Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 331.526

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10231

Распространение нестандартных форм занятости среди студентов

Popularization of non-standard forms of employment among students

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект, № 20-78-00100)

Брагина Дарья Сергеевна, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь, 614990, e-mail: shadowdory@gmail.com

Плотников Андрей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), г. Пермь, 614990, e-mail: plotnikov-av@mail.ru

Bragina D.S., Humanitarian Faculty Perm National Research Polytechnic University, Perm, 614990, e-mail: shadowdory@gmail.com

 Plotnikov A.V., PhD, Associate Professor at the Management and Marketing Department Perm National Research Polytechnic University, Perm, 614990, e-mail: plotnikov-av@mail.ru 

Аннотация. В статье раскрыты достоинства и недостатки таких нестандартных форм занятости, как фриланс и самозанятость. Приведены варианты решения проблем, связанных с работой не по найму. Представлен комплекс мероприятий по распространению самозанятости и фриланса среди студентов высших учебных заведений, а также действия для обеспечения более высокого уровня компетенций выпускников. Описан процесс сотрудничества между фрилансерами и работодателями, представлены варианты площадок для их взаимодействия, а также составляющие эффективного сотрудничества, ведущие к повторным заказам.

Summary. The article reveals the advantages and disadvantages of such non-standard forms of employment as freelancing and self-employment. The options for solving problems related to self-employment are given. The article presents a set of measures to promote self-employment and freelancing among students of higher educational institutions, as well as actions to ensure a higher level of competence of graduates. The process of cooperation between freelancers and employers is described, the options of platforms for their interaction are presented, as well as the components of effective cooperation leading to repeated orders.

Ключевые слова: фриланс, самозанятость, студент, вуз, безработица.

Keywords: freelance, self-employment, student, university, unemployment. 

Развитие современных информационно-коммуникативных технологий значительно сказывается на распространении форм занятости, которые были менее доступными ранее. Экономика, труд и трудовые отношения кардинально меняются. Ценности работоспособного населения также преобразуются. Независимость, самореализация, открытость и стремление к свободе — важнейшие ориентиры многих современных людей.

Фриланс – это форма занятости, при которой работник не принадлежит к определенной организации, а работает с различными компаниями. Фрилансеры являются удаленными работниками, которых некоторые организации включают в свой штат. Самозанятость значит уплату налога на профессиональный доход и освобождение от подоходного налога или налога на прибыль. То есть самозанятым может быть и фрилансер, не являющийся штатным сотрудником какой-либо компании.

Увеличение количества удаленных и внештатных работников — активно развивающаяся тенденция. Все больше компаний сокращают штат офисных сотрудников, переводят персонал на удаленный формат работы, сотрудничают с фрилансерами. Особенно эти процессы ускорились в связи с пандемией COVID-19.

И фриланс, и самозанятость имеют как достоинства, так и недостатки. При этом в разных странах они похожи, но все же имеют некоторые различия.

Одним из главных недостатков работы не по найму является низкая защищенность. Об этом говорит исследование шведских ученых [1], в котором показано, что журналисты-фрилансеры находятся в неопределенном положении. Их коллеги, работающие по найму, имеют более высокую заработную плату, множество льгот (возможность декретного отпуска, пенсия и т.д.) и чувствуют себя более защищенными. При равном уровне образования, имея одни и те же компетенции, фрилансеры сталкиваются с рисками, которые полностью ложатся на их плечи, а работники по найму трудятся, имея достойные условия.

Поддержка государства в случаях, когда человек решает стать фрилансером, самозанятым или начать свой бизнес, очень важна. Ведь переход с работы по найму, в большинстве случаев, является риском. В своем исследовании М. Дэнсон, Л. Галлоуэй, и М. Шериф. [2] показали возможные действия государства, направленные на поддержку данных слоев населения. Исследование проводилось в Великобритании. В результате было выяснено, что политика государства не в состоянии удовлетворить потребности в поддержке тех, кто становится самозанятым, начиная с лишенной ресурсов отправной точки, включая дефицит человеческого, социального и финансового капитала, а также удаленность и недоверие к установленным структурам поддержки.

