Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.122

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10253

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

INSTITUTIONAL APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR RESEARCH OF ORGANIZATION OF PROCUREMENT ACTIVITIES

Винокурцева Елена Александровна, аспирант, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»

Vinokurtseva Elena Aleksandrovna, post-graduate student, FGBOU VO «Transbaikal State University», vinokurceva.elena@mail.ru

Аннотация. Исследование методологической основы в организации закупочной деятельности подразумевает рассмотрение научных подходов, применяемых в данной области научной проблемы. Институциональная среда в функциональной структуре является важнейшим элементом организации процедур закупочной деятельности, как на региональном, так и на федеральном уровне власти.

Следует отметить, что в настоящее время не существует единых методологических подходов, применяемых в исследовании процессов организации закупочной деятельности заказчиков различных уровней.

В материалах данной статьи рассмотрены механизмы взаимодействия социальных, политических   и экономических институтов с позиции институционального подхода в организации закупочной деятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что централизация государственных и муниципальных закупок на региональном уровне повысит  эффективность проводимых закупок и минимизирует затраты на осуществление закупочной деятельности хозяйствующими субъектами.

По мнению автора исследования, рассмотрение организации закупочной деятельности заказчиков целесообразно также проводить с позиции системного подхода, что позволит оценить и разработать методологию исследования заявленной научной проблемы.

Summary. The study of the methodological basis in the organization of procurement involves the consideration of scientific approaches used in this area of ​​scientific problems. The institutional environment in the functional structure is an essential element in organizing procurement procedures, both at the regional and federal levels of government.

Consideration of the structure and powers of subjects in the field of procurement determines the order of interaction, methodological and information support of state and municipal customers.

The materials of this article examined the mechanisms of interaction of social, political and economic institutions from the perspective of an institutional approach to the study of the organization of procurement activities.

The study allows us to conclude that the centralization of state and municipal procurement at the regional level will increase the efficiency of procurement and minimize the cost of procurement by business entities.

According to the author of the study, it is advisable to also consider the organization of procurement activities of customers from the perspective of a systematic approach, which will allow us to evaluate and develop a methodology for studying the stated scientific problem.

Ключевые слова: методология исследования методологические подходы, закупочная деятельность, государственные и муниципальные заказчики, поставщики, эффективность закупочной деятельности.

Keywords: research methodology, methodological approaches, procurement activities, state and municipal customers, suppliers, procurement performance.

Введение. Важным компонентом научного подхода является соблюдение принципов и правил, которые формулируются и обосновываются в современной логике и методологии науки.

Изучение механизмов проведения закупок для государственных и муниципальных нужд предполагает рассмотрение институциональных процессов в организации закупочной деятельности заказчиков.

Институциональный подход в закупочной деятельности – подход к изучению функционирования процессов закупочной деятельности, при котором основное внимание уделяется роли социальных, политических и экономических институтов.

Объект исследования — контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг.                 

Предмет исследования – исследование институционального подхода, как методологической основы в организации закупочной деятельности.

Задачами данного исследования являются:

  • изучение функционирования экономической системы с позиции исследования методологических подходов в организации закупочной деятельности;
  • определение роли социальных, политических и экономических институтов в организации закупочной деятельности.

Методы исследования. В данном исследовании автор использует методы дедукции, индукции, анализа и синтеза.

Результаты исследования

Рассмотрение методологии в организации закупочной деятельности региональных и федеральных заказчиков подразумевает оценку роли различных институтов (социальных, политических, экономических).

Организация закупочной деятельности включает в себя взаимодействие вышеуказанных институтов.

Наиболее логичным является использование компонента институционального подхода в методологии исследования по причине наличия в структуре организации закупочной деятельности федеральной контрактной системы с распространением функций на региональных и муниципальных заказчиков.

Закупочная деятельность подразумевает взаимодействие с социальными, политическими и экономическими институтами.

Взаимодействие организации закупочной деятельности  позиции социальных институтов предполагает удовлетворение общественных потребностей граждан посредством реализации основных принципов, таких как открытость и надёжность закупок.

