http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 37.031

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_209

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МНОГОГРАННАЯ СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

QUALITY OF EDUCATION AS A MULTIFACETED STRUCTURE OF SPECIALIST TRAINING

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно – экологических проблем и управления сельским хозяйством, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург, voroninba@yandex.ru

Чупина Ирина Павловна, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург, irinacupina716@gmail.com

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург, arizona72@mail.ru

Зарубина Елена Васильевна,  кандидат филологических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург, ethos08@mail.ru

Симачкова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права, ФГБОУ ВО «Уральский ГАУ», г. Екатеринбург, nikolina73@yandex.ru

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural GAU», Yekaterinburg, voroninba@yandex.ru

Chupina Irina Pavlovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural GAU», Yekaterinburg, irinacupina716@gmail.com

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural GAU», Yekaterinburg, arizona72@mail.ru

Zarubina Elena Vasilievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural State Agrarian University», Yekaterinburg, ethos08@mail.ru

Simachkova Natalya Nikolaevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ural State Agrarian University», Yekaterinburg, nikolina73@yandex.ru

Аннотация. Актуальность данной статья заключается в анализе подготовки квалифицированных кадров в средних специальных и высших учебных заведениях для современного производства. Проблема вхождения молодых специалистов на рынок труда часто оборачивается противоречием между представлениями выпускников о перспективах трудоустройства и реальной обстановкой спроса и предложения на рынке труда. Целью данной статьи является изучение качества профессиональной подготовки специалистов. В статье использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза использован при характеристике традиционных подходов в обучении с инновационными процессами. Метод факторного анализа показывает влияние отдельных факторов на результирующий показатель. К данным факторам нужно отнести сам процесс обучения и переобучения, повышение квалификации, дистанционные технологии. Результаты статьи говорят о том, что некоторые категории граждан мало востребованы на рынке труда, другие категории не имеют практических навыков работы и испытывают трудности с нахождением вакансий. В выводах авторами рассматривается концепция качества образовательного процесса, которая позволяет учитывать требования соответствия среднего специального и высшего профессионального образования экономическим потребностям страны.        

Abstract. The relevance of this article lies in the analysis of the training of qualified personnel in secondary specialized and higher educational institutions for modern production. The problem of young professionals entering the labor market often turns into a contradiction between the ideas of graduates about employment prospects and the real situation of supply and demand in the labor market. The purpose of this article is to study the quality of professional training of specialists. The article uses the following research methods: the method of analysis and synthesis is used to characterize traditional approaches to teaching with innovative processes. The factor analysis method shows the influence of individual factors on the resulting indicator. These factors include the process of training and retraining, advanced training, distance technologies. The results of the article show that some categories of citizens are in little demand in the labor market, other categories do not have practical work skills and experience difficulties in finding vacancies. In the conclusions, the authors consider the concept of the quality of the educational process, which allows taking into account the requirements for the compliance of secondary specialized and higher professional education with the economic needs of the country.

Ключевые слова: качество образования, интеллектуальные знания, образовательная деятельность, рынок труда, практические навыки, учебные заведения

Keywords: quality of education, intellectual knowledge, educational activity, labor market, practical skills, educational institutions

Категория  «новое качество образования» не однозначна по своему значению и имеет многогранную структуру. Под ней подразумевается и процесс обучения и переобучения, повышение квалификации, решение профессиональных задач, используя при этом свои интеллектуальные знания. Качество образования рассматривается в трех основных аспектах, первым из которых являются условия для образовательной деятельности. Вторым аспектом назовем качество образовательной деятельности каждого отдельно взятого человека. И третьим аспектом будет являться качество подготовки образовательной деятельности.

Качество образования начинается на начальных уровнях обучения в школе. Школьный учитель в России – это сугубо женская профессия, так как 86 % учителей составляют женщины. Если сравнить с другими странами, то во Франции женщин – учителей 57 %, в Великобритании – 52 %, в Германии 46 %, в Японии – 34 %. При этом средний возраст педагога составляет 43 года. Примерно 50 % педагогов – это люди от 31 года до 46 лет. Педагоги предпенсионного возраста – 50 – 54 года в среднем составляют 23 %. Пенсионеров – 13 % и молодых специалистов до 30 лет также примерно 13 %. Образовательный уровень учителей высокий, так как 85 % имеют высшее образование, 12 % — среднее специальное. Педагоги с ученой степенью составляют 0,7 % [4].