Нестабильное финансовое положение — еще один недостаток самозанятости и фриланса. Зачастую заработная плата при переходе с работы по найму снижается. Поэтому многие исследования [3] предполагают, что для смены формы занятости необходимы нематериальные выгоды. Если же смена работы мотивирована лишь заработком, то самозанятость не является лучшим вариантом. Так как чтобы добиться высокого уровня материальных вознаграждений самозанятым, скорее всего, придется приложить больше усилий, чем сотрудникам конкретных организаций.

Изменения, происходящие в современном мире информационных технологий, глобализация привели к значительным переменам на рынке труда. Теперь не так важна принадлежность сотрудника к определенной территории, на первое место по значимости выходят его опыт и компетенции. Трудовая деятельность современного сотрудника направлена на реализацию своего собственного потенциала, воплощение своих талантов в определенной, интересной для него сфере.

На сегодняшний день рынок труда имеет множество стратегий для развития и самоопределения специалистов, одной из таких стратегий является самозанятость. Самозанятость — не самый популярный выбор среди желающих найти источник заработка. В основном, это связано с недостаточной информированностью населения в особенностях данной формы трудоустройства, незнанием юридических тонкостей регистрации в качестве самозанятого и непониманием процесса уплаты налогов. Также на стремительное развитие удаленных форм занятости повлияла пандемия COVID-19, в связи с которой многие люди потеряли работу и столкнулись с необходимостью искать другие способы заработка. А работодатели были вынуждены быстро подстроиться под новые условия работы, оборудовать рабочие места, перевести часть сотрудников на удаленную работу, что оказалось высокоэффективной и выгодной практикой.

С.В. Ямщиков и А.Л. Кравченко [4] на основе множества работ других исследователей описывают социокультурные особенности людей, занимающихся фрилансом. Фрилансерами называют людей, работающих не по найму и не обязательно привязанных к определенному работодателю в долгосрочной перспективе. Большинство из них относится к поколениям Y (“миллениалы”) и Z (“зумеры”). Часто к фрилансу приходят те, для кого важна работа из дома, самостоятельная организация трудовой деятельности и свобода в выборе заказчика, проекта. Трудовая автономия обязывает фрилансеров быть ответственными, самоорганизованными и способными к постоянному самообразованию. Также для них важны умения управлять своим временем, организовывать свое трудовое пространство.

Специалисты, занимающиеся фрилансом состоят в различных тематических сообществах: форумах, социальных сетях, группах, биржах. Они служат формами профессиональных коммуникаций для обмена опытом, поиска заказов, общения с коллегами. Активность в тематических сообществах способствует преодолению одиночества и чувства изолированности, а также получения актуальной информации, помогающей в работе.

С.В. Ямщиков и А.Л. Кравченко называют фриланс одним из логичных следствий технологических изменений нашего времени, формирующего особую культуру с новой системой ценностей и рабочей этикой. Удобство работы, достижение поставленных карьерных целей, свобода – основание стремления фрилансеров к самоорганизации, трудовой автономии и ответственности за результат.

О.М. Дудина и Д.В. Голованова, проведя исследование, приводят его результаты в своей статье [5] и описывают социальный портрет молодых российских фрилансеров. Среди опрошенных преобладают молодые женщины, их численность составила 78%, в оставшиеся 22% вошли молодые мужчины. Молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет занимают 76% от числа всех анкетируемых, 22% — молодые люди в возрасте от 19 до 24. И лишь 2% составляют подростки в возрасте от 16 до 18 лет. Большинство опрошенных фрилансеров (72%) имеют высшее или незаконченное высшее образование. В городах-миллионниках и в городах с населением от 500 тыс. человек до 1 млн. проживают 58% анкетируемых. Большинство фрилансеров имеет опыт семейной жизни, 50% из них состоят в зарегистрированном браке, 9% — в гражданском браке. У 48% опрошенных нет детей. Абсолютное большинство фрилансеров оценивают свое финансовое положение как хорошее (81%).

