http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2020

УДК 796.01/.09

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10244

ФИТНЕС-ТРЕКЕРЫ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРИМЕРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

FITNESS-TRACKERS IN PHYSICAL EDUCATION: EXAMPLES AND
PERSPECTIVES

Закиров Феликс Хайдарович, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России
(Сеченовский Университет), Россия, Москва

Красильников Арсентий Александрович, ГАОУ ВО Московский
городской педагогический университет, Москва, Россия

Лубышев Евгений Александрович, ГАОУ ВО Московский
городской педагогический университет, Москва, Россия

Zakirov Felix Haidarovich, I. M. Sechenov
First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russia

Krasilnikov Arsenty Alexandrovich,
State
Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City University,
Moscow, Russia

Lubyshev Evgenii
Aleksandrovich,
State
Autonomous Educational Institution of Higher Education Moscow City University,
Moscow, Russia

Аннотация.
На
сегодняшний день современные фитнес-трекеры предоставляют широкий спектр
возможностей, которые позволяют оценить двигательную активность, функциональное
состояние организма, составить план тренировок, осуществлять мониторинг
жизненно-важных показателей их носителя. Это дает возможность осуществлять
имплементацию в учебный процесс. В данной статье рассмотрены примеры
использования фитнес-трекеров в учебном процессе.

Summary. Today modern fitness-trackers allow various
opportunities in , measuring physical activity, vital parameters, body
functions, and in planning trainings. So that it becomes possible for their
integration into physical education. This article observes different scenarios
of using fitness-trackers in educational process.

Ключевые
слова:
физическая культура,
спорт, современные технологии, онлайн-системы, фитнес-трекеры, мобильные
приложения.

Keywords: physical education, sport,
modern technologies, online-systems, fitness-trackers, mobile applications.

Согласно рекомендациям
ВОЗ, детям и подросткам в возрасте 5-17 лет необходимы как минимум 60 минут
физической нагрузки различной активности ежедневно, причем большая длительность
лишь усиливает эффект. Достаточная двигательная активность позволяет устранить
гиподинамию – важный фактор риска развития многих заболеваний [1].

Несмотря на то, что уроки
физической культуры, как правило, обеспечивают должную физическую нагрузку,
учебным планом не предусмотрены ежедневные занятия. В связи с этим учащимся
необходимо заниматься двигательной активностью и во внеучебное время [2].

На сегодняшний день
современные фитнес-трекеры предоставляют широкий спектр возможностей, которые
позволяют оценить двигательную активность, функциональное состояние организма,
составить план тренировок, осуществлять мониторинг жизненно-важных показателей
их носителя [3].

Функционал фитнес-трекера
способен значительно упростить и повысить эффективность самоконтроля учащихся,
сделать процесс выполнения упражнений и их результаты более интересными и
наглядными [4].

Это дает возможность не
только использовать их в повседневной жизни, но и осуществлять имплементацию в
учебный процесс, например, на уроках физической культуры, что позволит наиболее
корректно и эффективно обеспечивать следующие задачи:

1)
контроль физической учащихся активности на уроках физической культуры

2)
оценка уровня физической подготовки учащихся и адекватности выполняемых ими
физических нагрузок в течение урока

3)
осуществление персонализированного подхода к каждому учащемуся во время урока
физической культуры

4)
обеспечение учащихся индивидуальным планом физической активности в соответствии
с их целями и состоянием здоровья [5].

Для выполнения данных
целей были составлены рекомендации по использованию фитнес-трекеров на уроках
физической культуры, а также приведены возможные примеры для проведения занятий
[6].

Предварительно получив
инструктаж, обучающиеся получают фитнес-трекеры каждый день, носят их в течение
учебного дня (в данном случае необходимо, согласно расписанию, обрабатывать
данные и выбирать время активности во время урока физической культуры), либо
трекеры надеваются непосредственно перед занятиями физической культуры. Одновременно
с этим необходимо удостовериться в исправности трекеров и правильной установке
даты и времени [7]. По истечении урока фитнес-трекеры сдаются и хранятся в
установленном месте, при этом каждый фитнес-трекер должен быть маркирован,
чтобы учащиеся на протяжении времени исследования могли их идентифицировать и
не путать.

Ниже представлен ряд
кейсов, отражающих возможное использование фитнес-трекеров на уроках физической
культуры. Следует отметить, что при наличии соответствующих обстоятельств,
преподаватель может вносить в приведенные планы те или иные изменения.

Кейс
№1. Оценка количества проделанных учащимися шагов во время выполнения физического
упражнения.

