http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 338.242

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14042

Лазько Ольга Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, г. Смоленск

Семченкова Светлана Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск

Лукашева Ольга Леонидовна,

кандидат экономических наук, доцент Смоленского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Смоленск

Lazko Olga Vasilyevna,

Candidate of economic sciences, Associate Professor, Smolensk State Agricultural Academy, Smolensk

Semchenkova Svetlana Vasilyevna,

Candidate of economic Sciences, Associate Professor, Smolensk State University, Smolensk

Lukashova Olga Leonidovna,

Candidate of Economic Sciences., Associate Professor, Smolensk branch of REU named after G.V. Plekhanov, Smolensk

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

STRATEGIC LANDMARKS OF MANAGING THE PROCESS OF DIGITAL TRANSFORMATION IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. В статье рассматриваются основные стратегические ориентиры цифрового сельского хозяйства, исследованы подходы формирования цифровой платформы на примере аграрного сектора экономики, выявлены причины замедления цифровой трансформации, уточнены особенности использования информационных ресурсов. Создание цифровой платформы позволит повысить эффективность управления АПК. Но, к сожалению, эти процессы недостаточно развиты. Ключевой тенденцией инновационного развития является управление процессами цифровой трансформации, основанными на типизации и интеграции информационных ресурсов и программного обеспечения с помощью Интернет-технологий.

Abstract. The article discusses the main strategic landmarks of digital agriculture. The approaches to the formation of a digital platform are studied on the example of the agrarian sector of the economy. The reasons for the slowing down of the digital transformation were identified, the specifics of using information resources were clarified. Creating a digital platform will improve the efficiency of the management of the agro-industrial complex. But, unfortunately, these processes are underdeveloped. A key trend in innovation development is the management of digital transformation processes based on the type-design practice and integration of information resources and software using Internet technologies.

Ключевые слова: цифровое сельское хозяйство, интеграция информационных ресурсов и систем, информационное Интернет-пространство, сервисные системы.

Keywords: digital agriculture, integration of information resources and systems, information Internet space, service systems.

   Имеющееся многообразие к пониманию сущностной основы цифровой платформы для сельского хозяйства направляет к более детальному исследованию с позиций ряда теоретических подходов, имеющихся в науке. На наш взгляд, концептуальные аспекты в определении стратегических ориентиров характеристики цифровизации сельского хозяйства должны рассматриваться на базе системного, институционального и структурно — функционального научных подходов.

   В концепции системного подхода делается различное определение сущности цифровой платформы как системы. Ее могут отождествлять с определенным количеством открытых информационных ресурсов, которые необходимы для принятия управленческих решений, или с конкретной сложной организационной совокупностью информационных ресурсов, программного и кадрового обеспечения, связи в которой носят устойчивый внутренний характер. На наш взгляд, следует принимать вторую точку зрения, поскольку просто определенное количество информационных ресурсов не представляют собой систему, а лишь множество элементов к ней относящихся. Только при интеграции ресурсов и наличии функциональных совместимых связей и структуры будет формироваться система цифровой платформы [6]. Исключение какого – либо элемента из системы повлечет за собой изменения в ее функционировании.

   Согласно системному подходу, создаваемые платформенные решения проявляются через модульную платформу как некую подсистему, неразрывно связанную со сквозной платформой управления отраслью, то есть она является частью более сложной системы. Цифровая платформа для агропромышленного комплекса, как сложная система, включает совокупность взаимозависимых подсистем:

  • направления и функции цифровой экосистемы управления сельским хозяйством;
  • структура управления пилотными проектами, формирование и алгоритмизация сценариев управления;
  • непосредственно процесс управления, реализующий создаваемые платформенные решения, технологии и связи между ними, ориентированные на реализацию решений товаропроизводителей в условиях меняющейся внешней среды.

   Труд ИТ-специалистов в данной системе определяется как активный элемент или платформа знаний цифровизации в целом [4].

   Сама система цифровизации представляет собой совокупность интегрированных продуктово-сервисных систем. Она наделена целями, функциями и принципами осуществления цифровой трансформации в отношении конкретной территории и отрасли, сформирована в рамках правовых и организационных норм и регламентов, а также в комплексе используемых методов, средств, ресурсов, связей между субъектами и объектами управления с использованием цифровых моделей.