Часто самозанятыми становятся молодые люди, студенты, занимающие наиболее активную позицию на рынке труда. Именно эта категория населения чаще выбирает нестандартные формы занятости (удаленная работа, неполный рабочий день, самозанятость и т.д.). Ограниченность свободного времени, вследствие посещения образовательных учреждений, делает самозанятость особенно актуальной для молодежи. Ведь она позволяет выстроить удобный график и зарабатывать во время обучения.

Самозанятости студентов посвящено множество исследований, так как актуальность данной темы стремительно возрастает по причине интенсификации изменений на рынке труда и нарастания изменений стандартов занятости. [6]

Самозанятость помогает студентам преодолевать финансовые трудности, становиться менее зависимыми от родителей, зарабатывая самостоятельно, а также формировать разнообразные навыки и компетенции в ходе работы, об этом в своей работе сообщают К.С. Горбушова и С.К. Кучигина [7] Исследователи также высказывают мысль о необходимости значительных преобразований в структуре высшего образования. Вуз должен поддерживать студентов в различных предпринимательских начинаниях, в том числе и в форме фриланса. Практика студентов должна учитывать данную форму занятости, выявлять и демонстрировать работодателям положительные характеристики работы с фрилансерами. К.С. Горбушова и С.К. Кучигина в своей статье предлагают определенный комплекс мероприятий, направленных на создание в вузе условий для эффективного функционирования рынка фриланс-услуг среди студентов. В него входят: создание центра социологических исследований; изменение государственных стандартов образования, направленных на учет и контроль деятельности студентов-фрилансеров; организация рабочих мест с необходимым техническим оснащением; юридическое закрепление прав вуза на предоставление фриланс-услуг; создание и реализация проектов, направленных на разработку принципов формирования культуры фриланса, их закрепление в уставе вуза; создание и организация работы системы для учета деятельности студентов-фрилансеров; создание специального раздела, посвященного деятельности студентов-фрилансеров, на сайте вуза; проведение студенческих конференций для обмена опытом и вовлечения студентов в фриланс; взаимодействие с внешними структурами (центры занятости, центры психологической адаптации и пр.) с целью совместного участия в ярмарках вакансий, конференциях, днях открытых дверей; вознаграждение студентов, добившихся особых результатов в своей деятельности; создание условий для популяризации фриланса в студенчестве.

В настоящий момент перспективы развития фриланса в студенчестве довольно неоднозначные. Они несут в себе определенную выгоду для обеих сторон, но, в то же время, предполагают множество затрат и сложностей, с которыми придется столкнуться вузу, прежде чем сформировать материальную, юридическую, образовательную и экономическо-практическую базу, для дальнейшего развития студенческого фриланса.

Исследование В.С. Харченко [8] показывает, что институционально образование постепенно адаптируется к вызовам современности. Образовательные программы учитывают необходимость приобретения студентами компетенций, помогающих в самостоятельной трудовой деятельности. Вузы — место, где готовят к активному использованию в работе ИКТ, а также проектной, аналитической, инновационной деятельности.

Студенчество – время, когда человек способен проявлять наибольшую работоспособность. Соответственно, ценности студентов чаще всего ориентированы на самореализацию и финансовую независимость, вследствие этого они способны совмещать учебу и работу, тратить на отдых минимальное количество времени. По результатам исследования, описанным в работе Л.П. Канаевой и А.М. Лапшовой [9] главным мотивом совмещения учебы и работы является желание студентов улучшить свое материальное положение. Следующими по значимости выступают факторы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере. Многие начинают вести трудовую деятельность с целью обретения независимости. Большая часть студентов, совмещающих работу и учебу, являются самозанятыми (67,7%).