Поскольку практически во
всех фитнес-трекерах имеется функция подсчета количества проделанных шагов
(педометр, шагомер), то весьма доступным становится ее использование во время
выполнения различных физических упражнений. При этом полученные данные можно
использовать не только для подсчета статистики и проведения исследования, но и
для личного ознакомления ученика, поддерживая его мотивацию и вовлечение в
процесс. Вместе с тем при наличии каких-либо дополнительных функций
(акселерометр, подсчет ЧСС, калорий, датчик движений) спектр оцениваемых
параметров для исследователя и ученика можно расширить.

Пример.
Ученикам предлагается выполнить простую задачу – пройти/пробежать определенный
маршрут по различным траекториям (прямая линия, изогнутая линия,
зигзагообразная линия)*. Перед этим оценить количество шагов, которое по их
мнение будет затрачено на осуществление задания, а затем выполнить упражнение.
После количество действительное количество шагов сравнивается с тем, которое
предположил ученик.

*длина
маршрута и характер движения по нему зависят от возраста и уровня физической
подготовки ученика

Кейс
№2. Игровая форма оценки двигательной активности учащихся путем создания
альтернативной мотивации.

Данный кейс, как и
предыдущий, основан на использовании функции шагомера в фитнес-трекерах.
Однако, при наличии дополнительных функций, интерпретацию полученных результатов
как для исследователей, так и для учащихся, можно расширить.

Пример.
Ученикам
предлагается распределиться для командных игр (какая именно будет игра не имеет
большого значения и, вероятно,  зависит
от предпочтений учащихся и других обстоятельств, таких как место урока и время
года). Для игры устанавливается определенное время, по прошествии которого
победившей командой считается та, члены которой сделали наибольшее количество
шагов, а не вела в счете (создается альтернативная мотивация). При желании
можно конвертировать проделанные шаги в пройденное расстояние и т. п.

Кейс
№3. Командная тренировка с элементами кроссфита с регистрацией двигательной
активности участников.

Предложенный вариант проведения урока полезен тем, что с помощью него можно эффективно задействовать множество функций, имеющихся на сегодняшний день в современных фитнес-трекерах. Таким образом, можно получить портрет физической активности и даже получить некоторую информацию о состоянии здоровья учащегося.Пример. Перед занятием по периметру зала (либо спортивной площадки) расставляются конусы, на которые развешивается список упражнений (1 конус на 2 человека). На каждом конусе необходимо разместить по 2 списка (примеры списков см. ниже): первый список содержит двигательные упражнения, а второй те, которые необходимо выполнять на месте, непосредственно вблизи конуса. Затем ученики делятся в группы по 2 человека, и каждая группа размещается у одного конуса, при этом первому ученику необходимо остаться и выполнять упражнения на месте, а второму перемещаться между другими конусам и последовательно осуществлять двигательные упражнения. Затем ученики в паре меняются задачами. По завершении оценивается общее количество проделанных движений, шагов и т. д. в зависимости от возможностей фитнес-трекера. Наиболее успешной считается пара учеников, отличившаяся наибольшей двигательной активностью.

Кейс
№4. Оценка функционального состояния здоровья и устойчивости организма ученика
к физическим нагрузкам.

Устройство большинства
современных фитнес-трекеров позволяет регистрировать ЧСС носителя, что дает возможности
индивидуального и контроля должной физической нагрузки. Оценивая ЧСС до, во
время и после выполнения упражнения можно оценить уровень физической подготовки
ученика и сопротивляемость его организма к нагрузкам, что позволит. В данном
случае удобство заключается в том, что преподаватель может проводить урок на
свое усмотрение, поскольку ключевой момент – не выполнять какие-либо
определенные упражнения, а оценить состояние организма учащихся во время их
выполнения.

Пример.
Преподаватель
проводит урок в привычной форме, контролируя время начала и окончания
выполнения упражнений, а также фиксируя его интенсивность (низкая, средняя,
высокая). После занятия проводится анализ ЧСС (например, с помощью таблиц
нормативных показателей пульса у детей), который соотносится со временем начала
и окончания упражнений, а также их нагрузкой. В дальнейшем, принимая это во
внимание, преподаватель получит возможность индивидуально подбирать физические
нагрузки правильной интенсивности, которые в должной мере смогут развивать
ученика физически, не нанося вред здоровью.

Кейс
№5. Оценка энергозатрат во время различного вида нагрузок и профилактика
избыточной массы тела учащихся.

Одной из функций
современных фитнес-трекеров является подсчет количества затраченных на осуществление
физической активности калорий. При должных энергозатратах во время регулярных
занятий физической культуры и сбалансированном питании можно осуществлять
эффективную профилактику набора лишнего веса, а также совершенствовать
физическую форму.

Пример.
Преподаватель
проводит урок в привычной для него форме. По окончании занятия оцениваются
энергозатраты проведенной тренировки. Вместе с тем определяется, насколько
энергозатраты соответствуют необходимым при данном возрасте, массе тела,
калораже питания и т. п. (с помощью соответствующих установочных таблиц или
специальных калькуляторов). Впоследствии ученику определяются рекомендации по
интенсивности физической нагрузки и оптимальным энергозатратам в течение урока
физической культуры.