   Как и другие сложные системы, цифровизация процессов в агропромышленном комплексе зависит от факторов внешней и внутренней среды, представляющих собой условия, возникающие независимо, объективно (внешняя среда) и субъективно, в результате деятельности (внутренняя среда) и оказывающие значительное воздействие на систему.

   На цифровую трансформацию сельского хозяйства воздействуют такие факторы внешней среды как особенности сельских образований, существенно различающиеся по размерам территории, численности и составу населения, положению в составе территориального разделения труда, экономическому и производственному потенциалу, состоянию муниципального хозяйства, уровню развития социальной и инженерной инфраструктуры. Формируются сельские территории с разным составом решаемых задач и соответственно функций управления, необходимым объемом управленческой работы. Поэтому они различаются численностью компетенций и возможностями по их формированию.

   К факторам внутренней среды, воздействующим на цифровизацию процессов в агропромышленном комплексе, относятся: организация труда (организация рабочих мест, регламентация); управленческие технологии; автоматизированные системы управления (технические информационные средства); профессионализм, деловитость и личные качества специалистов (квалификация, организаторские способности, лидерские качества, заинтересованность в ускорении процессов цифровизации). Эти факторы не только влияют на создание цифровой платформы, но и непосредственно сами определяют ее. Особенно необходимо отметить влияние стиля работы руководителя подразделения или органа местного самоуправления. В свою очередь, сами субъекты управления, к которым относятся ИТ-специалисты, привносят в систему управления элементы неопределенности и субъективизма принимаемых и реализуемых решений [1, 4].

   Таким образом, с позиции теории системного подхода цифровая платформа для сельского хозяйства является особым видом формализованной управленческой деятельности специалистов, профессиональная подготовка которых позволяет успешно реализовать функции с учетом неопределенности и рисков организационной среды.

   Особое значение к пониманию процесса становления и развития цифровой платформы для сельского хозяйства имеет институциональный подход, согласно которому формируются экономические, публично – правовые отношения таким образом, что позволяют обеспечить социальный порядок и баланс интересов разных групп населения. В основе закрепления таких отношений находится удовлетворение насущных потребностей населения, где определяющими является глобальное прогнозирование спроса и предложения, оказание господдержки сельхозпроизводителям, помощи в банковском и страховом обеспечении [2, 3].

   Как институт цифровая платформа в агропромышленном комплексе представляет собой систему программного, технического, кадрового обеспечения, а также юридических, организационных, моральных и других норм и правил, определяющих границы деятельности участников в процессе реализации ими своих непосредственных функций в области управления отраслью «цифровое сельское хозяйство» (ЦСХ). Следует добавить сюда также ВУЗы, НИИ, инновационные предприятия, административные организации и учреждения, которыми располагает группа чиновников, работающих в направлении формирования и алгоритмизации сценариев управления (техникой, приборами, вещами, процессами, финансами) по главным, подготовительным, производственным и сбытовым проектам.

   Институт создания цифровой платформы для агропромышленного комплекса затрагивает разные группы отношений:

  • служебные, формирующиеся между государственными органами управления разных уровней и государственными муниципальными служащими;
  • партнерства, ожидаемые формирующиеся между бизнесом и государством по пяти базовым направлениям программы: «Информационная инфраструктура», «Нормативное правовое регулирование», «Транспорт и логистика», «Кадры и образование», «Формирование исследовательских компетенций и технических заделов»;
  • международной кооперации, приоритетно между странами участницами ЕАЭС по конкретным проектам совместной деятельности «Электронная таможня», «Оплата и платежи, электронная коммерция», «Транспорт и логистика», «Информационные технологии»;
  • публичные, формирующимися между чиновником и гражданином.

   В таких отношениях осуществляется взаимодействие по реализации сценариев цифровой трансформации, формированию обеспечивающих подсистем для цифровой платформы.

