http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 331.07

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14059

Черновалов А.В.,

д.э.н., профессор Высшей государственной школы им. Яна Павла II, г. Бяла-Подляска, Польша

E-Mail: czernowalow@gmail.com

А.V. Chernovalov,

doctor of economic sciences, professor of Higher State School after John Paul II, Poland.

E-mail: czernowalow@gmail.com

Баранов Д. Н.,

Старший преподаватель кафедры «Экономика городского хозяйства и сферы обслуживания» МУ им. С.Ю. Витте

D.N. Baranov

Senior lecturer in «Urban economy and service» Moscow University named after S. Y. Vitte, Moscow

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТА «БЕРЕЖЛИВАЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНА»

THE IMPROVEMENT OF LABOUR LEGISLATION IN THE AREA OF HEALTHCARE FOR THE PURPOSES OF INTRODUCTION OF THE «PARSIMONIOUS TELEMEDICINE» PROJECT

Аннотация: В статье авторами разработан проект «Бережливая телемедицина», который актуален к внедрению в деятельность медицинских организаций города Москвы. Показано, что в условиях диффузии цифровых в сфере здравоохранения Российской Федерации актуальным становится применение гибридных форм управления рабочим временем медицинского персонала. Однако, в современных условиях, нормативно-правовая база регулирующая отношений в сфере управления рабочим временем медицинского персонала не ориентирована на гибкие формы организации труда. Авторами разработаны предложения по совершенствованию трудового законодательства с целью внедрения проекта «Бережливая телемедицина» в сфере здравоохранения города Москвы.

Annotation: In this article the authors elaborate the project of «Parsimonious telemedicine», which is ready to be introduced into the everyday routine of Moscow healthcare institutions. It is showed that given the conditions of diffusion of the digital technologies in the area of healthcare of the Russian Federation, the use of hybrid forms of the medical staff time management becomes currently important. However, in the modern conditions the legal basis providing regulation for the relations in the area of the medical staff time management is not set on the flexible forms of labour schedule. The authors elaborated proposals on improvement of the labour legislation in order to introduce the project of «Parsimonious telemedicine» into the healthcare area of the city of Moscow.

Ключевые слова: бережливая телемедицина, рабочее время, трудовое законодательство, цифровые технологии, гибридные формы управления рабочим временем.

Keywords: parsimonious telemedicine, working time, labour legislation, digital technologies, hybrid forms of time management

   В современных условиях, диффузия цифровых технологий в медицинской деятельности создает необходимость перехода от традиционных к гибким и гибридным формам управления рабочим временем медицинского персонала, выполняющего функции, связанные с применением новых технологий в процессе осуществления медицинской деятельности. Такими сферами, скорей всего, станут услуги по телемедицине, услуги связанные с применением технологий интернета вещей и ряд других [6]. В этой связи назрела необходимость преобразования действующего трудового законодательства в пользу более детальной регламентации отношений на рынке труда в условиях применения цифровых технологий и гибридных форм управления рабочим временем.

   По нашему мнению интеграция телемедицнских технологий с другими элементами цифровой медицины могла бы способствовать оптимизации издержек и внедрению нового понятия «бережливая телемедицина».

   Бережливая телемедицина – это интегрированная система управления процессами оказания медицинских услуг, функционирующая с целью повышения их качества, оптимизации издержек медучреждений, снижения риска врачебных ошибок, дистанционного контроля за состоянием здоровья пациента в реальном времени, в условиях новых моделей управления временем труда и отдыха. При этом в настоящей статье ставится вопрос: какие преобразования законодательства необходимо произвести, в целях обеспечения условий для внедрения новых методов управления рабочим временем и организационного проекта «Бережливая телемедицина»?

   Предложенный в исследовании проект «Бережливая телемедицина» предполагает интеграцию информационных систем и телемедицинских технологий в деятельности учреждений здравоохранения РФ. Для эффективного внедрения этого проекта необходимо сформировать формальную инфокультуру, в которой следует интегрировать  процесс отношений из сферы интеграции информационных систем с внедрением гибридных форм управления рабочим временем медицинского персонала, что требует унификации имеющейся нормативно-правовой базы как на федеральном уровне, так и на уровне города Москвы. С этой целью рационально разработать комплекс предложений по преобразованию существующей формальной инфокультуры в рамках социально-психологических методов управления с целью интеграции проекта «Бережливая телемедицина» в систему учреждений здравоохранения города Москвы. Такие управленческие решения можно в последствии тиражировать в рамках всей системы здравоохранения РФ. Алгоритм предлагаемых автором направлений совершенствования действующей нормативно-правовой базы в рамках трудового права, регулирующих отношения в проекте «Бережливая телемедицина» приведен на рисунке 1.