Несмотря на популярность самозанятости среди студентов, университеты практически не учитывают данную форму занятости и направляют все свои силы на трудоустройство выпускников посредством найма, поиска и замещения вакансий, об этом говорится в исследовании Б.Ю. Сербинского, Л.Г. Зверевой и Д.Е. Клевакова [10]. В работе исследователей сообщается о том, что процент трудоустроенных выпускников не превышает 50%. Получается, проблема трудоустройства посредством найма не решена, несмотря на заявления Президента и Правительства РФ о существенном снижении уровня безработицы. Научно-технический прогресс повышает производительность, эффективность труда, по этой причине действующие предприятия сокращают свой персонал, а новые предлагают совсем небольшое количество рабочих мест. Совокупность этих факторов указывает на появление необходимости коррекции рыночной политики университетов. Расширение ассортимента образовательных услуг поможет студентам формировать компетенции, позволяющие создавать свой бизнес, становиться самозанятыми, разрабатывать и реализовывать стартапы. Университеты имеют широкие возможности для участия в развитии самозанятости населения, необходимо лишь начать ими пользоваться.

Заканчивая вуз, многие выпускники сталкиваются с проблемой низкого спроса компаний-работодателей на специалистов. Это приводит к тому, что молодые люди начинают работать не по своей специальности. Часто места их работы требуют от выпускников более низкого уровня знаний, навыков и компетенций, чем дал им вуз. Многие компетенции становятся невостребованными в профессиональной деятельности, и специалист постепенно утрачивает их.

В исследовании Е.Г. Леонтьевой и Ю.А. Моисеенко [11] описываются компетенции выпускников вузов, необходимые им для успешной профессиональной деятельности в качестве фрилансера. Оценивали важность компетенций работодатели. Им было предложено 20 компетенций, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Самыми важными среди них стали:

  • Способность применять знания в профессиональной сфере и способность демонстрировать высокую результативность;
  • Способность критически оценивать достоинства и недостатки проекта;
  • Способность управлять собственным временем;
  • Способность к самообучению и профессиональному росту.

Исследователи описывают множество достоинств самозанятости населения: отсутствие необходимости работы в офисе и возможность выбора максимально удобного и располагающего к эффективному труду места, сокращение временных затрат на заключение трудового договора, возрастающие возможности найти рабочее место. А также недостатков трудоустройства по найму, например, несовершенство условий труда, выплаты заработной платы и т.д. При этом существуют исследования, показывающие, что самоорганизация трудовой деятельности может не всегда положительно воздействовать на рынок труда. Например, в статье А.Г. Кузьминой [12] описывается факт того, что зачастую самозанятость переходит в скрытую занятость. Самозанятые не афишируют свою деятельность и уклоняются от уплаты налогов, не регистрируясь в качестве самозанятого и не предоставляя никакой отчетности. В таком случае государство терпит значительный ущерб. В настоящее время самозанятость нельзя однозначно назвать положительным или отрицательным явлением для рынка труда. По причине того, что она как позитивно отражается на уровне безработицы, так и может перерастать в скрытую (теневую) занятость, принося значительные убытки государственному бюджету.

Проблема, описанная А.Г. Кузьминой, зачастую обусловлена не корыстными целями, а обыкновенным незнанием. Многие люди, переходящие к самозанятости, не интересуются правовыми основаниями данной формы трудовой деятельности и не знают о необходимости регистрации в качестве самозанятого и уплаты налогов. Часть самозанятых не желает разбираться в юридических тонкостях и по этой причине не фиксирует свою деятельность. Но, на самом деле, разобраться в специальных налоговых режимах не сложно. Об этом в своей статье сообщают В.Н. Фадина и М.В. Филь [13].

Еще одной причиной нежелания регистрации себя в качестве самозанятого можно назвать нестабильное финансовое положение. Люди, переходящие на фриланс или самозанятость, зачастую не имеют стабильного дохода. Многие исследования указывают на то, что переход с работы по найму совпадает со снижением уровня дохода. Например, в исследовании Б.С. Стенард представлены результаты, в которых обнаружена негативная связь между самозанятостью и заработной платой. Человек, работающий на себя, для достижения высокого уровня доходов должен приложить гораздо больше усилий, чем его коллега, работающий по найму. Это обусловлено переходом множества функций с работодателя на самого работника, ведь поиск партнеров, заказов и т.п. — трудоемкая задача, требующая определенных знаний, навыков и усилий. Не каждый сумеет справиться с ними самостоятельно, а значит, не сможет и увеличить свой доход, оставаясь на одном месте и не понимая, как развиваться дальше. Автор исследования делает вывод о том, что желание увеличить свой доход не должно стать причиной перехода на самозанятость или фриланс, так как эти формы трудовой деятельности подразумевают под собой не только работу в качестве специалиста какой-либо области, но еще и предпринимательские компетенции, коммуникативные навыки и другие способности, с помощью которых самозанятые смогут заменить самим себе тех, кто предоставляет работу и условия для ее выполнения. Для перехода на нестандартные формы занятости человеку необходима иная, нематериальная мотивация, например, нежелание работать в компании по причине неудовлетворенности возможностями карьерного роста, отношениями с коллегами и начальством.

