с 12 — 14 % до более чем 16-19 %. [4]

Результаты и обсуждение

В 2021 году произошел ряд событий, которые  обусловили разработку ещё одной уточняющей методики измерения бедности. В 2021 году имел место резкий рост инфляции, также во втором — третьем квартале  года выросли номинальные доходы  на 15,5 % выше, чем в предыдущем году. При расчете прожиточного минимума в соответствии с медианным доходом с 1 января 2022 года нужно было бы поднять прожиточный минимум на 1700 рублей.[4] Могли значительно вырасти показатели бедности.

18 ноября 2021 года Президент РФ В.В.Путин на совещании по социальным вопросам обратил внимание на то, что на 2022 год в проекте федерального бюджета заложено повышение прожиточного минимума всего на 2,5 %.[5]Столь низкий рост прожиточного минимума на весь 2022 год привел бы к формальному снижение масштабов бедности, но вступил бы в противоречие с реальным состоянием потребительского рынка. Президент  РФ предложил увеличить прожиточный минимум на следующий год на 8,6 % или до 12654 рубля в месяц. Повышение на эту сумму было предложено и для МРОТ, его величина в следующем году  составит 13 тысяч 890 рублей в месяц. Это предложение поставило перед  Правительством сложную задачу приведения в соответствие показателей нового прожиточного минимума и методики расчета бедности на основе медианного дохода. Нормативными актами предусмотрено, что пересмотр установленных соотношений прожиточного минимума с медианным доходом и медианной зарплатой осуществляется не реже, чем один раз в пять лет. Выйти из данного положения можно было бы, по мнению некоторых ученых,  посредством повышения коэффициентов на 2022 год в соответствии с установленной законом методикой, либо путем пересмотра коэффициента расчета прожиточного минимума на основе медианного дохода. Однако Правительство предприняло другие меры. 26 ноября 2021 года вышло Постановление Правительства РФ № 2049, которое  дополнило механизм оценки бедности в России, внеся  существенные коррективы в методику оценки уровня бедности. [6] В настоящее время в соответствии с Правилами определения границ бедности в целом по РФ и по субъектам РФ, используемых в оценках показателя «уровень бедности» в целом по РФ и по субъектам РФ для расчетов используют следующие понятия :  базовые границы бедности, границы бедности, показатель «Уровень бедности». Базовые границы бедности трактуются как исходные значения границ бедности, устанавливаемые для дальнейшего ежегодного расчета границ бедности. Границы бедности — это показатель, с которым сравниваются доходы домохозяйства в целях расчета показателя  «Уровень бедности». Показатель «Уровень бедности» равен доле численности населения с денежными доходами ниже границ бедности в целом по Российской Федерации (по субъектам Российской Федерации) в процентах к общей численности населения Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).  Границы бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации устанавливаются на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.  Значения границ бедности в целом по Российской Федерации определяются ежеквартально, по субъектам Российской Федерации — ежегодно.  Значения показателей «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации определяются ежеквартально, по субъектам Российской Федерации — ежегодно.  Базовые границы бедности в целом по Российской Федерации устанавливаются на уровне величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, установленных за IV квартал 2020 г.  Базовые границы бедности по субъектам Российской Федерации устанавливаются на уровне величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по субъектам Российской Федерации, установленных в субъектах Российской Федерации за IV квартал 2020 г.  Значения границ бедности на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на соответствующий отчетный квартал или год, начиная с I квартала 2021 г., определяются путем умножения значений базовых границ бедности на индекс потребительских цен за отчетный квартал или год к IV кварталу 2020 г., полученный цепным методом, в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации. В этом документе вводятся в оборот такие новые понятия как «базовые границы бедности» и «границы бедности». Специалисты считают, что ранее процедура определения уровня бедности была более простой и понятной. Такой быстрый переход на новый способ оценки масштаба  бедности вызывает недоумение у некоторых специалистов. [4] Данный способ оценки стал меньше связан с методикой определения уровня бедности в зависимости от  величины медианного дохода. При новом подходе к оценке уровня бедности базовые границы бедности определяются с помощью медианного дохода, а затем осуществляется коррекция данной величины на индекс инфляции. Данное уточнение методики направлено на то, чтобы отразить фактор инфляции. Однако при этом снижается значение медианного дохода, поскольку величина прожиточного минимума  замораживается на уровне четвертого квартала 2020 года. Сторонники данного подхода говорят о том, что он обеспечит сопоставимость данных об уровне бедности за предыдущие годы. Однако, представляется достаточно спорным замораживание границы бедности несмотря на развитие экономики. Даже при использовании потребительской корзины она регулярно пересматривалась по составу, помимо учета  инфляционного фактора.