Взаимодействие организации закупочной деятельности  позиции политических институтов исполнение основных направлений и реализация полномочий региональных и федеральных заказчиков посредством применения основных норм федеральной контрактной системы в Российской Федерации.

Взаимодействие организации закупочной деятельности  позиции экономических институтов предполагает экономию бюджетных средств при осуществлении закупок посредством снижения начальной максимальной цены контрактов, обеспечение финансовой обеспеченности закупок, сохранение конкурентной среды между поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Рассмотрим формальные и неформальные элементы закупочной деятельности.

К формальным элементам закупочной деятельности относятся нормативно-правовые акты организации закупочной деятельности (федеральные законы, кодексы, постановления и распоряжения федерального, регионального и муниципального уровня власти) и официальные контрактные соглашения, заключенные на уровне хозяйствующих субъектов.

Основными нормативно-правовыми актами в организации закупочной деятельности являются федеральные законы о федеральной контрактной системе в Российской Федерации, бюджетный кодекс Российской Федерации, налоговый кодекс Российской Федерации.

К контрактным соглашениям относятся муниципальные и государственные контракты, заключенные на уровне хозяйствующих субъектов по результатам рассмотрения аукционной документации или осуществления работ с единственным поставщиком неконкурентным способом.

К неформальным элементам закупочной деятельности относятся нормы и правила незафиксированные в официальных документах, к таким можно отнести устные договоренности между поставщиками товаров (работ, услуг) между заказчиками по вопросам поставок товаров, выполнением работ, оказанием услуг, телефонные переговоры и совещания по проведению закупочной деятельности без оформления документации.

Следует отметить, что в настоящее время практика неформальных элементов закупочной деятельности постепенно устаривает и переходит к формальным элементам.

Роль неформальных элементов в организации закупочной деятельности является не значимой, так как не позволяет оценить планирование, организацию и результаты проведенных закупок.

Отдельным институтом в закупочной деятельности рассматривается институт координации и контроля закупочной деятельности, который определяет основные задачи и обеспечивает функции контроля и координирования организации закупок. На уровне субъектов Российской Федерации к институтам контроля и координации закупочной деятельности относятся  контрольные органы в сфере закупок (контрольные инспекции, отделы при органах исполнительной власти, контрольно-счетные палаты, прокуратура), координация закупочной деятельности осуществляется уполномоченными органами, такими как департаменты по закупкам, центры закупок, отделы закупочной деятельности, контрактными управляющими и специалистами в сфере закупок.

Безусловно,  определяющим фактором  является реформирование на региональном и местном уровнях власти  уполномоченных органов, осуществляющих закупки.

Реформирование уполномоченных органов, осуществляющих закупки позволяет более детально проводить исследование применение методологических принципов в организации закупочной деятельности, позволяет рассмотреть эффект от данного вида преобразований.

Одним из примеров реформирования указанных органов является реорганизация с целью экономии бюджетных средств департаментов по закупкам и создание центров государственных закупок. С позиции институционального подхода внесены изменения в  организационную и функциональную структуру, сокращены должности государственных гражданских служащих  с введением должностей служащих, изменение в функциональной структуре заключается в проведении процедур закупок по заключенным соглашениям с муниципальными районами (городскими округами и прочими заказчиками).

Кроме того, институциональные преобразования направлены на упорядочивание процессов управления  и иерархии подчиненности специалистов в сфере закупок региональным и федеральным органам власти.

В части организации хозяйствующих субъектов следует отметить, что рассмотрение институциональных процессов в организации закупочной деятельности подразумевает усилие значимости конкуренции между поставщиками (исполнителями, подрядчиками) услуг основываясь на исполнении формальных и неформальных элементов в сфере закупок. Конкуренция со стороны поставщиков будет являться результатом эффективности. Эффективность закупочной деятельности определяется финансовой обеспеченностью закупок и уровнем удовлетворенности человеческих потребностей.

