Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 334.021

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10241

Ключевые факторы успешного взаимодействия образования и бизнеса

Key factors for successful interaction between education and business

Гусарова Мирослава Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Управления строительством и ЖКХ ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Gusarova Miroslava Sergeevna, Phd in economics, associate professor, professor of the Department of Construction Management and Housing and Public Utilities “Tyumen Industrial University”, Tyumen

Коркишко Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой «Газпром нефть» ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Korkishko Alexander Nikolaevich, Phd in Technical, Associate Professor, Head of the industrial chair of Gazprom Neft,  «Tyumen Industrial University» Tyumen

Козеева Мадина Ержабаевна, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень

Kоzeeva Madina Erzhabaevna, «Tyumen Industrial University» Tyumen

Аннотация. В условиях реализации новых трендов образования, которые являются ответом на стоящие вызовы внешней среды, актуализации инженерного образования, сближения теории и практики, образования и бизнеса, появляются новые формы и модели взаимодействия непосредственных работодателей и обучающихся, которые опираются на действующие на практике стандарты профессионального поведения и технологии управления. Одним из наиболее успешных и эффективных является проект «INкорпорация», в частности, проект «INЧаянда», целью которого стала задача моделирования междисциплинарной команды из числа обучающихся Тюменского индустриального университета и Тюменского государственного университета.

В статье представлена характеристика проекта, определены его цели и задачи, выявлена роль блока «Капитальное строительство», реализацией которого заняты магистранты базовой кафедры «Газпром нефть» Тюменского индустриального университета, обучающиеся по программе «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи».

Summary. In the context of new educational trends, that answer the environment challenges of engineering education modernization, connection of theory and practice and business and education as well, new forms and models of interaction between employer and student that rely on the current standards of professional conduct and management technology. One of the most successful and effective projects is the “INкорпорация”, particularly, the «INЧаянда” project aimed at modeling of interdisciplinary team of Tyumen industrial university and Tyumen State university students. The paper presents characteristics of a project; it defines goals and objectives, the role of “capital construction” that is implementing by master students of Gazprom neft’s industrial chair of Tyumen Industrial University who study in “Industrial and Civil engineering on oil production facilities” program.

Ключевые слова: управление проектами, гибкие компетенции инженера, наставничество, образовательные проекты, проектный офис, междисциплинарность, ключевые факторы успеха.

Keywords: project management, flexible engineer competencies, mentoring, educational projects, project office, interdisciplinarity, success factors.

Введение

Вызов современной российской экономики инженерному образованию состоит в необходимости пересмотра системы обучения и подготовки высокопрофессионального инновационного лидера, способного осуществить прорыв в технологических отраслях. 

Согласно опубликованным в журнале «Инженерное образование» данным, известно, что более 60 % обучаемых по инженерным образовательным программам имеют низкий и средний уровни развития лидерских качеств, что не соответствует требованиям WA. Данное противоречие между уровнем развития, требованиями к лидерским способностям и разработанностью структур EQ позволяют предположить о наличии причинно-следственной связи между повышением уровня профессиональных качеств лидера выпускников ВО и разработанностью педагогической системы в рамках профессионального образования [1].

Важным изменением в системе образования стал переход на подготовку специалистов с необходимым набором компетенций, изложенных во ФГОС ВО, а также профессиональных стандартах. Галанина Е.В. отмечает: «в настоящий момент происходит изменение стандартов технического образования в России, отказ от узкопрофильности подготовки инженерных кадров, своеобразный «гуманитарный, коммуникационный сдвиг» в инженерном образовании» [2].

В нефтяной компании «Газпром нефть» совместно с рядом университетов России предложен ответ на вопрос о необходимости пересмотра качества подготовки будущего инженера-нефтяника и строителя [3].

Методы исследования

Организационные изменения становятся все более сложными, а достижения реальных целей требует тесного взаимодействия функций и вовлечения множества внешних сторон. Существующая организация работы в компаниях, процессы и системы в них не поддерживают такой вид деятельности.

При этом очевидность и необходимость внедрения проектного управления становится бездоказательной. По оценке PM Expert при затратах на профессиональное управление проектами в диапазоне 2-12% бюджета проектное управление дает эффект от 20 до 30% от бюджета. Это происходит за счет сокращения сроков вследствие эффективного планирования, эффективного управления человеческими и материальными ресурсами, за счет ранней идентификации рисков и управления ими, планирования бюджета и управления поставщиками [4].

Как оценивают эксперты, использование современной методологии управления проектами и инструментами управления позволяет сократить 20-30% времени и до 20% денежных средств. Об эффектах, которые получают компании и выпускники вузов, участвующие в реальных проектах, пока данных нет.