На наш взгляд,  не следует полностью отказываться от определения величины потребительской и продовольственной корзины, учитывая богатый опыт зарубежных стран в данном вопросе. Во многих странах с развитой рыночной экономикой наравне с использованием относительной концепции бедности на основе медианного дохода присутствует расчет потребительской корзины для выявления структуры расходов различных социальных групп населения, обоснования минимального уровня оплаты труда, размеров необходимой продовольственной помощи малоимущим слоям населения. Например, в США существует понятие «продуктового плана», разрабатываемого  Министерством сельского хозяйства США в нескольких вариантах: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план применяется для обоснования программы продуктовых талонов для лиц с низкими доходами, существующей на протяжении многих десятилетий. Потребительская корзина во Франции выступает в качестве индикатора индекса цен и инфляции, в зависимости от которых определяется минимальный размер оплаты труда. В структуре этой потребительской корзины, учитывая французский менталитет, предусмотрены даже расходы на вино  и походы в  ресторан, учитываются затраты на  четырнадцать разновидностей цветов [7]. В Германии для выявления динамики расходов граждан исследуются  показатели потребления в разрезе различных социальных групп, в том числе таких как многодетные семьи, матери-одиночки, пожилые люди и т.д. Окончательная структура потребительской корзины утверждается Федеральным статистическим ведомством. Интересно, что в её состав помимо затрат на предметы первой необходимости  входят расходы на заказ пиццы на дом. В составе продуктовой корзины в Канаде присутствуют молочные продукты,  яйца, мясо,  птица,  рыба, заменители мяса,  зерновые продукты,  жиры , масло, сахар и сладости, овощи :  картофель, капуста, морковь ,  сельдерей ,  огурцы , кочанный салат,  лук , перец, репа , кукуруза, фасоль и мороженая овощная смесь. В этой корзине широко представлены  фрукты: яблоки, бананы, виноград, персики, апельсины. В структуре потребительской корзины в Канаде не учитываются региональные различия,  кроме транспортных расходов. Если в нашей стране на протяжении длительного времени рассчитывалась минимальная продовольственная корзина, на основе которой определялся прожиточный минимум, то в западных странах применяется средняя потребительскую корзина. Средняя потребительская корзина представляет собой средний или наиболее типичный набор товаров и услуг, используемый одним человеком или семьей. Средняя потребительская корзина устанавливается на основе статистических исследований реального уровня потребления и используется для расчета индекса потребительских цен и инфляции.

Заключение

В условиях , когда значительная часть населения в России не обладает экономической доступностью по всем видам основных продуктов питания, и постоянно поднимается вопрос об актуальности программ продовольственной помощи, имеет смысл рассчитывать потребительскую корзину на основе рациональных норм потребления как ориентир для обеспечения экономической доступности продовольствия для всех групп населения , организации продовольственной помощи. Стоимость продовольственной корзины, сформированная на основе рациональных норм потребления, будет являться границей продовольственной бедности. В условиях нового внешнего вызова в форме зарубежных санкций, введенных в отношении России за спецоперацию на Украине, Государственная Дума РФ на пленарном заседании 4 марта 2022 года приняла в трех чтениях правительственный закон о мерах антикризисной поддержки бизнеса и граждан.[8] Закон содержит ряд мер, направленных  на поддержку малообеспеченных граждан : он дает возможность правительству проводить дополнительную индексацию страховых пенсий, пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты к пенсиям. Правительство РФ в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и  установления величины прожиточного минимума  в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Одним  из источников покрытия социальных расходов станет отмена на 2022 год бюджетного правила. Эти меры будут способствовать повышению реальных доходов граждан, стабилизации внутреннего потребительского спроса на продукцию национального агропродовольственного комплекса, устойчивому развитию отечественного агропродовольственного комплекса и обеспечению продовольственной безопасности страны.

