Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10235

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА НА ТРУДОУСТРОЙСТВО

ASSESSMENT OF INFLUENCE OF COMPONENTS OF SOCIAL PACKAGE ON EMPLOYMENT

Тихонов Алексей Иванович, заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), e-mail: mai512hr@mail.ru

Tikhonov Aleksey I., Head of the Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация. В статье рассматриваются основные компоненты, входящие в распространенные на российском рынке труда социальные пакеты. Проводится анализ социологического опроса, проведенного  компанией HeadHunter среди российских соискателей. В результате проведенных исследований выявлен уровень удовлетворенности своим социальным пакетом сотрудниками различной профессиональной принадлежности. Предложены эффективные меры повышения конкурентоустойчивости  компаний за счет внутрифирменной организации с использованием потенциальных возможностей соцпакетов. Рассматриваются различные компоненты соцпакета, которые есть у соискателей, а также ряд пожеланий по их изменению и улучшению. Автор сравнивает спрос и предложение различных компонентов социального пакета в российских компаниях. Предлагается прогноз актуальных трендов развития социального пакета на отечественном рынке труда.

Summary. The article discusses the main components that are part of the social packages common on the Russian labor market. An analysis of a sociological survey conducted by HeadHunter among Russian applicants is carried out. As a result of the studies, a level of satisfaction with their social package by employees of various professional affiliations was revealed. Effective measures to increase the competitiveness of companies through intercompany organization using the potential of social packages have been proposed. The various components of the social package that the applicants have, as well as a number of wishes for their change and improvement, are considered. The author compares the supply and demand of various components of the social package in Russian companies. A forecast of current trends in the development of the social package in the domestic labor market is proposed.

Ключевые слова: управление персоналом, социальный пакет, трудоустройство,  льготы, конкурентоустойчивость организации.

Keywords: personnel management, social package, employment, benefits, competitiveness of the organization.

Специалисты по управлению персоналом в своей повседневной деятельности постоянно используют термин «социальный пакет» (соцпакет). Под ним понимается целый комплекс услуг, который работодатель может предоставить новому сотруднику в качестве бонуса, дополнительно к обязательной заработной плате. В него могут входить различные мероприятия по улучшения условий труда, особенные  льготы и социальные гарантии, а также компенсационные преференции за определенные режимы работы. Грамотные HR-специалисты эффективно используют наполнение соцпакетов для управления персоналом в целях повышения конкурентоустойчивости всей организации. Маркетологи фирмы, умело рекламируя ценности соцпакета, буквально привязывают работников к родной компании, которая проявляет отеческую заботу о своем персонале. Большое количество составляющих компонентов соцпакета, при их высоком качестве, дополнительно подчеркивают конкурентоспособность организации. Присутствие в предложении о трудоустройстве соцпакета явно становится обязательной частью положительного имиджа успешной компании, создающей кадровый состав и рассчитывающей на долгосрочную перспективу на рынке труда как работодатель. Немаловажно и то, что компания может получить экономию, вкладывая средства не в зарплаты, облагаемые высокими налогами, а в другие материальные активы. За счет оптимизации отдельных составляющих соцпакета можно сдемпфировать воздействие кризисных явлений на бизнес. Проведенные исследования показывают, что полный потенциал соцпакета в российских компаниях далеко не раскрыт и имеет колоссальный актив, который можно грамотно использовать на рынке труда.

Как правило, вакансии  с заслуживающими внимание соцпакетами открываются в средних и крупных компаниях, насчитывающих не менее двухсот сотрудников. С точки зрения мотивации, соцпакет выполняет лишь первичную функцию по предотвращению негативных тенденций развития. Для повышения производительности труда, конечно, необходимо включать более действенные методы стимулирования в зависимости от эффективности и качества работы персонала. Если премии выплачиваются только лучшим работникам, то соцпакет выдается всем подряд, вне зависимости от заслуг, на входе в организацию. В этом плане, соцпакет является явным демотивирующим методом управления персонала. В современных организациях, конкурирующих на рынке труда за персонал, сложились самые разнообразные системы мотивации. В них входят, обычно, как материальные доходы (постоянная и переменная часть зарплаты; премии, различные надбавки и доплаты; акции и опционы; социальный пакет, включающий компенсации и льготы), так и нематериальные доходы (Доска Почета; Грамоты и благодарности; признание; достижение; похвала).  В нашей истории за 1931 год есть даже позитивная фраза «Похлопать по плечу!» в Похвальном листе Добровольного общества «Трудовые резервы». Необходимо понимать, что социальные гарантии (оплата больничного листа, обязательный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, выплаты по декрету) обязан предоставлять буквально всем сотрудникам каждый работодатель. А соцпакет – это решение менеджмента компании по привлечению перспективных кадров, и в него могут входить самые разнообразные опции, такие как:

  • корпоративное питание;
  • образовательные программы;
  • медицинское обслуживание;
  • оплата арендованной жилплощади;
  • компенсация жилищно-коммунальных платежей;
  • транспортные услуги;
  • услуги связи;
  • санаторно-курортное лечение;
  • физкультура и спорт;
  • гибкое рабочее время;
  • ускоренный по времени или более продолжительный отпуск;
  • кредитная линия;
  • дополнительное страхование;
  • сервисное обслуживание;
  • обеспечение продуктами и товарами;
  •  подарочные карты и сертификаты;
  • дотации на спецодежду и др.

Вышеперечисленные опции далеко не исчерпывают содержание всех российских соцпакетов, в различных условиях он может включать и дополнительные формы поощрения своих сотрудников. Некоторые недобросовестные фирмы буквально заманивают на работу соискателей, гордо предлагая им «полный соцпакет». Понятно, что так обмануть работника можно только в первый раз, потому что нет предела полету фантазии и креативным возможностям организациям с нескромными бюджетами.

Крупнейшая рекрутинговая компания  HeadHunter провела в начале 2020 года социологический опрос среди 3.6 тыс. российских соискателей и выяснила важность для них соцпакета и его фактическое наполнение. Большинство участников (70%)  отметили несомненную важность наличия соцпакета, причем люди с трудовыми книжками составляли 75% против 63% временно безработных. Только 48% соискателей связывают наличие социального пакета с понятием идеальной работы, фактически не воспринимая его наличие как острую  необходимость в трудоустройстве. Из результатов опроса видно, что безоговорочно победила номинация «повышение зарплаты», конкурируя с наличием соцпакета, каким бы он ни был наполненным. К наличию  соцпакета, со временем, привыкают, и не считают это особой формой поощрения. Меньше всего ценят соцпакет молодежь, которая вечно находится в поисках новой работы, и пенсионеры, которые уже имеют гарантированный Государством ежемесячный доход. Причем молодежь, которая не жалуется на здоровье, предпочитает вместо добровольного медицинского страхования транспортную компенсацию. Наибольшего уважения заслуживают те фирмы, которые предлагают своим работникам самостоятельно наполнит соцпакет содержанием в пределах утвержденного бюджета. Проведенные опросы показывают значительное расхождение между желаниями соискателей и реальным наполнением предлагаемых соцпакетов (Рис.1).   Самым распространенным требованием является оплата больничных листов и предоставление декретных отпусков для женщин (52%). Многие фирмы учитывают эти, обоснованные жизненными ситуациями, просьбы и, в основном, удовлетворяют их (57%).