Низкий уровень заработной платы – не единственная причина, по которой люди опасаются уходить с работы по найму. Исследование шведских ученых, проведенное среди журналистов, работающих в компаниях и их коллег-фрилансеров показало, что самозанятые специалисты ощущают себя менее защищенными. На это влияет не только финансовое положение, но и многие льготы от государства (возможность декретного отпуска, пенсия и т.д.), которых они лишаются, переходя на фриланс. Внештатная работа переносит риски, с которыми обычно борется организация, на плечи самого сотрудника. Самостоятельная борьба с этими рисками делает самозанятость похожей на традиционную работу по найму. Получается, что при равном уровне образования и опыте, фрилансеры вынуждены бороться с рисками и самостоятельно выстраивать свой путь к успеху, в то время как их коллеги, работающие по найму, трудятся, не сталкиваясь с дополнительными проблемами и быстрее выходят на новые уровни в карьере и заработке.

Вернемся к достоинствам внештатной работы. Н.В. Еремина и А.А. Трубицина в своей статье [14] выделяют следующие плюсы:

  1. Выбор профессии в сфере, которая интересна работнику;
  2. Удобный график, который можно выстраивать самостоятельно;
  3. Минимальные затраты (отсутствие затрат на проезд от дома до работы и обратно);
  4. Доход, зависящий от самого работника. Нет “потолка” в заработной плате;
  5. Возможность совмещения фриланса с чем-либо другим: с учебой, основной работой;
  6. Возможность заработка без образования и опыта работы;
  7. Сокращение налоговых выплат;
  8. Доступность такой работы        для    людей         с                                   ограниченными возможностями, их развитие;
  9. Работа как в команде, так и в одиночку;
  10. Возможность работы с разным контингентом, возможность выбора заказчика;
  11. Снижение издержек для работодателей из-за снижения затрат на аренду, коммунальные платежи;
  12. Расширение кругозора в своей отрасли;
  13. Высокий спрос и широкий выбор потенциальных клиентов.

Безусловно, не все эти плюсы так однозначны. Например, отсутствие “потолка” в заработной плате тяжело назвать плюсом, ведь есть множество фрилансеров доход которых значительно ниже, чем у их коллег, работающих по найму. Добиться стабильного заработка, работая на себя, зачастую крайне тяжело, но все же это возможно, поэтому этот пункт можно отнести к достоинствам.

Возможность заработка без образования и опыта работы может сказаться на качестве выполнения услуг, поэтому заказчики рискуют получить совсем не тот результат, которого они ждут. Важно требовать примеры работ, кейсы и другие доказательства компетентности фрилансера, чтобы не разочароваться в работе с внештатными специалистами.

Сокращение налоговых выплат — также неоднозначный плюс. Переход на специальный налоговый режим накладывает на самозанятого и некоторые ограничения, поэтому это далеко не всегда можно назвать преимуществом.

