slot gacorslot88https://sjlas.org/slot-gacor/https://sjlas.org/slot-dana/https://sjlas.org/slot-pulsa/https://nicerjss.com/slot-gacor/https://nicerjss.com/slot-dana/https://nicerjss.com/slot-pulsa/https://sdbagl.org/slot-gacor/https://sdbagl.org/slot-dana/https://sdbagl.org/slot-pulsa/http://pkc.grsmu.by/assets/slot-gacor/http://ctdn.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot-gacor/https://profor.facmais.edu.br/https://www.spr.org.br/din/eventos/-/slot-online/https://bio-med.euroasia-science.ru/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/http://slovopys.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot88/http://e-journal.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-dana/https://submissoesic.propes.ufabc.edu.br/public/journals/9/slot-gacor/https://pedomanwisata.com/http://library.nmuofficial.com/https://revista-uem.uno/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://uimscics.ui.edu.ng/wp-content/uploads/2021/09/slot-deposit-pulsa/http://alumni.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://thedanipost.com/wp-content/uploads/2020/09/slot88/https://cloud-journals.com/images/slot-deposit-pulsa/https://interrev.com/public/journals/1/slot88/https://anais.faama.edu.br/public/journals/3/slot88/http://uad-jrnl.nau.in.ua/public/journals/1/slot88/https://library.uhsp.edu.ua/wp-content/uploads/2022/02/slot-deposit-pulsa/https://fastgrowingtree.forest.ku.ac.th/https://pay.ucdavis.edu/gacor88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 334.723+ 331.103.5

 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14065

Матвеева Алла Ивановна,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург,

Matveeva А.I.    matveevaa2011@yandex.ru

Сарапульцева Анастасия Вячеславовна, 

кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры истории и философии, Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ О ФУНКЦИЯХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

Статья посвящена актуальному в современной экономической ситуации вопросу, о представлении студентов о функциях предпринимательства. Отбор респондентов для анкетирования производился методом квотной выборки. Квотируемые признаки: курс, специализация обучения.

Авторами отмечается, что в целом, мнения студентов о функциях российского предпринимательства обосновано. На основании результатов исследования была опровергнута гипотеза о том, что большинство студентов дают невысокую оценку роли предпринимательства в обществе.  

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут представлять интерес для политических структур в российском обществе при разработке программ, стратегий, направлений развития и реформирования предпринимательства. Основные положения исследования могут быть использованы в учебных заведениях для преподавания различных экономических дисциплин.

Summary

The article is devoted to the current issue in the modern economic situation, about the presentation of students about the functions of entrepreneurship. Selection of respondents for questioning was carried out by the method of quota sampling. Quota characteristics: course, specialization of training.

The authors note that in general, the opinions of students about the functions of Russian business are justified. Based on the results of the study, the hypothesis was refuted that the majority of students give a low assessment of the role of entrepreneurship in society.

The results obtained during the study may be of interest to political structures in Russian society in the development of programs, strategies, directions of development and reforming of entrepreneurship. The main provisions of the study can be used in educational institutions to teach various economic disciplines.

Ключевые слова: студенты, социум, социологическое исследование, отношение к предпринимательству, общество потребления, качество жизни.

Keywords: Students, Society, sociological research, attitude to entrepreneurship, society of consumption, quality of life.

   В современных российских условиях очень важным является отношение общества к предпринимательству. По оценкам многих исследований «это отношение, не совсем позитивное, что в значительной мере объясняется историческими традициями» [3]. В России всегда подозрительно и с недоверием относились к богатым. Поэтому целью данного исследования было изучение функций российского предпринимательства в оценках студентов. Важно отметить, что все поставленные задачи были решены, цель достигнута. Большое число исследователей, занимающихся тематикой предпринимательства, уделяют немалое внимание роли, положению предпринимательства в социуме. Одни, в своих работах, подчеркивают привилегированное  положение предпринимательства, другие – наоборот.

   Современное сверхсложное и стремительно растущее производство требует постоянного обновления, поисков, инвестиций, предприимчивости, высокопрофессионального и гибкого управления. Это означает, что бизнесмены становятся «моторами экономики»[4].