   Выделим основные признаки цифровой платформы, направленной на создание автоматизированной системы управления агропромышленным комплексом (АСУ АПК), как социального института:

  1. регламентация управленческого труда, направленная на его рационализацию и результативность, четкое распределение прав, должностных обязанностей и ответственности, повышение эффективности взаимодействия участников между собой и с государством;
  2. деперсонифицированное, обезличенное распределение полномочий по созданию общедоступного структурированного банка знаний и технологий в разрезе подотраслей сельского хозяйства и регионов;
  3. разделение управленческого труда по уровням иерархии и функциональным звеньям, профессиональная подготовка и специализация в выполнении функций с целью повышения эффективности управленческого труда;
  4. закрепление необходимых средств и ресурсов для реализации властных полномочий в системе формирования автоматизированных рабочих мест (АРМов);
  5. выстраивание не только рациональных отношений субординации (соподчинения), но и координации (согласования), которые являются отношениями одного уровня иерархии и направлены на более тесное сотрудничество в субъекте управления.

   Выявленные признаки цифровой платформы для агропромышленного комплекса как социального института способствуют выстроить рамки социального взаимодействия участников по реализации управленческих функций, придав служебным и публичным отношениям самовозобновляющийся регулярный характер.

   Структурно – функциональный научный подход представляет интеграцию потоков объективных данных сельхозпроизводителей и государственных данных в платформу ЦСХ для обеспечения глобального планирования в отрасли и предоставления точных рекомендаций участникам рынка, в том числе с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Для этого необходим определенный набор постоянно действующих регламентированных служебно – публичных отношений, направленных на удовлетворение потребностей и интересов населения. Функциональные результаты управленческого труда должны соответствовать целям и задачам цифровой трансформации сельского хозяйства. Согласно структурно – функциональной концепции цифровизации фундаментальной основой единства управленческих институтов является контроль над созданием, диспетчеризацией и агрегацией потоков данных для образования сквозных цепочек от производства сельхозпродукции до потребления с глубокой интеграцией в смежные отрасли цифровой экономики, мотивацией действий участников со стороны руководства органов местного самоуправления, контроль над структурой формирования ЦСХ. Основным принципом такой важнейшей функции управления, как контроль, является обеспечение возможности развития территории [5, 6]. Все виды контроля должны быть органически взаимоувязаны.

   Составляющие подсистемы цифрового сельского хозяйства (ЦСХ) в ряде стран в ближайшее время могут быть эффективно реализованы. Исходя из сказанного выше, она представляет собой адаптивную кибер-физическую систему, построенную таким образом, чтобы наиболее рационально использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для максимально полного удовлетворения потребностей ее участников. В ЦСХ представляется возможность использования больших массивов данных, прежде всего, в сфере экономики с помощью капитализации этих данных, обработки их в режиме онлайн. Очевидно, что такая концепция предусматривает интеграцию информационных ресурсов (ИР), программного обеспечения (ПО) и информационных систем (ИС), поскольку цифровизация в качестве базовых элементов представлена постоянно трансформирующимися интегрированными продуктово-сервисными системами (PSS). Без нее невозможно представить себе развитие экономики, основанное на инновационной деятельности.

   В каждой стране при переходе к цифровой экономике большое значение в этом процессе играет роль государства, что неоднократно отмечалось на международных семинарах и форумах. Для достижения положительных эффектов упор делается на конкретную стратегию цифровой трансформации, которая в свою очередь зависит от уровня развития экономики, образования, организации нормативно-правовой базы, подготовленности и применяемости технологий информационных систем. К проектированию, разработке и внедрению ИС необходим комплексный подход, включающий подготовку соответствующих специалистов.

   В России данная проблема также обозначена, определены стратегические ориентиры в геополитике, развитии отрасли и переход к управлению АПК РФ на основе планирования и прогнозирования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», где ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности является цифровая трансформация, которая повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.