Снижение издержек для работодателей на арендные и коммунальные платежи – безоговорочный плюс для компаний, но для самих самозанятых это, скорее, работает, наоборот. Многие внештатные работники не могут работать дома вследствие недостаточной концентрации внимания из-за отвлекающих факторов, желания разделить дом и работу и т.д.. По этой причине они вынуждены искать другие места для своей работы. Часто фрилансеры выбирают кафе или коворкинги, за посещение которых необходимо платить, хоть и небольшую сумму. Именно коворкингам посвящается множество исследований, в которых изучаются факторы выбора рабочего пространства, ведь они стремительно набирают популярность, и конкуренция среди их владельцев также растет. Например, работа английских ученых [15] описывает несколько разных исследований, отражающих эти факторы. Описываются популярные причины выбора именно коворкинг-пространства, среди которых самыми популярными стали желание находиться в более творческой среде, расширение своих социально-деловых связей, взаимодействие с единомышленниками и невысокая стоимость посещения. Выбор конкретного коворкинга по результатам исследования в большей степени основывается на следующих факторах: хорошая офисная инфраструктура, приятная атмосфера, гибкое время работы, удобное местоположение (рядом с домом). Исследование также стремилось подтвердить с помощью самих сотрудников, какая инфраструктура – социальная или экологическая – важна при выборе коворкинга и при выборе конкретного коворкинг-пространства. В совокупности социальные факторы оцениваются как значительно более важные, чем факторы окружающей среды, хотя для отдельных факторов они варьируются. Единственным наиболее высоко оцененным фактором была социальная или приятная атмосфера рассматриваемого пространства. Все социальные факторы были оценены сотрудниками как значительно более важные, что указывает на то, что они признаются важными входными данными для коворкинга в этом пространстве.

Макаров В.М., Скворцова И.В. и Торккели М. [16] называют коворкинги элементом инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса. Отнесение коворкинга к элементам, поддерживающим развитие инновационного бизнеса, происходит по следующим причинам:

  • Посетители коворкинг-пространств являются фрилансерами, начинающими предпринимателями, стартаперами.
  • Основными мотивами посещения коворкингов для данной группы людей являются низкий экономический порог вхождения, возможность познакомиться с людьми, которые могут быть полезны, с которыми можно сотрудничать и возможность более эффективной работы за счет сотрудничества и располагающей атмосферы.
  • В подобных сообществах люди с легкостью формируют неформальные связи друг с другом, вследствие чего они могут справляться со стоящими перед ними задачами быстрее и эффективнее.
  • Привлечение в коворкинг-пространства самых разных специалистов, их открытость и готовность делиться своими идеями, сотрудничать — важное условие продуктивной работы.

Эти и другие причины позволяют определить коворкинг как перспективный элемент инновационной инфраструктуры, построенный на принципах удобного взаимодействия посетителей пространства — открытых, молодых, активных предпринимателей и фрилансеров.

Организация работы самозанятых и фрилансеров включает в себя не только рабочее пространство, но и место поиска заказов. Далеко не все специалисты на постоянной основе сотрудничают с определенными компаниями или заказчиками, очень часто внештатные сотрудники ищут заказы на специализированных интернет-площадках, где работодатели ищут исполнителей для решения своих задач. Существует множество бирж для фрилансеров как международных, так и российских. Среди зарубежных интернет-площадок популярными являются Freelancer, Upwork, Proz.com, SЕОClerks, Flexjobs, AngelList, Dribbble, Fiverr, Guru, Remotive, Skillbridge, Working Nomads [17]. Но использование международных площадок не всегда возможно для российского фрилансера, так как такая работа имеет множество ограничений. Например, входным барьером для поиска заказов будет знание английского языка на достаточно высоком уровне. Это необходимо для разговорного или письменного общения с заказчиками и выполнения заказов. Также проблемой может стать выведение денежных средств на счета банков Российской Федерации, уплата налогов. Чтобы избежать подобных трудностей многие самозанятые профессионалы работают с российскими интернет-площадками: Weblancer, FL.ru, Freelance, Rubrain и др.

Система отбора кандидатов на интернет-площадках происходит следующим образом:

  • Объявление конкурса на выполнение задачи;
  • Предоставление кандидатами макетов, решений по решению задачи заказчика или уже готовых кейсов;
  • Отбор заказчиком исполнителя среди заявленных кандидатур;
  • Сотрудничество.