Список источников

  1. Проект Федерального закона N 1027748-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.09.2020) :[Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&dst=&n=199827&req=doc#TcR0txSHNwsZhHdP/(дата обращения 20.02.2022)
  2. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год» :[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-31.12.2020-N-2406/(дата обращения 21.02.2022)
  3. Николаев И.Борьба с бедностью : главное не победить, а подсчитать // Московский комсомолец. 2021.21 декабря
  4. Гонтмахер Е.Черта нищеты // Московский комсомолец.2021.27-28 декабря
  5. Стенограмма выступления В.В.Путина на совещании по социальным вопросам :[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-soveschanii-po-socialnym-voprosam-18-11-2021.html/ (дата обращения 21.02.2022)
  6. Об утверждении правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «уровень бедности» в целом по российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в федеральный план статистических работ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=401369#d54v9xSGkXhKrWt61(дата обращения 21.02.2022)
  7. Москалева Н.А., Саранчина Т.А.Потребительская корзина как показатель уровня жизни населения страны: сравнительная оценка// Инновационная наука. 2015. № 5-1.С.12-17.
  8. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации »: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 04.04.2022)

References

  1. Proekt Federal`nogo zakona N 1027748-7 «O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii» i stat`yu 1 Federal`nogo zakona «O minimal`nom razmere oplaty` truda» (red., vnesennaya v GD FS RF, tekst po sostoyaniyu na 30.09.2020) :[E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&dst=&n=199827&req=doc#TcR0txSHNwsZhHdP/(data obrashheniya 20.02.2022)
  2. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 31 dekabrya 2020 g. N 2406 «Ob ustanovlenii velichiny` prozhitochnogo minimuma na dushu naseleniya i po osnovny`m social`no-demograficheskim gruppam naseleniya v celom po Rossijskoj Federacii na 2021 god» :[E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-31.12.2020-N-2406/(data obrashheniya 21.02.2022)
  3. Nikolaev I.Bor`ba s bednost`yu : glavnoe ne pobedit`, a podschitat` // Moskovskij komsomolecz. 2021.21 dekabrya
  4. Gontmaxer E.Cherta nishhety` // Moskovskij komsomolecz.2021.27-28 dekabrya
  5. Stenogramma vy`stupleniya V.V.Putina na soveshhanii po social`ny`m voprosam :[E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa : http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-soveschanii-po-socialnym-voprosam-18-11-2021.html/ (data obrashheniya 21.02.2022)
  6. Ob utverzhdenii pravil opredeleniya granicz bednosti v celom po Rossijskoj Federacii i po sub«ektam Rossijskoj Federacii, ispol`zuemy`x v ocenkax pokazatelya «uroven` bednosti» v celom po rossijskoj Federacii i po sub«ektam Rossijskoj Federacii, i o vnesenii izmenenij v federal`ny`j plan statisticheskix rabot: [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=401369#d54v9xSGkXhKrWt61(data obrashheniya 21.02.2022)
  7. Moskaleva N.A., Saranchina T.A. Potrebitel`skaya korzina kak pokazatel` urovnya zhizni naseleniya strany`: sravnitel`naya ocenka // Innovacionnaya nauka. 2015. № 5-1.S.12-17.
  8. Federal`ny`j zakon ot 08.03.2022 № 46-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii »: [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001?index=0&rangeSize=1 (data obrashheniya 04.04.2022)

Для цитирования: Решетникова Е.Г. Развитие методических подходов к оценке уровня бедности // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-2/

© Решетникова Е.Г., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.