   Товаропроизводителю в настоящее время трудно найти деловую информацию по проблемам развития АПК, поскольку старая система распространения информации об инновациях и самих инноваций была разрушена, а новая, предусматривающая цифровизацию, еще не создана. Остро стоит проблема и с программным обеспечением. В Российской Федерации по-прежнему преобладает метод «одной задачи» разработки и внедрения программного обеспечения, когда приобретаются отдельные задачи у различных производителей товаров и услуг, которые могут быть совсем не связаны ни функционально, ни информационно. В системе современного Интернета, когда есть возможность доступа неограниченного числа пользователей к различным информационным ресурсам, только комплексная информатизация способна обеспечить нужный эффект [1, 5, 6].

   На федеральном уровне созданы действующие информационные системы Минсельхоза России (ФГИС), операторами которых являются профильные департаменты. Аналитический центр Минсельхоза России выполняет функцию сбора и агрегирования данных.

   Уровень развития региональных информационных систем АПК имеет существенные отличия. Есть регионы – лидеры, в которых запущены собственные автоматизированные информационные системы (АИС). Их только 33, а в остальных собственные АИС в разработке или отсутствуют. Смоленская область не относится к регионам – лидерам в этом направлении.

   В системе управления сельскохозяйственной организацией, где наиболее распространены из АИС бухгалтерские программы, управляющая и управляемая подсистемы взаимосвязаны. Изменения структуры производства влечет за собой изменения структуры системы управления. С началом массового внедрения ПК с целью создания автоматизированных систем управления (АСУ) на базе информационно-управляющих систем (ИУС) аналогичных последствий не произошло. От идеи, когда информационная система управления предприятием (АСУП) представляет собой совокупность соответствующих автоматизированных рабочих мест (АРМов) руководителей и специалистов в свое время пришлось отказаться. Однако, некоторые подходы по-прежнему вызывают интерес.

   Рассмотрим, как интеграция ИР и ИС с помощью Интернет-технологий должна повлиять цифровую трансформацию сельского хозяйства.

   На сегодняшний день у провайдеров пока нет соответствующего инструментария для разработки информационно-управляющих систем (ИУС) Интернет-технологиями. Поэтому на первом этапе предлагается сделать возможным и целесообразным отображение на сайтах необходимой информации из ИУС, что отражено на рисунке 1.

Безымянный

   В схеме взаимодействия ИУС и сайта сельскохозяйственной организации необходимо, чтобы сайт организации АПК был в единой системе управления базами данных (СУБД). Информационно-управляющая система организации на первоначальном этапе предусматривает формирование базы данных (БД). При этом единая база данных первичного учета может заполняться учетчиком с любого мобильного устройства или автоматически информацией с различных датчиков и приборов, что обеспечивает достоверность, прослеживаемость и прозрачность данных.

   В современных условиях при реализации типового сайта сельскохозяйственной организации [5, 7] предлагается такая логическая структура базы данных (БД), которая будет являться интегратором всех систем точного земледелия, космического мониторинга земель и других ИУС и делать их совместимыми. Данный подход позволит по заданному алгоритму реализовать типовые решения, практически бесплатные для товаропроизводителя. Усовершенствованная логическая структура и упорядоченная классификация указанных задач для АСУ или ИУС может стать основой для стандартизации цифровой платформы конкретной отрасли. Подобный подход для отдельных отраслей, в том числе животноводства, при размещении соответствующей БД в некотором «облаке», например, у провайдера, имеющего мощную систему управления базами данных (СУБД), расширит цифровую платформу на все отрасли сельского хозяйства. Очевидно, что эти БД будут интегрированы друг с другом.

   Проводя исследования по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что создание эталонных цифровых моделей производственных процессов в сельском хозяйстве позволит повысить эффективность бизнеса сельхозпроизводителей. Но для этого необходимы универсальные открытые системы управления сельхозпроизводством с сотнями входных условий (параметров) и анализом больших данных с элементами AI, куда входит формирование и алгоритмизация сценариев управления (техникой, приборами, вещами, процессами, финансами) по основным кейсам —  подготовительным, производственным и сбытовым.

   Каждая платформа управленческого решения строится на открытой платформе управления процессами растениеводства, животноводства, логистикой поставок и сбыта, включая системы прослеживаемости, формирование платформы семенного и генетического фондов, управления внесением удобрения и химии. Основная создаваемая платформа — это платформа знаний, что отражает наличие профессионалов в создании необходимых программ и предоставление хозяйствам новых ИТ-возможностей для повышения добавочной стоимости.