Возможным становится
рассмотреть некоторые варианты их применения для организации самостоятельной
работы учащихся по поддержанию необходимого уровня физической активности [8].

Кейс
№6. Самостоятельная работа учащихся. Ежедневное выполнение предварительно
разработанной физической тренировки.

Как было указано выше, на
сегодняшний день актуальной задачей является поддержание необходимого уровня
двигательной активности учащихся вне уроков физической культуры. С помощью
функционала фитнес-трекеров и специально разработанной программы, можно
добиться вовлеченности учащихся в ежедневные занятия физической активностью с
достаточным уровнем самоконтроля.

Пример.
Преподаватель
физической культуры, включая различные наборы упражнений, разрабатывает
стандартизованные (с учетом возраста и пола учащихся) программы физических
тренировок так, чтобы их выполнение занимало приблизительно 60 минут
ежедневно*. При их выполнении во внеучебное время учащимся необходимо
пользоваться фитнес-трекером и фиксировать необходимые преподавателю показатели.
Затем на каждом занятии, наряду с регулярными уроками физической культуры,
оценивается внеурочные занятия учащихся физической активностью [9].

*при
отсутствии в расписании школьника дополнительных спортивных школ, секций, а
также регулярных физических нагрузок иного характера

Кейс
№7. Самостоятельная работа учащихся. Увеличение числа пройденных шагов за
указанный период.

Помимо обсужденных ранее
функций, таких как подсчет пройденных шагов, акселерометр, датчик движений,
современные фитнес-трекеры позволяют отслеживать пройденное расстояние,
опираясь как на данные шагомера, так и посредством GPS. Это позволяет устройству объективно
посчитать количество шагов, не допуская ошибок срабатывания шагомера на другие
движения. Таким образом, появляется возможность эффективно оценивать
двигательную активность учащихся вне уроков физической культуры.

Пример.
Ученикам,
предварительно получивших инструктаж об использовании фитнес-трекеров,
предоставляется возможность ежедневно фиксировать количество пройденных шагов
(в зависимость от устройства и платформы, на основе которой оно работает,
внесение данных может быть разным – самостоятельная запись данных на бумажный
носитель или в онлайн-таблицу, либо автоматизированный вывод данных, к которым
впоследствии получает доступ преподаватель). Согласно рекомендациям ВОЗ, в день
рекомендуется проходить не менее 10000 шагов, что можно использовать как
установочную точку. Таким образом, исходя из количества шагов, которое
проделывает каждый ученик в течение дня, преподавателю необходимо оценивать
выполнение нормы, отслеживать динамику увеличения/уменьшения данного показателя
во времени и обсуждать результаты с учеником [10].

Кейс
№8. Самостоятельная работа учащихся. Оценка продолжительности ежедневной
физической активности.

Как было сказано выше,
детям и подросткам в возрасте 5-17 лет необходимо не менее 60 минут занятий
физической активностью ежедневно. В связи с этим определяющим фактором следует
считать не конкретный набор упражнений и тренировок (которые, впрочем, могут
обеспечить уроки физической культуры), а длительность занятий [11].

Пример.
Учащимся
предлагается самостоятельно разработать план занятий физической активностью.
Основным критерием плана является длительность занятий (не менее 60 мин). После
внедрения занятий в распорядок дня и их выполнения/не выполнения, ведется
соответствующее обсуждение плана с преподавателем. Данная методика позволяет
каждому школьнику составлять тренировку исходя из своих собственных желаний и
предпочтений, при этом поддерживая должный уровень двигательной активности.

Кейс
№9. Самостоятельная работа учащихся. Мотивационное обеспечение увеличения
ежедневной продолжительности физической активности путем постановки и
выполнения индивидуальных целей учащихся.

Рассматривая любой вид
самостоятельной работы учащихся, следует принимать во внимание отсутствие
непосредственного контроля преподавателя, а также нередкую нехватку мотивации.
Если первая проблема частично может быть решена проверкой результатов
самостоятельной работы и системой оценивания, то мотивационное обеспечение до
сих пор остается предметов множества дискуссий. Один из наиболее эффективных
способов повысить мотивационную значимость достижения результата является
постановка индивидуальных целей.

Пример.
Каждый
учащийся определяет индивидуальную цель, связанную с двигательной активностью,
например: «к концу месяца добиться прохождения не менее 10000 шагов ежедневно»,
«затрачивать не менее 500 ккал ежедневно в ходе физических нагрузок»,
«достигнуть среднего ежедневного пройденного расстояния в 10 км» и т. п. При
составлении целей, рекомендуется обсуждать их с преподавателем, чтобы
обеспечить их адекватность для конкретного ученика. Выполнение целей может
также поощряться положительными оценками. Таким образом будет обеспечено
повышение мотивационной значимости физической активности для каждого учащегося.