Деловое взаимодействие заказчика и исполнителя подразумевает под собой обмен опытом и знаниями для решения определенных задач. Цель заказчика — поиск квалифицированного специалиста для выполнения проекта. Цель фрилансера — поиск проекта для монетизации своих навыков на удаленной основе. Зачастую заказчик ищет фрилансера для того, чтобы более рационально использовать ресурсы компании, так как потребность в определенных специалистах неоднократно бывает лишь разовой, поэтому содержание такого специалиста на постоянной основе совершенно нецелесообразно с точки зрения экономики предприятия.

В своей работе [18] В.В. Вязникова выделяет 5 этапов делового взаимодействия между фрилансером и заказчиком:

  1. Предварительный этап;
  2. Согласование условий работы и достижение договоренности;
  3. Работа над проектом;
  4. Сдача и принятие проекта;
  5. Заключительный этап.

Предварительный этап заключается во взаимном поиске. Заказчик выбирает фрилансера, обращая внимание на его рейтинг на бирже фриланса, на отзывы о работе с ним, на портфолио, кейсы, рекомендации и т.д.. В свою очередь, исполнитель выбирает проект, исходя из своих компетенций, сроков, данных для выполнения заказа, рейтинга заказчика и оплаты работы.

После этого наступает этап согласования условий работы. В ходе него исполнитель присылает техническое задание (ТЗ), в которое исполнитель может внести некоторые правки, основываясь на своем опыте. Далее ТЗ обсуждается, уточняются спорные, непонятные моменты, выставляется стоимость и срок выполнения работы. Если условия устраивают обе стороны, то достигается договоренность. Она может быть неофициальной, на словах, а может быть с заключением официального договора.

Далее наступает основной этап работы над проектом. Фрилансеру необходимо выполнить заказ в установленные ранее сроки, внести правки, доработать проект до состояния, которое устроит заказчика. После этого, согласно договоренности, происходит безналичная оплата.

Этап сдачи и принятия проекта часто несет в себе риски неисполнения обязательств с какой-либо стороны. Исполнитель может отказаться от выполнения проекта, отказаться от внесения правок, а заказчик может сократить или задержать оплату работы, отменить заказ.

В заключение идет этап, на котором обе стороны должны оставить отзывы об их деловом взаимодействии. Заказчики оставляют отзывы на фриланс-биржах, в которых рекомендуют или не рекомендуют сотрудничать с определенным фрилансером. Исполнители могут оставить свой отзыв в профессиональных сообществах, на профессиональных форумах.

Результативное сотрудничество, выполнение всех обязанностей с обеих сторон делает отношения между заказчиком и фрилансером доверительными. В дальнейшем заказчик при появлении подобной задачи с большей вероятностью обратится к тому специалисту, с которым он уже работал, поэтому взаимная удовлетворенность работой – шаг к возможному повторному сотрудничеству.

Биржи фриланса и другие интернет-площадки для сотрудничества с фрилансерами стремительно развиваются и их количество постоянно увеличивается. Это можно связать с развитием сектора услуг. Однако этот факт нельзя назвать однозначно положительным. Колосова Е. в своей работе [19] отмечает, что занятость в неформальном секторе может привести к частичной утрате квалификации, профессиональных навыков. Свободный график и нерегулярная занятость могут способствовать отвыканию от систематической работы. Совокупность этих факторов зачастую приводит к депрофессионализации и даже люмпенизации значительной части населения, занятой в неформальном секторе, особенно это касается молодежи.

Очень важной составляющей профессионального становления самозанятых специалистов является постоянное обучение и самообразование в той сфере, в которой они трудятся. Только благодаря желанию развиваться и увеличивать количество и качество своих компетенций, самозанятый сможет оставаться на должном уровне среди коллег и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Получение высшего образования — это самостоятельный выбор специалиста. Его наличие служит подтверждением квалификации и экспертности в определенной области, но качество выполнения работ может доказать и портфолио фрилансера, его кейсы и отзывы о сотрудничестве.

