Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.4

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10212

Государственное управление в сфере туризма в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

State administration in the field of tourism in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra

Петрова Вера Станиславовна, кандидат культурологии, доцент кафедры коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск

Petrova Vera Stanislavovna, Candidate of Culturology, associate Professor of the Department of Commerce and management, Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk

Шавлукова Ирина Александровна, Нижневартовский государственный университет г. Нижневартовск

Shavlukova Irina Aleksandrovna, Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk

Аннотация. В статье обосновывается, что развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Развитие и максимальная реализация туризма – основная задача Стратегии развития туризма Российской Федерации до 2035 года. Авторами предпринята попытка определения отличия сектора туризма от других секторов экономики. Определена специфика управления им, а также выявлены пути развития управления туризмом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.

Summary. The article substantiates that the development of tourism is of great importance for the state as a whole, the constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The development and maximum implementation of tourism is the main task of the Tourism Development Strategy of the Russian Federation until 2035. The authors made an attempt to determine the difference between the tourism sector and other sectors of the economy. The specificity of its management has been determined, and the ways of tourism management development in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra have been identified.

Ключевые слова: государственное управление туризмом, механизмы государственного регулирования, предпринимательство, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Keywords: state management of tourism, mechanisms of state regulation, entrepreneurship, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra

Политика развития экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее ХМАО-Югра) основывается на модернизации регионального комплекса, в том числе и сферы туризма.

Основными субъектами региональной системы управления туристкой деятельности является Управление туризма Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее УтДП ХМАО–Югры) и Координационный совет при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию внутреннего и выездного туризма.

В сферу ответственности УтДП ХМАО–Югры входят следующие задачи:

  1. Определение положений стратегии развития туризма в регионе.
  2. Обеспечение возможностей для эффективного функционирования и развития системы учреждений туризма на территории региона.
  3. Обеспечение возможностей для развития доступности и качества туристических услуг на территории региона.

Правовой основой регионального управления в сфере туризма является:

  • Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
  • Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 сентября 2012 года № 102-ОЗ «О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, одобренная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июня 2012 г. № 195-п.

Основные задачи государственного управления УтДП ХМАО–Югры в сфере туризма:

  1. Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для дальнейшего развития туристкой инфраструктуры, приоритетных и инновационных видов туризма, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках [3].
  2. Повышение качества жизни населения автономного округа посредством увеличения доступности туристских услуг.

При этом приоритетными направлениями детальности УтДП ХМАО–Югры следует считать следующие:

  1. Создание условий для развития туристской инфраструктуры.
  2. Создание условий для повышения доступности туристского продукта автономного округа.
  3. Создание условий для формирования качественного и конкурентоспособного туристского продукта автономного округа.
  4. Создание условий для развития транспортной логистики и придорожной инфраструктуры туристских маршрутов автономного округа.
  5. Стимулирование спроса туристского продукта автономного округа на внутреннем и внешнем рынках, в том числе в цифровой среде.

В сфере управления туризмом основная цель заключается в формировании туристической привлекательности региона путем создания такой деловой среды, которая бы позволила реализовывать проекты быстро и эффективно.

Деятельность УтДП ХМАО–Югры строится на основе программно-целевого подхода (далее – ПЦП) (см. рис. 1). Первоочередное значение для регионального государственного управления в сфере туризма ХМАО–Югры, приобретает механизмы регулирования развития инфраструктуры через государственное стимулирование деятельности, что будет содействовать саморегулированию рынка услуг [1]. Инструменты, методы и формы регионального государственного управления в сфере туризма ХМАО–Югры представлены в таблице 1.

В столбце Ai проставляется интенсивность сильных и слабых сторон организации (от 1 до 5 баллов для возможностей, от –1 до –5 для угроз):

После проведенного количественного SWOT-анализа оперативных и стратегических мер госуправления развития туристкой сферой ХМАО–Югры можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее сильные стороны ХМАО–Югры, которые помогают использовать существующие возможности, в порядке убывания оценки:
  • S2 существуют условия, благоприятные для развития человеческого капитала и состояние экологии ХМАО–Югры;
  • S1 Компактное расположение основных производств, потенциал ХМАО–Югры, выгодное географическое положение и наличие ТОР, учреждений и компаний как базы развития ХМАО–Югры;
  • S3 Стабильная, сбалансированная система управления туризмом ХМАО–Югры, характеризующаяся преемственностью управленческих решений в Правительстве ХМАО–Югры.
  1. Наиболее сильные стороны региона, позволяющие защититься от угроз, в порядке убывания оценки:
  • S1 Рациональное расположение основных туристических ресурсов, выгодное географическое положение и наличие предприятий, учреждений и компаний как базы развития туризма ХМАО–Югры;
  • S2 существуют условия, благоприятные для развития человеческого капитала и состояние экологии ХМАО–Югры;
  • S3 Стабильная, сбалансированная система управления туризмом ХМАО–Югры, характеризующаяся преемственностью управленческих решений в Правительстве ХМАО–Югры.
  1. Наиболее вероятные возможности, которые ХМАО–Югры может использовать при помощи сильных сторон, в порядке убывания оценки:
  • О2 Использование опыт Правительства других регионов в решении проблем, с которыми сталкивается ХМАО–Югры сегодня;
  • О2 Благоприятные условия для развития предпринимательства в сфере туризма на территории ХМАО–Югры – не высокий уровень налогов, создаваемые условия имущественного обеспечения.

Однако они являются наиболее уязвимыми из-за существующих слабых сторон. Самой слабой стороной является:

W 2 Пассивное взаимодействия бизнеса и региональных органов власти в поиске решений (экономическая, вовлечение в предпринимательскую активность).

Учитывая федеральные и региональные приоритеты развития туризма и использование кластерного подхода развития региональных сфер туризма ХМАО–Югры в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации». Одним из основных элементов действующей Стратегии развития России является «Эффективное государство» которое с позиций элит формируется в рамках следующих направлений:

  • «оптимизация уровня вовлечения государства в экономику»,
  • «развитие эффективности общественных институтов»,
  • «эффективное управление госсобственностью»,
  • «развитие эффективности государственных закупок»,
  • «модернизация госсектора (бюджетного) экономики»,
  • «эффектная межбюджетная политика» [5].

Также с учотом выявленных в рамках данного исследования возможностей и стратегического вектора региона для государственного управления развитием региональной инфраструктуры туризма и получения поддержки на федеральном уровне.

Список литературы

  1. Козлова О.А., Петрова В.С. Трансформация подходов к управлению устойчивым развитием региона: опыт ХМАО-Югра/Козлова О.А., Петрова В.С.//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 161-164.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/. (дата обращения 24.05.2021)
  3. Петрова В.С. Малое предпринимательство и его роль в турбизнесе/Петрова В.С.//Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2013. С. 142-143.
  4. Петрова В.С. Проблемы поддержки и развития туризма в регионе/Петрова В.С.//Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия. Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор Е.В. Гутов. 2013. С. 297-298.
  5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р URL: http://government.ru/docs/37906/ (дата обращения: 25.04.2021)