   В самом деле, именно благодаря деловым людям экономика совершенствуется, расширяется и идет вперед, создавая рабочие места, источники доходов и делая более зажиточным все общество. Отсюда очень важно, чтобы бизнесмены встречали поддержку сограждан  и властей. Однако все зависит от целей и направленности и типа предпринимательской деятельности. Первый тип представляют «промышленно-продуктивные» бизнесмены-труженики, нацеленные на длительную кропотливую деятельность в реальной экономике, где деньги зарабатываются путем честного, методичного, усердного труда [5]. Второй тип – «торговый человек» – действует в сфере оборота товаров, финансов, ценных бумаг и больше ориентируется на быстрое перераспределение денег в свою пользу, чем на создание новых продуктов [5]. В связи с тем, что существует два типа предпринимателей, значение их деятельности оценивается по-разному.

   Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой исследования являются результаты проведенного авторами опроса (анкетирования) студентов УРГЭУ (Уральского государственного Экономического Университета). Студенты данного ВУЗа имеют экономическую направленность в обучении, поэтому их мнения и оценки относительно российского предпринимательства будут объективными и обоснованными. В ходе исследования было опрошено 150 человек. Отбор респондентов для анкетирования производился методом квотной выборки. Квотируемые признаки: курс, специализация обучения.

   На основании полученных данных, мы видим, что студенты, определяют роль предпринимательства как довольно значимую, присваиваивают чаще всего 5 баллов и 3 балла (см. Таб.1). Чуть меньше респондентов – 4 балла. Видимо в сознании студентов живет мысль о предпринимательстве, как о значимом для общества явлении. Это очень важно. Поскольку  современная Россия – страна равнодушия, где каждый думает только о себе [5]. К тому же в нашей стране больше бизнесменов «второго типа». Такой удивительный расклад мнений заставляет верить в обратное.

Безымянный

   На основании мнений студентов относительно предпринимательства, можно выделить следующие тенденции:

  • во-первых, люди стали относиться к развитию нашего общества с большей ответственностью;
  • во-вторых, произошла трансформация сознания, поскольку несколько десятков лет назад картина была иной. Дело в том, что раньше предпринимательство ассоциировалось со «спекуляцией», воровством населения, обманом, сейчас же инициативность ценится высоко, и практически каждый человек стремится чем-либо заняться, чтобы добиться успеха. Инициатива в сегодняшние дни граничит с авторитетом, престижем.

   Не менее важным для нашего исследования будет изучение мнения студентов относительно утверждения, что предпринимательская деятельность формирует «общество потребления», рассмотрим таблицу 2:

Безымянный

   Дело в том, что в экономической литературе, относительно формирования «общества потребления» наиболее распространенной является точка зрения, о том, что не будь предпринимательской деятельности, не было бы ни общества, ни потребностей. В качестве примера приводится известный на сегодня, Билл Гейтс. Он создал и предложил обществу идею о «потребности в предпринимательстве». На сегодняшний день сложно себе представить любой рабочий процесс без его разработки [4;160].

   Однако существуют и сторонники обратной точки зрения, причисляли заслуги предпринимательств к разряду ненужных и вызывающих недовольства со стороны населения, как к чему-то лишнему, «чужому». 

   Студенты, в большинстве своем, выразили полное согласие с тем, что предпринимательская деятельность формирует «общество потребления» (см. Таб.3). Это в первую очередь свидетельствует об информированности студентов о существовании «общества потребления» как социальной проблемы. Из опрошенных студентов оказались и сторонники обратной точки зрения. Возможно, эти студенты либо недооценивают предпринимательство, либо действительно убеждены в их никчемности.

Безымянный

   На основании, Таб. 3 можно сделать вывод: студенты высоко оценивают значимость предпринимательства для общества. Это хороший показатель. Ведь современное студенчество, как правило, равнодушно к социуму: у них исключительно свои прерогативы, намерения, цели, которые, в большинстве случаев, идут вразрез с интересами общества.

   Следующим вопросом нашего раздела будет изучение мнения студентов относительно утверждения, что предпринимательство в России формирует потенциал общества. Студенты, в большинстве своем продемонстрировали мнение о предпринимательстве, как о двигателе прогресса (см. Таб.4).