Для того, чтобы обеспечить подготовку учащихся на уровне новых требований, необходимо сочетать традиционные подходы в обучении с инновационными. Фундаментальная подготовка включает теоретические основы и знание технологических составляющих в предметной области, таких, как решение профессиональных задач в определенной сфере деятельности.

Среднее профессиональное образование в стране располагает достаточным педагогическим потенциалом, но новые реалии жизни требуют наибольшей эффективности по использованию данного потенциала. Необходимо в настоящий момент усилить значимость среднего профессионального образования. Именно низкий интерес к среднему профессиональному образованию среди выпускников школ приводит к тому, что престиж к рабочей профессии сейчас потерял свою значимость. Почти каждый выпускник школ стремится поступить в вуз и в дальнейшем подобрать работу менеджера или специалиста в компании. Именно сейчас существует спрос на высококвалифицированные рабочие кадры, у которых развита мотивация на высокую производительность труда. Такой работник, кроме этого, должен быть творчески активным и заинтересованным в профессиональном самосовершенствовании [3].

Актуальной проблемой становится и финансовая составляющая. Далеко не во всех колледжах оборудование мастерских соответствует современным стандартам. А это влияет на уровень профессиональных знаний и умений обучающихся.

Еще одной проблемой является отсутствие анализа рынка труда, который позволял бы планировать объем и профиль подготовки квалифицированных рабочих. Поэтому необходим качественный мониторинг рынка труда с непосредственным участием работодателей.

Существуют большие трудности и с оснащением образовательных учреждений учебной литературой. Старые учебники и учебные пособия не соответствуют современным компетенциям, которые постоянно меняются. В этом тоже большая сложность, так как педагогам ежегодно нужно обновлять учебные программы курса и, соответственно, компетенции. Отсутствуют учебные пособия и справочники. Поэтому педагоги вынуждены тратить огромное количество времени для составления учебных пособий по предмету и рассчитывать на свой опыт.

Тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими учебных дисциплинах и профессиональных модулях, необходимо максимально освоить новые формы обучения, которые являются действенным инструментом приобретения практических профессиональных навыков. Очень хорошо, что в России принят профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который предусматривает переподготовку педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, внедрение которого потребует дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности [2].

Многие  преподаватели средних профессиональных учреждений и высших учреждений не имеют практических навыков в условиях производственных процессов. Для этого необходимо, чтобы некоторые элементы образовательной системы преподавал практик. Но у производственных специалистов нет свободного времени на педагогическую деятельность, за которую, к тому же, оплачивают по минимальному уровню. Существующие  почасовые ставки оплаты труда для специалистов являются непривлекательными.

В последние годы наша система образования ориентирована на западный уровень, что не соответствует современным потребностям российской экономики. Замена специалитета на бакалавриат и магистратуру не привели к положительной динамике. До сих пор существуют споры по поводу полноценного образовательного процесса, полученного при окончании бакалавриата. Некоторые работодатели считают данный уровень недостаточным и принимают на работу специалистов, у которых имеется диплом об окончании магистратуры. Но в магистратуре обучаются менее 30 % выпускников, окончивших бакалавриат. Дефицит денежных средств и дополнительного времени являются основными причинами, по которым в магистратуру после окончания бакалавриата поступают лишь немногие выпускники вузов.

В полной мере судить о качестве образования могут только работодатели. Именно поэтому работодатели должны принимать активное участие в работе образовательных учреждений, так как образовательный процесс непосредственно затем переходит в производственный. Подобные методы работы уже используются, но пока они единичные. Необходимо, чтобы данные методы стали нормой для всех учебных заведений и были закреплены соответствующими нормативными актами [1].

