http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 621.039

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14052

Ханалиева Женнет Висампашаевна,

Аспирантка кафедры «Мировая экономика» РЭУ им. Г.В.Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.

E-mail: gennet91@gmail.com

Khanalieva Zhennet Visampashaevna, 

Postgraduate student of the World Economics Department of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. 

E-mail: gennet91@gmail.com

Особенности нормативно-правового регулирования атомной отрасли России

NORMATIVE LEGAL REGULATION FEATURES OF RUSSIAN NUCLEAR INDUSTRY

Статья содержит оценку и определение перспектив развития российского атомного законодательства в сфере использования ядерной энергии, сделан акцент на еще не решенные задачи и пробелы правового регулирования в данной сфере деятельности. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию правовых взаимоотношений, возникающих в сфере использования ядерной энергии.

Ключевые слова: атомное законодательство, нормативные правовые акты, нормативно-законодательная база, концепция атомного права, техническое регулирование, ядерный ущерб, госкорпорация «росатом».

This article contains an assessment and determination of prospects of the Russian nuclear legislation development in the area of nuclear energy, focusing on yet unresolved problems and gaps in the legal regulation of this sphere. Formulated some suggestions to improve the legal relations arising in the area of nuclear energy.

Keywords: atomic laws, regulations, regulatory and legal framework, the concept of nuclear law, technical regulations, nuclear damage, the state corporation «Rosatom».

   Для успешного развития современного атомного энергетического комплекса крайне важное значение имеет формирование нормативно-правовой базы в соответствии с нормами международного права и общими принципами правового режима мирного использования ядерной энергетики в развитых странах, включая рекомендации Международного агентства по атомной энергии.

   В настоящее время Россия остро нуждается в ускоренных и устойчивых темпах опережающего развития атомной отрасли, поскольку это соответствует общемировой задаче повышения энергопотребления с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую экологию.

   Ввиду приоритетности атомной отрасли в хозяйственном комплексе Российской Федерации, первостепенное значение приобретает интенсификация законотворческой деятельности, являющейся правовой основой широкомасштабного развития отрасли.

   За минувшие годы в данной области произошли весьма существенные изменения. Приняты и действуют федеральные законы, которые являются законодательной базой, регулирующей атомный энергетический комплекс в государстве («О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «Об использовании атомной энергии», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

   Конкретные проблемы и пути их решения при реализации государственной атомной стратегии определены федеральными целевыми программами, политическими решениями Президента РФ и Правительства РФ, а также Энергетической стратегией России на период до 2030 года.

   В развитие выше отмеченных законопроектов принято множество подзаконных нормативных правовых актов, входящих в концепцию правового регулирования использования ядерной энергетики в Российсекой Федерации.

   Необходимо отметить как положительное явление то обстоятельство, что в нормативном правовом массиве вырос удельный вес законов в противовес доминировавшим прежде подзаконным актам. Тенденция к главенству законодательного регулирования отношений должна служить условием последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства [1].

   Тем не менее, существующее правовое обеспечение деятельности в сфере применения ядерной энергетики не гарантирует в полной мере интересы развития атомного комплекса государства, а входящие в нее законы имеют необходимость в последующем совершенствовании. Это связано с тем, что длительное время не принимаются, либо тормозятся на разных стадиях законодательной процедуры многочисленные законодательные акты, нацеленные на регулирование важнейших проблем функционирования и развития ядерного энергетического комплекса страны. Основные законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, такие, как законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, нуждаются в последующей модернизации, доработки тех норм, которые на настоящий момент времени уже не соответствуют интересам отрасли и не гарантируют ее успешного функционирования. Осуществление эффективных экономических и организационных реформ и последующее становление правовой системы государства настоятельно требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи улучшения государственного управления и государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии, формирования форм собственности и организационно-правовых форм учреждений атомной энергетики, а также правового режима их имущества и лицензирования видов деятельности; технического регулирования и т. д. [2].

   В частности, исследование правовых норм и принципов формирования ядерного энергетического комплекса Российской Федерации демонстрирует, что законодательную базу преобразований, нацеленных на либерализацию систем государственного регулирования в России, составляют Федеральные законы: «О техническом регулировании», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля».