Безымянный

   Рисунок 1 показывает, что главной целью предлагаемых мероприятий по развитию новых административных и социально-психологических методов управления на основе создания формальной инфокультуры, автор видит в формировании нормативно-правовой базы успешного функционирования проекта «Бережливая телемедицина» в городе Москве. Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, необходима разработка модельного проекта «Бережливой телемедицины» для отдельных поликлиник, а также разработка Положения Министерства Здравоохранения Российской Федерации «Об особенностях регламентации рабочего времени медицинского персонала, выполняющего функции по оказанию медицинских услуг с использование цифровых технологий». Кроме разработки подобных основополагающих документов, регулирующих базисные условия внедрения проекта «Бережливая телемедицина», необходимо также привести в соответствие действующие нормативно-правовые акты с условиями функционирования проекта «Бережливая телемедицина».

   В этих целях необходимо усовершенствовать Трудовой кодекс Российской Федерации и ту часть его содержания, которая регламентирует использование рабочего времени. На наш взгляд, необходимо внести дополнения в статью 350 ТК РФ – «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» [1], которые касаются регламентации работы с применением телемедицинских технологий приведена в таблице 1.

Безымянный

   В таблице 1 регламентировано следующее понятие: «работа с применением телемедицинских технологий», то есть особенности регламентации рабочего времени медицинского персонала медицинской организации в процессе оказания телемедицинских услуг.

   Положения статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации должны дополняться соответствующей нормативно-правовой базой уполномоченного регуляторного органа, закрепленного в форме приказа или положения. Ключевые элементы проекта положения Минздрава РФ «Об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций работы с применением телемедицинских технологий» приведены в таблице 2.

Безымянный

   Таблица 2. показывает, что общая продолжительность рабочего времени  медицинского работника медицинской организации будет состоять из двух частей: очного приема пациентов, куда также можно отнести дежурство на дому и работы с применением телемедицинских технологий. При этом, очный прием пациентов должен составлять не менее 60% общей продолжительности рабочего времени медицинского работника.

   В качестве эксперимента предлагается внедрить проект «Бережливая телемедицина» в деятельность медицинских организаций города Москвы. Для реализации проекта необходимо интегрировать элементы телемедицинских технологий и других систем в Единую медицинскую информационно-аналитическую систему города Москвы (ЕМИАС). Реализуя проект «Бережливая телемедицина» предполагается внедрить в существующую систему ЕМИАС г. Москвы: электронный документооборот; электронный обмен данными с лабораторией и диагностическими кабинетами с врачом и пациентом; внедрение обязательной единой информационной системы регистрации и контроля за рецептурными препаратами для аптечных организаций и их интеграция в ЕМИАС;  внедрение системы интернета вещей для дистанционного контроля за состоянием здоровья пациентов; интеграцию в ЕМИАС единой системы оказания телемедицинских услуг.

   Целью проекта «Бережливая телемедицина» является создание единой информационной системы ориентированной на дистанционное оказание телемедицинских услуг медицинскими организациями, которое должно обеспечить получение синергетического эффекта от применения цифровых технологий. Ключевыми показателями проекта «Бережливая телемедицина» должны стать следующие: уровень удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом; доля медицинских организаций, использующих телемедицинские технологии в процессе оказания медицинских услуг; доля телемедицинских услуг в общем объеме медицинских услуг медицинской организации; доля назначений в общем объеме диагностических мероприятий с использованием интернета вещей; количество консилиумов и консультаций врачей проведенных медицинской организацией в течение года; доля аптечных организаций, внедрившая единую систему контроля и учета назначения рецептурных препаратов. Планируемые результаты после реализации проекта «Бережливая телемедицина» должны обеспечить: повышение доступности медицинских услуг для населения; снижение нагрузки на медицинский персонал;  снижение трансакционных издержек работников медицинских организаций, медицинских организаций и пациентов, полученных в результате внедрения цифровых технологий рутинные процессы документооборота и использования дистанционных услуг; увеличение качества оказания медицинской помощи посредством интеграции информационных систем и использования телемедицинских технологий; создание единой информационной инфраструктуры для осуществления дистанционного взаимодействия участников медицинской деятельности; создание единой информационной системы регистрации и контроля назначения рецептурных препаратов и их обязательное внедрение всеми аптечными организациями города Москвы; увеличение контроля за оборотом рецептурных препаратов; интенсификация использования технологий дистанционного контроля за состоянием здоровья пациентов.