Еще на сегодняшний день существует проблема повышения квалификации работающих специалистов. Научно – технический прогресс не стоит на месте, поэтому и работники производственной сферы должны постоянно повышать свою квалификацию. И это особенно актуально для среднего профессионального образования. Педагоги образовательных учреждений не владеют современной информационной базой и не имеют возможности предоставить студентам современные технические производственные средства. Поэтому после окончания учебного заведения выпускникам приходится дополнительно заканчивать еще профильные курсы повышения квалификации.

Но все ли выпускники правильно оценивают свои возможности? Самое популярное мнение среди россиян состоит в том. Что переобучение нужно проходить один раз в несколько лет. При этом, 50 % опрошенных считают, что раз есть базовое образование, то зачем нужны еще и дополнительные курсы повышения квалификации.

Государственные образовательные учреждения существуют за счет бюджетного финансирования, поэтому из – за финансового дефицита не имеют возможности быстро реагировать на современные реалии производства.

Одной из основных проблем в системе среднего специального и высшего образования является недостаточное финансирование образовательных учреждений. А из этой проблемы вытекает следующая проблема – слабое материально – техническое обеспечение образовательных учреждений. Во многих вузах страны компьютерных классов на вуз насчитывается не более трех — четырех. И о каких тогда новых технологиях может идти речь, если в лучшем случае учащиеся выполняют электронное задание через свои мобильные телефоны. Довольно низкая заработная плата преподавателей также не мотивирует к активной творческой деятельности.

Проблема заработной платы педагогов актуальна, так как в разных регионах она неодинакова. Например в Москве средняя заработная плата учителя среднего образовательного учреждения составляет 100 тысяч рублей, а в Санкт – Петербурге – 65 тысяч рублей, то в Уральском федеральном округе и других регионах она не превышает 30 тысяч. Такая же ситуация и в средних специальных и высших учебных заведениях.

Еще одной проблемой явилось создание негосударственных вузов, где далеко не всегда обеспечивается качественная подготовка студентов. Более того, преподаватели таких вузов в своем большинстве не имеют ученой степени. Это в основном учителя школ, которые, к тому же, имеют слабое представление об особенностях вузовской подготовки и требуют от студентов не творческого подхода к обучению, а простого заучивания материала. В таких вузах обучаются наименьшее количество студентов. Бывают и ситуации, когда в группе насчитывается не более пяти студентов. А плата за обучение в коммерческих вузах довольно высокая. И поступают обычно в такие вузы студенты со средними данными, которые считают, что в государственном вузе будет намного сложнее сдать сессию и быть переведенным на другой семестр. Зачастую студенты коммерческих вузов считают, что средний балл педагог им обязан поставить, так как они заплатили деньги за процесс обучения.

В 2021 году в российской системе образования насчитывается 724 вуза, среди которых 229 вузов частные. В них учится примерно 10 % студентов от общего числа.

Поэтому, требуются серьезные изменения в профессиональной подготовке, где главным станет подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут конкурентоспособными в современном мире.

В последнее время по мнению экспертов вызывает здоровье обучающихся. По данным Министерства здравоохранения  Российской Федерации, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профессиональные осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Таким образом, в задачи профессионального образования начинает входить необходимость специальных мероприятий направленных на сохранение, а по возможности и восстановление здоровья будущих специалистов. Актуальным является вопрос поддержания психологического здоровья студентов. По данным ЮНИСЕФ невротические расстройства встречаются более чем у 80% девушек и 70% юношей. В этом контексте возникает необходимость формирование специфического мышления, культуры здоровья, связанной с ответственностью молодого человека за свое состояние и поведение [5].

Перечисленные проблемы приводят к необходимости изменения отношения к профессиональному образованию. Необходимо создать системную модель молодого специалиста, которая будет отвечать требованиям рынка труда. Необходима и новая система психологического сопровождения учебного процесса. А также в каждом вузе должна быть создана система мониторинга физического, психологического и социального здоровья студентов.

Так как стоимость обучения на коммерческой основе в вузах довольно высокая, и не все родители студентов могут оплатить обучение в вузе своих детей, то примерно 25 % студентов приходится помимо обучения зарабатывать деньги самостоятельно. А для этого они не посещают часть занятий, так как вынуждены зарабатывать на обучение. Процесс обучения от этого имеет свои негативные последствия у таких студентов, но другого выхода у таких студентов нет.