Таким образом, вышеописанные исследования указывают на то, что такие нестандартные формы занятости, как самозанятость или фриланс, в настоящее время приобретают все большую популярность. Несмотря на это, работа по найму пока остается более привычным и традиционным способом заработка, который большая часть населения считает стабильным и понятным. Те сложности, которые подразумевает под собой самостоятельная работа, пугают многих специалистов. Но большинство недостатков, таких как недоработанные образовательные программы в высших учебных заведениях, пробелы в законодательной базе, финансовая нестабильность и юридическая незащищенность, вполне решаемы и при должных усилиях государства и населения они уже в скором времени могут быть решены. Поэтому уже сейчас можно говорить о широких перспективах развития фриланса и самозанятости в России как о будущих направлениях развития экономики государства.

Литература

  1. Norbäck M., Styhre A. Making it work in free agent work: The coping practices of Swedish freelance journalists //Scandinavian Journal of Management. – 2019. – Т. 35. – №. 4. – С. 101076.
  2. Danson M., Galloway L., Sherif M. From unemployment to self-employment: Can enterprise policy intensify the risks of poverty? //Critical Perspectives on Accounting. – 2021. – Т. 75. – С. 102164.
  3. Stenard B. S. Are transitions to self-employment beneficial? //Journal of Business Venturing Insights. – 2019. – Т. 12. – С. e00131.
  4. Ямщиков С.В., Кравченко А.Л. Социокультурные особенности фриланса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №11. – с. 128-131.
  5. Дудина О.М., Голованова Д.В. Социальный портрет молодых российских фрилансеров // КЭ. 2018. №95. – с. 1441-1456.
  6. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. Вторичная занятость и самозанятость студентов вузов: масштабы, структура и функции (на примере Республики Мордовия) // Регионология . 2019. №4 (109). – с. 779-800.
  7. Горбушова К.С., Кучигина С.К. Фриланс как форма занятости студентов высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2014. №3 (91). – с. 74-80.
  8. Харченко В. С. Учат ли быть фрилансером в российском вузе? // Педагогическое образование в России. 2012. №2. – с. 196-199.
  9. Канаева Л.П., Лапшова А.М. Стратегии трудовой самозанятости студентов // Вестник науки и образования. 2018. №8 (44). – с. 103-105.
  10. Сербиновский Б.Ю., Зверева Л.Г., Клеваков Д.Е. Маркетинг университета: рыночная политика, инновационная самозанятость выпускников и создание высокотехнологичных стартапов. Часть 1 // ИВД. 2013. №1 (24). – с. 62.
  11. Леонтьева Е.Г., Моисеенко Ю.А. Компетенции фрилансеров в условиях современного рынка труда // Векторы благополучия: экономика и социум. 2015. №2 (17). – с. 127-136.
  12. Кузьмина А. Г. Возрастающая роль самозанятости в системе современных трудовых траекторий молодежи: фактор обеспечения равновесия или процесс укрупнения теневого рынка труда? // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №4. – с. 65-67.
  13. Фадина В.Н., Филь М.В. Специальные налоговые режимы для самозанятых: оценка российского и зарубежного опыта // Деловой вестник предпринимателя. 2020. №1 (1). – с. 74-80.
  14. Еремина Н.В., Трубицина А.А. Фриланс как будущее развитие экономики // Деловой вестник предпринимателя. №2 (2). – с. 52-54.
  15. Clifton N., Füzi A., Loudon G. Coworking in the digital economy: context, motivations, and outcomes //Futures. – 2019. – С. 102439.
  16. Макаров В.М., Скворцова И.В., Торккели М. Коворкинг как новый элемент инфраструктуры поддержки российского инновационного бизнеса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. №6. – с. 116-127.
  17. 13 лучших зарубежных бирж для фрилансера [Электронный ресурс]. URL: https://kj.media/marketolog/13-birzh-dlya-frilansera-2018/ (дата обращения: 20.02.2020)
  18. Вязникова В.В. Особенности трудовых взаимоотношений между российскими IT-фрилансерами и заказчиками их услуг // Экономическая социология. 2008. №1. – с. 88-113.
  19. Колосова Е. Самозанятость в сфере услуг: особенности трудовых отношений // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. №2 (12). – с. 35-42.