Медицинские страховые полисы присутствуют более, чем в половине, соцпакетов (51%), но спрос даже превышает предложение, особенно что касается членов семей (58%). Значит, медицинская страховка оказывается более нужной для соискателей, чем оплата листа временной нетрудоспособности. Явно невостребованными являются затраты на корпоративные праздники и подарки (44%), ведь только 10% работников хотят иметь такие недешевые услуги.  Весьма схожие позиции у работников, желающих инвестировать средства фирмы в свое дополнительное образование (37%), и у работодателей, заинтересованных повышать квалификацию особо ценных сотрудников (40%). В полноценные три раза расходятся заботы руководства о накрытом столе с чаем и кофе (36%);  и только 12% персонала сумели оценить важность для здоровья и работоспособности полезных тонизирующих напитков. Только 14% просят оплатить свой отпуск по уходу за ребенком, но  реально имеют такую опцию  29%). Похожая ситуация наблюдается при корпоративной  оплате мобильной связи (17% предпочитают ее иметь, и для 26%  сорудников – это свершившийся факт). Не полностью удовлетворен спрос на оплату транспортных расходов на проезд (хотели — 34%, получили -22%), и на получение льготного питания (хотели каждый третий — 33%, а получили лишь каждый пятый -20%). Из всех многочисленных медицинских услуг наиболее востребованной оказалась стоматологическая  страховка, ее мечтают получить 32% опрошенных, но спрос покрывается предложением только на 19%. Еще больший разрыв между желанием (22%) и реальностью (6%) проявляется в вопросах оплаты жилья и предоставления кредитов по ипотеке. Предоставление гибкого графика работы просят 29% сотрудников, а получают 22%. Поддерживать себя в хорошей спортивной форме в фитнес-центрах желают 23% персонала, а получают в два раза меньше – 12%. Санаторно-курортное обслуживание хотели бы иметь 27%, при фактических 16%. Только 8% получают служебный автомобиль, при запросе на такую услугу в 12%, в то время как корпоративным транспортом пользуются 16 %, а желание есть только у 11%.

Несмотря на то, что опция оплаты декретного отпуска не является самой важной для большинства соискателей (14% на Рис.1), многие считают ее крайне важной (48%), что показывают ответы респондентов на вопрос HeadHunter «Насколько важными для вас являются компоненты социального пакета?» (Рис. 2). Вторым по значимости важности оказывается корпоративное образование (41%). Наличие в соцпакете полиса добровольного медицинского страхования крайне важно для 34% работников.

Далее, важность услуг уменьшается от наличия стоматологической страховки (23%), компенсации расходов на проезд (22%), льготного питания (20%), дотационных путевок (20%), оплаты средств связи (19%), гибкого графика работы (18%), оплаты жилья (18%) до предоставления дополнительного отпуска (14%) и оплаты услуг фитнес-центров (14%). Не очень важным считают такие опции как корпоративный транспорт (56%), продукты питания, чай и кофе (58%),  а также подарки, праздники и корпоративы (58%) и предоставление служебного автомобиля (69%).

Можно отметить изменение со временем подход соискателей к степени важности составляющих соцпакета: от примитивных опций, удовлетворяющих текущие потребности (льготное питание, оплата проезда и связи)  до перспективных опций, рассчитанных на обеспечение будущей успешной карьеры (повышение квалификации, улучшение  медицинского обслуживания).  Хотелось бы привлечь внимание  HR-специалистов  к необходимости развития совершенного нового направления развития, связанного не только с личной мотивацией каждого  сотрудника, а с комплексной заботой организации об общем благополучии всего персонала. Благодаря максимальной лояльности работника при полном удовлетворении его запросов, можно эффективно повысить его мотивацию, и как общий результат – улучшить конкурентоустойчивость всей компании.

Список литературы

1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2009. — 447с.

2. Исследование социального пакета российских компаний во время кризиса. [Электронный ресурс] — Режим доступа:   http://www.rspp.ru/12/11760.pdf

3. Скитяева И., Чернова Е. Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления? [Электронный ресурс] — Режим доступа:   https://www.cfin.ru/press/zhuk/2005-12/8.shtml

4. Насколько важен соцпакет при выборе нового места работы. АльманахHeadHunter 2019. [Электронный ресурс] — Режим доступа:   https://hh.ru/article/26160

5. Социальный пакет и его составляющие. [Электронный ресурс] — Режим доступа:   https://sdo-regional.ru/prof-post/sotsialnyj-paket-i-ego-sostavlyayushchie

6. Тихонов А.И.  Подбор персонала с использованием нетворкинга // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 6 (96). С. 200-204.

7. Социальный пакет важнее зарплаты. [Электронный ресурс] — Режим доступа:   http://ekb.estrabota.ru/article/archive/449

8. Молчанова Д. Социальный пакет как способ мотивации персонала. [Электронный ресурс] — Режим доступа:   https://www.tls-cons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/sotsialnyy-paket