Кейс
№10. Самостоятельная работа учащихся. Профилактика набора избыточной массы тела
путем разработки ежедневных тренировок с необходимыми энергозатратами.

Избыточная масса тела
является широко распространенным фактора риска множества заболеваний. К
сожалению, нередко избыточную массу тела можно наблюдать и у детей школьного
возраста. Чаще всего причиной набора избыточной массы тела у молодого организма
является несоответствие калоража питания ежедневным энергозатратам. В связи с
этим необходимо грамотно составлять план физической активности, а также
ликвидировать гиподинамию.

Пример:
Исходя
из того, что развивающемуся организму подростка необходимо 2500-3200 ккал в
сутки, необходимо прежде всего привести питание в соответствие этим цифрам.
После этого необходимо составить план ежедневной физической активности,
энергозатраты которой будут составлять не меньше 20% валового обмена. Благодаря
функционалу фитнес-трекеров, можно в динамике отслеживать энергозатраты в ходе
тренировки.При несоответствии
энергозатрат указанным цифрам, следует увеличивать
продолжительность/интенсивность тренировки, при необходимости согласовывая это
с преподавателем.

Разработка
образовательных программ с использованием данных технологий позволит
располагать качественно новыми методиками, демонстрирующими доказанную
результативность как для преподавателей, так и для учащихся.

Литература

  1. Liau A. K., Neihart M., Teo C. T., Goh L. S., Chew P. A.
    Quasi-Experimental Study of a Fitbit-Based Self-Regulation Intervention to
    Improve Physical Activity, Well-Being, and Mental Health // Cyberpsychol Behav Soc Netw. – 2018. – Т. 21. – №11. С. 727–734. 
  2. Лубышев Е.А. Спорт и социализация:
    социокультурный аспект. В сборнике: Научно-педагогические школы в сфере
    физической культуры и спорта. Материалы Международного научно-практического
    конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. 2018. -С. 452-456
  3. Красильников А.
    А., Лубышев Е. А., Закиров Ф. Х. Информационные технологии в методологии
    преподавания физической культуры // Материалы III научно-практической
    конференции (I всероссийской) института естествознания и спортивных технологий.
    2019: сборник научных статей – Москва, 2019. Москва: МГПУ – С. 66-70
  4. Красильников А.
    А., Закиров Ф. Х. Подкастинг как инновационная методика обучения студентов на
    примере медицинского образования // Педагогический журнал. – 2018. – Т. 8. –
    №5A. – С. 519-524.
  5. Красильников А.А.
    Информационные ресурсы инновационной деятельности // Материалы VI Международной
    научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура»: сборник научных
    статей / под ред. Б.В. Илькевича – Гжель, 2015. – С. 687-689
  6. Красильников А.А.,
    Закиров Ф.Х., Пушкина Н.В., Гернет И.Н. Возможности применения новых
    технологий  в преподавании физической
    культуры // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции
    «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего
    поколения». – 2019. Москва: МГПУ – С. 211-217
  7. Borthwick A. C., Anderson C. L., Finsness E. S.,
    Foulger T. S. Special Article Personal Wearable Technologies in Education:
    Value or Villain? // Journal of Digital Learning in Teacher Education. – 2015.
    – Т. 31. – №3. – С. 85–92
  8. Лубышев Е. А.
    Современные образовательные технологии в преподавании теории физической
    культуры в вузе // Материалы Международной научно-практической конференции
    «Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые
    практики»: сборник научных статей / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой –
    Москва,2019. Москва: РЭУ имени Г.В. Плеханова – С. 191-195
  9. Feehan L. M., Geldman J., Sayre E. C., Park C., Ezzat A. M., Yoo J. Y.
    Accuracy of Fitbit Devices: Systematic Review and Narrative Syntheses of
    Quantitative Data. // JMIR
    Mhealth Uhealth. – 2018. – Т. 9. – №8. – С. 10527 
  10. Красильников А.А.
    Факторы, побуждающие членов педагогического коллектива к инновационной
    деятельности // Материалы V Международной научно-практической конференции
    «Образование. Наука. Культура»: сборник научных статей / под ред. Б.В.
    Илькевича – Гжель, 2013. – С. 589-596
  11. Пушкина В.Н., Зелянина А.Н.,
    Оляшев Н.В., Размахова С.Ю., Цинис А.В. Индивидуально-психологические
    характеристики лиц, занимающихся экстремальными видами спорта. – Мир науки,
    2016. Т. 4.
    №3. — с.50.