Безымянный

   Неудивительно, ведь предприниматели – это люди дела, которые создают рабочие места, удовлетворяют потребности, производят товары и услуги. Очень важно, что такое большое количество студентов понимают и осознают это. Все-таки нашлось 17% ответивших студентов, которые выказали диаметрально противоположное утверждение, очевидно, считая предпринимательскую деятельность явлением, которое либо тормозит развитие общества, либо не влияет на его становление.

   Интересно проследить распределение ответов на это утверждение мужчин и женщин. Поскольку очень часто мы сталкиваемся с гендерными различиями в оценках и мнениях в характеристике разных вопросов. Мнения студентов относительно утверждения, что предпринимательство в России формирует потенциал общества тому не исключение (см. Таб.5). Данные рассмотрим в виде таблицы, в которой сравниваются позиции мужчин и женщин в этом вопросе.

Безымянный

   Как мы видим из предложенной таблицы, действительно, и женщины и мужчины определяют позицию предпринимательства в обществе как ведущую, однако среди женщин большее число, в отличие от мужчин не согласны с этим утверждением.

   Другим важным моментом нашего исследования будет изучение мнения студентов о российских предпринимателях, которых они считают яркими представителями своего дела. Важно подчеркнуть, что в число наиболее популярных среди студентов попали Р.А. Абрамович,  В.А. Брынцалов, М.Б. Ходорковский, А.Б. Чубайс (см. Таб.6).

Безымянный

   Данное распределение свидетельствует с одной стороны об осведомленности студентов, с другой об их объективном взгляде на ситуацию. Поскольку по данным большинства российских источников проясняется именно такая же картина. Если рассматривать мнения студентов о значимости предпринимательства в различных сферах общественной жизни, то определились следующие направления: большую значимость студенты подчеркнули в сфере экономики, очевидно полагаясь на создание рабочих мест,  производство товары и услуги. Немного уступает, по мнению студентов, сфера политики (см. Таб.7).

Безымянный

   Самое парадоксальное, что в науке и образовании, по мнению студентов, предпринимательство мало функционирует. Данное распределение позволяет нам прояснить картину, поскольку именно студентам видны заслуги предпринимателей в сфере образования и науки. Как демонстрируют полученные данные, очевидно предпринимателям еще необходимо приложить усилия в этой отрасли.

   Следующим вопросом нашего раздела будет изучение мнения студентов относительно готовности заняться предпринимательской деятельностью (см. Таб.8).

Безымянный

   Дело в том, что студенты, в большинстве своем выказали положительное мнение на это счет. Ответы респондентов, демонстрирует положительные перспективы для современного общества и положительное отношение к предпринимательской деятельности. Следовательно, у студентов есть осознание того, что самостоятельная инициатива позволяет добиваться личных успехов и приносить пользу российскому обществу.

   Интересно, на наш взгляд проследить распределение ответов студентов относительно утверждения о том, что предпринимательство в России способствует повышению качества жизни в стране (см. Таб.9).

Безымянный

   Большинстве студентов, согласны с данным утверждением. Это говорит о том, что студенты осознают значимость предпринимательства перед обществом, понимают зависимость предпринимательской деятельности и качеством жизни. То есть понимают, что чем интенсивнее, качественнее будет развиваться предпринимательство в России, тем форсированней будет идти процесс улучшения качества нашей жизни. Что в очередной раз свидетельствует о положительном отношении к предпринимательству.

   Показательным моментом было  рассмотрение отношения студентов к утверждению, что предпринимательство в России способствует созданию рабочих мест (см. Таб.10).

Безымянный

   Необходимо отметить, что с данным утверждением согласились все опрошенные респонденты. Это очень важно и значимо для исследования. Студенты понимают, что предпринимательская деятельность реализует социальную функцию: создание рабочих мест для населения, а именно труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.).

   Важно проследить распределение ответов на утверждение о том, что предпринимательство в России оказывает влияние на политические решения в стране (см. Таб.11).

Безымянный

   Студенты, в большинстве своем не согласились с данным утверждением (93%). Очевидно, полагая, что предпринимательская деятельность совершенно не влияет на политические решения в стране. Дело в том, что от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Невозможно, к примеру, планировать выпуск в ряде отраслей, не понимая перспектив развития спроса со стороны предпринимателей, в том числе их самой массовой группы.