   На наш взгляд, ключевыми рисками реализации проекта «Бережливая телемедицина» могут стать факторы: 1) отсутствие квалификации медицинского персонала в области реализации возможностей цифровых технологий; 2) недостаточная вовлеченность медицинского и административного персонала, участвующего в проекте; 3) низкая грамотность населения в области реализации возможностей при использовании цифровых технологий в медицине; 4) предубежденность существенной части населения, касающаяся низкой эффективности от использования телемедицинских технологий; 5) низкая информационно-технологическая и экономическая готовность аптечных организаций к внедрению информационной системы контроля назначения рецептурных препаратов. Важным элементом процесса реализации проекта является направление медицинских работников учреждений здравоохранения города Москвы на курсы повышения квалификации, что позволит снизить риск связанный с отсутствием навыков медицинского персонала по работе с информационными системами и телемедицинскими технологиями. Таким образом, реализация рассматриваемого проекта должна обеспечить планомерное совершенствование системы здравоохранения города Москвы с переводом части медицинских услуг в электронную форму посредством использования телетехнологий. Предполагается также интеграция проекта «Бережливая телемедицина» в уже действующую систему управления учреждением здравоохранения «Бережливая поликлиника» [5], что позволит получить больший синергетический эффект и повысить качество и доступность медицинских услуг. Взаимодействие структурных элементов проекта «Бережливая поликлиника» и проекта «Бережливая телемедицина» приведена на рисунке 2.

Безымянный

   Рисунок 2 показывает что проект «Бережливая телемедицина» является эффективным дополнением проекта «Бережливая поликлиника» — он усиливает синергетический эффект от сокращения потерь в системе здравоохранения Российской Федерации, увеличивает эффект бережливого отношения к ресурсам медицинской организации за счет экономии от сокращения различных видов издержек, потери времени от выполнения рутинных операций среднего медицинского персонала и пациентов в учреждениях здравоохранения. Как свидетельствуют исследования, проведенные непосредственно в поликлиниках с использованием специального исследовательского инструмента, интеграция телемедицинских технологий и технологий интернета вещей в единую информационную систему обеспечит экономию ресурсов и рабочего времени персонала на организацию приема пациентов, повысив качество медицинских услуг. Внедрение обязательной единой информационной системы регистрации и контроля за рецептурными препаратами для аптечных организаций и их интеграция обеспечит снижение числа приема рецептурных препаратов пациентами без рецепта лечащего врача, усиливая эффект бережного отношения к пациенту.

   Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в области применения цифровых технологий в сфере здравоохранения РФ, должно обеспечить эффективное регулирование рабочего времени медицинского персонала, осуществляющего медицинские услуги с применением телемедицинских технологий. Кроме того, разработка проекта «Бережливая телемедицина» в совокупности с преобразованным трудовым законодательством, направленным на использование гибридных форм организации рабочего времени медицинского персонала, приведет к росту доступности и качества медицинских услуг. Интеграция двух проектов «Бережливая поликлиника» и «Бережливая телемедицина» усилит синергетический эффект от использования методов бережливого производства и цифровых технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс], режим доступа, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/57b2c74931d8844c24104ac715e092a757f3364d/
  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  3. Приказ Минздрава России от 02.04.2014 N 148н «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому» [Электронный ресурс], режим доступа, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163423/
  4. Государственная программа города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012-2020 годы [Электронный ресурс], режим доступа, URL: https://www.mos.ru/dzdrav/documents/kontceptcii-i-programmy/view/1054220/
  5. «Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 N 8) [Электронный ресурс], режим доступа, URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222124/
  6. Суптело Н.П., Воронина Т.В. Влияние уровня средней заработной платы врачей на некоторые показатели эффективности сферы здравоохранения Российской Федерации // Кадровик. 2017. № 11. С. 60-69.
  7. Черновалов А.В. Цифровое будущее или экономика счастья? / А.В. Черновалов, З. Цекановский, З. Шиманьский, П.А. Черновалов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018.