   Аналогично, при реализации типового сайта сельскохозяйственного предприятия и обязательности предоставления в общем «облаке» достоверной статистической информации должна претерпеть изменения система Росстата.

   Исследование проблемы информационных технологий на службе агропромышленного комплекса России показывает, что в данной сфере экономики продолжается так называемая «островная информатизация» отдельных предприятий, поскольку у дилеров и разработчиков программного обеспечения точного земледелия, космического мониторинга земель, ИУС базы данных растениеводства как неполны, так зачастую и несовместимы. Решение этой задачи не является простым, как кажется на первый взгляд.

    Для создания экосистемы цифрового сельского хозяйства Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором успеха производства во всех сферах агропромышленного комплекса, необходимо создание условий институционального и инфраструктурного характера. А это возможно только на базе инновационного развития.

   Для инновационного развития в системе цифрового сельского хозяйства (ЦСХ) определим формы, которые аккумулируют финансовые ресурсы с целью инвестирования в инновации, улучшают взаимодействие между наукой и производством (рисунок 2).

Безымянный

   Эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства, товаропроизводителей и потребителей, способствует повышению конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей агропромышленного комплекса Российской Федерации, так и экономики в целом.

   Основными трендами, как стратегическими ориентирами, цифровой трансформации сельского хозяйства являются:

— точное земледелие (дифференцированный посев, внесение удобрений, прогноз урожая);

— дистанционное зондирование (широкое внедрение дистанционных методов сбора информации: космические снимки, БПЛА);

— ERP-системы (интеграция разрозненных данных в составе единых многофункциональных систем);

— облачные сервисы (повышение требований к точности и оперативности поступления данных, получение информации в режиме реального времени);

контроль и учет (датчики учета ГСМ, семян, удобрений, СЗР, системы мониторинга подвижного состава);

— мобильные приложения (широкое внедрение мобильных решений).

   Предложенная схема на рисунке 2 включает взаимодействие сельскохозяйственных организаций с органами, проводящими сбор, хранение и предоставление достоверной информации об инновациях, осуществляющими финансирование инновационных проектов, а также систему внедрения этих проектов в указанной отрасли.

   В ней предусматривается тесная взаимосвязь с цифровой платформой информационного обеспечения и процедурой финансового взаимодействия субъектов инновационной деятельности на основе использования информации об инновациях.

   Таким образом, интеграция единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний [2, 3, 4] с типовыми сайтами сельскохозяйственных организаций, сельскохозяйственных НИИ и ВУЗов; типовыми ИУС и системами первичного учета, реализованных с помощью Интернет-технологий, представляет собой основу цифровой платформы, логическая структура которой готова к интеграции с различными цифровыми устройствами и приборами в дальнейшем.

Литература:

  1. Белокопытов А.В. Совершенствование управления ресурсным потенциалом сельскохозяйственных организаций Смоленской области // Продовольственная политика и безопасность. 2016. Т. 3. № 1. С. 9-18.
  2. Гончарова Н., Тарасова О. Стратегия развития мясного скотоводства региона в условиях импортозамещения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 4. С. 33-35.
  3. Кучумов А.В. Кооперация как основа устойчивого развития сельских территорий // Московский экономический журнал. 2017. № 1. С. 19.
  4. Лазько О.В., Семченкова С.В. Организационный механизм кластерного управления региональным развитием льноводства // В сборнике: Инновационные разработки для производства и переработки лубяных культур материалы Международной научно-практической конференции ФГБНУ ВНИИМЛ. 2017. С. 31-36.
  5. Никитенкова А.С., Белокопытов А.В. Проблемы роста эффективности сельскохозяйственного производства в регионе // В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты научных исследований Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. 2017. С. 64-69.
  6. Рыжов И.В., Кучумов А.В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве // Международные научные исследования. 2016. № 1 (26). С. 189-197.
  7. Чулкова Г.В. Теоретический подход к формированию особенностей агромаркетинга // В сборнике: Социально-экономические и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции и перспективы развития Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 131-133.