Российские исследования компанией PM Expert показали успешность управления в результате внедрения проектного управления в деятельность предприятий в 48% случаев, не успешность проявилась в 9% случаев, а осталось без изменения 43% случаев. При этом отмечается, что появилась реальная картина проектов, повысилась эффективность распределения ресурсов, четкое распределение прав и обязанностей между участниками проектов, повысилась удовлетворенность клиентов, сократились превышения бюджетов проектов, временные издержки в выполнении проектов.

Вопросами проектного управления занимался значительный ряд как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди них Разу М.Л., Волкова Л. В., Сборщиков С. Б., Теличенко В. И., Воробьева Т.В., Газматов Т.Г., Ефименко А. З., Славин А. М., Джусоев Г. Т., Лукманова И. Г., Полковников А. В., Дубовик М. Ф., а также Мередит Дж., Мантел С., Кендалл И., Роллинз К. и другие авторы.

Однако анализ существующей литературы показал, что большинство исследований сводится к выявлению одного направления управления проектами, не связанного с совместными с вузами образовательными проектами [4]. Понимая важность данного явления для образовательных учреждений и бизнес-структур, необходимо проанализировать полученный опыт взаимодействия компании «Газпром нефть» с вузами в процессе реализации проекта «INкорпорация». Ведь именно такая коллаборация сегодня дает эффективный результат для всех участников и хорошие прогнозы дальнейшего благополучного развития компаний.

Экспериментальная база и ход исследования

Магистранты ТИУ и ТюмГУ принимают участие в проекте «INЧаянда» крупного учебного проекта «INкорпорация», который планируется реализовать в сроки май 2019-май 2020 гг. Цель проекта: смоделировать работу мультифункциональной команды по обустройству месторождения в Газпром нефти. Всего в проекте «INкорпорация» заняты группы студентов из 4-х вузов, каждой из которых выделена четкая роль в проекте. Геологическую модель формируют студенты СПбГУ, модель разработки представляют студенты СПбПУ, групповой проект инжиниринга месторождения представляют студенты ТюмГУ, а студенты ТИУ – проект строительства. Участники проекта из Тюмени: 5 магистрантов ТюмГУ, обучающихся по программе «Концептуальный инжиниринг» и 10 обучающихся (4 магистранта и 6 бакалавров направления «Строительство» ТИУ), а также 2 наставника от проекта и 5 кураторов от компании «Газпром нефть». На рис. 1 представлена структура команды проекта, занятого обустройством месторождения, студентов ТИУ и представителей Газпром нефть.

I этап проекта (май -август 2019 г.)  включает в себя следующие элементы:

  • образ результата: сформированный проект обустройства месторождения;
  • входные данные для проекта строительства:
  • перечень объектов, даты ввода, их стоимость;
  • логистический концепт;
  • план обустройства месторождения с координатами объектов;
  • оборудование ДЦИ и крупногабаритное оборудование.
  • задачи:
  • проверка и оптимизация графика ввода объектов;
  • оптимизация вариантов расположения объектов
  • организация вспомогательной инфраструктуры обустройства месторождений.

На первом этапе основная задача в проекте  заключается в проведении предварительных организационно-технических работ. От участников проекта необходимы следующие компетенции: знание региона, в котором осуществляется проект и знание актуальных технологий в строительстве. Эти знания магистранты получают из данных о месторождении, общей географии, знаний по специальным предметам.

Второй этап, который начинается 11.11.19 и заканчивается 12.12.19, содержит в себе значительный перечень задач. Дорожная карта второго этапа представлена на рисунке 2.

Главными результатами в работе команды проекта по обустройству явились следующие позиции: завершено формирование списка необходимых позиций по всем объектам капитального проекта «Обустройство и инфраструктура»; по объектам капитального проекта «Газовая опция»; по объектам капитального проекта «Нефтяная опция»; разработаны ОТР на кустовую площадку, предназначенную для проведения ОПР; разработаны техническое задание на проведение ИИ и календарный график работы проектной команды. В таблице 1 представлены основные результаты работы команды проекта в разрезе ответственных.

Третий этап проекта начался 13.01.2020 и закончился 21.03.2020. В его состав вошел ряд работ по капитальному строительству:

  • обеспечено выполнение задач по обоснованию и внедрению альтернативных вариантов реализации направлений промышленной безопасности, энергетика;
  • обеспечено выполнение задач по обоснованию и внедрению альтернативных вариантов реализации направлений СМР, КСП;
  • обеспечено выполнение задач по обоснованию и внедрению альтернативных вариантов реализации направлений проектно-изыскательских работ, ценообразование;
  • проведено обоснование преимуществ применения расширенного авторского надзора;
  • проработана система контрактования и взаимодействия с подрядной организацией;
  • сформирован базовый график реализации крупного проекта.