   К тому же, выработка и осуществление политики поддержки предпринимателей зачастую осуществляется исходя из весьма приблизительных представлений об их потребностях, а главное – возможной реакции на те, или иные меры. Самое интересное, что и мужчины и женщины поддержали противоположную позицию. Также обратимся к рассмотрению отношения студентов к утверждению, что предпринимательство в России способствует созданию благоприятных материальных условий. В данной ситуации студенты не выказали однозначного отношения: половина ответивших студентов согласились, половина не согласились с данным утверждением (см. Таб.12).

Безымянный

   На основе этого можно сделать вывод о том, что студенты не уверены в том, что предпринимательство способствует материальному благополучию.

   Необходимо на наш взгляд проследить распределение ответов относительно утверждение о том, что предпринимательство в России развивает благотворительную деятельность. Студенты, в большинстве своем (87%) выказали свое несогласие с данным утверждением (см. Таб.13).

   Данная позиция объясним: к сожалению, в России благотворительная деятельность неразвита, если сравнивать с Западом. Очевидно, студенты опирались именно на это знание. В России не существует четкого осознания, что благотворительность − неотъемлемая часть общества.

Безымянный

   Процесс осознания идет медленными темпами. К тому же российский менталитет «не позволяет» делать что-то хорошее просто так.

   Также обратимся к рассмотрению отношения студентов к утверждению, что предприниматели в России занимаются исключительно личным обогащением. На основе полученных данных можно сделать вывод, что большая часть ответивших студентов (84%) не согласились с этим. Это свидетельствует о положительном восприятии предпринимателей.

   Однако 16% приняли иную позицию. Это объяснимо, поскольку еще в Советском Союзе предпринимательство было уголовным преступлением. Предпринимательство тогда ассоциировалось со «спекуляцией», воровством. В 80-е годы – кооперативные движения, которые продавали негодную продукцию. В последующем, в 90-е годы приватизация, финансовые пирамиды, обманутые вкладчики, 2000-е – «купи-продай». На основе примера можно проследить, как формировалось недоверие к  предпринимательской деятельности [1; 230]

   Важно отметить, что студенты единогласно согласились с утверждением, что предприниматели в России необоснованно повышают цены. Данная позиция вполне объяснима, поскольку в головах населения живет мысль о несправедливости со стороны властей, бизнесменов, а также мысль и о том, что они настроены против них, против общества.

   Далее обратимся к рассмотрению отношения студентов к утверждению, что предприниматели в России ничего не производят, а занимаются спекуляцией. Мнения студентов относительно данного утверждения заставляет задуматься, поскольку распределились поровну, то есть наблюдается противоречивая ситуация.

   Обращает на себя внимание факт, что студенты, в большинстве своем в качестве основного отличия малого бизнеса от крупного выделили доход бизнеса (75%), степень риска (55%), устойчивость на рынке (47%). Это свидетельствует об информированности студентов, поскольку в научной литературе распространены именно эти особенности.

   Резюмируя необходимо отметить, что в целом, мнения студентов о функциях российского предпринимательства обосновано. Поскольку известно, что «Россия − страна с низким уровнем развития предпринимательского потенциала и неблагоприятной его структурой» [3].

Безымянный

   На основании результатов исследования была опровергнута гипотеза о том, что большинство студентов дают невысокую оценку роли предпринимательства в обществе. В целом, положительное отношение студентов к предпринимательству обусловлено тем, что современные студенты − социальная общность, которых вдохновляет свобода предпринимательской деятельности, когда результат труда зависит от собственных умственных способностей и усилий, от предприимчивости, от способности как организатора и управленца. 

   Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут представлять интерес для политических структур в российском обществе при разработке программ, стратегий, направлений развития и реформирования предпринимательства. Основные положения исследования могут быть использованы в учебных заведениях для преподавания различных экономических дисциплин.

Литература:

  1. Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 2016.
  2. Дороболюк Т.Б. Культура труда – нематериальная составляющая предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.omgtu.ru/general_information/media_ omgtu/journal_ of_omsk_ rese arch_journal/files/arhiv/2005/3(32)%20pdf.pdf
  3. Государственное и муниципальное управление развитием малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge. allbest.ru/law/3c0a65625a2bc78b4d53b88521306dhtml
  4. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. М., 2005. С. 160.
  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01005458108