   Федеральный закон «О техническом регулировании» является системообразующим законом, принятие которого послужило базой правового регулирования взаимоотношений, образующихся в процессе реализации обязательных требований в области безопасности и при оценке соответствия результатов деятельности требованиям по радиационной безопасности. Между тем, вышеуказанный закон до сих пор не получил своей реализации, так как не разработаны необходимые подзаконные акты, технические регламенты и стандарты обеспечения деятельности в сфере использования атомной энергии. Кроме того, включение в сферу действия закона деятельности, сопряженной с использованием атомной энергии, требующей специфических мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности, порождает у экспертов справедливые возражения. Переход к техническому регулированию в данной сфере на базе закона «О техническом регулировании» может послужить причиной разрушения продуктивно функционирующей в настоящее время системы, так как техническое регулирование деятельности ядерного энергетического комплекса страны сформировалось на основе Федерального закона об атомной энергии и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Более того, такой переход  к техническому регулированию на базе закона «О техническом регулировании» противоречит функционирующему федеральному законодательству и принятой Россией Конвенции о ядерной безопасности [3].

   Очень своевременной и целесообразной была бы разработка федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», устраняющего неувязки, возникающие при использовании атомной энергии и обращении с радиоактивными веществами и отходами из сферы использования Федерального закона «О техническом регулировании».

   Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не имеет распространения в сфере использования атомной энергии. Правовые аспекты лицензирования в данной сфере до сих пор не урегулированы на законодательном уровне. Положение о лицензировании, принятое в 1997 году на основе концепции лицензирования 1992 года, безнадежно отстало от общественно-экономического развития страны и нормативно-правовой базы, определяющей данное развитие. Оно обязано быть откорректировано в контексте общего реформирования правового режима лицензирования отдельных типов деятельности и разработки нового законодательства в данной сфере в возможно короткие сроки совместными усилиями Министерства природы России, Ростехнадзора и Госкорпорации «Росатом».

   Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля», относительно надзора за ядерной и радиационной безопасностью, до сих пор не выполнены [4].

   Кроме основных, системных законов атомного права, отрасль критически нуждается в целом ряде специальных законодательных актов (о радиационной безопасности населения, об обращении с радиоактивными отходами, о выводе из эксплуатации объектов применения атомной энергии, о гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении). Потребность в данных законопроектах очевидна и неоспорима.

   Наглядным примером может служить законопроект «О гражданской ответственности за атомный ущерб и ее финансовом обеспечении». Атомная отрасль государства уже давно имеет необходимость в разработке подобного правового регулирования, невзирая на ратификацию Венской Конвенции об ответственности за ядерный ущерб [5].

   Изложенное дает возможность сделать вывод, что современное развитие ядерного энергетического комплекса страны обуславливает потребность модернизации правовых отношений, образующихся в сфере применения атомной энергии. Максимум стараний необходимо прикладывать не только для толкования нормативно-правовых актов, содержащих в себе пробелы, противоречия и прочие недочеты, но, главным образом, обращать данные усилия на разработку новых, качественных федеральных законов, прежде всего прямогодействия.

   Научной и методологической базой улучшения законотворческой деятельности в сфере применения атомной энергии в целях оптимизации всей нормативно-законодательной базы атомной отрасли может быть подготовленная учеными и экспертами в сфере применения атомной энергии и ратифицированная заинтересованными органами Концепция атомного права. Она будет регламентировать вопросы развития главных принципов и задач законодательного обеспечения в сфере применения атомной энергии, совершенствования правового режима государственного управления использованием атомного энергетического комплекса и государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии, определения особенностей лицензирования, контроля и надзора в атомной отрасли, формирования эффективного правового механизма ответственности за правонарушения.

   Это повысит статус органов государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии и избавит их от нехарактерных для них функций и тем самым повысит их результативность и качество выполняемых работ. Также это послужит росту уровня безопасности для населения и окружающей среды при эксплуатации объектов ядерного энергетического комплекса, повышению готовности к предупреждению и ликвидации последствий аварий на ядерных объектах. Вместе с этим повысится правовая аргументированность применения государственных разрешительных методов в соответствии с функционирующим законодательством и рекомендациями МАГАТЭ, что, в свою очередь, также должно привести к снижению радиофобии и позитивному восприятию общественностью функционирования и развития ядерного энергетического комплекса страны, ускоренному внедрению атомных инноваторских технологий во все сферы жизнедеятельности.

Библиографический список:

  1. Грищенко А. И. Основные проблемы совершенствования атомного законодательства России на современном этапе / А. И. Грищенко // Юрист. – 2011. – № 11.
  2. Козодубов А. А. Развитие атомного законодательства Российской Федерации «Реформы и право», – 2012, – № 4.
  3. Гордон Б.Г. О техническом регулировании при использовании атомной энергии. / Вестник Госатомнадзора России, № 3, 2003.
  4. Грищенко А.И.О концепции ядерного права России/Грищенко А.И.//Правовой энергетический форум//. – 2014. – № 4.
  5. Кожевников К. К. Вопросы международно-правового сотрудничества в сфере атомной энергетики // Ежемесячный журнал атомной энергетики России «Росэнергоатом». – 2013. – № 10.