В целях успешной реализации работы по направлениям разработан комплекс лекций по структуре работы специалистов по проектно-изыскательским работам, комплектации, ценообразованию, капитальному строительству, строительного контроля. Отдельно освещены вопросы авторского надзора, назначения и состава капитальных проектов. Основные виды работ команды проекта на 3-ем этапе представлены на рисунке 3.

Участие в проекте позволило магистрантам лучше освоить профессиональные компетенции за счет погружения в специфику работы Заказчика, в обязанности специалистов, во взаимодействие подразделений, во взаимодействие с Партнерами.

Знакомство с программными комплексами, используемыми в Газпром нефть, изучение специфики строительных материалов, применяемых на Чаяндинском месторождении, и методик организации работ на изучаемом месторождении позволит сократить срок реализации инновационных технологий участникам проекта, которые будут знакомы с аналогичными вопросами до начала своей работы в компании.

Реализация компетенции «Работа в команде» закрепляет важную цель компании: добиться культурной и организационной трансформации и гибкости в более короткие сроки. Участники проекта усвоят нюансы кросс-функциональности, ощутят на деле ценность взаимовыручки и проработают на практике особенности работы в команде «проекта», усвоят на деле гибкость, простоту и быстроту работы [5]. 

В результате участия в проекте сотрудники компании так же получают компетенции, повышающие эффективность их работы. Они наращивают свой опыт и знания в области наставничества:  помощь в адаптации молодых специалистов, получение компетенций руководителя крупного проекта, участники которого – студенты [6].

Четвертый этап (апрель-июль 2020 г.) включает в себя оформление результатов командной работы в выпускные квалификационные работы и их защиту.

Область применения

Участие в проекте как обучающихся, так и сотрудников компании Газпром нефть позволили сформулировать ряд ценных приобретений для всех членов команды проекта.

В первую очередь, необходимо отметить обеспечение высоких требований к новым (будущим) сотрудникам компании, которые «на входе» должны обладать рядом «элитарных» компетенций.

Во-вторых, участие в смоделированном проекте на основе реальных данных стало важной составляющей обучения, называемое стажировкой, которое освоили студенты, обеспечив тем самым практикоориентированность.

Следующим аспектом стало получение новых знаний от спикеров компании, что позволило студентам получить новый опыт и реализацию знаний непосредственно «на рабочем месте».

Возможность получить материальное вознаграждение по итогам каждой вехи проекта позволило студентам ощутить ценную поддержку от компании.

И, наверное, самым важным результатом станет защита ВКР на материалах проекта для всех участников проекта.

Опыт реализации подобных проектов, несомненно, будет полезен всем вузам, особенно тем, которые реализуют образовательные программы подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей.

Все участники проекта создали уникальную модель управления проектом, начиная от разработки общего плана реализации проекта, включающего разработку титульного списка объектов строительства, графика реализации  проекта, стратегии управления ПИР, рисками, стоимостью и СМР вплоть до ввода объекта в эксплуатацию.

Выводы

Проект «INкорпорация» является своеобразной площадкой для стажировки и прохождения практики студентов, и это один из многих пилотных проектов, реализуемых компанией в рамках освоения новых принципов обучения инженеров по современным ФГОС. В процессе участия в проекте реализуются принципы междисциплинарности, практико-ориентированности, командной работы, экологичности. Результатом взаимодействия ПАО «Газпром нефть» и ТИУ является трудоустройство выпускников в Компанию, на данный момент 39 выпускников программы магистратуры  «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи» стали сотрудниками Компании.

Список использованной литературы

  1. Тимофеев О.Н. Командная работа в комплексной инженерной деятельности. // Инженерное образование. — 2016. — №20.  — С. 120-126. URL: http://www.ac-raee.ru/files/io/m20/IO_2016_20.pdf С. 121 (дата обращения 15.01.20)  С. 121
  2. Галанина Е.В. Формирование социокультурной компетенции инженера на основе технологии модульного обучения // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-2. – С. 315-319; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33121 (дата обращения 1.12.19)
  3. Коркишко А.Н. Создание базовых кафедр как основа для развития высших учебных заведений России //Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-3. С. 507-511.
  4. Решетникова И.Г., Гусарова М.С., Копытова А.В. Анализ методов управления проектом //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 13-19.
  5. Гусарова М.С. Развитие управленческих компетенций магистров-строителей с применением современных технологий обучения // Инженерное образование. 2017. № 22. С. 118-124.
  6. Гусарова М.С., Гусаров Д.С. Управление персоналом в программах подготовки магистров-строителей  //В сборнике: Управление персоналом в программах подготовки менеджеров сборник материалов международного научно-практического семинара (тринадцатое ежегодное заседание). Воронежский государственный университет. 2016. С. 16-18.