В среднем стоимость обучения составляет 75 тысяч рублей за год. Но многие российские вузы, благодаря своим брэндам, зарабатывают значительно больше.  Например стоимость специальности «Международные отношения и энергетическая дипломатия» в МГИМО составляет 310 тысяч рублей, а обучение по программе «Дизайн» в НИУ ВЭШ – 345 тысяч рублей. По специальности «Перевод и переводоведение (восточные языки) в МГЛУ стоимость обучения составляет 195 тысяч рублей [6].

Поэтому на 2022 – 2023 годы Министерство науки и высшего образования продолжает работу по увеличению бюджетных мест в регионах страны. В среднем 70 % бюджетных мест будут отведены регионам с учетом потребностей демографической и экономической среды в каждом отдельно взятом регионе. Среди регионов наибольшее количество бюджетных мест распределили в Республику Татарстан – 21707 мест, в Свердловскую область – 19000 мест, Ростовскую область с таким же количеством бюджетных мест. Далее в среднем от 13000 до 15000 бюджетных мест получат Новосибирская область, Республика Башкортостан, Томская и Самарская области и Красноярский край.

Сейчас в Свердловской области рост бюджетных мест увеличился на 12 %. Самый большой прирост бюджетных мест в Республике Карачаево – Черкесии – рост бюджетных мест увеличился на 30 %.

В 2022 – 2023 году приоритетными направлениями подготовки станут инженерно – технические, медицинские и сельскохозяйственные специальности, которые пользуются большим спросом в регионах. Именно на данные специальности запланировано увеличение бюджетных мест.

Качество подготовки специалистов в настоящее время является одной из основных задач в системе управления образовательным процессом. Качество образования определяется как обеспечение качества образования, обеспечение результата образовательного процесса и обеспечение  качества образовательных технологий. Каждое учебное заведение основной задачей своей профессиональной деятельности должно ставить подготовку конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем подготовки.

Список источников

  1. Волков В. Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 174. С. 17 — 25.
  2. Грибоедова Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. № 68. С.50 — 60.
  3. Ковальчук О. В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем // Человек и образование. 2018. № 3. С. 92 — 97.
  4. Костылёва С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1. С. 148 — 154.
  5. Султанова Т. А., Ткачева, Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. 2019. № 19. С. 613 — 616.
  6. Чемоданова О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий // Вестник Финансового университета. 2018. № 6. С. 21 — 26.

References

  1. Volkov V. N. Tendencii razvitiya innovacionnoj infrastruktury` sistemy` obshhego obrazovaniya v Rossii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2020. № 174. S. 17 — 25.
  2. Griboedova T. P. Soderzhanie ponyatiya i osobennosti realizacii social`nogo partnerstva v sovremennom obrazovanii // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2019. № 68. S.50 — 60.
  3. Koval`chuk O. V. Modernizaciya i problemy` innovacionnogo upravleniya razvitiem obrazovatel`ny`x sistem // Chelovek i obrazovanie. 2018. № 3. S. 92 — 97.
  4. Kosty`lyova S. Yu. Institut vy`sshego obrazovaniya v kontekste e`konomicheskogo razvitiya // Voprosy` sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. 2019. № 1. S. 148 — 154.
  5. Sultanova T. A., Tkacheva, E. V. Sushhnostny`e osobennosti upravleniya sovremennoj obrazovatel`noj organizaciej // Molodoj ucheny`j. 2019. № 19. S. 613 — 616.
  6. Chemodanova O. N. Sovershenstvovanie upravleniya kommunikacionny`mi processami v sovremenny`x organizaciyax s ispol`zovaniem innovacionny`x texnologij // Vestnik Finansovogo universiteta. 2018. № 6. S. 21 — 26.

Для цитирования: Воронин Б.А., Чупина И.П., Зарубина Е.В., Воронина Я.В., Симачкова Н.Н. Качество образования как многогранная структура подготовки специалистов // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-11/

© Воронин Б.А., Чупина И.П., Зарубина Е.В., Воронина Я.В., Симачкова Н.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, №4.