Таким образом, рассматривая процессы организации закупочной деятельности можно определить следующие структурные элементы:

  • заказчики товаров, работ, услуг;
  • поставщики товаров, работ, услуг;
  • неформальные элементы закупочной деятельности;
  • формальные элементы закупочной деятельности;
  • уполномоченные учреждения по проведению и выбору поставщиков товаров, работ, услуг;
  • контролирующие и координирующие органы в сфере закупок.

Отдельным вопросом при рассмотрении институциональных элементов следует рассмотреть риски, возникающие в процессе организации закупочной деятельности.

Риски, возникающие в процессе организации закупочной деятельности можно структурировать на экономические, социальные (общественные) и документационные.

Экономические риски связаны, прежде всего, с заключением государственных (муниципальных) контрактов или договоров с хозяйствующими субъектами без снижения начальной (максимальной) цены контрактов, наличием штрафов (пеней, неустоек) за невыполнение договорных обязательств, принятие финансовых обязательств без обеспечения платежеспособности учреждения вследствие возникновение просроченной кредиторской задолженности.

Социальные (общественные) риски связаны с не удовлетворением общественных потребностей вследствие проведения закупочной деятельности, например, не обеспечение различных социальных групп медицинскими препаратами, продуктами питания и др. Не удовлетворение общественных потребностей  также связано с нарушением сроков поставок товаров (работ, услуг).

Документационные риски связаны с правильностью оформления аукционной, финансовой и бухгалтерской отчетности по результатам проведенных закупок.

Все перечисленные риски могут быть образованы одновременно.

Минимизация финансовых потерь по результатам закупочной деятельности является одним из факторов повышения рентабельности процедур  в сфере закупок.

Заключение

Рассмотрение применения институционального подхода в организации закупочной деятельности  определило взаимодействие социальных, экономических и политических институтов.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении позиций институционального взаимодействия институтов закупок с другими институтами экономической системы.

Программой исследований в перспективе считается рассмотрение системного подхода в организации процессов закупки для государственных и муниципальных нужд.

Библиографический список

  1. Акимов Н. А., Сергеев В.Е. Организационное прогнозирование как одно из условий развития контрактной системы в сфере закупок // Фундаментальные исследования. 2014. № 9–6. С. 1274–1277.
  2. Гоц Е.В. Revisiting the question of the mechanism of civil legal protection of the rights of participants of the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for provisioning governmental and municipal needs // Современный юрист. 2018. № 3 (24). С. 93–101.
  3. Криуле Е.Г., Терещенко В.В. Необходимость развития методологии управления результатами интеллектуальной деятельности, обусловленная вводом в действие Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44–ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» // Межотраслевая муниципальная служба. 2014. № 4. С. 31–37.
  4. Тараскина А.В., Дубская Е.С. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как метод оценки их эффективности // Финансы и кредит. 2015. № 16 (640). С. 50–59.
  5. Шмелева М.В. Теоретико-методологические основы государственных (муниципальных) закупок: монография. – Москва: Издательство «Юрлитинформ». 2018. 224 с.
  6. Cassady R.J. Auctions and Auctioneering. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1967.

References

1. Akimov N. A., Sergeev V.E. Organizational forecasting as one of the conditions for the development of a contract system in the field of procurement // Fundamental Research. 2014. No. 9–6. p. 1274-1277.

2. Gots E.V. Revisiting the question of the mechanism of civil legal protection of the rights of participants of the contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for provisioning government and municipal needs // Modern Lawyer. 2018. No. 3 (24). p. 93-101.

3. Criule EG, Tereshchenko VV The need to develop a methodology for managing the results of intellectual activity, due to the enactment of Federal Law dated 05.04.2013 No. 44 – ФЗ “On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs” // Interbranch municipal service. 2014. No. 4. p. 31–37.

4. Taraskina A.V., Dubskaya E.S. Audit in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs as a method of evaluating their effectiveness // Finance and Credit. 2015. No. 16 (640). p. 50–59.

5. Shmeleva M.V. Theoretical and methodological foundations of state (municipal) procurement: a monograph. — Moscow: Publishing House «Yurlitinform». 2018. 222 p.

6. Cassady R.J. Auctions and Auctioneering. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1967.